Занятие по развитию речи в подготовительной группе. «Сказочная прогулка по басням И. А. Крылова»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Дамрина Вера Петровна
Данное занятие проводится с подготовительной к школе группой детей дошкольного возраста по теме «Сказочная прогулка по басням Крылова». Проводя с детьми данное занятие, мы знакомим детей с новым образцом русской классической литературы на примере знакомства с творчеством И.А Крылова. Дети учатся понимать мораль басни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по развитию речи в подготовительной группе.

«Сказочная прогулка по басням И. А. Крылова»

Программное содержание : Ознакомление, закрепление и обогащение памяти детей новым образцом русской классической литературы на примере знакомства с творчеством И. А. Крылова. Создание у детей отрицательного отношения к поведению главных персонажей басни. Развитие умения находить и понимать мораль басни.

Содействовать развитию деятельности, связанной с активной работой мышления: умением аргументировать, анализировать, классифицировать, обобщать.

Прививать интерес и бережное отношение к книге.

Оборудование: Презентация памятника И. А. Крылова, скульптур героям басен, набор предметных картинок для конкурсов, иллюстрации к басням И. А. Крылова, набор картинок для игры «Скажи что не так» (Ворона на яблоне; Лиса под дубом, Волк из басни «Волк и кукушка» с вороной на березе. Три картинки волка из басен; «Волк и кукушка» ; «Волк на псарне»; «Волк и ягненок», для игры «Найди пару»; «Волшебный куб» «Ларчик»; мини музей посвященный 250 летию И. А. Крылова, имитация посылки с книгами И. А. Крылова, атрибуты для драматизации, ширма.

Предшествующая работа: Чтение детям басен Эзопа, Л. Н. Толстого, И. А Крылова с последующим рассматриванием красочных иллюстраций. Прослушивание басен Крылова в аудиозаписи. Раскрашивание иллюстраций к басням Крылова по книгам-раскраскам. Рисование по басням И. А. Крылова с последующей выставкой. Организация совместно с родителями «Мини музея»

Орг. момент

Ход занятия:

Организационный момент

В – Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся,

Когда ладошки наши касаются,

Душа с душою встречаются,

Сердца добром наполняются.

(Дети встают в круг, соединяют ладошки друг с другом)

Хорошее настроение у вас?

Д – Да!

В – Подарите друг другу улыбки, чтобы у всех было хорошее настроение!

- Глаза скорее закрываем и в Летний сад мы попадаем.

- Среди аллей вперед пойдем и памятник один найдем. (показ слайда на экране)

- Открываем глаза. Что это за памятник, узнали? (ответы детей)

- Посмотрите еще какие чудесные скульптуры люди сделали героям басен И. А. Крылова!

- Посмотрите, а эти скульптуры (лисице и вороне; квартету) находятся в нашем городе.

Дети которые сфотографированы рядом со скульптурами рассказывают о них (где они расположены и из чего сделаны)

Воспитатель:

(Обобщает и рассказывает о том, что И. А. Крылова звали дедушкой, потому, что он писал много басен для детей.)

- Ребята, давайте вспомним, а что такое басня? (ответы детей)

(Если дети затрудняются с ответами, воспитатель помогает с ответом.)

- Басня – это небольшой рассказ в стихах. Басня похожа на сказку. В ней обычно участвуют звери, вещи, растения, но ведут они себя как люди: разговаривают, работают, помогают или мешают друг другу. Они бывают добрые и злые, умные и глупые. В басне обязательно должно быть поучение, в котором говорится, что надо делать, а чего делать не надо.

Воспитатель:

- Мы с вами сегодня не просто так пришли к памятнику И. А. Крылова, давайте вспомним знакомые басни и встретимся с их героями. Предлагаю сыграть в игру «Волшебный кубик»

Дети, стоя в кругу, по очереди передают кубик. На его гранях изображены герои басен. Когда музыка замолкает, ребенок, у которого в руках кубик, должен назвать басню. Если ребенок затрудняется в выполнении задания, можно напомнить ему знакомые строки.

Дети, стоя в кругу, по очереди передают кубик. На его гранях изображены герои басен. Когда музыка замолкает, ребенок, у которого в руках кубик, должен назвать басню. Если ребенок затрудняется в выполнении задания, можно напомнить ему знакомые строки.

Пример:

«Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет» (Квартет)

«Ай, Моська, знать она сильна, раз лает на слона!» (Слон и Моська)

«Мартышка к старости слаба глазами стала?» (Мартышка и очки)

«Ты все пела – это дело, так пойди же попляши» (Стрекоза и Муравей)

Звучит музыка:

Обращаю на ларец. Предлагаю его рассмотреть; открываем и находим в нем карту и букву (С). По карте определяем наши следующие действия; идем в назначенном направлении. 1. По стрелке вы вперед пройдите Голодную птицу в лесу отыщите

Дети находят расстроенную ворону. Беседа с детьми о том, что не так сделала ворона в басне. Какая она (доверчивая, глупая, и т. п.); какая лисица? (льстивая, хитрая, красивая и т. п)

Звучит музыка, воспитатель открывает ларец и достает букву (Т.)

