Конспект занятия по речевой деятельности
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Иванченко Анастасия Николаевна

Тема: "Составление описательного рассказа по картине "Зима"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sostavlenie_opisatelnogo_rasskaza_po_kartine_zima.docx23.09 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по речевой деятельности с детьми подготовительной группы.

Тема. «Составление описательного рассказа по картине «Зима».

Цель: формирование умения составлять отдельные предложения и общий сюжетный рассказ по картинке.

Задачи: развивать способность самостоятельно придумывать сюжет, который не повторяет рассказ товарищей; развивать связную речь; активизировать в речи детей прилагательные и глаголы, согласовывать их с существительными; учить называть родственные слова к существительным;

развивать память, внимание, логическое мышление; воспитывать любовь и умение видеть красоту зимней природы.

Оборудование: проектор, сюжетные картинки, подзорная труба

Этапы работы

Действия педагога

(методы и приёмы)

Мотивация детей к деятельности.

Ребята, к нам на занятия пришла девочка Маша, она учится в школе и ей задали задание, составить рассказ по картине, но Маша, не может справиться с этим заданием и просит нас о помощи.

Простановка цели детьми

Поможем Маше?

Что для этого сделаем?

Самостоятельная работа детей по апробации способов деятельности.

- Начнем занятие с пальчиковой гимнастики.

Пальчиковая гимнастика “Кулачок”:

“Кулачки мы вместе сложим,

Нашим пальчикам поможем,

Разогнуться и подняться

И друг с другом повстречаться.

Пальчик к пальчику сожмем,

Разгибаем, загибаем, разгибаем

Снова в кулачок сжимаем – заниматься начинаем”.

Загадывание загадок.

Дом ее на белой туче,

Но ей страшен солнца лучик.

Серебристая пушинка,

Шестигранная ...(снежинка)

 Проработав целый день,

Намела гору метель.

Что за горка? Как зовётся?

Вам ответить мне придётся.(Сугроб)

Заморозил чародей и озера и ручей

Холодом дышал и вот

Не вода в ручье, а … (лед)

 Свяжет бабушка их внучке

Чтоб зимой не мерзли ручки

Сохраняют тепло сестрички

Шерстяные …. (рукавички)

 Мы его слепили ловка

Глазки есть и нос морковка

Чуть тепло-заплачет вмиг

И растает … (снеговик)

  Зацепилась за карниз

Головой свисает вниз

Акробатка- крохотулька

Зимний леденец … (сосулька)

 Всякая здесь птица

В зимний холод угостится

На сучке висит избушка

Называется … (Кормушка)

 - Кто догадался, о чем мы с вами будем говорить на нашем занятии? (о зиме).

(На доске висят опорные картинки) Рассмотрите картинки внимательно.

Подведение итога

- Какие бывают ветра?

- Какое солнце зимой?

- Что происходит зимой на реке?

- Какие стоят деревья?

-Какое главное дерево-символ зимы? (ель) Почему? (потому что праздник Н.Г.)

-Главный гость этого праздника кто?(Дед Мороз)

- А что бывает только зимой? (Снег)

- Какой бывает снег? (Он бывает легкий, искристый, белый, холодный, пушистый, колючий, рыхлый, грязный, непрозрачный)

- Что снег делает? (Идет, падает, кружится, ложится, летает, летит)

- Мы говорим, что снег белый, рыхлый, непрозрачный. Назовите предметы похожие на снег, чтобы были белые, рыхлые и непрозрачные. (Это все есть у мамы не кухне: мука, пищевая сода, соль, манная крупа, сахарный песок, стиральный порошок)

Физминутка

- Представим, что мы с вами на улице. Саша, проведи, пожалуйста, физминутку.

Снег идет, снег идет,

Дворник улицу метет.

Веселей, веселей (хлопки)

Нам помочь ему не лень.

Мы немножко разомнемся (наклоны)

И за дело сейчас возьмемся

Руки вытянуть пошире (поворот)

Раз, два, три, четыре,

Наклоняться три, четыре

И на месте поскакать

На носок, потом на пятку

Вот и сделали зарядку (хлопки)

- Отдохнули, теперь можно продолжать.

- Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру “Хорошо - Плохо”. 

Разделимся на две команды. Ваша команда будет говорить – зима – это плохо, потому что …, а ваша – зима – это хорошо, потому что … (дети по очереди перечисляют)

- Молодцы, ребята. Вот теперь пусть Дед Мороз знает, что зимой нам бывает, не только плохо, но ещё хорошо и весело.

-А сейчас посмотрите внимательно на картину (на мольберте картину “Зимний развлечения”).

- Чтобы нам получше было видно, подойдем к экрану.

«Внимательные глазки»

- Демонстрация «подзорной трубы» (или её изображения). Что такое подзорная труба? Для чего она?

С помощью пальчиков каждый изобразит свою  «подзорную трубу». Посмотрим вдаль на картину … Расскажите, что вы видите? (Необходимо назвать как можно больше объектов)

- Скажите, как можно назвать эту картину? (предложить детям название «Зимние развлечения»)

Упражнение «Волшебство».

- А теперь закройте глаза и представьте, что вы оказались среди ребят на картине.

-Как здесь хорошо! Воздух морозный, кажется, колет щёчки (потереть щёчки). Деревья покрыты белыми шапками, будто вросли в снег. Волшебница зима торжествует, властвует. Все замело. Застыли маленькие ёлочки, одетые в нарядные белые платья. Как много ребят вышло гулять на улицу в зимний солнечный день.

- Расскажите о своих чувствах. Аня, ты представила себя в этой картине? Как тебе там? Что ты почувствовала? (спросить 2-3 человека)

- Предлагаю составить по этой картине небольшие рассказы.

Коллективное составление плана рассказа.

- С каких слов вы бы начали свой рассказ? (Пришла волшебница зима…)

- О чём вы расскажете потом? (О том, где лежит снег, о деревьях, о погоде.)

- О чём будете рассказывать дальше? (О детях, о том, что они делают.)

- Чем вы закончите рассказ? (Описанием настроения от увиденного на картине. О том, куда пошли дети после прогулки.)

- Итак, ребята.

1. Сначала вы расскажете о времени года.

2. Потом о погоде и природе.

3. Затем, что делают дети

4. Какое настроение вызывает у вас эта картина.

5. И закончите свой рассказ о том, что было после прогулки.

Примерные рассказы детей:

1 ребенок: Наступила холодная, снежная зима. Солнце светит, но не греет. Небо синее, низкое. Земля покрыта белым, пушистым снегом. Дети вышли на прогулку. Дети одеты тепло, по - зимнему. На них зимнее пальто, шубы, меховые шапки, шарфы, варежки, валенки.

2 ребенок: Был зимний, солнечный день. Дети вышли на улицу. Они слепили снеговика. Саша одевает ведро на снеговика. Аня принесла морковку для носа. Вместо глаз снеговику дети поставили угольки. Очень красивый снеговик получился!

3 ребенок: Здесь дети катаются на санках. Вика и Миша быстро съезжают с горы. Ваня и Рома съехали с горы и упали в сугроб. Они не плачут, им весело. Река замерзла, покрыта льдом. Дети катаются по льду на коньках. Ребятам весело зимой.

-Как вы думаете, мы помогли Маше?

-Что для этого сделали?

-Где пригодятся знания?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевой деятельности в средней группе "Расскажем Красной шапочке о диких животных"

Представленный конспект предназначен для педагогов, работающих с детьми средней группы (4-5лет) в дошкольной образовательной организации. В данном конспекте проходит интеграция образовательных областе...

Конспект занятия по речевой деятельности Тема: «Ягода – лакомство лета»

Конспект занятия по речевой деятельностиТема: «Ягода – лакомство лета»Цель: продолжать развивать у детей умение составлять описательный рассказ о ягодах, используя в речи яркие образ...

Конспект занятия "Познавательно-речевая деятельность детей через игровые технологии в ясельной группе" «Поможем зайчонку»

Цель: Закрепление полученных знаний в познавательно- речевом развитии детей в ясельной группе. ...