Конспект ко дню снятия блокады "Хлеб той зимы"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
«Блокадный хлеб»
Конспект занятие для детей старшего дошкольного возраста
Цель: Сохранение исторической памяти о мужестве и трагедии мирного населения блокадного Ленинграда.
Задачи:
Расширение представлений детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.
Воспитывать уважение и благодарность защитникам Отечества, гордость за свой народ, любовь к Родине.
Предварительная работа:
- Рассматривание с детьми фотографий, иллюстраций блокадного Ленинграда.
- Слушание военных песен.
- Чтение «Детская книга войны» (воспоминания маленьких жителей страны о страшных годах войны).
- Чтение стихов поэтов - ленинградцев военных лет (В. Инбер, О. Берггольц, М. Дудин, Елена Вечтомова, В. Лифшиц и другие).
Оборудование и материалы:
- Мультимедийное оборудование;
- Презентация «Блокадный хлеб Ленинграда»;
- Демонстрационные образцы «блокадного» хлеба;
- Образцы хлебных карточек;
- Аудиозапись «Сирена воздушной тревоги», «Звук метронома».
Ход занятия:
Ребята, сегодня 27 января особенный день. День снятия блокады города Ленинграда.
В тот день, прорвав кольцо блокады,
Город из последних сил
Дал бой врагам, отбросив их от Ленинграда,
И в яростных сраженьях победил.
А как вы думаете, что обозначает слово блокада? (ответы детей)
В 1941 году на нашу Родину напала фашистская Германия. Началась война…. Страшная, беспощадная. Немецкая армия, как саранча, уничтожала все на своем пути. Города были разграблены. Фашисты говорили, что Москва - это сердце России, а Ленинград (сейчас этот город называется Санкт -Петербург) - ее душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому фашисты направили на город один из основных ударов. Они хотели не просто захватить Ленинград, они хотели уничтожить его, стереть с лица земли. Днем и ночью фашисты бомбили и обстреливали город, полыхали пожары, гибли люди. Больше двух месяцев шли кровавые бои под Ленинградом, но жители мужественно обороняли свой город.
Как вы думаете, ребята, почему ленинградцы не сдали свой город немцам? (Ответы детей, предположения)
Гитлер не сумел захватить город силой, тогда он решил задушить город блокадой. Немцы окружили город, перекрыли все выходы и входы. Враг не давал вывозить из города детей, больных, в город не поступали продукты питания. Именно это окружение и называется блокадой. Но жители проявляли стойкость, мужество, всеми силами защищали город. (Слайд 2)
Днем и ночью фашисты бомбили и обстреливали город, полыхали пожары, гибли люди. В город перестало поступать продовольствие, отключили свет, отопление, воду. Наступила холодная зима. Наступили страшные блокадные дни… Их было 900… это почти 2,5года. (Слайд 3)
Наверное, никогда еще не было так холодно. Всю зиму в домах не было отопления, воды и света. Люди в комнатах ставили буржуйки - маленькие печки, а в них жгли мебель, книги, чтобы как-то согреться. (Слайд 4)
Фашистские летчики бомбили город и днем и по ночам. Окна в домах заклеивали узкими полосами бумаги - чтобы осколки при бомбёжке не могли поранить и вешали темные шторы, чтобы ночью не было видно даже маленького огонька свечки. (Слайд 5)
Город регулярно, по несколько раз в сутки обстреливали с воздуха. И тогда люди слышали такой сигнал (звучит запись воздушной сирены).
А после отбоя воздушной сирены люди слышали звук метронома (звучит запись метронома). Он напоминал звук биения сердца, говоривший людям, что жизнь продолжается. В тяжелые блокадные дни звук метронома не затихал ни на минуту. Все 900 дней и ночей он сообщал о том, что город живет, дышит, что Ленинград не сдался. (Слайд 6)
Летом, в начале войны никто не думал, что Ленинград окажется в блокаде, поэтому больших запасов продовольствия в городе не было. В Ленинграде начался страшный, мучительный голод. Самым вкусным и сладким продуктом была не конфета, а крошечный ломтик чёрного хлеба, который выдавали по специальным карточкам. Карточки - бумажные талоны, на которых указывалось положенное количество продуктов каждому человеку. По ним можно было получить свою норму хлеба - небольшой кусочек в день. Рабочие получали 250 грамм хлеба, а служащие и дети 125 грамм на весь день. Потеря карточки означала верную смерть.
Ребята, как вы думаете, 125 грамм хлеба - это много или мало? Сколько вот таких кусочков в день вы съедаете? (ответы детей). А для того времени это было много, так как маленький кусочек хлеба спасал жизнь многим людям. Хлеб был единственным питанием.
Но даже и по одному кусочку хлеба иногда на всех не хватало, ведь в булочных, где выдавали хлеб по карточкам, были огромные очереди… Люди ослабевали. Одни умирали от голода, другие замерзали на улицах, потому что были не способны дойти до дому. (Слайд 7)8
Блокадный хлеб был не такой, как мы едим сейчас. Его стали выпекать с примесями ячменной, овсяной, соевой муки. В хлеб добавляли все, что было в наличии: солод, бобы, отруби, древесные опилки, дикорастущие семена, жмых, добавляли даже бумагу.
