образовательная программа 2023-2024 гг
календарно-тематическое планирование по развитию речи (подготовительная группа)

Рабочая образовательная программа для детей старших и подготовительных групп по обучению разговорному якутскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_po_yakutskomu_yazyku_2023-2024_uch.g.docx147.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно - речевому развитию детей

№27 «Кораблик» городского округа «город Якутск»

ул. Губина 3/1 (а), г. Якутск, Республика Саха (Якутия), 677000

тел/факс 4112 21-82-30, e-mail detsad27@yaguo.ru

        

ПРИНЯТО:

на заседании педагогического совета

протокол №___

от «___» _____________2023 года

                                              УТВЕРЖДЕНО:

                                    Заведующей МБДОУ

                     Детский сад №27 «Кораблик»

                     Приказ №_________________

                     _____________Гончарова Е.Ю.

                     от «___» __________2023 года

Образовательная программа по дополнительному образованию

«Якутский язык»

(наименование программы)

срок реализации: 2023 – 2025 г.

Педагог ДО: Степанова Елена Петровна

Якутск, 2023

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА……………………………………………...3

2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН…………...............................................7

2.1. Учебно-тематический план в старшей группе (возраст 5-6 лет)……………7

2.2. Учебно-тематический план в подготовительный группе (возраст 6- 7 лет)…….……………………………………………………………………………..9

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ……………………………………………...

3.1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ…………………...10

3.2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ……13

4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ………………………………………...16

5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………...17

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность дополнительной образовательной программы. Дополнительная образовательная программа «Якутский язык» является программой туристско-краеведческой направленности. 

Программа разговорному якутскому языку в русскоязычных детских садах является обучением пониманию определенного количества повседневных фраз на якутском языке и элементарному речевому обмену детей с педагогом и между собой на занятиях.

Современная система образования требует возрождения национальных культур, что возможно только на базе народной педагогики, традиционной педагогической культуры. Применение народной педагогики это целостный, систематический процесс приобщения к традициям и обычаям народа, к фольклору, развитие и понимание у детей интереса к духовным сокровищам народов. Освоение этой области – часть всестороннего развития личности маленького человека. Воспитание патриотизма, нравственных качеств, всестороннее развитие ребенка начинается с привития любви к малой родине, ознакомления с культурным наследием и современным искусством края, в котором он живет, его языку.

Новизна программы. Дополнительная образовательная программа «Якутский язык» составлена на основе Программы обучения разговорному якутскому языку в русско-язычных детских садах /Мин-во образования РС (Я), Упр. Образования г. Якутска; Сост. В.М. Петрова, Е.М. Сергеева, Ю. И. Трофимова. - Якутск: Бичик, 2006. – 48 с. с элементами Программы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с родным краем «Люби и знай родной край» / ГОУ ВПО Моск. Гос. Ун-т им. М.А. Шолохова, ГОУ СПО якут. пед. колледж №2, МДОУ Центр развития ребенка №105 «Умка»; [авт.-сост. Т.В. Платонова, Е.Е. Хохолова]. – Якутск, 2009, - 84 с.

Обучение состоит из трех этапов: 1 - слушание и запоминание слов педагога; 2 – повторение за педагогом; 3 – употребление в речи. На занятиях каждое новое слово проходит через уже усвоенные речевые модели.

Актуальность программы.  Народы Якутии, вошедшие в состав России, навеки связали свою судьбу с русским народом, в результате этого слияния происходит интенсивный процесс проникновения слов из якутского языка в русский язык, что связано с двуязычием народов Якутии и с возникновением интереса к национальной культуре, поэтому вопрос взаимодействия между якутским и русским языками был всегда актуален, как среди населения, так и со стороны ученых-филологов. Хотя дошкольный возраст самый лингвистически восприимчивый, изучение русскоязычных детей якутскому языку – это не только филологические задачи, но и знакомство с бытом, традиционными занятиями, якутским народным календарем, фольклором, с национальным праздником «Ысыах» воспитывают у детей уважительное отношение к жизни и культуре якутского народа, что очень актуально в нашей многонациональной республике.

Педагогическая целесообразность.

Программа построена на коммуникативном принципе обучения. Дети должны понимать простые якутские фразы обращенные к ним и реагировать на них во- первых, действием, во- вторых, словами. Поэтому основное место в работе занимает усвоение речевой модели, которое на каждом занятии пополняется новыми словами для употребления. Также даны примерные варианты диалогов между педагогом и детьми, которыми можно пользоваться на занятии. Таким образом, программа содержит лексический и фразовый минимум для активного и пассивного усвоения по годам обучения.

Программа носит характер «открытости» и предусматривает  творческое отношение педагога к нему, поиск новых путей работы по воспитанию у детей патриотических и гражданских чувств.

