Роль дыхательной гимнастики в развитии речи дошкольников.
консультация по развитию речи (младшая группа)

Галямова Айгуль Рафаиловна

Консультация

 "Роль дыхательной гимнастики в развитии речи дошкольников"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад присмотра и оздоровления №42 "Аленький цветочек"
города Лесосибирска"

 

Консультация

«Роль дыхательной гимнастики в развитии речи дошкольников»

Воспитатель:

Галямова Айгуль Рафаиловна

Лесосибирск 2023

Дыхание — это естественная функция человеческого организма. Но чаще всего мы обращаем на него внимание лишь в случае болезни либо каких-то отклонений.

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на артикуляцию и развитие голоса, на звукопроизношение. Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи. Такие дети недоговаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шёпотом.

Дыхание можно разделить на два вида – речевое и неречевое.

 При физиологическом дыхании вдох и выдох осуществляются через нос, причем вдох равен по продолжительности выдоху. При речевом дыхании после короткого глубокого вдоха следует пауза и лишь затем длительный выдох, через рот, в момент которого и осуществляется речевой акт.

Наиболее эффективным способом развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста являются дыхательные упражнения, которые способствуют формированию плавного и достаточно длительного выдоха и отработке произнесения звуков и слогов.

Дыхательные упражнения делятся на:

Виды дыхательных упражнений

 игры вызывающие длительный направленный  выдох (игры типа вертушки, мельницы, предметы на воде…),

игры на поддувание (ребенок поддувает на легкие предметы – вату, бумажку, легкие шарики…),

игры на развитие физического дыхания (надувает шарики, пускает мыльные пузыри…),

упражнения на развитие речевого дыхания (вдох и выдох  через рот и нос),

упражнения с проговариванием звуков.

При проведении дыхательной гимнастики необходимо соблюдать ряд  правил:

Занятия необходимо проводить в хорошо проветренном помещении;

Все упражнения стоит выполнять до еды;

Одежда не должна сковывать движения малыша;

Вдох должен происходить через нос;

Выдох должен быть длинным и плавным;

Следите за тем, чтобы, выполняя дыхательные упражнения, ребенок не надувал щеки. Первое время можно придерживать их ладонями;

Достаточно 3-5 повторений каждого упражнения, между которыми следует сделать 2-3 секундную паузу. Общая продолжительность дыхательной гимнастики не должна превышать 5 минут.

Всем известно, что дых. упражнения можно использовать во время проведения режимных моментов,  НОД,  обязательное условие -  следить за правильностью их выполнения.

Данную практику с использованием дыхательных упражнений я провожу уже не первый год, начинала с детьми старшего дошкольного возраста, которые уже выпустились.

В данный момент, работая с детьми раннего возраста, мы с коллегой решили уделить этому особое внимание.

         Представляю вам Видеоролик, как мы с детьми выполняем дыхательную гимнастику.

Игровые пособия где маленькие дети выполняли гимнастику, были изготовлены совместно с родителями в рамках проекта по здоровьесбережению «Азбука дыхания»

Так же в рамках клубного часа, я веду клуб детская хатха йога, где я использую дыхательную гимнастику т.е пранаяму, которую дети с удовольствием посещают.

 «А-а-а!» - плачет малыш;

«У-у-у!» - летит самолет;

«Ы-ы-ы!» - гудит пароход;

«О-о-о» - вздыхает зайка;

«Ф-ф-ф» - сдувается шарик;

«Ш-ш-ш» - шипит змея;

«С-с-с» - работает насос;

«Би-би!» - сигналит машина;

«Ту-ту» - едет паровоз;

«Ля-ля-ля» - поёт кукла;

«Топ-топ-топ» - идет мишка;

«Кап-кап-кап» - какает дождь.

Таким образом чем раньше начать  развивать артикуляционный аппарат детей, проводить дыхательную гимнастику тем больше у нас в дальнейшем будет детей с правильным звукопроизношением и развитой речью.

Свое выступление хотела закончить цитатой оперной певицы, педагога, автора одноименной дыхательной гимнастики Александры Николаевны Стрельниковой.

Люди плохо дышат, говорят, кричат и поют потому,

что болеют, а болеют потому, что не умеют правильно

дышать. Научите их этому - и болезнь отступит.

Пособия для дыхательной гимнастики можно сделать своими руками:

«Карусель»

На обруче на цветных ленточках подвешены яркие фигурки цветов и бабочек. Детям предлагается покатать цветы и бабочки на карусели.

«Дождик», «Солнышко», «Снегопад»

Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.

В зависимости от времени года

Предлагаю детям подуть на тучку с капельками или на тучку со снежинками.

«Клоун здоровается»

Цель: учить детей набирать воздух через нос, а выдыхать его через трубочку.

Ход игры:

Педагог показывает, как надо надуть игрушку: набирает воздух через нос и

медленно выдыхает его через рот в отверстие игрушки. Выполнив правильно это упражнение, у клоуна надуваются ручки, и он здоровается с вами. Тот, кто правильно выполнит задание, может играть с этой игрушкой.

«Метелица»

Цель: добиваться от детей длительного ротового выдоха.

Ход игры:

Педагог рассказывает стихотворение, а ребенок в это время набирает воздух через нос и медленно выдыхает его через трубочку, создавая воздушной струей  «метелицу».

Кружится и хохочет

Метель под Новый год.

Снег опуститься хочет,

А ветер не дает.

И весело деревьям,

И каждому кусту,

Снежинки, как смешинки,

Танцуют на лету.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей: "Роль дыхательной гимнастики в развитии речи детей", "Развиваем речь с помощью чистоговорок", "Как заучивать стихи наизусть"

Консультации "Роль дыхательной гимнастики в развитии речи детей","Развиваем речь с помощью чистоговорок" помогут родителям с помощью простых упражнений развать речь детей.Консульта...

Родительское собрание на тему: «Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи дошкольников»

Любой из нас пришёл на свет на этотТворить добро, надеяться, любить,Смеяться, плакать, но при всём при этомДолжны мы научиться ГОВОРИТЬ. ЦЕЛЬ: дать информацию родителям о том, какую роль игр...

Семинар-практикум для родителей «Роль дыхательной гимнастики в развитии речи дошкольников»

Правильное речевое дыхание обеспечивает четкую дикцию, произношение звуков, за счет нормального звукообразования, достаточной громкости, соблюдение пауз, сохранение плавности речи...

Роль дыхательной гимнастики в развитии речи детей.

Дыхательная гимнастика важна при постановке звуков....

Роль дыхательных упражнений в развитии речи дошкольников с ТНР.

Консультация для логопедов и воспитателей логпедических групп....

Консультация для родителей "Здоровьесберегающие технологии в воспитательно-образовательном процессе (роль дыхательной гимнастики в развитии речи дошкольников в домашних условиях)"

Консультация для родителей«Здоровьесберегающие технологии в воспитательно-образовательном процессе (роль дыхательной гимнастики в развитии речи дошкольников в домашних условиях)» Дыха...