Конспект занятия по развитию речи на тему: Насекомые.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Комарова Дарья Олеговна

Изучая насекомых в детском саду, мы формируем у детей элементарные представления о них (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик), их строении, способ передвижения; воспитываем бережное отношение к живому; развиваем эмоциональную отзывчивость; формирум навыки исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_starshaya_gruppa.docx20.69 КБ

Предварительный просмотр:

Специализированное структурное образовательное подразделение

АО «МЕТРОВАГОНМАШ»

Дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №4 «Алёнушка»

АО «МЕТРОВАГОНМАШ»

Конспект занятия по развитию речи на тему:

«Насекомые»

Старшая группа

                                                                               Подготовила: Комарова Д.О.

                                                      Мытищи 2023


Конспект занятия по развитию речи на тему: «Насекомые».

Старшая группа.

Цель: уточнение и расширение знаний детей о насекомых, развитие умений использовать свои знания в предметно-практической и игровой деятельности

Задачи: 

Образовательные: обобщить знания детей о частях тела насекомых, местами их обитания; и обобщающим понятием насекомые в природе весной; расширить лексический запас по теме «Насекомые», повторить с детьми названия насекомых.

Развивающие: развивать зрительное восприятие, слуховое и зрительное внимание, речевую активность и общую моторику (двигательные навыки и переключаемость).

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: Письмо, шапочки (маски насекомых), музыка, игрушка «Жук», предметные картинки с изображение насекомых, мяч.

Ход занятия:

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Обратите внимание на картину. Кто на ней изображен? (Муха, комар, кузнечики). А из какой сказки они к нам пришли? («Муха-Цокотуха»). А как мы можем всех персонажей картинки назвать одним словом? (Насекомые). Верно, и сегодня на занятии мы поговорим с вами об этих загадочных существах.

Воспитатель: - Ой! Ребята, слышите, кто - то в двери постучал и письмо нам передал?!

Мы откроем сей конверт и узнаем в нем ответ.

В письме пишет Пчелка, что: «Какие - то мальчишки обижают насекомых: разломали муравейник, ловят бабочек, собирают гусениц в банку, топчут цветы.

Воспитатель: а как мы себя ведем на природе?

Дети: (цветы не ломаем, они нужны, чтобы собирать нектар бабочкам и пчелам. Муравьи труженики леса.)

Воспитатель предлагает вспомнить, чем питаются бабочки и гусеницы.

Дети: - Бабочки любят нектар. Гусеницы капусту.

Воспитатель: Ребята, давайте превратимся в насекомых.

Игра «Превращение»-развитие фонематического слуха.

(дети одевают шапочки насекомых и изображают тех насекомых, которые у них на шапочке. Пока звучит музыка, выполняются движения, характерные для насекомого. Когда музыка заканчивается.)

Воспитатель спрашивает: Кому я дам цветок? (Бабочке)

Кому я дам мед? (Пчеле)

Кому я дам травинку? (Божьей коровке)

Кому я дам капусты? (Гусенице)

Кому я дам прутик? (Муравью).

Кому я дам скрипку? (Кузнечик).

В: Молодцы справились!

А теперь отгадывание загадок.

Воспитатель читает загадки, дети отгадывают, находят картинку и выставляют на доску.

У нее четыре крыла,

Тело тонкое, словно стрела.

И большие, большие глаза,

Называют ее…(стрекоза).

Сок цветов душистых пьет,

Дарит нам и воск, и мед.

Людям всем она мила

А зовут ее... (пчела).

Он работник настоящий

Очень, очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом (муравей).

Всех жучков она милей,

Спинка алая на ней.

А на ней кружочки

Черненькие точки (божья коровка).

Летит, пищит,

Ножки тонкие тащит.

Случай не упустит.

Сядет и укусит (комар).

Не пчела она, а жалит.

Мед, варенье обожает.

Есть на брюшке полоса.

Кто она, скажи? (оса).

Кто влетает в каждый дом

Вместе с летним сквозняком?

Кто жужжит за рамой глухо?

Надоедливая... (муха).

На поляне в васильках

Упражнялся он в прыжках.

Жаль, позавтракал им птенчик.

Кто же это был? (кузнечик).

Шестилапый и мохнатый,

Зажужжал мотор крылатый.

Опылять цветущий хмель

Прилетел проворный... (шмель).

Она ярка, красива,

Изящна, легкокрыла.

Сама похожа на цветок

И любит пить цветочный сок (бабочка).


Пальчиковая гимнастика «Майский жук».

Я веселый майский жук,          (Сжать кулачок),

Знаю все сады вокруг.              (указательный палец и мизинец развести)

Над лужайками кружу,             (в стороны – «усы»),

А зовут меня Жужу!                   (пошевелить усами).

- Ребята, наши насекомые что-то хотят вам сказать. А вы знаете, как разговаривают насекомые? Какой звук издает комар и комары?