Нормативная база на основе которой создана Программа:

  1. ФЗ «Об образовании» от 29.12.20012 г.  N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования";
  3. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы    СанПиНом 2.4.1.3049-13 от 15 мая 2013 г. (с изменениями от 04.04.2014 г.), СП 2020 2.1.3678-20); 
  4. Письмо Министерства образования России от 09.08.2000 г. №237 – 23 - 16 «О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы»;
  5. Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 №06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»

Цель программы: обучение якутскому разговорному языку русскоговорящих детей и обогащение знаний по национальной культуре, формирование основ патриотизма и гражданственности у дошкольников 5 – 7 лет.

Задачи:

  1. Пробудить в ребенке любовь к родному краю и городу, интерес к истории их возникновения и развития. Воспитывать любознательность, уважение к людям, интерес к родной природе.
  2. Научить пониманию определенного количества повседневных фраз на якутском языке и элементарному речевому обмену детей с воспитателем и между собой на занятиях и в повседневной жизни.
  3. Приобщить дошкольников к культуре, искусству, традициям и обычаям якутского народа. Накопление социального опыта жизни в своем городе и республике, усвоение общепринятых норм поведения, взаимоотношений. Заложить важнейшие  черты национального характера – трудолюбие, порядочность, сочувствие, доброта, гостеприимство, выносливость.

Принципы образовательной деятельности с детьми. Основополагающими принципами образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста  являются:

Первый принцип: слушание и запоминание слов педагога (беседы, занятия фронтальные, индивидуальные, подгрупповые, комплексные)

Второй принцип: повторение за педагогом (практически усваивают путем запоминания готовых фраз, повторения и имитации).

Третий принцип: употребление в речи (каждое иное слово проходит через уже усвоенные речевые модели).

Отличительная особенность данной дополнительной образовательной программы.

Содержание образовательной деятельности логически вписывается в традиционные темы нашего ДОУ, а также включает в себя региональный компонент: знакомит детей с бытом наших предков, их жилищами и жизнью в суровых условиях севера; с национальными играми настольными играми, способствуя формированию нравственно – патриотических чувств у старших дошкольников, любви к своей малой родине.

Содержание делает образовательный процесс интересным и занимательным для детей, формирует необходимые умения, опыт деятельности, необходимый для успешного обучения в начальной школе, а также формирует качества личности, являющиеся целевыми ориентирами в ФГОС ДО.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: 5 – 7 лет

Срок реализации Программы - 2 года.

Форма обучения: очная (согласно Закону РФ «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ гл.2, ст.17, п. 2).

Основные формы занятий. На начальном этапе обучения новые формы слова, особенно личные формы глагола, считаются как новая лексическая единица: оонньоо, оонньуохха, оонньуубун, оонньуур, оонньууллар- 5 разных фраз. Активную лексику дети слушают в речи педагога затем начинают употреблять сами. Пассивная лексика нужна для организации занятий. Количество новых слов и форм для понимания детей также следует учитывать и повторять их часто.

Формы организации обучения дошкольников по якутскому языку. На каждом занятии проводится работа над произношением якутских звуков и звукосочетаний. Для начинающих детей, как известно, трудны слова со звуками у, е, н,h, 5, с долгими гласными аа, оо,ее, ыы, ии, уу которые дети заменяют краткими; с дифтонгами иэ,ыа,уе, уо. Такие слова детям трудно не только произносить правильно, но и различать на слух.

Основным приемом обучения произношению и интонации считается подражание педагогу, используются фонетические игры, считалки.

Важную роль для усвоения другого языка играет последовательность введения грамматических форм. На занятиях дети в разной форме как можно больше говорят по-якутски. Это хоровое и индивидуальное повторение слов и фраз, ответы на вопросы, считалки, стихи, песни, подвижные и настольные игры с проговариванием слов и словосочетаний. Занятия по возможности проводятся в игровой форме. Больше практикуется диалог с детьми и обращение детей друг к другу, заучивание самодельных дидактических стишков и детских песен со словами для активного усвоения.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий:

  • общее количество часов в год: 38 академических часов;

  • периодичность: 1 занятие в неделю;

  • продолжительность занятий: в старшей группе не более 25 минут (дети 5-6 лет)

  • продолжительность занятий: в подготовительной группе не более 30 минут (дети 6-7 лет)

       

Ожидаемые  результаты освоения Программы

На этапе завершения дошкольного образования:

  • Владеет простейшими речевыми моделями с наиболее употребительными формами имен и глаголов якутского языка;
  • Владеет некоторыми количествами слов, словосочетаний, готовых фраз якутского языка;
  • Владеет основными фонетическими особенностями якутского языка;
  • Открыт новому, то есть проявляет стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе.
  • Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою республику, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях.
  • Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях и др.

Требования к знаниям и умениям воспитанников

В процессе реализации поставленных задач осуществляется отслеживание усвоения детьми обучающего и развивающего материала. Периодичность мониторинга - 2 раза в год (сентябрь-май). 

 Формы отслеживания результатов за деятельностью детей:

- наблюдение за деятельностью детей;

- задания для самостоятельного выполнения;

- общение с ребенком.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

- конкурсы;

- фестивали.

  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2.1.   УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

НА 2022 – 2023 УЧЕБНЫЙ ГОД

Месяц

Тема

Количество часов

Всего

теория

практика

Сентябрь

1.

Здравствуй, якутский язык!

1 ак. ч.

15 мин.

10 мин.

2.

Я знаю якутский язык

1 ак. ч

15 мин.

10 мин.

3.

Знакомство

1 ак. ч

10 мин.

15 мин.

4.

Знакомство. Эн аатын кимий?

1 ак. ч

15 мин.

10 мин.

Октябрь

1.

Имена твоих друзей

1 ак. ч

15 мин.

10 мин.

2.

Мин детсадым. Мой садик

1 ак. ч

15 мин.

10 мин.

3.

Дети в детском саду

1 ак. ч

15 мин.

10 мин.

4.

Игрушки в группе. Сколько их?        

1 ак. ч

15 мин.

10 мин.

Ноябрь

1.

Ох, какая игрушка

1 ак. ч

10 мин.

15 мин.

2.

Какого цвета?

1 ак. ч

10 мин.

15 мин.

3.

Баай Байанай - дух природы

1 ак. ч

10 мин.

15 мин.

4.

Рисования «Уруьуй»

1 ак. ч

10 мин.

15 мин.

5.

Мин дьонум. Моя семья        

1 ак. ч

10 мин.

15 мин.

декабрь

1.

Мои братья и сестры

1 ак. ч

10 мин.

15 мин.

2.

Домашние животные

1 ак. ч

10 мин.

15 мин.

3.

Где гуляли?

1 ак. ч

10 мин.

15 мин.

4.

Новый год.

1 ак.ч.

10 мин.

15 мин.

январь

1.

С кем ходили ребята?

1 ак. ч

10 мин.

15 мин.

2.

Игры и игрушки

1 ак. ч

10 мин.

15 мин.

3.

Части тела.

1 ак. ч

10 мин.

15 мин.

4.

Стихотворение якутских писателей

1 ак.ч.

10 мин.

15 мин.

февраль

1.

Болит ли у тебя животик?

1 ак. ч

10 мин.

15 мин.

2.

Мин аьылыгым. Моя еда

1 ак. ч

10 мин.

15 мин.

3.

Якутская национальная посуда

1 ак. ч

10 мин.

15 мин.

4.

Сладости для радости        

1 ак. ч

10 мин.

15 мин.

март

1.

Овощной салат, или в помощь маме

1 ак. ч

10 мин.

15 мин.

2.

Овощ в помощь. Семья

1 ак. ч

10 мин.

15 мин.

3.

Фрукты. «Мин … себулуубун»

1 ак. ч

10 мин.

15 мин.

4.

Продукты. Есть и пить. Голодный и жаждущий        

1 ак. ч

10 мин.

15 мин.

апрель

1.

Мин танаьым. Моя одежда

1 ак. ч

10 мин.

15 мин.

2.

Идем на прогулку. Верхняя одежда

1 ак. ч

10 мин.

15 мин.

3.

Якутск – любимый город

1 ак. ч

15 мин.

10 мин.

4.

Культура традиции, литература и быт якутов

1 ак. ч

10 мин.

15 мин.

май

1.

Мониторинг

1 ак. ч

--

25 мин.

2.

Якутский фольклор. Якутские танцы, народные песни

1 ак. ч

10 мин.

15 мин.

3.

До встречи, якутский язык!

1 ак. ч

10 мин.

15 мин.

4.

Национальный праздник «Ысыах»

1 ак. ч

--

25 мин.

                                                                            Итого

37

ак. ч./

950 мин.

400

мин.

550

мин.

  1.  УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

НА 2022 – 2023 УЧЕБНЫЙ ГОД

Месяц

Тема

Количество часов

Всего

теория

практика

Сентябрь

1.

Здравствуй, якутский язык!

1 ак. ч.

15 мин.

15 мин.

2.

Я знаю по-якутски…

1 ак. ч.

10 мин.

20 мин.

3.

Моя группа

1 ак. ч.

15 мин.

15 мин.

4.

Как зовут воспитателей?

1 ак. ч.

15 мин.

15 мин.

Октябрь

1.

Кабинет якутского языка

1 ак. ч.

15 мин.

15 мин.

2.

Музыкальное занятие

1 ак. ч.

15 мин.

15 мин.

3.

Давайте споем и потанцуем

1 ак. ч.

15 мин.

15 мин.

4.

Биьиги дьарыкпыт. Наши занятия

1 ак. ч.

15 мин.

15 мин.

ноябрь

1.

Физкультура. Якутские национальные игры

1 ак. ч.

10 мин.

20 мин.

2.

Стихи на якутском

1 ак. ч.

10 мин.

20 мин.

3.

Баай Байанай - дух природы

1 ак. ч

10 мин.

20 мин.

4.

Подвижные якутские национальные игры

1 ак. ч.

