Конспект занятия по речевому развитию на тему "Зимние забавы"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по развитию речи

«Зимние забавы»

Цель: закрепить названия зимних игр, названия зимнего спортивного инвентаря. Учить детей словообразованию.

Задачи:

Образовательная:

Обобщить и систематизировать знания детей о зимних видах спорта

Развивающая :

Развивать речевую и познавательную активность детей, умение обобщать, делать выводы и умозаключения; развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность.

Воспитательная:

Воспитывать у детей желание заниматься спортом, вести здоровый образ жизни.

Словарная работа:

Связная речь: учить детей составлять рассказ по сюжетной картине, используя модели.

Грамматика:

- учить употреблять имена существительные в дательном падеже;

- делить слова на слоги;

- составлять предложения с заданными словами.

Словарь: закрепить названия зимних видов спортаактивизировать слова: конькобежец, саночник, лыжник, хоккеист, фигурист.

Предварительна работа: Беседы о зиме, наблюдения на прогулке в зимнее время года, заучивание загадок о спортивном инвентаре, знакомство с зимними пословицами и приметами, рассматривание картины «Зимние забавы».

Методы и приемы:

Словесные: эмоциональный настрой; беседа; ответы на вопросы; обращение к опыту детей; загадывание загадок; педагогическая оценка, поощрения;

Наглядные: демонстрация, рассматривание картины, модели для составления рассказа.

Практические: решение проблемной ситуация; поисковые действия; дидактические игры; здоровьесберегающие технологии (психологический настрой, пальчиковая гимнастика).

Игровые: словесная игра, ролевые игры.

Материалы и оборудование:

- предметные картинки с изображением спортсменов зимних видов спорта, спортивного инвентаря;

- сюжетная картина на тему «Зимние забавы»;

- магнитная доска.

- модели для составления рассказа.

1. Вводная (7 мин)

Эмоциональный настрой детей; словесная игра «Кто что делает? (мороз, метель, снег, дети)

2. Основная (20мин)

Беседа во что играют дети зимой, и какой нужен для этого инвентарь. Почему нельзя играть зимой в летние игры? (дети рассуждают)

Загадывание загадок о спортивном инвентаре детьми. Назвать виды спортивных игр.

Ролевая игра«Почему так назван?» «Кому что нужно?»

Рассматривание картины «Зимние забавы»

Составление рассказа по схеме.

Придумывание предложений о словами: снег, снеговик, снежная.

Словесная игра «Третий лишний»

Пальчиковая гимнастика «Снежок»

Дети называют знакомые пословицы и поговорки о зиме.

Чтение стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой!»

3. Заключительная часть. Подведение итога. Воспитатель дарит картинки- раскраски с зимними картинками.

Дети заходят, становятся в круг.

Игра психологического здоровья.

Воспитатель: Дети. Какой сегодня замечательный день. Давайте мы с вами подарим друг другу улыбки и наше приветствие.

Придумано кем-то просто и мудро,

При встрече здороваться: — Доброе утро!

- Доброе утро! Солнцу и птицам!

Доброе утро! Улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым…

Пусть доброе утро длится до вечера.

Воспитатель: Давайте поиграем в словесную игру «Кто что делает?»

- Что делает мороз? (трещит, щиплет, звенит, кусает, морозит, скрипит, холодит).

-Что делает метель? (вьется, воет, метет, завывает, шумит, свистит, бушует, кружит, уносит, срывает).

- Что делает снег? (летит, падает, кружится, холодит, морозит, липнет, тает, искрится, сверкает, блестит, переливается).

- Что делают дети? (гуляют, катаются, веселятся, играют, бегают, падают, радуются, развлекаются)

Воспитатель:

- Какое сейчас время года? (зима).

-В какие игры вы любите играть зимой? (в снежки, кататься на санках, лыжах, коньках, лепить снеговика и т. д.)

- Что вам нужно для зимних игр(санки, лыжи, коньки, клюшки, снег, ведра, лопатки).

- В какие игры нельзя играть зимой и почему? (в песок, потому что холодно и песок покрыт снегом; нельзя играть в настольные игры, потому что можно замерзнуть и заболеть; в мяч, потому что мяч резиновый а резина боится мороза и мяч не будет прыгать и скакать.)

- Какой зимний спортивный инвентарь вы знаете? (лыжи, клюшки, санки, коньки).

- Сейчас мы загадаем загадки о спортивном инвентаре. (дети загадывают загадки0

1. Каждый вечер я иду

Рисовать круги на льду.

Только не карандашами

А блестящими …. (коньками).

2. Льется речка- мы лежим.

Лед на речке_ мы бежим. (коньки)

3. Сперва с горы летишь на них,

А после в гору тянешь их. (санки)

4. Две курносые подружки

Не отстали дуг от дружки.

Обе по снегу бегут, обе песенки поют.

Обе ленты на снегу

Оставляют на бегу! (лыжи)

5. Есть ребята у меня

Два серебряных коня,

Езжу сразу на обоих

Что за кони у меня? (коньки)

6. Бегут по дорожке

Доски да ножки. (лыжи) Молодцы, дети!

-Дети, назовите зимние виды спорта. (фигурное катание, хоккей, конькобежный спорт, бег на лыжах, прыжки на лыжах с трамплина, горные лыжи, санный спорт, сноубординг, керлинг).

Ролевая игра «Почему так назван?»

конькобежец (бегает на коньках);

саночник (катается на санках) ;

лыжник (катается на лыжах);

хоккеист (играет в хоккей);

фигурист (занимается фигурным катанием).

Ролевая игра «Кому что нужно?»

Клюшка нужна …. (хоккеисту).

Коньки нужны …. (конькобежцу).

Санки нужны … (саночнику).

Лыжи нужны … (лыжнику).

Шайба нужна … (хоккеисту).

Предлагаю рассмотреть картину на тему «Зимние забавы»

-Какое время года изображено на картине?

-Какая стоит погода?

-Как одеты дети?

-Чем заняты дети?

Представьте себя на этой картинке. Чем бы занимались вы и почему?

На доске размещаю модель– схема составления рассказа. Заслушиваем ответы детей.

На карточке - схеме картинки, изображающие:

снежинки, солнце, детей, горку, санки, лыжи, снеговика, смеющихся детей.

2. Сейчас я вам предложу слова и мы составим предложения с этими словами:

зимний, снеговик, снежная. (дети составляют предложения)

Словесная игра «Третий лишний»

Сейчас послушайте мои зимние слова, одно из трёх слов будет лишнее, вам надо назвать его, и объяснить почему оно лишнее:

1. Январь, февраль, зима.

2. Снежки, санки, коньки.

3. Метель, лыжи, мороз.

4. Снежок, снеговик, снегирь.

-Дети, расскажите, зима, какая?. (красивая, холодная белая, снежная).

Я вам, загадаю загадку, а вы отгадайте:

Вился, вился

Белый рой,

Сел на землю –

Стал горой.

Что это? … (снег)

-Расскажите, какой Снег? (пушистый; белый как вата, сахар; хрустящий, колючий, мелкий, сухой, мягкий, сверкающий, блестящий, рыхлый, ….

Из чего состоит снег? (из снежинок)

Так много снежинок вокруг. Вот снежинка опускаете к вам на ладони. Примите её. Посмотрите и расскажите, какие снежинки? (ажурные, серебристые, нежные, пушистые, кружевные, легкие, узорчатые, холодные, сверкающие, хрустальные.).

- Как можно поиграть со снежинками? (покружимся вместе с ними)

3. Пальчиковая гимнастика (координация речи с движениемразвитие воображения)

СНЕЖОК

Раз, два, три, четыре (Загибают пальчики, начиная с большого пальца.)

Мы с тобой снежок слепили («Лепят», меняя положение ладоней.)

Круглый, крепкий, очень (Показывают круг, сжимают ладони вместе,

гладкий гладят одной ладонью другую.)

И совсем-совсем не сладкий (Грозят пальчиком.)

