Конспект занятия по развитию речи на тему: Насекомые.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Комарова Дарья Олеговна

Изучая насекомых в детском саду, мы формируем у детей элементарные представления о них (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик), их строении, способ передвижения; воспитываем бережное отношение к живому; развиваем эмоциональную отзывчивость; формирум навыки исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_starshaya_gruppa.docx20.69 КБ

Предварительный просмотр:

Специализированное структурное образовательное подразделение

АО «МЕТРОВАГОНМАШ»

Дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №4 «Алёнушка»

АО «МЕТРОВАГОНМАШ»

Конспект занятия по развитию речи на тему:

«Насекомые»

Старшая группа

                                                                               Подготовила: Комарова Д.О.

                                                      Мытищи 2023


Конспект занятия по развитию речи на тему: «Насекомые».

Старшая группа.

Цель: уточнение и расширение знаний детей о насекомых, развитие умений использовать свои знания в предметно-практической и игровой деятельности

Задачи: 

Образовательные: обобщить знания детей о частях тела насекомых, местами их обитания; и обобщающим понятием насекомые в природе весной; расширить лексический запас по теме «Насекомые», повторить с детьми названия насекомых.

Развивающие: развивать зрительное восприятие, слуховое и зрительное внимание, речевую активность и общую моторику (двигательные навыки и переключаемость).

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: Письмо, шапочки (маски насекомых), музыка, игрушка «Жук», предметные картинки с изображение насекомых, мяч.

Ход занятия:

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Обратите внимание на картину. Кто на ней изображен? (Муха, комар, кузнечики). А из какой сказки они к нам пришли? («Муха-Цокотуха»). А как мы можем всех персонажей картинки назвать одним словом? (Насекомые). Верно, и сегодня на занятии мы поговорим с вами об этих загадочных существах.

Воспитатель: - Ой! Ребята, слышите, кто - то в двери постучал и письмо нам передал?!

Мы откроем сей конверт и узнаем в нем ответ.

В письме пишет Пчелка, что: «Какие - то мальчишки обижают насекомых: разломали муравейник, ловят бабочек, собирают гусениц в банку, топчут цветы.

Воспитатель: а как мы себя ведем на природе?

Дети: (цветы не ломаем, они нужны, чтобы собирать нектар бабочкам и пчелам. Муравьи труженики леса.)

Воспитатель предлагает вспомнить, чем питаются бабочки и гусеницы.

Дети: - Бабочки любят нектар. Гусеницы капусту.

Воспитатель: Ребята, давайте превратимся в насекомых.

Игра «Превращение»-развитие фонематического слуха.

(дети одевают шапочки насекомых и изображают тех насекомых, которые у них на шапочке. Пока звучит музыка, выполняются движения, характерные для насекомого. Когда музыка заканчивается.)

Воспитатель спрашивает: Кому я дам цветок? (Бабочке)

Кому я дам мед? (Пчеле)

Кому я дам травинку? (Божьей коровке)

Кому я дам капусты? (Гусенице)

Кому я дам прутик? (Муравью).

Кому я дам скрипку? (Кузнечик).

В: Молодцы справились!

А теперь отгадывание загадок.

Воспитатель читает загадки, дети отгадывают, находят картинку и выставляют на доску.

У нее четыре крыла,

Тело тонкое, словно стрела.

И большие, большие глаза,

Называют ее…(стрекоза).

Сок цветов душистых пьет,

Дарит нам и воск, и мед.

Людям всем она мила

А зовут ее... (пчела).

Он работник настоящий

Очень, очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом (муравей).

Всех жучков она милей,

Спинка алая на ней.

А на ней кружочки

Черненькие точки (божья коровка).

Летит, пищит,

Ножки тонкие тащит.

Случай не упустит.

Сядет и укусит (комар).

Не пчела она, а жалит.

Мед, варенье обожает.

Есть на брюшке полоса.

Кто она, скажи? (оса).

Кто влетает в каждый дом

Вместе с летним сквозняком?

Кто жужжит за рамой глухо?

Надоедливая... (муха).

На поляне в васильках

Упражнялся он в прыжках.

Жаль, позавтракал им птенчик.

Кто же это был? (кузнечик).

Шестилапый и мохнатый,

Зажужжал мотор крылатый.

Опылять цветущий хмель

Прилетел проворный... (шмель).

Она ярка, красива,

Изящна, легкокрыла.

Сама похожа на цветок

И любит пить цветочный сок (бабочка).


Пальчиковая гимнастика «Майский жук».

Я веселый майский жук,          (Сжать кулачок),

Знаю все сады вокруг.              (указательный палец и мизинец развести)

Над лужайками кружу,             (в стороны – «усы»),

А зовут меня Жужу!                   (пошевелить усами).

- Ребята, наши насекомые что-то хотят вам сказать. А вы знаете, как разговаривают насекомые? Какой звук издает комар и комары?

- Комар звенит, а комары звенят.

- Кузнечик и кузнечики?

- Кузнечик стрекочет, а кузнечики стрекочут.