10 мин.

20 мин.

5.

Якутские настольные игры (куерчэх, хабылык)        

1 ак. ч.

10 мин.

20 мин.

декабрь

1.

Тулалыыр эйгэбит. Зима.

1 ак. ч.

15 мин.

15 мин.

2.

Времена года. Встреча Нового года в Якутии.        

1 ак. ч.

10 мин.

20 мин.

3.

Песня, танец оленей. Стихи про зайчика

1 ак. ч.

10 мин.

20 мин.

4.

Любимые игры предков        

1 ак. ч.

10 мин.

20 мин.

январь

1.

Край, в котором мы живем

1 ак. ч.

10 мин.

20 мин.

2.

Вечер «Танха»

1 ак. ч.

10 мин.

20 мин.

3.

Мультфильм «Олонхо» на якутском языке                

1 ак. ч.

10 мин.

20 мин.

4.

Любимые игры предков

1 ак.ч.

10 мин.

20 мин.

февраль

1.

Уерэнэ барабын. Пойду учиться

1 ак. ч.

15 мин.

15 мин.

2.

Чтение сказки «Уерэнэ барыам» по ролям

1 ак. ч.

15 мин.

15 мин.

3.

Учат в школе…

1 ак. ч.

15 мин.

15 мин.

4.

Кабинеты. Мебель в школе

1 ак. ч.

15 мин.

15 мин.

март

1.

Времена года. Песня «Мин ийэм». Поздравляем мам

1 ак. ч.

10 мин.

20 мин.

2.

Времена года. Месяцы

1 ак. ч.

10 мин.

20 мин.

3.

Природа моей республики

1 ак. ч.

15 мин.

15 мин.

4.

Погода

1 ак. ч.

15 мин.

15 мин.

апрель

1.

Времена года. Весна

1 ак. ч.

15 мин.

15 мин.

2.

Дни недели

1 ак. ч.

15 мин.

15 мин.

3.

Уерэнэ барабын. Пойду учиться

1 ак. ч.

15 мин.

15 мин.

4.

Викторина «Люби и знай родной край!

1 ак. ч.

--

30 мин.

май

1.

Якутский национальный праздник «Ысыах»

1 ак. ч.

15 мин.

15 мин.

2.

Мониторинг

1 ак. ч.

15 мин.

15 мин.

3.

Якутский фольклор. Якутские танцы, народные песни

1 ак. ч.

15 мин.

15 мин.

4.

Отчетный концерт, праздник «Ысыах»        

1 ак. ч.

--

30 мин.

Итого

37 ак. ч./

1090 мин.

450 мин.

640 мин.

3.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

3.1. Содержание программы в старшей группе

Тема 1.1. Здравствуй, якутский язык!

Теория. Знакомить детей с предметом обучения: рассказать о роли якутского языка в жизни человека. Развивать интерес детей к якутскому языку.

Практика. Артикуляционная гимнастика. Работа над произношением якутских звуков и звукосочетаний.

Тема 1.2. Я знаю якутский язык

Теория. Развивать интерес детей к якутскому языку.

Практика. Выявить уровень знаний  якутского языка (мониторинг начало года).

Тема 1.3. Знакомство.

Теория. Знакомить воспитанников с некоторыми якутскими формами приветствия и прощания.

Практика. Работа над произношениями с долгими гласными аа, оо,уу,ее, ии,ыы,ээ

Тема 1.4. Знакомство. Эн аатын кимий?

Теория. Знакомить воспитанников с некоторыми якутскими формами приветствия и прощания, моделями знакомства.

Практика. Работа над произношениями со звуками у,е,н,5.

Тема 2.1. Мин детсадым. Мой садик

Теория. Развивать диалогические умения детей в сюжетно-ролевой игре.

Практика. Сюжетно – ролевая игра.

Тема 2.2. Имена твоих друзей

Теория. Знакомить воспитанников с якутскими именами для девочек и мальчиков.

Практика. Игры и упражнения, направленные на формирование звуковой культуры речи.

Тема 2.3. Дети в детском саду

Теория.  Знакомить воспитанников с якутскими названиями кабинетов, занятий, с кем приходят дети в садик        

Практика. Работа над интонациями с якутскими звуками.

Тема 2.4. Игрушки в группе. Сколько их?

Теория. Знакомить воспитанников с якутскими названиями предметов в группе.

Практика. Детей много, мало (элбэх, а5ыйах).

Тема 3.1. Любимая игрушка.

Теория.         Знакомить воспитанников с якутскими названиями игрушечных животных. Практика. Развивать диалогические умения детей в сюжетно-ролевой игре.

Тема 3.2. Какого цвета?

Теория. Знакомить воспитанников с якутскими названиями цветов.

Практика. Развивать монологические умения детей в заданной ситуации общения.

Тема 3.3. Баай Байанай дух природы. Труд охотника

Теория. Знакомить с обитателями якутской тайги. Закрепить знания о труде охотников.

