ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ.
материал по развитию речи

Водясова Елена Валерьевна

Наше время-это время больших  перемен. Современное  общество  нуждается  в людях, способных принимать нестандартные решения, умеющих творчески мыслить, решать сложные проблемные ситуации. Важно, чтобы современный ребенок овладел не только определенной суммой знаний и умений, а мог бы активно мыслить, уметь находить выход из любой ситуации, делать выводы, доказывать, объяснять, обладать определенной речевой активностью. Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким.

Поэтому особое внимание уделяется развитию речи воспитанников. Развивать речь ребенка, не включая ее в познавательную деятельность, считаю невозможно, т.к. речь сопровождает и совершенствует любую деятельность детей, делая ее более целенаправленной и осознанной. Я считаю, чем лучше будет организована речевая деятельность детей дошкольного возраста, тем выше гарантии успешности школьного обучения и дальнейшего развития ребенка как личности. Поэтому возникает необходимость в поиске и применении эффективных методов в познавательно-речевом развитии дошкольников, способствующих достижению устойчивых, положительных результатов.

Целью работы по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка. Реализация данной цели предполагает, что к концу дошкольного возраста речь становится универсальным средством общения ребенка с окружающими людьми: старший дошкольник может общаться с людьми разного возраста, пола, социального положения. Это предполагает свободное владение языком на уровне устной речи, умение ориентироваться на особенности собеседника в процессе общения: отбирать адекватное его восприятию содержание и речевые формы.

Коммуникативная компетентность дошкольника проявляется в возможности посредством речи решать задачи в условиях разных видов деятельности: бытовой, познавательной, игровой, учебной, трудовой и т.д. При этом ребенок ориентируется на особые условия ситуации, в которой протекает деятельность [1, с. 576].

Для достижения ребенком коммуникативной компетентности педагог способствует ее становлению посредством решения задач по развитию разных сторон речи, развитие словаря, освоение грамматически правильной речи, подготовка к обучению грамоте.

Построение образовательного процесса должно основываться на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Исходя из этого, для формирования и активизации познавательно-речевого развития, наряду с традиционными методами и приёмами, используются следующие инновационные методы и технологии:

Здоровьесберегающие техноглогии

Метод проектирования

ИКТ технология

Мнемотехнология

Педагогическая Арт-терапия

Синквейн Лего-технология

Лепбуки

Ситуация общения – это специально проектируемая педагогом или возникающая спонтанно форма общения, направленная на упражнение детей в использовании освоенных речевых категорий.

Примерами специально планируемых ситуаций общения могут быть игры-викторины: «Придумай загадку» (упражнение детей в описании предметов,  придумывании загадок), «Кто лучше знает свой город» (упражнение в восприятии и составлении описательных рассказов о местах и памятниках города), «Из какой сказки вещи» (упражнение в развитии объяснительной речи), «Магазин волшебных вещей» (упражнение в использовании языковой выразительности) [2, с. 21].

 

Используемые технологии в работе с детьми в ДОУ:

Здоровьесберегающие технологии используются на занятиях с дошкольниками по развитию речи. Дети 4-7 лет быстро утомляются, они не могут долго сидеть на одном месте и заниматься одним видом деятельности. У них снижается внимание и память, теряется интерес к занятию. Это легко понять потому, что они начинают вертеться на своём месте, разговаривать, т.е. «выпадать» из учебного процесса.

С целью предупреждения утомления и усталости детей применяются различные гимнастики (пальчиковая, дыхательная, для глаз).

Пальчиковая гимнастика помогает не только снять напряжение, но решить многие проблемы. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами. Её можно проводить в любой удобный отрезок времени. Дети всегда с удовольствием выполняют различные пальчиковые упражнения [3, с. 432].

Дыхательная гимнастика. При выполнении дыхательных упражнений у детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом. Дети тоже любят эти упражнения. С энтузиазмом запускают ракету в космос, то руководят из центра управления полётом, или устраивают листопад или снегопад, или отправляем в полёт бабочек.

Также для дыхательных упражнений можно использовать скороговорки, которые нужно произносить на выдохе. Для дошкольников используются коротенькие скороговорки.

Гимнастика для глаз проводится в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Вообще, желательно проводить ежедневно и не только для детей, но и для педагогов. Во время её проведения используется наглядный материал, показ педагога.

Из коррекционных технологий в силу направленности моей образовательной программы я использую.

Артикуляционную гимнастику – упражнение для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения [4, с. 145].

Таким образом, каждая из применяемых мною технологий имеет оздоровительную направленность.

