Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Ознакомление с новым литературным жанром – басней. Чтение басни И.А.Крылова «Стрекоза и муравей»».
материал по развитию речи на тему
Конспект занятия по развитию речи
в подготовительной группе
на тему: «Ознакомление с новым литературным
жанром – басней. Чтение басни И.А.Крылова «Стрекоза и муравей»».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi.docx | 21.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи
в подготовительной группе
на тему: «Ознакомление с новым литературным жанром – басней. Чтение басни И.А.Крылова «Стрекоза и муравей»».
Воспитатель: Базанова Елена
Анатольевна
Программное содержание: Закрепить представления детей о басне, о ее жанровых особенностях; подвести к пониманию аллегории басни, ее идеи. Воспитать чуткость к образному строю языка басни. Раскрыть значения пословиц о труде, показать связь значения пословицы с определенной ситуацией.
Индивидуальная работа: Беседы о насекомых, рассматривание иллюстраций.
Подготовка к занятию: Портрет И.А.Крылова. Иллюстрированная книга с произведением.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что означает слово трудиться?
Ответы детей: Работать, что-то делать, чем-то заниматься, помогать.
Воспитатель: Как мы можем сказать о человеке, который любит трудиться? Какой он?
Ответы детей: Труженик, трудолюбивый, старательный, хороший, помощник.
Воспитатель: Ребята, а еще о тех людях, которые умеют хорошо трудиться, старательно и аккуратно выполняют работу, говорят:
- Золотые руки
- Мастер своего дела
- Рукодельница
О труде есть много пословиц и поговорок:
- Без труда не вытащишь рыбку из пруда.
- Труд человека кормит, а лень портит.
- Уменье и труд все перетрут.
- Дело мастера боится.
- Усердная мышь и доску прогрызет.
- Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
Как вы думаете, чему учат эти пословицы?
Ответы детей: Нельзя лениться; нужно трудиться; постараешься, и все получится.
Воспитатель: Итак, трудиться нужно обязательно и тогда все получится. Вот и сейчас вы трудитесь, так как думаете, отвечаете на мои вопросы – это тоже труд.
Ребята, мы с вами знаем много сказок, где герои умеют трудиться, поэтому добиваются своего счастья. Давайте назовем несколько таких сказок.
Ответы детей: 1) Репка
2) Сказка о попе и его работнике Балде.
3) Сказка о лягушке и молоке.
4) Теремок.
Воспитатель: Сегодня мы познакомимся с басней.
Басня - это короткая поучительная история. Басни и сказки, люди придумали давным-давно. В баснях главными героями являются животные, а подразумеваются люди. Посмотрите, какая интересная книга у меня в руках. В ней очень много басен. Сейчас я прочитаю вам одну из них, она называется «Стрекоза и муравей».
Послушайте и догадайтесь, что в ней высмеивается.
Читаю басню.
Так что же, высмеивается в этой басне.
Разбор прочитанного.
- О ком говорится в басне?
- О чем стрекоза просила муравья?
- Что ей ответил муравей?
Ответы детей:
- В басне рассказывается о стрекозе и муравье.
- Стрекоза просила муравья остаться у него перезимовать, прокормить и обогреть.
- Не пустил стрекозу, прогнал ее, пойди, попляши.
Воспитатель: О каком человеке можно сказать, что он как муравей?
Ответы детей: о трудолюбивом, о старательном.
Воспитатель: Какого человека можно назвать стрекозой?
Ответы детей: Легкомысленного, ленивого, беззаботного, ветреного.
Воспитатель: Чему эта басня учит?
Ответы детей: Трудолюбию, лениться плохо.
Физкультминутка:
Три медведя шли домой.
Папа был большой, большой.
Мама чуть поменьше ростом,
А Минутка, просто крошка.
Очень маленький он был,
С погремушкою ходил
Динь, динь, динь.
Ребята рассаживаются на свои места. Показываю портрет И.А.Крылова.
Басню эту написал русский баснописец И.А.Крылов. Он написал много, много басен, но с другими мы с вами познакомимся на следующих занятиях.
Послушайте басню еще раз.
Что вам напоминает басня – рассказ, сказку или стихотворение.
Ответы детей: Сказку и стихотворение.
Воспитатель: Почему вы так думаете?
Ответы детей: Потому что разговаривают стрекоза и муравей. И здесь есть рифма.
Воспитатель: А сколько в басне интересных слов и выражений. Как вы понимает, как сказать по-другому о таких выражениях? Что они обозначают?
- Как зима катит в глаза.
- Помертвело чисто поле.
- Злой тоской удручена.
Ответы детей:
Инсценировка по ролям. Раздаю атрибуты – шапочки.
Перед началом инсценировки, разбираем с детьми интонации и голоса главных героев. Каким голосом говорит стрекоза, когда ей стало холодно и плохо? Как она просит муравья? (Умоляет, ласково, жалобно). А каким голосом должен ответить ей муравей?
(Строго, твердо).
Показываем инсценировку.
Занятие окончено. Вы все молодцы. Всем большое спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия для детей подготовительной группы Тема: « Дымковская барышня».
Дымковская барышня...
Конспект занятия по математике подготовительной группе Тема: “Путешествие к Королеве Математики” Основная ОО:
Конспект занятия по математике подготовительной группе Тема: “Путешествие к Королеве Математики” Основная ОО: «Познавательное развитие»...
Конспект занятия в первой младшей группе Тема: «Ознакомление с малой формой устного народного творчества - потешки»
Тема: «Ознакомление с малой формой устного народного творчества - потешки»Цель:· Дать понятие об устном народном творчестве.·...
Конспект занятия для детей подготовительной группы по ознакомлению с русской народной куклой-скруткой
занятие для детей 6-7 лет по ознакомлению с русской народной куклой-скруткой...
Конспект занятия в первой младшей группе Тема: «Ознакомление с малой формой устного народного творчества - потешки»
Конспект занятия в первой младшей группе Тема: «Ознакомление с малой формой устного народного творчества - потешки»...
Конспект занятия с детьми подготовительной группы по ознакомлению с жанрами живописи.
Конспект занятияпо ознакомлению детей с жанрами живописи (подготовительная группа)«Экскурсия в картинную галерею» Программное содержание:1. закрепить у детей представления о том...
Конспект занятия для детей подготовительной группы по ознакомлению с государственной символикой
Познакомить с главными символами (гимн, флаг, герб). Систематизировать знания детей о символике государства. Развивать память, коммуникативные навыки. Воспитывать любовь к Родине, гражданско &nd...