Практика. Дать понятие, что мех диких животных называют «мягким золотом», что это богатство Якутии.

Тема 3.4. Рисования «Уруьуй»

Теория. Совершенствовать навык различения цветов, развивать творческие способности обучающихся.

Практика. Рисовать радугу.

Тема 3.5. Мин дьонум. Моя семья        

Теория. Знакомить воспитанников как называть родных на якутском языке.

Практика. Развивать диалогические умения детей в сюжетно-ролевой игре.

Тема 4.1. Мои братья и сестры

Теория. Развивать диалогические умения детей в сюжетно-ролевой игре.

Практика. Сюжетно-ролевая игра.

Тема 4.2.  А кто же старший?

Теория. Знакомить воспитанников с якутским названием: большой, средний, маленький.

Практика. Фразы из коротких, неполных предложений.

Тема 4.3. Домашние животные

Теория. Знакомить воспитанников с якутскими названиями домашних животных. Практика. Развивать диалогические и монологические умения детей в сюжетно-ролевой игре.

Тема 4.4. Где гуляли        

Теория. Знакомить детей с местными развлекательными центрами для детей (цирк, парк).        

Практика. Рассматривание картин, презентаций.

Раздел 5. Моя игрушка

Тема 5.1. С кем ходили, ребята?

Теория. Знакомить воспитанников с якутскими названиями видов транспорта и ПДД. Практика. Развивать монологическую речь по картинкам.

Тема 5.2. Игры и игрушки

Теория. Знакомить воспитанников с названиями игр и игрушек на якутском языке.

Практика. Настольные игры «Куерчэх», «Тырыынка»

Тема 5.3. Части тела. А, где глазки куклы?

Теория. Знакомить воспитанников с названиями частей тела на якутском языке

Практика. Беседа. Работа над произношением.

Тема 6.1. Болит ли у тебя животик?

Теория. Знакомить воспитанников на якутском языке об экстренных ситуациях.

Практика. Развивать монологические умения детей в заданной ситуации общения.

Тема 6.2. Мин аьылыгым. Моя еда

Теория. Знакомить воспитанников с якутскими названиями овощей.

Практика. Развивать навыки счета. Считалки.

Тема 6.3. Якутская национальная посуда.

Теория. Знакомить воспитанников с якутскими названиями посуды.

Практика. Сюжетно-ролевая игра.

Тема 6.4. Сладости для радости                

Теория. Знакомить обучающихся с якутскими названиями сладостей.

Практика. Диалог с детьми и обращение детей друг к другу.

Тема 7.1. Овощной салат, или в помощь маме

Теория. Знакомить воспитанников с якутскими названиями овощей. 

Практика. Развивать навыки счета. Счет от 1 до 10.

Тема 7.2. Овощ в помощь. Семья

Теория. Развивать навыки с якутскими названиями членов семьи.

Практика. Повторение слов и фраз, ответы на вопросы.

Тема 7.3. Фрукты. Мин … себулуубун

Теория. Знакомить воспитанников с якутскими названиями фруктов.

Практика. Работа над произношением.

Тема 7.4. Продукты. Есть и пить. Голодный и жаждущий

Теория. Знакомить воспитанников с якутскими названиями еды и напитков.

Практика. Презентация здоровая пища. Сюжетно-ролевая игра.

Тема 7.5. Игровая ситуация.

Теория. Развивать монологические умения детей в заданной ситуации общения.

Практика. Подвижные и настольные игры с проговариванием слов и словосочетанием.

Тема 8.1. Мин танаьым. Моя одежда        

Теория. Знакомить воспитанников с якутскими названиями одежды.

Практика. Повторение слов, фраз, ответы на вопросы.

Тема 8.2. Идем на прогулку. Верхняя одежда

Теория. Знакомить воспитанников с якутскими названиями одежды. Если идем гулять одеваемся.

Практика. Диалог с детьми.

Тема 8.3. Якутск – любимый город

Теория. Закрепить знание детей о воинах-земляках.

Практика. Беседа о герое-якутянине Федоре Попове.

Тема 8.4. Культура традиции, литература и быт якутов        

Теория. Формировать понятие о том, что у якутов, как у каждого народа есть свои народные песни.

Практика. Познакомить с якутскими народными песнями.

Тема 9.1. Мониторинг

Практика. Проверить знания воспитанников по изученным темам. Обратить внимание детей, чтобы отвечали на вопросы четко и полным ответом.

Тема 9.2. Якутский фольклор

Теория.  Познакомить с якутским фольклором. Развивать навыки аудирования детей по теме «Ысыах».

Практика. Учить песни, стихи.

Тема 9.3. Культура, традиции и быт якутов

Теория. Развитие творческих способностей детей, практика полученных знаний по предмету.

Практика. Заучивание самодельных дидактических стишков и детских песен со словами для активного усвоения.

Тема 9.4. До встречи, якутский язык!

Теория. Развитие знания якутской национальной культуры.

Практика. Повторение.