Метод проектирования. Речь и обращение сопровождают все виды деятельности детей (игровую, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную, чтение) и являются их неотъемлемой частью. Поэтому у воспитателя имеются огромные возможности для постоянной работы над развитием речи детей в рамках любого проекта [5, с. 17].

Систематически используется ИКТ в процессе ООД по развитию речи в качестве современного наглядного материала.

Практика показывает, что предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывают у детей огромный интерес.

Мнемотехнология (греч.) – «искусство запоминания» - это система методов и приемов, обеспечивающих запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Использование мнемотехники в обучении дошкольников позволяет решить такие задачи как:

  1. Развитие связной речи;
  2. Преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации);
  3. Развитие мелкой моторики рук;
  4. Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; помогает овладение приемами работы с мнемотаблицами и сокращает время обучения  [6, с. 33].

Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности.

Раскрывая свои творческие замыслы в лепке из соленого теста, ребенок испытывает состояние покоя и мышечное расслабление, это приводит к естественной раскованности при свободном речевом общении. Это помогает детям раскрыться и в кругу своих сверстников и в семье, почувствовать себя интересным собеседником.

Конструкторы ЛЕГО широко используются в дошкольных образовательных учреждениях. Развивая речевое творчество дошкольников, воспитатель может предложить детям придумать сказку, о том, как одна постройка превратилась в другую, по ходу рассказывания осуществляя данное превращение [7, с. 608].

Лепбук – это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности воспитателя, родителя и ребенка.

Лепбук – в дословном переводе с английского языка означает «книга на коленях». Он представляет собой папку или другую прочную картонную основу, на которую наклеены маленькие книжки (мини книжки – простые и фигурные, в виде кармашков, гармошек, белочек, стрелочек и т. д.), в которых организован и записан изучаемый материал.

Лепбук – современная эффективная технология обучения, отличный помощник в работе учителя-логопеда.

Работа с лепбуками, внесла много положительных моментов в общее и речевое развитие наших воспитанников.

Технологический подход, то есть новые педагогические технологии, гарантирует достижения дошкольника и в дальнейшем гарантирует их успешное обучение в школе. Создание технологии не возможно без творчества. Для педагога,  научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром - познавательный процесс в его развивающемся состоянии [8, с. 355].

Список литературы

1.  Сластенин, В. А. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. – М. : Академия, 2002. – 576 с.

2. Багаутдинова С.Ф. Инновационная деятельность в дошкольном образовательном учреждении:  Методические рекомендации для студентов к курсу "Управление дошкольным образованием". Магнитогорск: МАГУ, 2001.21 с.

3.   Крившенко, Л. П. Педагогика : учебник для вузов / Л. П. Крившенко. – М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 432 с.

4.  Белая К.Ю. Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении. М.: МИПКРО, 2012.145с.

 

5.   Белая К.Ю. Планирование работы в ДОУ по результатам на год // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2011. № 5. 14 – 17с.

 

6.   Бычков А.В. Инновационная культура/ А.В. Бычков // Профильная школа. 2005. № 6. с.33.

 

7.   Немов, Р. С. Психология : учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. – В 3-х

кн. Кн. 2 : Психология образования / Р. С. Немов. – М. : ВЛАДОС, 1995. – 608 с.

 

8. Ваганов П.И. Теория и методология инновационного управления и управленческих инноваций: Дисс. доктора экономических наук. Санкт-Петербург, 2003.355 с.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karpushkinoy_gotovaya.docx24.52 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 378(045)

ББК 74.58

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ

ДОШКОЛЬНИКОВ.

ВОДЯСОВА ЕЛЕНА ВАЛЕРЬЕВНА

Воспитатель, МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №8» г. Саранск, Россия, Kazachkova1989@mail.ru

Ключевые слова: Коммуникативная компетентность, Здоровьесберегающие технологии, метод проектирования, икт технология, мнемо-технология, педагогическая арттерапия, синквейн, лего-технология, лепбуки.

Аннотация: В статье рассматривается,  использование инновационных  форм  работы  по речевому развитию с детьми дошкольного возраста.

INNOVATIVE FORMS OF WORK ON SPEECH DEVELOPMENT PRESCHOOLERS.

VODYASOVA ELENA VALERYEVNA

educator , MADOU "Child Development Center –kindergarten No. 8" Saransk, Russia, Kazachkova1989@mail.ru

Keywords: Communicative competence, Health-saving technologies, design method, ICT technology, mnemonic technology, pedagogical, art therapy, cinquain, lego technology, lepbooks.

