Развитие речевых и коммуникативных способностей
план-конспект занятия по развитию речи

Кучинская Анна Владимировна

Конспект занятия по развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл file0-c8b4d077e7b8514637f76dbfb098250458438df5.docx46.32 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по развитию речи в старшей группе: «Знатоки родного языка»

ЦельРазвитие речевых и коммуникативных способностей у детей через игру с элементами соревнования.

 Задачи:

     Образовательные: в увлекательной форме   повторить и обобщить знания детей:  назови общим словом; антонимы; положение звука в слове; составление предложений; счет слогов.

     Развивающие: обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, развивать и корректировать внимание, память, мышление. Развивать связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы.

 Воспитательные: формировать навыки сотрудничества на занятии. Создавать положительный эмоциональный фон. Воспитывать самостоятельность, активность, культуру общения и чувство коллективизма. Воспитывать доброту, желание помогать тем, кто нуждается в помощи.

 Оборудование: слайды к занятию с изображением сказочных героев и звукозаписямизвездочки-наградыэмблемы для детей, медали для награждения.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Ведущий:  Какое у вас настроение?

 Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу хорошее настроение.

Собрались все дети в круг.
Я твой друг и ты мой друг
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.

Наше занятие начнем с проговаривания чистоговорок.

Ра-ра-ра- начинается игра
Жа-жа-жа- есть иголки у ежа
Са-са-са- под кустом сидит лиса
На-на-на- на дворе сейчас весна
Ша-ша-ша- мама моет малыша
Ар-ар-ар- кипит наш самовар

Усь-усь-усь- на лугу пасется гусь
Та-та-та- у нас в доме чистота.

Ребята, а вы любите играть? Я вам предлагаю поиграть в очень интересную игру-соревнование, которая называется «Знатоки родного языка».

Хотите в нее поиграть?

А как вы думаете, кто такие знатоки(Ответы детей.)

А что такое родной язык(Ответы детей.)

Прежде чем начать игру выберите каждый картинку с изображением совы или книги. Это символы мудрости и знаний.

Ну вот, вы и разделились на команды. Сова мудрая, значит вы мудрецы, а книга, источник знаний, значит вы знатоки(Дети садятся полукругом за столы)

А сейчас я познакомлю вас с правилами игры. Каждая команда по очереди будут выполнять задания. Задания будут не простые, и давать их вам будут сказочные герои. В конце каждого задания вас будет оценивать жюри, за каждое правильное задание, команда получает звезду. В конце игры жюри подведёт итог нашего соревнования.

Победит та команда, которая правильно выполнит все задания и наберет наибольшее количество звезд.

Начинаем нашу игру!

  1. Уважаемые знатоки! Чтобы узнать, какой сказочный герой отправил вам задание, посмотрите на экран.

Дети: Карлсон.

Поиграем в игру «Задавалки». Я буду задавать вопросы, а вы будете на них отвечать, чья команда ответит на большее количество вопросов, получит звезду.

Какие бывают звуки? (гласные и согласные).
Какие бывают согласные звуки? (твёрдые - мягкие; глухие - звонкие).
Назовите первый и последний звук в слове «платок».
Сколько звуков в слове «кот»?
Назовите гласный звук в слове «мак».
Назовите все звуки в слове «соль».
Сколько звуков «к» в слове «кружка»?

Ведущий: Отвечаем быстро Игра « Много- один».

Окна- окно, стекла-… ,седла- … , крылья-… , перья-… , колеса-… , кольца-…, зерна-… , звенья-… .

Назовите последний звук во всех словах.

Дети: Звук О. Какой он? (Гласный).

Молодцы! Справились с заданием!

  1. Внимание команды! Внимательно послушайте звукозапись и отгадайте, какой сказочный герой приготовил вам задания.  

(Звучит звукозапись из мультфильма «Вини-Пух и все-все-все», голос Пятачка: «Кажется дождь начинается»)

Дети: «Пятачок».

Ведущий: Следующее задание от  Пятачка.

Назови общим словом.

Зима, весна, лето, осень – времена года.

Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье  - дни недели.

Март, апрель, май – весенние  месяцы.

Груша, яблоко, банан, персик – это фрукты.

Заяц, жираф, лиса, волк – это дикие животные.

Роза, астра, ромашка, тюльпан – цветы.

 Кошка, собака, свинья, корова – домашние животные.

И наоборот: обобщающее понятие, а вы подбирают к нему три подходящих слова.

