Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Зима, зимние игры»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Сурина Айгуль Айратовна

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Зима, зимние игры»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_surina_a.a.docx25.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №3 «Светлячок» города Учалы Муниципального района Учалинский район

Республики Башкортостан

   «Согласовано»                                                               «Утверждено»    

Ст.воспитатель МАДОУ                                               Заведующий МАДОУ

Детский сад №3 «Светлячок»                               Детский сад №3 «Светлячок»

Ахмерова Г.А._________                                           Даринбаева Ф.З.________

Конспект занятия по развитию речи

в старшей группе

Тема: «Зима, зимние игры»

(в рамках конкурса «Педагог года-2024»)

Подготовила и провела:

Сурина А.А.,

воспитатель высшей категории.

г.Учалы, 2023 г.

Конспект занятия по развитию речи

в старшей группе

Тема: «Зима, зимние игры»

                           

Цель: обучать детей составлять рассказ по мнемотаблице.

Задачи:

Образовательные:

- обобщать и уточнять знания детей о зиме и зимних играх;

- активизировать и расширять словарный запас по теме «Зима».

Развивающие: 

- развивать связную речь, слуховое и зрительное внимание, восприятие, память.

Воспитательные: 

- воспитывать интерес, любознательность, умение слушать и отвечать на вопросы.

Материал:  схема - мнемотаблица, плакат с изображением зимы и зимних игр, сундук со снежинками, светоотражающие значки, музыкальная колонка, флешка с аудио-записями, картинки-знаки.

Активизация словаря:  снегопад, снежная, пушистый, серебристая, зимние игры, порхают, суровая.

Ход занятия: 

Сюрпризный момент. 

Под музыку забегает Баба Яга:

- Здравствуйте! А куда это меня занесло? (ответы детей).

- Вот вы-то мне и нужны. А вы меня узнали? Сегодня я очень добрая Баба Яга. Меня отправила к вам Зимушка-зима с волшебным сундуком. Сейчас я его открою!

 Из сундука раздается аудио-запись: «Здравствуйте, ребята! Слышала я, что вы веселые, любознательные и умные. Захотелось мне проверить, нравится ли вам зима. Посылаю я к вам свою Бабушку Ягу. Принесет она вам задания интересные, а вы покажите свои знания. Все задания вы найдете в моем волшебном сундуке».

 Баба Яга: Посмотрите: сколько здесь снежинок, а на них задания для вас. Ай да Зимушка-Зима! Вот ловко придумала!

 - Ребята, а вы знаете, какое сейчас время года? Какой сейчас месяц зимы? (ответы детей)

- Зима – чудесное время года, не правда ли? Дети не хотят уходить с прогулки домой, потому что на улице интересно. Можно кататься на лыжах и коньках, играть в хоккей, строить крепости из снега. Про это время года написаны и книги, и картины. Вам не показалось странным, что я сказала «картины написаны»? Я не ошиблась – так принято говорить: художник написал картину (а не нарисовал) картину». А теперь пора доставать снежинки.

1 снежинка

Первое задание: «Чтобы появилась картина, отгадайте загадку:

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила». (Зима).

(Вывешивается на доску плакат).

- Молодцы, справились с первым заданием.

- Ну-ка картина, повернись к детям передом, а к доске задом!

1. Короткая беседа по вопросам:

Баба Яга: Ребята, какое время года на картине?

Баба Яга: А почему вы так решили?

Ответы детей: снег кругом, дети катаются на санках, лыжах, коньках, слепили снеговика и т. д.

Баба Яга: Правильно! Если в них играют зимой, значит они какие? (зимние)

1) Какая у нас зима? (Суровая, белая, серебристая, пушистая, снежная, морозная, холодная). Хором скажем «суровая»

2) Что бывает зимой? (Падает снег, воет ветер, на реках появляется лед).

3) Кто из вас любит зиму?

2 снежинка: Вот и следующая снежинка «Игровая».

2. Мы с вами сейчас поиграем (физкультминутка «Зима»)

Наконец пришла зима (Дети разводят руки в стороны)
Стали белыми дома,   (Складывают руки домиком над головой)
Снег на улице идёт,   (Двигают руками сверху вниз)
Дворник улицу метёт,   (Имитируют)
Мы катаемся на санках,  (Приседают, руки вытягивают вперёд)
Пишем на катке круги,  (Руки закладывают за спину, медленно кружатся)
Ловко бегаем на лыжах,  (Имитируют)
И играем все в снежки.    (Лепят и бросают снежки) 

Баба Яга: - Ребята, скажите, снежинки на улице, что делают?  (Ответы детей: кружатся, летают, порхают и т.д.)

- А как называется зимнее явление, когда идет много снега? (снегопад).

Достаем мы следующую снежинку.