Тема 9.5. Национальный праздник «Ысыах»

Практика. Национальный праздник «Ысыах». Участие детей в празднике. Расширять и углублять знания и представления детей о обычаях и традициях якутского народа.

3.2. Содержание программы в подготовительной группе

Тема 1.1. Здравствуй, якутский язык!

Теория. Знакомить детей с предметом обучения: рассказать о роли якутского языка в жизни человека. Развивать интерес детей к якутскому языку.

Практика. Артикуляционная гимнастика. Работа над произношением якутских звуков и звукосочетаний.

Тема 1.2. Я знаю по-якутски…

Теория. Развивать интерес детей к якутскому языку.

Практика. Проверить и корректировать по изученным темам (мониторинг начало года)

Тема 1.3. Моя группа. Мин группам

Теория. Знакомить воспитанников с названиями нужных предметов, находящихся в группе.

Практика. Совершенствовать навыки счета до 10.

Тема 1.4. Как зовут воспитателей?

Теория. Закреплять умение воспитанников отвечать на вопрос полным предложением  по- якутски.

Практика. Развивать монологические умения детей в заданной ситуации общения.

Тема 2.1. Кабинет якутского языка

Теория. Знакомить воспитанников с названиями предметов наших предков на якутском языке.

Практика. Работа над произношением якутских звуков.

Тема 2.2. Музыкальное занятие

Теория. Развивать навыки слушания и произношения на материале темы «Семья и друзья».

Практика. Слушание и заучивание песни.

Тема 2.3. Давайте споем и потанцуем

Теория. Знакомить воспитанников с названиями видов якутского танца и других занятий на якутском языке. Развивать коммуникативные умения детей в заданной ситуации общения. 

Практика. Практиковать речевые модели.

Тема 2.4. Биьиги дьарыкпыт. Наши занятия

Теория. Знакомить обучающихся с названиями занятий проводящийся в саду на якутском языке.

Практика. Развивать монологические умения детей в заданной ситуации общения.

Тема 3.1. Якутские национальные игры

Теория. Знакомить воспитанников с названиями видов спорта и других занятий на якутском языке. 

Практика. Развивать коммуникативные умения детей в заданной ситуации общения. Практиковать речевые модели.

Тема 3.2. Стихи на якутском

Теория. Знакомить воспитанников с якутской литературой и других занятий на якутском языке.

Практика. Развивать коммуникативные умения детей в заданной ситуации общения. Практиковать речевые модели.

Тема 3.3. Баай Байанай дух природы. Труд охотника.

Теория. Закрепить знания детей об обитателях якутской тайги, о труде охотников.

Практика. Развлечение.

Тема 3.4. Подвижные якутские национальные игры

Теория. Знакомить воспитанников с названиями игр предков на якутском языке. Практика. Развивать коммуникативные умения детей в заданной ситуации. Практиковать речевые модели.

Тема 3.5. Якутские настольные игры (куерчэх, хабылык)                

Теория. Знакомить воспитанников с названиями игр предков на якутском языке. Практика. Развивать коммуникативные умения детей в заданной ситуации. Практиковать речевые модели.

Тема 4.1. Тулалыыр эйгэбит. Зима.

Теория. Знакомить воспитанников с названиями времен года на якутском языке. Практика. Совершенствовать навыки счета до 10.

Тема 4.2. Времена года. Встреча Нового года в Якутии.

Теория. Знакомить детей с традициями празднования Нового года в странах изучаемого языка. 

Практика. Развивать навыки слушания и произношения на материале темы «Встреча Нового года и Рождества».

Тема 4.3. Песни, стихи про зайчика.

Теория. Знакомить детей с традициями празднования Нового года в странах изучаемого языка.

Практика. Заучивание стихов.

Тема 4.4. Любимые игры предков                        

Теория. Учить осуществлять связь содержания игры с особенностями уклада жизни якутов.

Практика. Учить осуществлять связь содержания игры с особенностями уклада жизни якутов.

Тема 5.1. Край, в котором мы живем

Теория. Закрепить знания детей о республике, об ее истории, ее природе. Воспитывать у детей любовь к своему родному краю, к его истории и культуре

Практика. Беседа. 

Тема 5.2. Вечер «Танха»

Теория. Дать детям возможность активно усваивать культурные богатства народа.

Практика. Развлечение.

Тема 5.3. Мультфильм «Олонхо» на якутском языке

Теория. Развивать диалогические умения детей в сюжетно-ролевой игре.

Практика. Сюжетно-ролевая игра.

Тема 6.1. Уерэнэ барабын. Пойду учиться

Теория. Развивать навыки аудирования детей на материале сказки.

Практика. Диалог с детьми и обращение детей друг с другом.

Тема 6.2. Чтение сказки «Уерэнэ барыам» по ролям

Теория. Развивать навыки аудирования и говорения детей на материале сказки

Практика. Беседа.

Тема 6.3. «Учат в школе…»

Теория. Знакомить обучающихся с названиями эмоций на якутском языке.