Домашние животные –

Одежда –

Растения –

Продукты питания –

Транспорт –

И с этим заданием справились! Молодцы!

  1. Ведущий достает из черного ящика туфельки.

Ведущий: Дети, что это?

Дети: Туфельки.

Ведущий: Кому они принадлежат?

Дети: Золушке.

Ведущий: Итак, следующее задание вам отправила Золушка.

Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»

Педагог называет слово, а дети подбирают к нему слово с противоположным значением.

1 команда                                                               2 команда

Большой – маленький                                            Мягкий – твердый

Жара – Холод                                                          Тяжелый – легкий

Светлый – темный                                                  Ложиться – вставать

Грязный – чистый                                                    Говорить – молчать

Добро – зло                                                               Широкий - узкий

Высокий - низкий                                                     Короткий - длинный

Быстрая – медленнаяТолстый- худой

Подниматься-  спускаться                                      Вверх- вниз

Чистый- грязный                                                     Мокрый – сухой

Вперёд-назад                                                            Проиграл –выиграл

Ведущий: С заданием справились, давайте немного отдохнем!

ФИЗМИНУТКА

Вот ученикам зарядка.

Выполняем по порядку.

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите

Влево повернитесь,

Вправо повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели-встали, сели-встали.

Вы, надеюсь, не устали?

Надо вам свободно встать

И спокойно подышать.

  1. Ведущий: Чтобы узнать, от кого следующее задание, послушайте загадку:
             Бабушка девочку очень любила,
             Красную шапочку ей подарила,
             Девочка имя забыла своё,
             Ну, отгадайте, как звали её?

Дети: Красная шапочка.        

Игра «Превращение слов с суффиксами -ик, -ищ слова зачитывают капитаны)

Воспитатель: Задание: участникам команд нужно превратить значение слова с помощью частички -ик и -ищ в большое или маленькое.

Слова для команды «Мудрецы»

  • Дом (домик, домище)
  • Забор (заборчик, заборище)
  • Гвоздь (гвоздик, гвоздище)
  • Глаз (глазик, глазище)
  • Пакет ( пакетик, пакетище)
  • Зуб (зубик, зубище)

Слова для команды «Знатоки»

  • Мороз (морозик, морозище)
  • Комар (комарик, комарище)
  • Сапог (сапожок, сапожище)
  • Сугроб ( сугробик, сугробище)
  • Хвост (хвостик, хвостище)
  • Человек (человечек, человечище)

Физкультминутка

Начинается разминка.

Встали, выровняли спинки.

Вправо-влево наклонились

И ещё раз повторили.                                     (Наклоны в стороны.)

Приседаем мы по счёту,

 Раз-два-три-четыре-пять.

Это нужная работа —

Мышцы ног тренировать. (Приседания.)

А теперь рывки руками

Выполняем вместе с вами.                    (Рывки руками перед грудью.)

  1. Послушайте песню, и отгадайте от кого следующее задание. (водяной)

 «Где спрятался звук?».

Дети определяют позицию звука «и» в словах:

Мудрецы:  сани, иволга, помидор, нитки.

Определяют позицию звука  «о» в словах:

Знатоки: волк, облако, метро, автобус.

  1. Ведущий: Отгадайте загадку и узнаете, кто из  сказочных героев отправил следующее задание?
               С букварём шагает в школу
               Деревянный мальчуган.
               Попадает вместо школы
               В деревянный балаган.
               Как зовётся эта книжка?
               Как зовётся сам мальчишка?
    Дети: Буратино!

 "Подбери слово": детям называют только первый слог, они должны придумать слово, начинающееся на него

1 команда.                 2 команда.

1. ма-                          1. ли-

2. ры                           2. зи-

3. ва-                           3. си-

4. лу-                           4. пи-

5. ро-                            5 ки-

  1. Посмотрите на экран. Кто же из сказочных героев пользуется этим транспортом?

Бабушка в лесу живёт,
Травы-зелье собирает,
Пол в избе метлой метёт.
В ступе по небу летает,
Из кости её нога.
Эту бабу звать… (Яга)

Задание «Помогите Бабушке Яге рассадить пассажиров по вагонам. Если в названии животного 1 слог, значит, он поедет в первом вагоне. Если 2 слога-во втором вагоне. Если 3 слога-в третьем вагоне»

Задание дается каждой команде. Вы сначала обсудите в команде, а кто - то один пойдет и рассадит пассажиров по вагонам. Здесь главное не скорость, а правильность.