Чтобы не умереть с голоду, люди ели овощные очистки, которые обычно выбрасывают. Научились готовить лепешки из горчицы, суп из дрожжей, котлеты из хрена. Выгребали из - под снега коренья кормовой свеклы, кочерыжки от капусты, которые остались после сбора урожая. Но скоро и это стало роскошью. (Слайд 8)
В домах не работал водопровод, за водой ходили на реку Нева, к специально прорубленным полыньям. Люди поскальзывались на льду, падали, но все равно упорно шли дальше. Часто к полынье спускались дети, набирали чайник мутной грязной воды и спешили к ждущим их матерям. (Слайд 9)
А далеко, за кольцом блокады было продовольствие, масло, мука, мясо. Но достать это было очень трудно. Наша страна всегда помнила о блокадном Ленинграде и помогала ему, как могла. По единственной дороге по Ладожскому озеру в город везли хлеб, боеприпасы, теплую одежду, а обратно из города вывозили (эвакуировали) детей, стариков, раненых. Эту дорогу через Ладогу стали называть «дорогой жизни». Как вы думаете, ребята, почему её так назвали? (ответы детей). Она спасла тысячи ленинградцев.
Дорога жизни узким коридором
Протянута по Ладожскому льду.
Она спасала наш любимый город,
В том страшном и чудовищном аду. (Слайд 10)
Ленинградцы не сдавались. В окруженном городе, под обстрелом, измученные голодом и холодом, они продолжали работать и учиться.
Выпускали для фронта танки, пулеметы, мины, гранаты и другое вооружение, строили заградительные сооружения. Трудились все, кто еще мог передвигаться и держать инструмент в обессилевших руках. Старшеклассники бросали школы, чтобы ухаживать за ранеными бойцами и ослабевшими жителями города и помогать оборонять Ленинград.
Гитлеровская армия не смогла сломить сопротивление ленинградцев. 900 длинных дней и ночей длилась блокада.
27 января 1944 наши Ленинград был полностью освобожден от блокады. Это был великий день! Радость наполняла сердца не только освобождённых ленинградцев, но всех солдат, защищающих страну от врага.
В честь этой победы был дан артиллерийский салют.
Такого дня не видел Ленинград,
Нет, радости подобной не бывало.
Казалось, что всё небо грохотало,
Приветствуя великое начало
Весны, уже не знающей преград.
Гремел неумолкаемо салют
Из боевых прославленных орудий,
Смеялись, пели, обнимались люди. (Слайд 11-12)
В честь этой знаменательной даты и о памяти этой войны, в городе Ленинграде был установлен Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда. (Слайд 13)
«Памятник, установленный полуторке» во Всеволожске. (Слайд 14)
«Цветок жизни» Мемориал создан в память о погибших детях блокадного Ленинграда. (Слайд 15)
На Пискаревском кладбище, где захоронены тысячи ленинградцев, погибших в годы блокады, возвышается скорбная фигура Матери - родины. (Слайд 16)
На том месте, где было прорвано кольцо блокады сейчас установлен памятник, который называется «Разорванное кольцо». За мужество и героизм город Ленинград получил звание города - героя.
Сегодня, 27 января, мы празднуем освобождение Ленинграда от фашистских захватчиков. Подвиг ленинградцев мы никогда не забудем. (Слайд 17)
Каждый день, беря в руки ломоть хлеба, вспомните добрым словом всех тех, кто его создавал и создаёт, подумайте о том, каким великим богатством вы владеете и как его надо беречь.
Хлеб, не объёмное слово
Но по смыслу важнее нет.
Во главе он стоит живого
Без него не проходит обед.
Хлеб миллионы жизней
От смерти спасал ни раз.
Кровью крестьянской, потом
Он доставался для нас.
Чёрствая корочка хлеба
Символ блокады, войны.
Голод для человека
Видимый край беды.
Тянет ручонки ребёнок
Голод стоит в глазах.
Корочку хлеба дайте
Жалостно просит в слезах.
Сердце от боли сжалось
Детские слыша слова.
Возьми малыш, что осталось
Крошки со стола.
Жадным движением ручек
Крошки отправлены в рот.
Словно лесную малину
Он с наслаждением жуёт.
Валерий Куроленко
(Слайд 18)
Используемая литература
1. Воскобойников, В.М. Девятьсот дней мужества / В.М.Воскобойников. - Москва: Малыш, 1987.
2. Дмитриев В. К. Была война, была блокада... Рассказы о блокаде Ленинграда. - СПб: Корона принт,2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План конспект урока. Тема:"Снятие мерок. Правило работы с готовыми выкройками, их моделирование"
Конспект НОД в подготовительной группе«С математикой – в путь» Цель: Развивать логическое мышление, внимание, память, речь, мелкую моторику рук. Закрепл...
Конспект занятия, посвящённого снятию блокады Ленинграда для подготовительной группы.
Итоговое тематическое занятие,посвящённое снятию блокады Ленинграда....
Конспект занятия по снятию эмоционального напряжение в средней группе
Конспект занятия по снятию эмоционального напряжения в средней группе...
Конспект занятий по снятия импульсивности у старших дошкольников
Присокоррекционные упражнения для снятия имульсивнсти, агрессивности у старших дошкольников...
Конспект занятия "День снятия Блокады Ленинграда"
Занятие было проведено в старшей группе в честь Дня снятия вражеской Блокады Ленинграда....
Конспект занятия "День снятия Блокады Ленинграда"
Занятие было проведено в старшей группе в честь снятия вражеской Блокады Ленинграда...
Конспект интегрированного занятия "Снятие блокады Ленинграда"
Формирование нравственных понятий и воспитание патриотических чувств у старших дошкольников....