- Комар звенит, а комары звенят.

- Кузнечик и кузнечики?

- Кузнечик стрекочет, а кузнечики стрекочут.

- Жук и жуки?

- Жук жужжит, а жуки жужжат.

- Сверчок и сверчки?

- Сверчок свистит, а сверчки свистят.

Воспитатель: ребята, насекомые потеряли свою подругу гусеницу. Поможем ее найти? Для этого нам нужно отправиться на лесную полянку. А по дороге мы будем выполнять задания. Мы с вами пойдем пешком, а вы знаете, как передвигаются насекомые? Как передвигается кузнечик и кузнечики?

- Кузнечик прыгает, а кузнечики прыгают.

- Жук летает, а жуки летают.

- Муравей ползает, а муравьи ползают.

- Пчела летает, а пчелы летают.

- Бабочка порхает, а бабочки порхают.

Воспитатель: -правильно. Насекомые все такие маленькие. Давайте их назовем ласково:

Муха -мушка, жук –жучок, таракан –тараканчик, пчела –пчелка, стрекоза –стрекозка, комар– комарик.

Воспитатель: наши друзья проголодались. Чем питается муравей?

- Муравей питается вредными насекомыми.

- Чем питается муха?

- Муха питается остатками пищи человека.

- Чем питается пчела?

- Пчела питается нектаром цветов.

- Чем питается кузнечик?

- Кузнечик питается вредными насекомыми.

Воспитатель: ребята, некоторые насекомые приносят пользу, а другие – вред. Комар – какое насекомое?

- Комар – это вредное насекомое, потому что на своих лапках он переносит микробы и кусает человека.

- Муха?

- Муха – это вредное насекомое, потому что на своих лапках она переносит опасные болезни.

- Пчела?

- Пчела – это полезное насекомое, потому что она делает мед и опыляет цветы.

- Муравей?

- Муравей – это полезное насекомое, потому что он охотится на вредных насекомых.

- Бабочка?

- Бабочка – это полезное насекомое, потому что она опыляет цветы.

А теперь сыграем в Д/и «Четвертый лишний»

муха, комар, пчела, таракан

кузнечик, таракан, стрекоза, муравей

стрекоза, божья коровка, кузнечик, пчела.

Д/и «Скажи наоборот»

Встаньте около меня в кружок. Давайте поиграем в игру «Скажи наоборот». (бросаем ребенку мяч, тот возвращает мяч обратно, подбирая слово-антоним.)

Комар злой, а бабочка, наоборот, - добрая.

Шмель большой, а божья коровка… маленькая.

Пчела полезная, а муха… вредная.

Оса живет на улице, а таракан… дома.

Кузнечик прыгает, а муравей… ползает.

Жук жужжит, а паук… молчит.

Стрекоза летает быстро, а комар… медленно.

Прослушивание текста «Насекомые». Ответы на вопросы.

На земле великое множество насекомых. На брюшке у них поперечные полоски, как бы насечки. Вот откуда название «насекомые» — от слова «насекать». Насекомые — обжоры: они едят все: зелень, мелких насекомых. Насекомые бывают большие и маленькие. Одни летают, другие ползают или прыгают. Одни живут несколько лет, другие — один день. В природе появляются только тогда, когда тепло (весной, летом). Насекомых поедают птицы. Среди насекомых имеются вредители — переносчики болезней человека и животных; есть и полезные — опыляют растения, дают продукты и сырье (мед, воск, шелк).

Итог занятия.

Ребята, о ком на нашем занятии шла речь? (о насекомых).

Дети, вы сегодня все были такие молодцы, так много рассказали о насекомых. Дети, что мы с вами сегодня делали на занятии? Что было интересного? И у меня еще есть сюрприз. Пчелка прислала вам с письмом подарок. Это небольшие картинки, раскраски.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи по теме "Насекомые".

Занятие по развитию речи в логопедической группе. Тема "Насекомые"....

Конспект занятия по развитию речи на тему "Насекомые"

Расширять представления детей о разнообразии насекомых. Закреплять знания о строении насекомых. Формировать бережное отношение к окружающей природе....

Конспект НОД по развитию речи на тему "Насекомые"

Конспект НОД по развитию речи на тему "Насекомые"...

Конспект НОД по развитию речи на тему «Насекомые» для детей средней группы

Цели:1.Задачи на развитие познавательных способностей; обобщить представления детей о насекомых; упражнять в различении и назывании часто встречающихся представителей групп насекомых по ярким пр...

Конспект занятия по развитию речи по теме "Насекомые"

Конспект занятия по речевому развтию в группе компенсирующей направленности с детьми 6-7 лет по теме: "Насекомые.Звуки С и СЬ"...

Занятие по развитию речи на тему: "Насекомые"

Цель: Формирование навыка пересказа текста с опорой на сюжетные картинки по материалам лексической темы «Насекомые».Задачи:Коррекционно-образовательные:уточнение и закрепление знания ...