Методическая разработка "Организация занятия по развитию речи средствами музейной педагогики"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Материал содержит методическую разработку группового занятия по развитию речи с помощью средств музейной педагогики. Главной задачей, поставленной перед нами, педагогами, Федеральной Образовательной программой - это воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на доступном его возрасту содержании и и доступными средствами. В своей работе мне хотелось подойти индивидуально к каждому ребенку, подойти с той стороны, которая былы бы ему максимально интересна.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 232.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №294»
Методическая разработка на тему:
«Организация занятия по развитию речи средствами музейной педагогики»
Выполнила:
воспитатель Черодонова И. В.
г. Нижний Новгород
2023 г.
1этап
Актуальность
Главная задача, поставленная перед нами, педагогами дошкольного образования, Федеральной Образовательной программой – это воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на доступном его возрасту содержании и доступными средствами.
В области формирования основ гражданственности и патриотизма:
- воспитывать уважительное отношение к Родине, к людям разных национальностей, проживающим на территории России, их культурному наследию;
- знакомить детей с содержанием государственных праздников и традициями празднования, развивать патриотические чувства, уважение и гордость за поступки героев Отечества, достижения страны;
- поддерживать детскую любознательность по отношению к родному краю, эмоциональный отклик на проявления красоты в различных архитектурных объектах и произведениях искусства, явлениях природы.
В области речевого развития (связная речь) основными задачами образовательной деятельности являются:
- совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи: закреплять умения поддерживать непринужденную беседу, задавать вопросы, правильно отвечать на вопросы педагога и детей; объединять в распространенном ответе реплики других детей, отвечать на один и тот же вопрос по-разному (кратко и распространенно);
- закреплять умение участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника, не перебивать его, не отвлекаться;
- поощрять разговоры детей по поводу игр, прочитанных книг, просмотренных фильмов;
- продолжать формировать у детей умение использовать разнообразные формулы речевого этикета, употреблять их без напоминания; формировать культуру общения: называть взрослых по имени и отчеству, на «вы», называть друг друга ласковыми именами, во время разговора не опускать голову, смотреть в лицо собеседнику, не вмешиваться в разговор взрослых;
- развивать коммуникативно-речевые умения, умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие литературные произведения (сказки, рассказы) без помощи вопросов педагога, выразительно передавая диалоги действующих лиц, характеристики персонажей, формировать умение самостоятельно составлять по плану и образцу небольшие рассказы о предмете, по картине, набору картинок, составлять письма (педагогу, другу); составлять рассказы из опыта, передавая хорошо знакомые события. Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера по теме, предложенной педагогом.
В области познавательного развития (окружающий мир) основными задачами образовательной деятельности являются:
- педагог расширяет первичные представления о малой родине и Отечестве, о населенном пункте, его истории, его особенностях (местах отдыха и работы близких, основных достопримечательностях). Закрепляет представления о названии ближайших улиц, назначении некоторых общественных учреждений — магазинов, поликлиники, больниц, кинотеатров, кафе. Развивает познавательный интерес к родной стране, к освоению представлений о её столице, государственном флаге и гербе, о государственных праздниках России, памятных исторических событиях, героях Отечества. Формирует представления о многообразии стран и народов мира;
- педагог формирует у детей понимание многообразия людей разных национальностей - особенностей их внешнего вида, одежды, традиций; развивает интерес к сказкам, песням, играм разных народов; расширяет представления о других странах и народах мира, понимание, что в других странах есть свои достопримечательности, традиции, свои флаги и гербы.
По результатам диагностического обследования в сентябре были сделаны выводы: 65% воспитанников не могут составить самостоятельно рассказ по картине. Лексический и словарный запас не соответствует возрастной норме. Грамматический строй речи нарушен. В области познавательного развития дети не знают как называется город, в котором они живут, не знают названия улиц и главных достопримечательностей города. Отсутствуют знания о других местах нашей необъятной страны. Ничего не знают о празднике Победы в Великой Отечественной войне
Каким же образом организовать процесс нравственно–патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в соответствии с возрастными нормами и средствами, позволяющими сделать процесс воспитания дошкольников максимально эффективным и интересным?
В своей работе мне хотелось подойти индивидуально к каждому ребенку, подойти с той стороны, которая была бы максимально ему интересна. Кроме того, второй задачей было научить воспитанника самому составлять рассказ о нашей стране, о ее прошлом, о ее настоящем, о ее необъятности и красоте. Но без возможности умения ребенка составить этот рассказ, а потом представить его на занятии по развитию речи, воплотить это было невозможно. Мной было принято решение обратиться к средствам музейной педагогики.
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.
В последние десятилетия она приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания — создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации (это работы М. Ю. Коваль, О. В. Дыбиной). Сегодня мы ищем в музее партнера по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей.
Цель: представить материал из опыта работы по организации занятия по развитию речи с помощью средств музейной педагогики.
Задачи:
- познакомить педагогов с методами и формами проведения занятия;
- рассказать об особенностях подготовки материала (работа с семьями воспитанников);
- предоставить материалы по проведению занятия.
Новизна
Новизна моей работы заключается в том, чтобы качественно расширить уровень организации занятия по развитию речи средствами музейной педагогики. Организовать индивидуальный подход к каждому ребенку. В интересной форме рассказать детям о достопримечательностях нашей страны, а так же о событиях прошлых лет.
2 этап. Основная часть.
Подготовка к занятию.