Abstract:  The article discusses the use of innovative forms of work on speech development with preschool children.

Наше время-это время больших  перемен. Современное  общество  нуждается  в людях, способных принимать нестандартные решения, умеющих творчески мыслить, решать сложные проблемные ситуации. Важно, чтобы современный ребенок овладел не только определенной суммой знаний и умений, а мог бы активно мыслить, уметь находить выход из любой ситуации, делать выводы, доказывать, объяснять, обладать определенной речевой активностью. Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким.

Поэтому особое внимание уделяется развитию речи воспитанников. Развивать речь ребенка, не включая ее в познавательную деятельность, считаю невозможно, т.к. речь сопровождает и совершенствует любую деятельность детей, делая ее более целенаправленной и осознанной. Я считаю, чем лучше будет организована речевая деятельность детей дошкольного возраста, тем выше гарантии успешности школьного обучения и дальнейшего развития ребенка как личности. Поэтому возникает необходимость в поиске и применении эффективных методов в познавательно-речевом развитии дошкольников, способствующих достижению устойчивых, положительных результатов.

Целью работы по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка. Реализация данной цели предполагает, что к концу дошкольного возраста речь становится универсальным средством общения ребенка с окружающими людьми: старший дошкольник может общаться с людьми разного возраста, пола, социального положения. Это предполагает свободное владение языком на уровне устной речи, умение ориентироваться на особенности собеседника в процессе общения: отбирать адекватное его восприятию содержание и речевые формы.

Коммуникативная компетентность дошкольника проявляется в возможности посредством речи решать задачи в условиях разных видов деятельности: бытовой, познавательной, игровой, учебной, трудовой и т.д. При этом ребенок ориентируется на особые условия ситуации, в которой протекает деятельность [1, с. 576].

Для достижения ребенком коммуникативной компетентности педагог способствует ее становлению посредством решения задач по развитию разных сторон речи, развитие словаря, освоение грамматически правильной речи, подготовка к обучению грамоте.

Построение образовательного процесса должно основываться на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Исходя из этого, для формирования и активизации познавательно-речевого развития, наряду с традиционными методами и приёмами, используются следующие инновационные методы и технологии:

Здоровьесберегающие техноглогии

Метод проектирования

ИКТ технология

Мнемотехнология

Педагогическая Арт-терапия

Синквейн Лего-технология

Лепбуки

Ситуация общения – это специально проектируемая педагогом или возникающая спонтанно форма общения, направленная на упражнение детей в использовании освоенных речевых категорий.

Примерами специально планируемых ситуаций общения могут быть игры-викторины: «Придумай загадку» (упражнение детей в описании предметов,  придумывании загадок), «Кто лучше знает свой город» (упражнение в восприятии и составлении описательных рассказов о местах и памятниках города), «Из какой сказки вещи» (упражнение в развитии объяснительной речи), «Магазин волшебных вещей» (упражнение в использовании языковой выразительности) [2, с. 21].

Используемые технологии в работе с детьми в ДОУ:

Здоровьесберегающие технологии используются на занятиях с дошкольниками по развитию речи. Дети 4-7 лет быстро утомляются, они не могут долго сидеть на одном месте и заниматься одним видом деятельности. У них снижается внимание и память, теряется интерес к занятию. Это легко понять потому, что они начинают вертеться на своём месте, разговаривать, т.е. «выпадать» из учебного процесса.

С целью предупреждения утомления и усталости детей применяются различные гимнастики (пальчиковая, дыхательная, для глаз).

Пальчиковая гимнастика помогает не только снять напряжение, но решить многие проблемы. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами. Её можно проводить в любой удобный отрезок времени. Дети всегда с удовольствием выполняют различные пальчиковые упражнения [3, с. 432].

Дыхательная гимнастика. При выполнении дыхательных упражнений у детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом. Дети тоже любят эти упражнения. С энтузиазмом запускают ракету в космос, то руководят из центра управления полётом, или устраивают листопад или снегопад, или отправляем в полёт бабочек.

Также для дыхательных упражнений можно использовать скороговорки, которые нужно произносить на выдохе. Для дошкольников используются коротенькие скороговорки.

Гимнастика для глаз проводится в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Вообще, желательно проводить ежедневно и не только для детей, но и для педагогов. Во время её проведения используется наглядный материал, показ педагога.

Из коррекционных технологий в силу направленности моей образовательной программы я использую.

Артикуляционную гимнастику – упражнение для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения [4, с. 145].

