Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Ознакомление с новым литературным жанром – басней. Чтение басни И.А.Крылова «Стрекоза и муравей»».
материал по развитию речи на тему

                      Конспект занятия по развитию  речи

                            в подготовительной группе

 на тему: «Ознакомление с новым литературным     

жанром – басней. Чтение басни И.А.Крылова «Стрекоза и муравей»».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi.docx21.22 КБ

Предварительный просмотр:

                      Конспект занятия по развитию  речи

                  в подготовительной группе

 на тему: «Ознакомление с новым литературным      жанром – басней. Чтение басни И.А.Крылова «Стрекоза и муравей»».

                                            Воспитатель: Базанова Елена

                                                                      Анатольевна

        

Программное содержание: Закрепить представления детей о басне, о ее жанровых особенностях; подвести к пониманию аллегории басни, ее идеи. Воспитать чуткость к образному строю языка басни. Раскрыть значения пословиц о труде, показать связь значения пословицы с определенной ситуацией.

Индивидуальная работа: Беседы о насекомых, рассматривание иллюстраций.

Подготовка к занятию: Портрет И.А.Крылова. Иллюстрированная книга с произведением.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что означает слово трудиться?

Ответы детей: Работать, что-то делать, чем-то заниматься, помогать.

Воспитатель: Как мы можем сказать о человеке, который любит трудиться? Какой он?

Ответы детей: Труженик, трудолюбивый, старательный, хороший, помощник.

Воспитатель: Ребята, а еще о тех людях, которые умеют хорошо трудиться, старательно и аккуратно выполняют работу, говорят:

  1. Золотые руки
  2. Мастер своего дела
  3. Рукодельница

     О труде есть много пословиц и поговорок:

  1. Без труда не вытащишь рыбку из пруда.
  2. Труд человека кормит, а лень портит.
  3. Уменье и труд все перетрут.
  4. Дело мастера боится.
  5. Усердная мышь и доску прогрызет.
  6. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Как вы думаете, чему учат эти пословицы?

 Ответы детей: Нельзя лениться; нужно трудиться; постараешься, и все получится.

Воспитатель: Итак, трудиться нужно обязательно и тогда все получится. Вот и сейчас вы трудитесь, так как думаете, отвечаете на  мои вопросы – это тоже труд.

     Ребята, мы с вами знаем много сказок, где герои умеют трудиться,  поэтому добиваются своего счастья. Давайте назовем несколько таких сказок.

Ответы детей: 1) Репка

                             2) Сказка о попе и его работнике Балде.

                             3) Сказка о лягушке и молоке.

                             4) Теремок.

Воспитатель: Сегодня мы познакомимся с басней.

Басня - это короткая поучительная история. Басни и сказки, люди придумали давным-давно. В баснях главными героями являются животные, а  подразумеваются люди. Посмотрите, какая интересная книга у меня в руках. В ней очень много басен. Сейчас я прочитаю вам одну из них, она называется «Стрекоза и муравей».

     Послушайте и догадайтесь, что в ней высмеивается.

Читаю басню.

     Так что же, высмеивается в этой басне.

Разбор прочитанного.

  1. О ком говорится в басне?
  2. О чем стрекоза просила муравья?
  3. Что ей ответил муравей?

Ответы детей:

  1. В басне рассказывается о стрекозе и муравье.
  2. Стрекоза просила муравья остаться у него перезимовать, прокормить и обогреть.
  3. Не пустил стрекозу, прогнал ее, пойди, попляши.

Воспитатель: О каком человеке можно сказать, что он как муравей?

Ответы детей: о трудолюбивом, о старательном.

Воспитатель: Какого человека можно назвать стрекозой?

Ответы детей: Легкомысленного, ленивого, беззаботного, ветреного.

Воспитатель: Чему эта басня учит?

Ответы детей: Трудолюбию, лениться плохо.

Физкультминутка:

Три медведя шли домой.

Папа был большой, большой.

Мама чуть поменьше ростом,

А Минутка, просто крошка.

Очень маленький он был,

С погремушкою ходил

Динь, динь, динь.

     Ребята рассаживаются на свои места. Показываю портрет И.А.Крылова.

     Басню эту написал русский баснописец И.А.Крылов. Он написал много, много басен, но с другими мы с вами познакомимся на следующих занятиях.

     Послушайте басню еще раз.

     Что вам напоминает басня – рассказ, сказку или стихотворение.

Ответы детей: Сказку и стихотворение.

Воспитатель: Почему вы так думаете?

Ответы детей: Потому что разговаривают стрекоза и муравей. И здесь есть рифма.

Воспитатель: А сколько в басне интересных слов и выражений. Как вы понимает, как сказать по-другому о таких выражениях? Что они обозначают?

  1. Как зима катит в глаза.
  2. Помертвело чисто поле.
  3. Злой тоской удручена.

Ответы детей:

     Инсценировка по ролям. Раздаю атрибуты – шапочки.

Перед началом инсценировки, разбираем с детьми интонации и голоса главных героев. Каким голосом говорит стрекоза, когда ей стало холодно и плохо? Как она просит муравья? (Умоляет, ласково, жалобно). А каким голосом должен ответить ей муравей?

(Строго, твердо).

Показываем инсценировку.

Занятие окончено. Вы все молодцы. Всем большое спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математике подготовительной группе Тема: “Путешествие к Королеве Математики” Основная ОО:

Конспект занятия по математике подготовительной группе Тема: “Путешествие к Королеве Математики”   Основная ОО: «Познавательное развитие»...

Конспект занятия в первой младшей группе Тема: «Ознакомление с малой формой устного народного творчества - потешки»

Тема: «Ознакомление с малой формой устного народного творчества - потешки»Цель:·         Дать понятие об устном народном творчестве.·...

Конспект занятия для детей подготовительной группы по ознакомлению с русской народной куклой-скруткой

занятие для детей 6-7 лет по ознакомлению с русской народной куклой-скруткой...

Конспект занятия в первой младшей группе Тема: «Ознакомление с малой формой устного народного творчества - потешки»

Конспект занятия в первой младшей группе Тема: «Ознакомление с малой формой устного народного творчества - потешки»...

Конспект занятия с детьми подготовительной группы по ознакомлению с жанрами живописи.

Конспект занятияпо ознакомлению детей с жанрами живописи  (подготовительная группа)«Экскурсия в картинную галерею» Программное содержание:1. закрепить у детей представления о том...

Конспект занятия для детей подготовительной группы по ознакомлению с государственной символикой

Познакомить с главными символами (гимн, флаг, герб). Систематизировать знания детей о символике государства. Развивать память, коммуникативные навыки. Воспитывать любовь к Родине, гражданско &nd...