Раз – подбросим (Смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок).

Два – поймаем (Приседают, ловят воображаемый снежок.)

Три – уроним (Встают, роняют воображаемый снежок.)

И.. . сломаем! (Топчут воображаемый снежок ногами).

Воспитатель: А вы знаете пословицы и поговорки о зиме? Дети отвечают: да, знаем)

1. В зимний холод всякий молод.

2. Что летом родится, зимой пригодится.

3. Зима не лето – в шубу одета.

4. Зима без снега – лето без хлеба.

5. Мороз не велик, а стоять не велит.

6. Зимой снег глубокий, летом хлеб высокий.

7. Много снега – много хлеба.

8. Много снега на полях – много хлеба в закромах.

Воспитатель: А кто самый беспомощный в зимнее холодное время (птицы)

Воспитатель: Правильно, а как мы можем помочь птичкам зимой? Дети: мы можем смастерить для птичек кормушки и покормить их).

Итог занятия.

- Молодцы ребята! Мы с вами сегодня отгадывали загадки, рассматривали картины, играли - О каком времени года говорили на занятии?

- Какие зимние забавы вы знаете? А сейчас я хочу вам подарить картинки-раскраски «Зимние забавы». У зимы лишь белая краска, а вы сможете их раскрасить своими цветными карандашам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimnie_zabavy.docx22.94 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по развитию речи

«Зимние забавы»

Цель: закрепить названия зимних игр, названия зимнего спортивного инвентаря. Учить детей словообразованию.

Задачи:

Образовательная:

Обобщить и систематизировать знания детей о зимних видах спорта.

Развивающая :

Развивать речевую и познавательную активность детей, умение обобщать, делать выводы и умозаключения; развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность.

Воспитательная:

Воспитывать у детей желание заниматься спортом, вести здоровый образ жизни.

Словарная работа:

Связная речь: учить детей составлять рассказ по сюжетной картине, используя модели.

Грамматика:

- учить употреблять имена существительные в дательном падеже;

- делить слова на слоги;

- составлять предложения с заданными словами.

Словарь: закрепить названия зимних видов спорта; активизировать слова: конькобежец, саночник, лыжник, хоккеист, фигурист.

Предварительна работа: Беседы о зиме, наблюдения на прогулке в зимнее время года, заучивание загадок о спортивном инвентаре, знакомство с зимними пословицами и приметами, рассматривание картины «Зимние забавы».

Методы и приемы:

Словесные: эмоциональный настрой; беседа; ответы на вопросы; обращение к опыту детей; загадывание загадок; педагогическая оценка, поощрения;

Наглядные: демонстрация, рассматривание картины, модели для составления рассказа.

Практические: решение проблемной ситуация; поисковые действия; дидактические игры; здоровьесберегающие технологии (психологический настрой, пальчиковая гимнастика).

Игровые: словесная игра, ролевые игры.

Материалы и оборудование:

- предметные картинки с изображением спортсменов зимних видов спорта, спортивного инвентаря;

- сюжетная картина на тему «Зимние забавы»;

- магнитная доска.

- модели для составления рассказа.

1. Вводная (7 мин)

Эмоциональный настрой детей; словесная игра «Кто что делает? (мороз, метель, снег, дети)

2. Основная (20мин)

Беседа во что играют дети зимой, и какой нужен для этого инвентарь. Почему нельзя играть зимой в летние игры? (дети рассуждают)

Загадывание загадок о спортивном инвентаре детьми. Назвать виды спортивных игр.

Ролевая игра: «Почему так назван?» «Кому что нужно?»

Рассматривание картины «Зимние забавы»

Составление рассказа по схеме.

Придумывание предложений о словами: снег, снеговик, снежная.

Словесная игра : «Третий лишний»

Пальчиковая гимнастика «Снежок»

Дети называют знакомые пословицы и поговорки о зиме.

Чтение стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой!»

3. Заключительная часть. Подведение итога. Воспитатель дарит картинки- раскраски с зимними картинками.

Дети заходят, становятся в круг.

Игра психологического здоровья.

Воспитатель: Дети. Какой сегодня замечательный день. Давайте мы с вами подарим друг другу улыбки и наше приветствие.

Придумано кем-то просто и мудро,

При встрече здороваться: — Доброе утро!

- Доброе утро! Солнцу и птицам!

Доброе утро! Улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым…

Пусть доброе утро длится до вечера.

Воспитатель: Давайте поиграем в словесную игру «Кто что делает?»

- Что делает мороз? (трещит, щиплет, звенит, кусает, морозит, скрипит, холодит).

-Что делает метель? (вьется, воет, метет, завывает, шумит, свистит, бушует, кружит, уносит, срывает).

- Что делает снег? (летит, падает, кружится, холодит, морозит, липнет, тает, искрится, сверкает, блестит, переливается).

- Что делают дети? (гуляют, катаются, веселятся, играют, бегают, падают, радуются, развлекаются)

Воспитатель:

- Какое сейчас время года? (зима).

-В какие игры вы любите играть зимой? (в снежки, кататься на санках, лыжах, коньках, лепить снеговика и т. д.)

- Что вам нужно для зимних игр? (санки, лыжи, коньки, клюшки, снег, ведра, лопатки).

- В какие игры нельзя играть зимой и почему? (в песок, потому что холодно и песок покрыт снегом; нельзя играть в настольные игры, потому что можно замерзнуть и заболеть; в мяч, потому что мяч резиновый а резина боится мороза и мяч не будет прыгать и скакать.)

- Какой зимний спортивный инвентарь вы знаете? (лыжи, клюшки, санки, коньки).

- Сейчас мы загадаем загадки о спортивном инвентаре. (дети загадывают загадки0

1. Каждый вечер я иду

Рисовать круги на льду.

Только не карандашами

А блестящими …. (коньками).

2. Льется речка- мы лежим.

Лед на речке_ мы бежим. (коньки)

3. Сперва с горы летишь на них,

А после в гору тянешь их. (санки)

4. Две курносые подружки

Не отстали дуг от дружки.

Обе по снегу бегут, обе песенки поют.

Обе ленты на снегу

Оставляют на бегу! (лыжи)

5. Есть ребята у меня

Два серебряных коня,

Езжу сразу на обоих

Что за кони у меня? (коньки)

6. Бегут по дорожке

Доски да ножки. (лыжи) Молодцы, дети!

-Дети, назовите зимние виды спорта. (фигурное катание, хоккей, конькобежный спорт, бег на лыжах, прыжки на лыжах с трамплина, горные лыжи, санный спорт, сноубординг, керлинг).

Ролевая игра «Почему так назван?»

конькобежец (бегает на коньках);

саночник (катается на санках) ;

лыжник (катается на лыжах);

хоккеист (играет в хоккей);

фигурист (занимается фигурным катанием).

Ролевая игра «Кому что нужно?»

Клюшка нужна …. (хоккеисту).

Коньки нужны …. (конькобежцу).

Санки нужны … (саночнику).

Лыжи нужны … (лыжнику).

Шайба нужна … (хоккеисту).

Предлагаю рассмотреть картину на тему «Зимние забавы»

-Какое время года изображено на картине?

-Какая стоит погода?

-Как одеты дети?

-Чем заняты дети?

Представьте себя на этой картинке. Чем бы занимались вы и почему?

На доске размещаю модель– схема составления рассказа. Заслушиваем ответы детей.

На карточке - схеме картинки, изображающие:

снежинки, солнце, детей, горку, санки, лыжи, снеговика, смеющихся детей.

2. Сейчас я вам предложу слова и мы составим предложения с этими словами:

зимний, снеговик, снежная. (дети составляют предложения)

Словесная игра «Третий лишний»

Сейчас послушайте мои зимние слова, одно из трёх слов будет лишнее, вам надо назвать его, и объяснить почему оно лишнее:

1. Январь, февраль, зима.

2. Снежки, санки, коньки.

3. Метель, лыжи, мороз.