Таким образом, каждая из применяемых мною технологий имеет оздоровительную направленность.

Метод проектирования. Речь и обращение сопровождают все виды деятельности детей (игровую, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную, чтение) и являются их неотъемлемой частью. Поэтому у воспитателя имеются огромные возможности для постоянной работы над развитием речи детей в рамках любого проекта [5, с. 17].

Систематически используется ИКТ в процессе ООД по развитию речи в качестве современного наглядного материала.

Практика показывает, что предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывают у детей огромный интерес.

Мнемотехнология (греч.) – «искусство запоминания» - это система методов и приемов, обеспечивающих запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Использование мнемотехники в обучении дошкольников позволяет решить такие задачи как:

  1. Развитие связной речи;
  2. Преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации);
  3. Развитие мелкой моторики рук;
  4. Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; помогает овладение приемами работы с мнемотаблицами и сокращает время обучения  [6, с. 33].

Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности.

Раскрывая свои творческие замыслы в лепке из соленого теста, ребенок испытывает состояние покоя и мышечное расслабление, это приводит к естественной раскованности при свободном речевом общении. Это помогает детям раскрыться и в кругу своих сверстников и в семье, почувствовать себя интересным собеседником.

Конструкторы ЛЕГО широко используются в дошкольных образовательных учреждениях. Развивая речевое творчество дошкольников, воспитатель может предложить детям придумать сказку, о том, как одна постройка превратилась в другую, по ходу рассказывания осуществляя данное превращение [7, с. 608].

Лепбук – это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности воспитателя, родителя и ребенка.

Лепбук – в дословном переводе с английского языка означает «книга на коленях». Он представляет собой папку или другую прочную картонную основу, на которую наклеены маленькие книжки (мини книжки – простые и фигурные, в виде кармашков, гармошек, белочек, стрелочек и т. д.), в которых организован и записан изучаемый материал.

Лепбук – современная эффективная технология обучения, отличный помощник в работе учителя-логопеда.

Работа с лепбуками, внесла много положительных моментов в общее и речевое развитие наших воспитанников.

Технологический подход, то есть новые педагогические технологии, гарантирует достижения дошкольника и в дальнейшем гарантирует их успешное обучение в школе. Создание технологии не возможно без творчества. Для педагога,  научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром - познавательный процесс в его развивающемся состоянии [8, с. 355].

Список литературы

1.  Сластенин, В. А. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. – М. : Академия, 2002. – 576 с.

2. Багаутдинова С.Ф. Инновационная деятельность в дошкольном образовательном учреждении:  Методические рекомендации для студентов к курсу "Управление дошкольным образованием". Магнитогорск: МАГУ, 2001.21 с.

3.   Крившенко, Л. П. Педагогика : учебник для вузов / Л. П. Крившенко. – М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 432 с.

4.  Белая К.Ю. Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении. М.: МИПКРО, 2012.145с.

5.   Белая К.Ю. Планирование работы в ДОУ по результатам на год // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2011. № 5. 14 – 17с.

6.   Бычков А.В. Инновационная культура/ А.В. Бычков // Профильная школа. 2005. № 6. с.33.

7.   Немов, Р. С. Психология : учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. – В 3-х

кн. Кн. 2 : Психология образования / Р. С. Немов. – М. : ВЛАДОС, 1995. – 608 с.

8. Ваганов П.И. Теория и методология инновационного управления и управленческих инноваций: Дисс. доктора экономических наук. Санкт-Петербург, 2003.355 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные формы работы по речевому развитию дошкольников

консультация по речевому развитию старших дошкольников...

доклада: «Инновационные формы работы по речевому развитию дошкольников»

Целью работы по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка. Реализация данной цели предполагает, что к концу дошкольного возраста ре...

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

Целью работы педагога по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка. Реализация данной цели предполагает, что к концу дошкольного во...

Выступление на тему: ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

Коммуникативная компетентность дошкольника проявляется в возможности посредством речи решать задачи в условиях разных видов деятельности: бытовой, познавательной, игровой, учебной, трудовой и т.д. При...

Консультация для воспитателей "Инновационные формы работы по речевому развитию дошкольников"

Инновационные формы работы по речевому развитию дошкольников...

Инновационные формы работы по речевому развитию дошкольников

Целью работы педагога по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка. Это предполагает свободное владение языком на уровне устной реч...

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

консультация для педагоговИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКjdЦелью работы педагога по развитию речи детей дошкольного возраста являетсястановление начальной коммуникативной ко...