Была проведена работа с родителями (законными представителями) по сбору материалов о путешествиях семьи, о посещении музеев. На каждого ребенка изготовлен наглядный материал. Так же была затронута тема Великой Отечественной войны. Мной была создана книга памяти «Я помню, я горжусь!», где были собраны материалы об участниках ВОВ, родственниках моих воспитанников.
Конспект ООД по развитию связной речи в старшей группе детского сада.
Цель:
- развитие связной речи, пополнение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи.
Задачи:
- развитие свободного общения со взрослыми;
- совершенствовать диалогическую форму речи;
- развивать монологическую форму речи;
- учить (по плану и образцу ) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины;
- составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими событиями.
- развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.
Ход ООД.
Дети садятся на стульчики полукругом.
Воспитатель:
- Ребята! Сегодня мы с вами поговорим о путешественниках. Путешественник кто это такой? Согласно различным справочникам и энциклопедиям путешественником называют всякого человека, совершающего пеший тур или поездку на каком-либо транспорте, и получается, что каждый из нас в каком-то смысле является путешественником. Как правило, большинство наших сограждан предпринимает путешествия один или несколько раз в году, имея целью получить от поездки удовольствие. Настоящий путешественник объездил большую часть света, многое видел и ему есть что рассказать. Среди наших соотечественников в этом плане можно выделить Федора Конюхова, который занимается путешествиями на профессиональном уровне — переплывает океаны, покоряет полюса, взбирается на горные вершины. Я знаю, что все ребята в нашей группе очень любят путешествовать. Сегодня о своей замечательной экскурсии в город Казань нам расскажет Женя Петров.
Далее следует рассказ ребенка при помощи воспитателя (пояснение значений неизвестных слов, расширение словарного запаса, наводящие вопросы, исправлений ошибок в предложно-падежных конструкциях и грамматических ошибок). Рассказ производится при помощи наглядного материала: фотографий ребенка и его семьи в памятном месте и фотографий самой достопримечательности.
3 этап Заключение
Для каждого ребенка было создано свое пособие с фотографиями и небольшим рассказом о тех знаменательных местах, где побывал ребенок. В зависимости от плана воспитательной работы и государственных праздников воспитанники по очереди представляли свой рассказ своим товарищам и воспитателю. И пусть в начале нашего пути этот рассказ был по наводящим вопросам и с слабым словарным запасом, но к окончанию года дети с удовольствием рассказывали не только о своей семье, о своих героях-победителях нацизма, но и достопримечательностях Нижнего Новгорода, Москвы и Санкт-Петербурга, Волгограда, Казани и Новороссийска. Ребята стали меньше допускать грамматических ошибок, у них увеличился словарный и лексический запас. Дети многое узнали о Великой Отечественной войне, через рассказы о своих героях-прадедах. Воспитанники стали лучше разбираться в памятных датах и государственных праздниках.
Литература:
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847) (далее – ФОП ДО);
- В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду»: Старшая группа - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015
- Музейная педагогика. Из опыта методической работы / Под ред. А. Н. Морозовой, О. В. Мельниковой. М. : Сфера, 2006:
- Князева, О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа : Учебно-методическое пособие / СПб: Детство-Пресс, 1998:
- Рыжова, Н. А. Как стать коллекционером. Игра и дети, 2004:
- Маханева М. Д. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста, М. Мозаика Синтез, 2004 г.;
- «Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду» под редакцией Л.А. Кондыринской.- М.
Сфера, 2010 г;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Приказ №1155 от 17 октября 2013г. Министерства образования и науки Российской Федерации;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/10/picture-136500-1360497649.jpg)
Методическая разработка коррекционного занятия по развитию речи во второй группе раннего возраста 1г-2г. Тема занятия: « Дом для медведей».
Учить подбирать предметы по величине большой, маленький.Учить различать предметы (стол, стул, тарелка, ложка). Обогащать пассивный словарь детей прилагательными (большой, маленький, красивый).Ак...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/04/picture-262214-1393957840.jpg)
Методическая разработка. Конспект занятия по развитию речи в младшей группе на тему: «Домашние животные и птицы».
Конспект занятия представлен для детей младшего возраста, с беседами и просмотром серии картинок "Домашние животные и птицы, с разучиванием стихов, потешек, что развивает и обогащает ...
Методическая разработка "Игра-занятие по развитию речи во 2-ой группе раннего возраста (с 1,6 до 2 лет) «Куриное семейство»"
Методическая разработка игры-занятия по развитию речи у детей раннего возраста. Вовлечь эмоционально ребёнка в действия с игрушками, побуждать активно подражать взрослому в движениях и дей...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/22/picture-388738-1390403700.jpg)
Методическая разработка НОД по правовому воспитанию дошкольников средствами музейной педагогики
На примере разработанного мной плана-конспекта НОД показано использование экспонатов мини-музея в работе с детьми по патриотическому воспитанию...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/26/picture-668952-1443283261.jpg)
Методическая разработка. Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Домашние животные - друзья человека"
Развитие связной речи детей - одна из главных образовательных задач в детском саду. В занятии использованы различные дидактические игры, элементы ТРИЗ, направленные на творческой речевой деятель...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/08/picture-722656-1449600548.jpg)
Методическая разработка конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе. Звуковая культура речи. Звук «К»
Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе.Звуковая культура речи. Звук «К»...
![](/sites/default/files/pictures/2023/06/22/picture-1478326-1687466324.jpg)
Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи для детей подготовительной к школе группы «Путешествие в страну Красивой речи»
Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память....