4. Снежок, снеговик, снегирь.

-Дети, расскажите, зима какая?. (красивая, холодная белая, снежная).

Я вам, загадаю загадку, а вы отгадайте:

Вился, вился

Белый рой,

Сел на землю –

Стал горой.

Что это? … (снег)

-Расскажите, какой Снег? (пушистый; белый как вата, сахар; хрустящий, колючий, мелкий, сухой, мягкий, сверкающий, блестящий, рыхлый, ….

Из чего состоит снег? (из снежинок)

Так много снежинок вокруг. Вот снежинка опускаете к вам на ладони. Примите её. Посмотрите и расскажите, какие снежинки? (ажурные, серебристые, нежные, пушистые, кружевные, легкие, узорчатые, холодные, сверкающие, хрустальные.).

- Как можно поиграть со снежинками? (покружимся вместе с ними)

3. Пальчиковая гимнастика (координация речи с движением, развитие воображения)

СНЕЖОК

Раз, два, три, четыре (Загибают пальчики, начиная с большого пальца.)

Мы с тобой снежок слепили («Лепят», меняя положение ладоней.)

Круглый, крепкий, очень (Показывают круг, сжимают ладони вместе,

гладкий гладят одной ладонью другую.)

И совсем-совсем не сладкий (Грозят пальчиком.)

Раз – подбросим (Смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок).

Два – поймаем (Приседают, ловят воображаемый снежок.)

Три – уроним (Встают, роняют воображаемый снежок.)

И.. . сломаем! (Топчут воображаемый снежок ногами).

Воспитатель: А вы знаете пословицы и поговорки о зиме? ( Дети отвечают: да, знаем)

1. В зимний холод всякий молод.

2. Что летом родится, зимой пригодится.

3. Зима не лето – в шубу одета.

4. Зима без снега – лето без хлеба.

5. Мороз не велик, а стоять не велит.

6. Зимой снег глубокий, летом хлеб высокий.

7. Много снега – много хлеба.

8. Много снега на полях – много хлеба в закромах.

Воспитатель: А кто самый беспомощный в зимнее холодное время (птицы)

Воспитатель: Правильно, а как мы можем помочь птичкам зимой? ( Дети: мы можем смастерить для птичек кормушки и покормить их).

Итог занятия.

- Молодцы ребята! Мы с вами сегодня отгадывали загадки, рассматривали картины, играли - О каком времени года говорили на занятии?

- Какие зимние забавы вы знаете? А сейчас я хочу вам подарить картинки-раскраски «Зимние забавы». У зимы лишь белая краска, а вы сможете их раскрасить своими цветными карандашам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевому развитию «Упражнения на совершенствование речевых навыков»

Конспект занятия по речевому развитию «Упражнения на совершенствование речевых навыков»...

Конспект занятия по речевому развитию «Зимние забавы» во второй младшей группе

Задачи:Образовательные:Познавательное развитие: - Дать представление о признаках зимы- Продолжать учить составлению рассказа по образцу воспитателяРечевое развитие: - Упражнять в образовании...

Конспект занятия по речевому развитию Тема «Зимние забавы»

Цель занятия: Создать условия для детей по речевому развитию при составление коллективного рассказа по сюжетной картине....

Конспект занятия по речевому развитию для детей 1 младшей группы "Зимние забавы"

   Цель: уточнить представления о зимних играх, учить рассматривать картину, отвечать на вопросы по изображению, активизировать словарь, развивать речевую активность, память , внимани...

...конспекты занятий по речевому развитию для 1 младшей группыплан-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Занятия с детьми ясельной группы носят игровой характер. Однако они имеют определённые цели, задачи, средства их осуществления и тем самым отличаются от игры. С самого начала занятий воспитателем став...

Конспект занятия по речевому развитию в младшей группе «Паровозик» по теме: «Зимние забавы»

Цель: развивать речевую активность детей младшего дошкольного возраста.Задачи:Образовательные: развивать связную речь: активизировать и обогащать словарный запас прилагательными, соглас...