- Жук и жуки?

- Жук жужжит, а жуки жужжат.

- Сверчок и сверчки?

- Сверчок свистит, а сверчки свистят.

Воспитатель: ребята, насекомые потеряли свою подругу гусеницу. Поможем ее найти? Для этого нам нужно отправиться на лесную полянку. А по дороге мы будем выполнять задания. Мы с вами пойдем пешком, а вы знаете, как передвигаются насекомые? Как передвигается кузнечик и кузнечики?

- Кузнечик прыгает, а кузнечики прыгают.

- Жук летает, а жуки летают.

- Муравей ползает, а муравьи ползают.

- Пчела летает, а пчелы летают.

- Бабочка порхает, а бабочки порхают.

Воспитатель: -правильно. Насекомые все такие маленькие. Давайте их назовем ласково:

Муха -мушка, жук –жучок, таракан –тараканчик, пчела –пчелка, стрекоза –стрекозка, комар– комарик.

Воспитатель: наши друзья проголодались. Чем питается муравей?

- Муравей питается вредными насекомыми.

- Чем питается муха?

- Муха питается остатками пищи человека.

- Чем питается пчела?

- Пчела питается нектаром цветов.

- Чем питается кузнечик?

- Кузнечик питается вредными насекомыми.

Воспитатель: ребята, некоторые насекомые приносят пользу, а другие – вред. Комар – какое насекомое?

- Комар – это вредное насекомое, потому что на своих лапках он переносит микробы и кусает человека.

- Муха?

- Муха – это вредное насекомое, потому что на своих лапках она переносит опасные болезни.

- Пчела?

- Пчела – это полезное насекомое, потому что она делает мед и опыляет цветы.

- Муравей?

- Муравей – это полезное насекомое, потому что он охотится на вредных насекомых.

- Бабочка?

- Бабочка – это полезное насекомое, потому что она опыляет цветы.

А теперь сыграем в Д/и «Четвертый лишний»

муха, комар, пчела, таракан

кузнечик, таракан, стрекоза, муравей

стрекоза, божья коровка, кузнечик, пчела.

Д/и «Скажи наоборот»

Встаньте около меня в кружок. Давайте поиграем в игру «Скажи наоборот». (бросаем ребенку мяч, тот возвращает мяч обратно, подбирая слово-антоним.)

Комар злой, а бабочка, наоборот, - добрая.

Шмель большой, а божья коровка… маленькая.

Пчела полезная, а муха… вредная.

Оса живет на улице, а таракан… дома.

Кузнечик прыгает, а муравей… ползает.

Жук жужжит, а паук… молчит.

Стрекоза летает быстро, а комар… медленно.

Прослушивание текста «Насекомые». Ответы на вопросы.

На земле великое множество насекомых. На брюшке у них поперечные полоски, как бы насечки. Вот откуда название «насекомые» — от слова «насекать». Насекомые — обжоры: они едят все: зелень, мелких насекомых. Насекомые бывают большие и маленькие. Одни летают, другие ползают или прыгают. Одни живут несколько лет, другие — один день. В природе появляются только тогда, когда тепло (весной, летом). Насекомых поедают птицы. Среди насекомых имеются вредители — переносчики болезней человека и животных; есть и полезные — опыляют растения, дают продукты и сырье (мед, воск, шелк).

Итог занятия.

Ребята, о ком на нашем занятии шла речь? (о насекомых).

Дети, вы сегодня все были такие молодцы, так много рассказали о насекомых. Дети, что мы с вами сегодня делали на занятии? Что было интересного? И у меня еще есть сюрприз. Пчелка прислала вам с письмом подарок. Это небольшие картинки, раскраски.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи по теме "Насекомые".

Занятие по развитию речи в логопедической группе. Тема "Насекомые"....

Конспект занятия по развитию речи на тему "Насекомые"

Расширять представления детей о разнообразии насекомых. Закреплять знания о строении насекомых. Формировать бережное отношение к окружающей природе....

Конспект занятия по развитию речи по теме "Насекомые"

Конспект занятия по речевому развтию в группе компенсирующей направленности с детьми 6-7 лет по теме: "Насекомые.Звуки С и СЬ"...

Занятие по развитию речи на тему: "Насекомые"

Цель: Формирование навыка пересказа текста с опорой на сюжетные картинки по материалам лексической темы «Насекомые».Задачи:Коррекционно-образовательные:уточнение и закрепление знания ...

Занятие по развитию речи на тему "Насекомые"

Фронтальное занятие по развитию речи детей...

Конспект занятия по развитию речи на тему: «Волшебный мир насекомых» во второй младшей группе

Цель: расширять  представления  детей  о  насекомых. Задачи:   Образовательные: формировать представление о внешнем виде и образе жизни  насекомых;  закреп...

Конспект занятия по развитию речи на тему: «Волшебный мир насекомых» во второй младшей группе

Цель: расширять  представления  детей  о  насекомых. Задачи:   Образовательные: формировать представление о внешнем виде и образе жизни  насекомых;  закреп...