- Молодцы! Идем по карте дальше!

Следующая остановка на поляне «Путаница»

- Горе художник картины писал Но так как он басен совсем не читал То много напутал, и нас теперь ждет Кто же ошибку в картинах найдет?

Вывешены картины (волк и ворона с сыром, ворона с сыром на вишне, в квартете вместо обезьянки кузнечик играющий на скрипке, Лиса у Дуба)

Дети находят ошибки. Краткая беседа о характере героев. Звучит музыка, открываю ларец и достаю букву (Р) Следующие поляна «Найди пару» (дети соединяют между собой героев басен отдаем их художнику, чтобы он больше не путался)

Звучит музыка, воспитатель достает букву (Е)

Дальше по карте к поляне прошли.

Воспитатель объясняет задание. (на планшете три волка из басен; «Волк и Кукушка»; «Волк на псарне»; «Волк и ягненок»)

Необходимо объединить по содержанию басни, исходя из внешнего вида.

Беседа о характере волков в каждой из басен.

Звучит музыка. Воспитатель достает стрекозу и обозначение театра.

Определяем по карте поляну «Театральную»

Драматизация басни «Стрекоза и муравей»

Стрекоза

Буду танцевать, и петь,

Будет голос мой звенеть,

И как прежде буду я

Беззаботна, весела!

Милые пчёлки, как я рада видеть вас

Вот порезвимся мы сейчас!

ПЧЁ ЛКИ:

Ты, Стрекоза, нам не мешай,

От дела нас не отрывай

Работы у нас много,

Ведь осень у порога.

ВЕДУЩИЙ:

Всё прошло зимой холодной,

Нужда, холод настаёт, стрекоза уж не поёт,

И кому же в ум пойдёт на желудок петь голодный.

Идёт Стрекоза по дороге длинной,

И нигде не слышен её смех беспричинный

Вянет и желтеет травка на лугах

Листья отмирают в рощах и полях

Дождик землю поливает осень пришла,

Да, плохи Стрекозкины дела.

СТРЕКОЗА:

Что же делать? Как же быть?

Пойду муравья о помощи просить.

МУРАВЕЙ:

Я муравей! Здравствуйте, привет!

Трудолюбивее меня на свете нет

СТРЕКОЗА ДРОЖИТ ОТ ХОЛОДА.

Стрекоза: Муравейка, милый мой, от зимы спаси, укрой!

Посмотри, продрогла я, ты один остался у меня!

Муравей: (строго) Осенью мы все трудились,

Ты же только веселилась.

Танцевала, песни пела,

А работать не хотела.

Нарезвилась от души,

А теперь иди, пляши!

Стрекоза: Ой, пришла беда моя!

Ой, зимой погибну я (плачет).

Вы, пожалуйста, простите,

И к себе домой пустите.

Буду печку я топить, буду воду я носить.

Поняла я все, друзья,

Без труда прожить нельзя!

Муравей: Может, нам ее простить?

В дом пустить и угостить?

Конечно, мы Стрекозу простим и непременно угостим,

Вот медок, ромашка, мята, будут зимой здоровые ребята,

А вот малиновое варенье, пляска будет с настроеньем,

Кто трудился летом от души, веселей теперь пой и пляши!

Стрекоза благодарит детей и дарит им книги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по развитию речи детей подготовительной группы с использованием сказкотерапии. Путешествие по сказочному осеннему лесу. Сочинение сказки на тему: Как ёжик выручил зайца.

Конспект занятия по развитию речи с использованием  интерактивной технологии сказкотерапии. Решает несколько задач: позновательную, коммуникативно-развивающую, социально-ориентированную, создание...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Сказочная корзинка»

1. Закрепить в памяти детей знакомые сказки, узнавать их по фрагментам, иллюстрациям, предметам и т.д.2. Развивать мышление, память, воображение.3.Воспитывать интерес и любовь к сказкам.4. Грамота – п...

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе "Лесная прогулка"

Занятие по развитию речи с использованием мнемотаблицы, звукозаписи голосов животных и ИКТ....

Открытое занятие по развитию речи в подготовительной группе «Сказочное путешествие»

Задачи:- формировать у детей умение внимательно слушать взрослого, вырабатывать учебные навыки (умение отвечать на вопросы взрослого, слушать ответы других детей, не перебивать говорящего), воспитыват...

Конспект итогового занятия по развитию речи в подготовительной группе «Сказочное путешествие на остров Знаний»

Цель:  выявление уровня усвоения программного материала по образовательной области" Речевое развитие" на конец года....