Практика. Учить песню «Уерэнэ барабын».        

Тема 6.4. Кабинеты. Мебель в школе                

Теория. Знакомить обучающихся с названиями комнат и мебели в школе на якутском языке.

Практика. Хоровое и индивидуальное повторение слов и фраз.

Тема 7.1. Времена года. Песня «Мин ийэм». Поздравляем мам

Теория. Актуализировать знания детей о временах года. Знакомить обучающихся с приметами весны на якутском языке.

Практика. Учить песню о маме.

Тема 7.2. Времена года. Месяцы

Теория. Актуализировать знания детей о временах года. 

Практика. Знакомить обучающихся с названиями месяцев на якутском языке.

Тема 7.3. Природа моей республики

Теория. Расширять представление детей о взаимосвязи растительного и животного мира от климатических условий его особенностей (вечная мерзлота, низкая зимняя температура) среди обитания (тайга и тундра)

Практика. Беседа по картинкам «Тайга и ее обитатели», «Тундра и ее обитатели».

Тема 7.4. Погода        

Теория. Знакомить обучающихся с названиями погодных явлений на якутском языке.

Практика. Игра – загадывание загадок.

Тема 7.5. Игровая ситуация

Теория. Развивать монологические умения детей в заданной ситуации общения.

Практика. Упражняться в подвижных и настольных играх с проговариванием слов и словосочетаний.

Тема 8.1. Времена года. Весна

Теория. Знакомить воспитанников с названиями погодных явлений на якутском языке.

Практика. Развивать коммуникативные умения детей в заданной ситуации общения.

Тема 8.2. Дни недели

Теория. Знакомить воспитанников с названиями дней недели на якутском языке. Практика. Практика речевой модели.

Тема 8.3.        Уерэнэ барабын. Пойду учиться

Теория.  Развивать навыки школьных предметов. Знакомить обучающихся с часами на якутском языке.

Практика. Счета до 12.

Тема 8.4. Итоговое занятие «Люби и знай родной край!»

Теория. Развлечение: Викторина «Люби и знай родной край! Закрепить знания детей по истории города, о достопримечательностях родного города Якутска.

Тема 9.1. Якутский национальный праздник «Ысыах»

Теория. Знакомить детей с традициями празднования ысыах в республике.

Практика. Заучивание стихов и песен.

Тема 9.2. Мониторинг.

Теория. Проверить воспитанников по изученным темам. Мониторинг (конец года).

Тема 9.3. Якутский фольклор. Якутские танцы, народные песни

Теория. Развивать навыки аудирования детей по теме «Ысыах».

Практика. Учить скороговорки на якутском языке.

Тема 9.4. До встречи, якутский язык!

Теория. Развитие творческих способностей детей.

Практика. Практика полученных знаний по предмету. 

Тема 9.5. Отчетный концерт, праздник «Ысыах»                

Практика. Участие детей в празднике. Закрепить знания о якутской национальной культуре.

4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Перечень программ, технологий и пособий

  1. Программа обучения разговорному якутскому языку в русскоязычных детских садах/Мин-во образования РС (Я), Упр. Образования г. Якутска; Сост. В.М. Петрова, Е.М. Сергеева, Ю.И. Трофимова. – Якутск: Бичик, 2006. – 48 с.
  2. «Люби и знай родной край»: программа ознакомления детей ст. дошк. возраста с родным краем и метод. рекомендации к программе /ГОУ ВПО Моск. гос. ун-т им. М.А. Шолохова, ГОУ СПО Якут. пед. колледж №2, МДОУ Центр развития Ребенка №105 «Умка»; [авт.-сост.  Т.В. Платонова, Е.Е. Хохолова]. - Якутск, 2009. - 84 с.
  3. «Саха тыла» разговорный якутский язык  МО РС(Я), Петрова Т.И., 1993 г.
  4. «Кэрэхсиибин тереебут дойдубун» («Люблю свою Родину») серия готовимся к школе.
  5. Литература коренных народов Севера, составитель Дзингалевская Т.П.
  6. «Тырыынка» серия готовимся к школе
  7. Научно популярное издание: «Пословицы и поговорки», «Ес хоьооннор» составитель Попова Л.Н.
  8. Чабыр5ахтар, угэлэр составители Христофорова П.Е., Захарова М.Д. Телейде5у о5о сайдар киинэ «Кустук», Чурапчы улууьа
  9. О5о литературатын Антологията, составители: Луковцев В.Н., Макеева М.Г.
  10. «Сказки земли Олонхо» дидактический и демонстративные материалы на якутском и русской языках для детей 4-5 лет, авторы составители: Семенова С.С., Ефимова Д.Г., Андросова Ю.В., Аммосова В.В., Унарова В.Я., Кронникова М.Ф.
  11. «Веселая радуга детства», составитель: Кирова Г.А.
  12. «По родному краю» Составители: Пестерев В.И., Илларионова М.К., 2014
  13. Фотоальбом г. Якутск, составители: Н. Андросова, Попова А., Соловьев Д., Дьяконов А.
  14. Фольклор народов Крайнего Севера. Национальная культура народов Республики Саха - Якутск, 1993.
  15. Национальная культура коренных народов Якутии