3. 3 снежинка:  игра «Добавлялки», я начну, а вы продолжите:

1) Словно в сказке, как во сне

    Землю всю укутал ….. (снег)

2) С неба все скользят пушинки,

    Серебристые ….   (снежинки)

3) На поселки, на лужок

    Тихо падает ….. (снежок)

4) Все бегут вперегонки

    Все хотят играть в …. (снежки)

5) Словно в белый пуховик

    Нарядился …. (снеговик)

4. - Все снежинки улетели, а сейчас откроем рот, чтоб сказать наоборот!

Летом дни жаркие, а зимой….

Снег мягкий, а лед …

Одни сосульки длинные, а другие …

Одна снежинка большая, а другая ….

Весной лед на реке тонкий, а зимой ….

- Молодцы, ребятки со всеми заданиями снежинок вы справились!

5. Баба Яга: - Ой, что-то устала я, и спина моя разболелась. Давайте мы с вами разомнемся немного:

Я мороза не боюсь, (Шагаем на месте)

С ним я крепко подружусь. (Хлопаем в ладоши)

Подойдет ко мне мороз, (Присели)

Тронет руку, тронет нос (Показали руку, нос)

Значит, надо не зевать, (Хлопаем в ладоши)

Прыгать, бегать и играть. (Прыжки на месте)

6. Баба Яга: - Ребятки, а в волшебном сундуке еще и солнышко зимние лежит, а на ней рассказ к нашей картине, хотите послушать?

Баба Яга: - Я сейчас прочитаю рассказ, а вы потом должны повторить за мной. А чтобы вы лучше запомнили, я приготовила для вас вот такую схему, по ней мы будем составлять рассказ.

  1. Чтение текста и демонстрация мнемотаблицы.

Зима и зимние игры. «Наступила зима. Падают снежинки. Холодно на улице. Дети оделись тепло, и пошли гулять. Они покатались на санках, лыжах, поиграли в снежки, слепили весёлого снеговика. Хорошо зимой! Скоро праздник новый год!»

  1. Ответы на вопросы по содержанию.

Вопросы:

  • Какое наступило время года? (зима)
  • Где лежит снег? (всюду)
  • Какой снег? (белый, пушистый)
  • Какая погода на улице? (холодно)
  • Как они оделись? (тепло)
  • Куда пошли дети? (гулять)
  • Что делали дети на прогулке? (покатались на санках, лыжах, поиграли в снежки, слепили веселого снеговика)
  • Нравиться ли детям гулять зимой? (да)
  • Какой скоро праздник? (Новый год)
  1.  Пересказ текста детьми (3-4 ребенка).

Баба Яга: - Вы сегодня постарались. Молодцы! Афарин! Со всеми заданиями справились.    

7. Правила безопасности зимой.

Баба Яга: - А чтобы ваши зимние игры были безопасными, что надо соблюдать?

- Какие правила безопасности зимой вы знаете? (одеваться тепло; соблюдать правила катания на горке, соблюдать ПДД при переходе через дорогу). (показ карточек).

Итог.

Баба Яга: - Ребята, время подходит к концу. Скажите мне:

  • О каком времени года мы говорили? (о зиме)
  • В какие игры можно играть зимой? (кататься на коньках, на лыжах, на санках и т.д.)
  • Какое задание понравилось больше всего?
  • А что было сложным для вас?

- Ну все, все задания Зимушки-зимы вы выполнили, я пошла. А, вот только сундучок с собой прихвачу (из сундука голос Зимушки-зимы (аудио-запись):  

«Ты куда, Баба Яга, захотела обмануть меня, забрать все подарочки себе, которые появились в волшебном сундуке? Они справились со всеми заданиями и я узнала, что им нравится зима! Если ребятам понравились мои задания, дай им подарочек из моего волшебного сундука».

- Конечно-конечно! Поднимите руки, кому понравились задания зимушки-зимы? Сейчас раздам, вот они – это светоотражающие смайлики-значки для вашей безопасности, прицепите на свою одежду, чтобы в темное время суток вас было хорошо заметно! Мне с вами очень понравилось, но я возвращаюсь в свой лес. Я нужна Зимушке-зиме. До свидания, ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи. Старшая группа. Тема: «Составление рассказов на темы стихотворений»

Составление рассказов на темы стихотворенийПрограмное содержание: Связная речь: учить детей рассказывать связно и живо, не отступая от заданной темы;грамматика: упражнять в образовании названий детены...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» «Путешествие по замку Зимы» план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Занятие интегрированное и сочетает в себе образовательные области:- «Познавательное развитие» (ознакомление с окружающим миром)- «Социально-коммуникативное развитие»- «Ре...

Конспект занятия по развитию речи (старшая группа) Тема: «Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» (с опорой на графические схемы)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №29 «У Лукоморья»         Конспект занятия по развитию речи(старшая гр...

Конспект занятия по развитию речи (Старшая группа) Тема: «Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела»

МКДОУ Воскресенский детский сад № 2 «Семицветик»      Конспект занятия по развитию речи(Старшая группа) Тема: «Пересказ эскимосской сказки«Ка...