Методическая разработка "Организация занятия по развитию речи средствами музейной педагогики"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Ирина Владимировна Черодонова

Материал содержит методическую разработку группового занятия по развитию речи с помощью средств музейной педагогики. Главной задачей, поставленной перед нами, педагогами, Федеральной Образовательной программой - это воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на доступном его возрасту содержании и и доступными средствами. В своей работе мне хотелось подойти индивидуально к каждому ребенку, подойти с той стороны, которая былы бы ему максимально интересна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx232.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №294»

Методическая разработка на тему:

«Организация занятия по развитию речи средствами музейной педагогики»

                                                 Выполнила:

воспитатель Черодонова И. В.

г. Нижний Новгород

2023 г.

1этап

Актуальность

Главная задача, поставленная перед нами, педагогами дошкольного образования, Федеральной Образовательной программой – это воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на доступном его возрасту содержании и   доступными средствами.  

В области формирования основ гражданственности и патриотизма:

  • воспитывать уважительное отношение к Родине, к людям разных национальностей, проживающим на территории России, их культурному наследию;
  • знакомить детей с содержанием государственных праздников и традициями празднования, развивать патриотические чувства, уважение и гордость за поступки героев Отечества, достижения страны;
  • поддерживать детскую любознательность по отношению к родному краю, эмоциональный отклик на проявления красоты в различных архитектурных объектах и произведениях искусства, явлениях природы.

В области речевого развития (связная речь) основными задачами образовательной деятельности являются:

  • совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи: закреплять умения поддерживать непринужденную беседу, задавать вопросы, правильно отвечать на вопросы педагога и детей; объединять в распространенном ответе реплики других детей, отвечать на один и тот же вопрос по-разному (кратко и распространенно);
  • закреплять умение участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника, не перебивать его, не отвлекаться;
  • поощрять разговоры детей по поводу игр, прочитанных книг, просмотренных фильмов;
  • продолжать формировать у детей умение использовать разнообразные формулы речевого этикета, употреблять их без напоминания; формировать культуру общения: называть взрослых по имени и отчеству, на «вы», называть друг друга ласковыми именами, во время разговора не опускать голову, смотреть в лицо собеседнику, не вмешиваться в разговор взрослых;
  •  развивать коммуникативно-речевые умения, умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие литературные произведения (сказки, рассказы) без помощи вопросов педагога, выразительно передавая диалоги действующих лиц, характеристики персонажей, формировать умение самостоятельно составлять по плану и образцу небольшие рассказы о предмете, по картине, набору картинок, составлять письма (педагогу, другу); составлять рассказы из опыта, передавая хорошо знакомые события. Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера по теме, предложенной педагогом.

В области познавательного развития (окружающий мир) основными задачами образовательной деятельности являются:

  • педагог расширяет первичные представления о малой родине и Отечестве, о населенном пункте, его истории, его особенностях (местах отдыха и работы близких, основных достопримечательностях). Закрепляет представления о названии ближайших улиц, назначении некоторых общественных учреждений — магазинов, поликлиники, больниц, кинотеатров, кафе. Развивает познавательный интерес к родной стране, к освоению представлений о её столице, государственном флаге и гербе, о государственных праздниках России, памятных исторических событиях, героях Отечества. Формирует представления о многообразии стран и народов мира;
  • педагог формирует у детей понимание многообразия людей разных национальностей - особенностей их внешнего вида, одежды, традиций; развивает интерес к сказкам, песням, играм разных народов; расширяет представления о других странах и народах мира, понимание, что в других странах есть свои достопримечательности, традиции, свои флаги и гербы.

        По результатам диагностического обследования в сентябре были сделаны выводы: 65% воспитанников не могут составить самостоятельно рассказ по картине. Лексический и словарный запас не соответствует возрастной норме. Грамматический строй речи нарушен. В области познавательного развития дети не   знают как называется город, в котором они живут, не знают названия улиц и главных достопримечательностей города. Отсутствуют знания о других местах нашей необъятной страны. Ничего не знают о празднике Победы в Великой Отечественной войне

Каким же образом организовать процесс нравственно–патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в соответствии с возрастными нормами и средствами, позволяющими сделать процесс воспитания дошкольников максимально эффективным и интересным?

В своей работе мне хотелось подойти индивидуально к каждому ребенку, подойти с той стороны, которая была бы максимально ему интересна. Кроме того, второй задачей было  научить  воспитанника самому составлять рассказ о нашей стране, о ее прошлом, о ее настоящем, о ее необъятности и красоте. Но без возможности умения ребенка составить этот рассказ, а потом представить его на занятии по развитию речи, воплотить это было невозможно. Мной было принято решение обратиться к средствам музейной педагогики.

 Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.

   В последние десятилетия она приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания — создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации (это работы М. Ю. Коваль, О. В. Дыбиной). Сегодня мы ищем в музее партнера по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей.

Цель: представить материал из опыта работы по организации занятия по развитию речи  с помощью средств музейной педагогики.

Задачи:

- познакомить педагогов с методами и формами проведения занятия;

- рассказать об особенностях подготовки материала (работа с семьями воспитанников);

- предоставить материалы по проведению занятия.

Новизна

Новизна моей работы заключается в том, чтобы качественно расширить уровень организации занятия по развитию речи средствами музейной педагогики. Организовать индивидуальный подход к каждому ребенку. В интересной форме рассказать детям о достопримечательностях нашей страны, а так   же о событиях прошлых лет.

2 этап. Основная часть.

Подготовка к занятию.

Была проведена работа с родителями (законными представителями) по сбору материалов о путешествиях семьи, о посещении музеев. На каждого ребенка изготовлен наглядный материал. Так же была затронута тема Великой Отечественной войны. Мной была создана книга памяти «Я помню, я горжусь!», где были собраны материалы об участниках ВОВ, родственниках моих воспитанников.

   Конспект   ООД по развитию связной речи в старшей группе детского сада.

Цель:

- развитие связной речи, пополнение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи.

Задачи:

- развитие свободного общения со взрослыми;

- совершенствовать диалогическую форму речи;

- развивать монологическую форму речи;

- учить (по плану и образцу ) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины;

- составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими   событиями.

 - развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.

Ход ООД.

Дети садятся на стульчики  полукругом.

Воспитатель:

  - Ребята! Сегодня мы с вами поговорим о путешественниках. Путешественник кто это такой?  Согласно различным справочникам и энциклопедиям путешественником называют всякого человека, совершающего пеший тур или поездку на каком-либо транспорте, и получается, что каждый из нас в каком-то смысле является путешественником.  Как правило, большинство наших сограждан предпринимает путешествия один или несколько раз в году, имея целью получить от поездки удовольствие. Настоящий путешественник объездил большую часть света, многое видел и ему есть что рассказать. Среди наших соотечественников в этом плане можно выделить Федора Конюхова, который занимается путешествиями на профессиональном уровне — переплывает океаны, покоряет полюса, взбирается на горные вершины. Я знаю, что   все   ребята в нашей группе очень любят путешествовать. Сегодня о своей замечательной экскурсии в город Казань нам расскажет Женя Петров.

Далее следует рассказ ребенка при помощи воспитателя (пояснение значений неизвестных слов, расширение словарного запаса, наводящие вопросы, исправлений ошибок в предложно-падежных конструкциях и грамматических ошибок). Рассказ производится при помощи наглядного материала: фотографий ребенка и его семьи в памятном месте и фотографий самой достопримечательности.

3 этап Заключение

Для каждого ребенка было создано свое пособие   с фотографиями и небольшим рассказом о тех знаменательных местах, где побывал ребенок. В зависимости от плана воспитательной работы и государственных праздников   воспитанники по очереди представляли свой рассказ своим товарищам и воспитателю. И пусть в начале нашего пути этот рассказ был по наводящим вопросам и с слабым словарным запасом, но к окончанию  года дети с удовольствием рассказывали не только о своей семье, о своих героях-победителях нацизма, но и достопримечательностях Нижнего Новгорода, Москвы и Санкт-Петербурга, Волгограда, Казани и Новороссийска.  Ребята стали меньше допускать грамматических ошибок, у них увеличился словарный   и лексический запас. Дети многое узнали о Великой Отечественной войне, через рассказы о своих героях-прадедах. Воспитанники стали лучше разбираться в памятных датах и государственных праздниках.

Литература:

- Федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847) (далее – ФОП ДО);

- В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду»: Старшая группа - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015

-  Музейная педагогика. Из опыта методической работы / Под ред. А. Н. Морозовой, О. В. Мельниковой. М. : Сфера, 2006:

-   Князева, О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа : Учебно-методическое пособие / СПб: Детство-Пресс, 1998:

-    Рыжова, Н. А. Как стать коллекционером. Игра и дети, 2004:

-    Маханева М. Д. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста, М. Мозаика Синтез, 2004 г.;

-    «Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду» под редакцией   Л.А. Кондыринской.- М.        

       Сфера, 2010 г;

-   Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Приказ №1155       от 17 октября 2013г. Министерства образования  и науки Российской Федерации;

                 

    C:\Users\chero\Desktop\моя аттестация\фото для аттестации\20231025_070204.jpg                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка коррекционного занятия по развитию речи во второй группе раннего возраста 1г-2г. Тема занятия: « Дом для медведей».

Учить подбирать предметы  по величине большой, маленький.Учить различать предметы (стол, стул, тарелка, ложка). Обогащать пассивный словарь детей прилагательными (большой, маленький, красивый).Ак...

Методическая разработка. Конспект занятия по развитию речи в младшей группе на тему: «Домашние животные и птицы».

Конспект занятия представлен для детей младшего возраста, с беседами и просмотром серии картинок "Домашние животные и птицы, с разучиванием стихов, потешек, что   развивает и обогащает ...

Методическая разработка "Игра-занятие по развитию речи во 2-ой группе раннего возраста (с 1,6 до 2 лет) «Куриное семейство»"

Методическая разработка игры-занятия по развитию речи у детей раннего возраста. Вовлечь  эмоционально ребёнка в действия с игрушками, побуждать активно подражать  взрослому в движениях и дей...

Методическая разработка НОД по правовому воспитанию дошкольников средствами музейной педагогики

На примере разработанного мной плана-конспекта НОД показано использование экспонатов мини-музея в работе с детьми по патриотическому воспитанию...

Методическая разработка. Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Домашние животные - друзья человека"

Развитие связной речи детей - одна из главных образовательных задач в детском саду.  В занятии использованы различные дидактические игры, элементы ТРИЗ, направленные на творческой речевой деятель...

Методическая разработка конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе. Звуковая культура речи. Звук «К»

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе.Звуковая культура речи. Звук «К»...

Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи для детей подготовительной к школе группы «Путешествие в страну Красивой речи»

Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память....