Книги для чтения детям

Книги для чтения

  1. 1. Веселая радуга детства для детей младшего школьного возраста. Сост. Г.А. Кирова.      -  Якутск: Бичик, 2012
  2. По родному краю Составители В.И. Пестерев, М.К. Илларионова. – Якутск: Бичик, 2014
  3. Кэрэхсиибин тереебут дойдубун, сост.   М.Н. Бысыина, А.С. Попова, Л.А. Попова, С.А. Рожина, Е.П. Ючюгяева, Е.Н. Ядрихинская. – Якутск: Бичик, 2014
  4. Пословицы и поговорки, сост.  Е.Н. Попова, Якутск: Бичик, 2012
  5. «То5ус тегул то5о?» кэпсээннэр / Амма Аччыгыйа. - Якутск: Бичик, 2015  

Техническая оснащенность, демонстрационный и раздаточный материал

Наименование

Количество

1

Телевизор

1шт.

2

Интерактивная доска

1 шт.

4

Якутские настольные игры: куерчэх, тырыынка, тыксаан

31 шт.

5

Игры: «Запоминайка», «Лето на Севере», «Наш северный край, играя, познавай!, «Алыптаах азбука»

4 шт.

6

Музыкальные якутские инструменты: кепсюр, дьа5а, бадьаайах

10 шт.

8

Чороон

5 шт.

9

Тууйас - туесок

1 шт.

10

Кытыйа

2 шт.

11

Куклы в национальном стиле

12 шт.

12

Наглядный материал: АЛЫПТААХ АЗБУКА Дьячковская О.И., Поскачина В.С. (магнитная доска, 100 магнитных букв, 20 цифр, 10 сказочных героев, методические рекомендации)

1 набор

  1. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Программа обучения разговорному якутскому языку в русскоязычных детских садах/Мин-во образования РС (Я), Упр. Образования г. Якутска; Сост. В.М. Петрова, Е.М. Сергеева, Ю.И. Трофимова. – Якутск: Бичик, 2006. – 48 с.

2. «Люби и знай родной край»: программа ознакомления детей ст. дошк. возраста с родным краем и метод. рекомендации к программе /ГОУ ВПО Моск. гос. ун-т им. М.А. Шолохова, ГОУ СПО Якут. пед. колледж №2, МДОУ Центр развития Ребенка №105 «Умка»; [авт.-сост.  Т.В. Платонова, Е.Е. Хохолова]. - Якутск, 2009. - 84 с.

3. «Саха тыла» разговорный якутский язык  МО РС(Я), Петрова Т.И., 1993

4. «Кэрэхсиибин тереебут дойдубун» («Люблю свою Родину») серия готовимся к школе

5. Литература коренных народов Севера, составитель Дзингалевская Т.П.

6. «Тырыынка» серия готовимся к школе.

7. Научно популярное издание: «Пословицы и поговорки», «Ес хоьооннор» составитель Попова Л.Н.

8. Чабыр5ахтар, угэлэр составители Христофорова П.Е., Захарова М.Д. Телейде5у о5о сайдар киинэ «Кустук», Чурапчы улууьа

9. О5о литературатын Антологията, составители: Луковцев В.Н., Макеева М.Г.

10. «Сказки земли Олонхо» дидактический и демонстративные материалы на якутском и русской языках для детей 4-5 лет, авторы составители: Семенова С.С., Ефимова Д.Г., Андросова Ю.В., Аммосова В.В., Унарова В.Я., Кронникова М.Ф.

11. «Веселая радуга детства», составитель: Кирова Г.А.

12. «По родному краю» Составители: Пестерев В.И., Илларионова М.К., 2014

- фотоальбом г. Якутск, составители: Н. Андросова, Попова А., Соловьев Д., Дьяконов А.

13. Фольклор народов Крайнего Севера. Национальная культура народов Республики Саха - Якутск, 1993. Национальная культура коренных народов Якутии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 2023-2024 учебный год

Рабочая программа  по музыкальному развитию  разработана в соответствии  с  Образовательной  программы   муниципального  бюджетного дошкольного образовате...

Рабочая программа 2023_2024

Целью образовательной программы является разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российс...

Рабочая программа 2023-2024

Рабочая программа для воспитателей детского сада....

Рабочая программа 2023-2024 г

Рабочая программа 2023-2024 г...

Рабочая программа 2023-2024

Рабочая программа дошкольного педагога-психолога...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда для детей с тяжёлыми нарушениями речи от 5 лет до прекращения образовательных отношений 2023-2024 учебный год

Цель реализации Программы: обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми потребностями обучающегося раннего и дошкольного возраста с ОВЗ, индивидуальными особенн...