«Вспомните правило: как можно определить количество слогов по наличию в слове гласных звуков»

(Знает каждый из учеников-Сколько гласных - столько и слогов.)

1-волк, слон, лев; 2-белка, лиса, заяц; 3-собака, корова, теленок.

  1. Угадайте, чей наряд мы видим на экране, тот и прислал нам следующее задание.

Летела стрела и попала в болото,

А в болоте поймал ее кто-то.

Она распростилась с зеленою кожей

И стала красивой и очень пригожей. (Царевна – лягушка.)

1 задание «Выберите схему предложения: Весной птицы вьют гнезда»

Команда получает звезду за правильный ответ (на листочке)

2 задание «Составить предложение по схеме» (по картине)

Команда получает звезду за правильный ответ.

  1. Ведущий: Вам сейчас будет показано видео.Внимание на экран! Последнее задание: «Видеосообщение от Царицы Русского языка». А, давайте похлопаем.

Царица Русского языка: Ребята, вы такие молодцы! Справились со всеми заданиями! А с моим заданием справитесь? Тогда отгадайте загадку:

Он могучий и великий,

Кучу делает открытий.

Им приятно изъясняться

И писать, и пообщаться.

Он дружить нам помогает

И на песни вдохновляет,

С ним любой вопрос решу –

Даже стих на нем пишу!

Говорить на нем привык –

Русский мой, родной…. (язык)

- Молодцы, вы ответили  правильно и показали свои знания! Пройдет ещё немного времени, вы все пойдете в школу и обязательно попадёте в волшебную страну Знаний! Я вам благодарна за ваши знания и передаю подарки вам.

Ведущий: Ребята, на этом наша игра подошла к концу, все задания выполнены! Вы – большие молодцы! А пока жюри подводят итоги, мы с вами разомнемся!

«Логический поезд» - «Что из чего сделано?»

Вы передаете мяч друг другу, тот, у кого мяч, отвечает на вопрос полным ответом.

- Лиса из пластилина - пластилиновая лиса.

- Шляпка из соломы – соломенная шляпа.

- Ваза из хрусталя – хрустальная ваза.

- Чашка из фарфора – фарфоровая чашка.

- Платье из шелка – шелковое платье.

- Мяч из резины – резиновый мяч.

- Варенье из абрикосов – абрикосовое варенье.

- Шуба из меха – меховая шуба.

- Пюре из картофеля – картофельное пюре.

- Сок из земляники – земляничный сок.

- Сумка из кожи – кожаная сумка.

- Стена из камня - каменная стена.

Ведущий: Слово предоставляется жюри! (Объявляются победители, вручаются медали)

Рефлексия: Ребята, вам понравилась игра? Какие задания вам понравились больше? А какие - то задания было трудно выполнять? А вы бы хотели поиграть в нее еще?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие речи – основа коммуникативных способностей дошкольников с задержкой психического развития»

На передний план в структуре нарушений интеллектуальной деятельности детей с задержкой психического развития выступают:·импульсивность действий;·малая значимость образца и низкий уровень самоконтроля ...

Презентация "Синквейн, как средство развития творческих и коммуникативных способностей детей с речевыми нарушениями"

Презентация "Синквейн, как средство развития творческих и коммуникативных способностей детей с речевыми нарушениями"...

Формирование речевых и коммуникативных способностей у дошкольников посредством игр и упражнений.

В статье представлены формы и методы работы с детьми по формированию речевых и коммуникативных умений. Даётся описание различных игр и упражнений, позволяющих снять эмоциональное напряжение при общени...

Развитие у детей коммуникативных способностей через развитие мелкой моторики

Мелкая моторика рук- это разнобразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика- движение всей рукой и всем телом. Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова отмечала, что кисть руки на...

Статья: ЛОГОРИТМИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧЕВЫХ И ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

В статье затрагиваются проблемы развития речи детей раннего возраста. В качестве одного из средств коррекции рассматривается логопедическая ритмика....

Развитие речевых и коммуникативных способностей у воспитанников с расстройствами аутистического спектра

Развитие речевых и коммуникативных способностей является наиболее значимым и сквозным в обучении детей с расстройствами аутистического спектра. И рассматриваются как важнейшее направление воспитания и...

Развитие речевых и коммуникативных способностей у детей через игру с элементами соревнования.

Программные задачи:1. Поддерживать проявление субъектной позиции ребенка в речевом общении со взрослым и сверстниками.2. Продолжать развивать монологическую речь детей, речевое творчество, интерес к с...