Мнемотехника в развитии связной речи детей дошкольного возраста
консультация по развитию речи

Проблема развития связной речи у детей дошкольного возраста является актуальной на сегодняшний день: современные дети мало общаются между собой, мало играют в игры, в которых нужно говорить, в которых активно используется речь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Мнемотехника в развитии связной речи детей дошкольного возраста

Проблема развития связной речи у детей дошкольного возраста является актуальной на сегодняшний день: современные дети мало общаются между собой, мало играют в игры, в которых нужно говорить, в которых активно используется речь. Очень много времени дети проводят за компьютерными играми, перед телевизором, а для развития речи нужно общение, нужен диалог. Как следствие всего этого, мы в последние годы всё чаще сталкиваемся с таким диагнозом как ОНР со сложными речевыми расстройствами, при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы, а, следовательно, страдает и связная речь. Рост числа детей с нарушениями речи различного характера вынуждает нас искать новые технологии, которые могли бы оптимизировать процесс коррекции.           Эффективным методом развития связной речи детей является мнемотехника. Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Данная методика развивает у дошкольников внимание, мыслительную деятельность, память, воображение. А эти психические процессы тесно связаны с полноценным речевым развитием. Уникальность мнемотехники состоит в том, что с помощью простых картинок или символов можно записать любое произведение, сказку, загадку, считалку. У малышей зрительное восприятие преобладает над слуховым и,  поэтому, рассматривая предложенные схемы, дети легче и быстрее воспроизводят нужную информацию. Начинается работа с простейших мнемоквадратов. Детям предлагается понятное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание. Так проводится работа над словом. Например, предложить детям слово «котенок», и показать, как его можно обозначить с помощью символа. Постепенно ребята понимают, что значит «зашифровать слово». Со временем задание начинает усложняться, демонстрируется мнемодорожка, которая несёт познавательную информацию. Очень важно, чтобы на первых порах обучения ребенка, она была в небольшом объеме. Например, это могут быть несколько картинок, по которым можно составить небольшой рассказ. Мнемодорожки можно построить на разные темы: о животных, о птицах, об игрушках, о мебели, об овощах и фруктах и т. д. И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблица. Она представляет собой схему, в которую заложена определенная информация. Очень важно грамотно подходить к составлению мнемотаблиц: для детей среднего возраста предлагаются цветные и яркие картинки, для старших дошкольников – черно-белые. В зависимости от возраста зависит размер мнемотаблиц. Занятие с использованием мнемотаблиц состоит из нескольких этапов. На первом этапе рассматривается предложенная таблица и разбирается то, что на ней изображено. На втором этапе осуществляется перекодирование информации: дети преобразовывают из символов в образы, например, мышка – маленький серый треугольник, медведь – большой коричневый круг. И на последнем, третьем этапе после перекодирования осуществляется составление рассказа или пересказ с опорой на символы (образы), то есть, происходит отработка метода запоминания. В младшем возрасте воспитатель помогает детям, а в старшем ребята стараются самостоятельно справиться с заданием. Каждому занятию предшествует большая предварительная работа. Оформляется дополнительный познавательный материал, обсуждаются с детьми проведенные перед занятием наблюдения за природой или произведения устного народного творчества. Обязательно надо заранее подготовить оборудование и раздаточный материал, продумать приемы, при помощи которых можно заинтересовать детей. Необходимо включать различные подвижные и речевые игры, предлагать дидактические упражнения, наблюдать за природой, знакомить с народными приметами, отгадывать загадки, читать художественную литературу, слушать музыкальные произведения. Все это вызывает интерес детей, расширяет круг знаний об окружающем мире. Дидактические упражнения и игры развивают внимание, мышление, восприятие, воображение. Например, можно поиграть в игру с карточками «На что похоже?» Цель игры: как можно больше выделить ассоциаций. Правильная подготовительная работа помогает детям легко освоить мнемотехнику. Дети с желанием пересказывают тексты, составляют красивые полные описательные рассказы, преодолевая робость и застенчивость. Связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка. Если мы научим детей свободно использовать метод мнемотехники при рассказывании или пересказе текста, если мы начнем этим заниматься как можно раньше, то наши дети будут лучше подготовлены к школе. Развитие связной речи у детей с ОНР в группах компенсирующей направленности - одна из главных задач коррекционного воздействия. Дети нуждаются в зрительном подкреплении для более результативного усвоения материала, и мнемотехника здесь очень помогает, тем более, что овладение данной методикой значительно сокращает время обучения. Использование опорных схем помогает в работе по всем направлениям речевого развития: для совершенствования лексико-грамматического строя речи, фонетической стороны речи, при обучении составлению рассказов, при пересказах, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов. Очень важной задачей преодоления общего недоразвития речи является обогащение словаря. Приемы мнемотехники помогают ребенку понять звучание слова, поупражняться в употреблении грамматических форм, также способствуют расширению словарного запаса. При формировании правильного звукопроизношения мнемотехнику можно использовать на всех этапах коррекционной работы. На первом этапе (вызывания и постановки звука) происходит придумывание образа звука его соотнесение с графо-картинной моделью; На этапе автоматизации звука – правильное произнесение звука и использованием нескольких моделей звуков и слов; На этапе введения звука в речь – создание моделей рассказов, стихов. Приёмы мнемотехники также очень эффективно при составлении описательных рассказов, пересказе текстов, разучивании стихотворений.

Таким образом, использование мнемотехники в работе по развитию речи детей является наиболее эффективным методом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы. Тема: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста»

Педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать ...

Презентация.Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи.

В презентации представлены приёмы мнемотехники, их использование для развития связной речи дошкольников с ОНР....

Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений на тему: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи»

Проблемы речи детей дошкольного возраста:Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение.Бедность речи. Недостаточный с...

Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранени...