Проект «Книжка-малышка»
проект по развитию речи (младшая группа)

Парфений Валентина Ефимовна

 

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 53

 

 

 

 

 

Проект

«Книжка-малышка»

 

 

image

 

Воспитатель:

Парфений Валентина Ефимовна

 

 

 

Паспорт проекта  «Книжка-малышка»

Вид: познавательный, игровой.

Продолжительность: краткосрочный

По содержанию: социально – педагогический

По характеру: детско – родительский, в рамках ДОУ

Итоговый продукт: изготовленные детьми и родителями книжек-малышек по познавательному и речевому развитию.

Ресурсное обеспечение:

-  Информационное (литература по теме, иллюстрации, плакаты, видеоматериалы).

Кадровое ( воспитатель, дети, родители).

 

Актуальность проекта

Книжки-малышки - это уникальные издания, предназначенные для детей, независимо от их навыков чтения. Они прекрасно иллюстрированы и разработаны совместными усилиями родителей и детей.

Чтение имеет огромное значение для развития души человека. Оно научит ребенка состраданию, милосердию, сопереживанию чужой боли и радости за успех других. Кроме того, чтение способствует развитию речи, делая ее точной, понятной, образной и красивой.

Для детей книга должна быть особенной. Она должна быть издана на качественной бумаге, захватывающей яркой и красочной, а также увлекательной. Для детей младшего дошкольного возраста книга должна быть еще и легкой, чтобы при ее чтении они получали приятные тактильные ощущения.

Первая книжка в жизни малыша может быть книгой с сенсорными "страницами". Кроме того, в библиотеке малыша должны быть маленькие книжки-малышки, которые легко удерживать в руках и рассматривать. Также привлекательными для ребенка являются книжки-вырубки, где обложки и страницы имеют форму какого-либо предмета или персонажа, а также книжки-панорамы, где с помощью движущихся фигурок оживает содержание книги. И не стоит забывать о книжках-игрушках с интегрированными в страницы фигурками животных и сказочных персонажей.

Книжка-малышка – это условное название, которое показывает скорее на адресата, чем размер этого изделия. Книжка-малышка может быть маленькой или большой, главное, чтобы ребенку было удобно держать ее в руках и хотелось рассматривать. По сути, это своеобразный гибрид книги и игрушки, развивающий и мышление, и память, и моторику движений малышей. Развивающие книжки могут быть не только разного размера, но и разного содержания, которое зависит от возраста и интересов конкретного ребенка, от желания родителей и т. д.

Сначала малыш просто тянется к заметному яркому предмету, трогает его, изучает и воспринимает как игрушку. Книжка ассоциируется с чем-то приятным и интересным, занимает важное место в картине мира. Разноцветные картинки и фигурки, познавательная информация, соотношение содержания и иллюстраций – все это крайне важно для развития воображения, памяти, пространственного восприятия и любознательности. Перелистывание страниц, особенно объемных и фактурных, прикосновения к иллюстрациям, выпуклым фигуркам повышает чувствительность. Самые маленькие дети воспринимают форму и расцветку, учатся понимать сюжет.

Таким образом, книжка-малышка действует на развитие детей благотворно и комплексно, а еще становится одной из любимых игрушек, потому что неповторима и сделана своими руками или руками любящих людей.
 

Работа над созданием книжки-малышки - это очень увлекательное занятие, немаловажно, что оно способствует:

- развитию творчества детей;

- повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета;

- развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;

- синхронизирует работу обеих рук;

- формирует усидчивость, умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.

Ценность чтения книжек-малышек и рассматривание рисунков вместе с детьми состоит в том, что в это время взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. Книжка-малышка помогает овладеть речью - ключом к познанию окружающего мира, природы, вещей, человеческих отношений.

Именно поэтому для работы с детьми раннего возраста я решила использовать проектный метод, так как считаю его наиболее эффективным в системе воспитания детей и работе с родителями.

Цель и задачи проекта

Цель проекта: познавательное и речевое развитие детей раннего возраста в процессе взаимодействия с родителями при изготовлении книжки-малышки и ее чтения.

         Задачи:

        - способствовать познавательному развитию детей;

- формировать речь,

- повышать сенсорную чувствительность, способствовать восприятию формы, фактуры, цвета;

- развивать воображение, пространственное мышление,

- развивать общую ручную умелость, мелкую моторику;

- воспитывать умение слушать и понимать речь взрослого;

- воспитывать навык аккуратного обращения с книгой.

 

Этапы реализации проекта

Этапы работы над проектом

Деятельность

Подготовительный

1.Выбор темы изучения в соответствии с интересами и возможностями, обсуждение с детьми и родителями.

2. Изучение методической литературы.

3. Подбор литературных произведений, иллюстраций, видеоматериалов.

Практический

Чтение художественной литературы , заучивание потешек, стихотворений с воспитанниками.

ООД по аппликации «Книжки-малышки»

ООД по познавательному развитию «Фрукты» с сенсорной книжкой малышкой

ООД по развитию речи «Цветик-семицветик»;

ООД «Машины едут по городу» по ФЭМП с сенсорной книжкой малышкой

ООД по аппликации «Елочка, зажгись!» с сенсорной книжкой малышкой

ООД по развитию речи на тему: «Сказка «Колобок» в книжке-малышке».

С родителями:

Мастер-класс «Книжки – малышки своими руками».

Консультации для родителей.

«Книга рядом с вами».

Литературная гостиная «Читаем стихи вместе с мамой и папой».

Акция «Поменяемся местами: родители проводят  с воспитанниками дидактические игры по развитию речи».

Круглый стол для родителей «Роль чтения в вашей семье»

3   Заключительный

1. Анализ проведенной работы.

2. Обобщение материалов.

3.Выставка книжек – малышек, изготовленных детьми и родителями.

 

Результат реализации проекта:

У детей появился больший интерес к произведениям художественной литературы;

- повышение сенсорной чувствительности, развитие восприятия формы, фактуры, цвета;

- познавательное развитие детей;

- развитие речи,

- у детей развиваются тактильные ощущения;

- развитие мелкой моторики;

- развитие умения слушать и понимать речь взрослого.

 

Вывод

В ходе проекта «Книжка-малышка с детьми второй младшей группы были проведены:

ООД по аппликации «Книжки-малышки»

ООД по познавательному развитию «Фрукты» с сенсорной книжкой малышкой

ООД по развитию речи «Цветик-семицветик»;

ООД «Машины едут по городу» по ФЭМП с сенсорной книжкой малышкой

ООД по аппликации «Елочка, зажгись!» с сенсорной книжкой малышкой

ООД по развитию речи на тему: «Сказка «Колобок» в книжке-малышке».

Так в ходе ООД по аппликации «Книжки-малышки» мы познакомили детей с видами-книжек малышек и предложили им украсить свои книжки малышки. Дети наклеивали картинки в небольшие книжечки.

В ходе занятия по познавательному развитию «Фрукты» с использованием сенсорной книжки-малышки, дети познакомились с различными видами фруктов. Они смогли ощутить текстуру и форму фруктов, а также научились распознавать их по внешним признакам. Занятие стало интересным и познавательным опытом для малышей.

Занятие по развитию речи под названием «Цветик-семицветик» было нацелено на развитие речевых навыков детей. Через игровые и творческие задания, ребята осваивали новые слова, учились правильно произносить звуки, а также формировали навыки рассказа и речевого общения.

Еще одно занятие «Машины едут по городу» проходило с использованием сенсорной книжки-малышки. Дети изучали транспортные средства, их различные характеристики и функции. Они подбирали колеса к машинам с помощью сенсорной книжки.

Аппликация «Елочка, зажгись!» с использованием сенсорной книжки-малышки также была проведена в рамках проекта. Дети участвовали в создании новогодних украшений, украшая елочку в книжке-малышки разноцветными шарами. Занятие позволило малышам проявить свою творческую и художественную активность.

Занятие по развитию речи на тему «Сказка «Колобок» в книжке-малышке» закрепило навыки устного рассказа и расширило кругозор детей. Ребята приняли участие в интерактивной игре по сказке, учились выражать свои мысли и эмоции, а также развивали познавательную активность.

Все проведенные мероприятия в рамках проекта «Книжка-малышка с детьми второй младшей группы были насыщенными и познавательными. Они способствовали развитию творческого мышления, речи, моторики и сенсорных навыков детей.

 

Работа над созданием книжки-малышки - это очень увлекательное занятие, немаловажно, что оно способствует развитию творчества детей. Кроме того, она повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры и цвета. Также работа над созданием книжки-малышки развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость и мелкую моторику.

Это занятие помогает синхронизировать работу обеих рук и формирует усидчивость, умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.

Кроме того, есть и ценность чтения книжек-малышек и рассматривания рисунков вместе с детьми. В такое время взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. Книжка-малышка помогает овладеть речью - ключом к познанию окружающего мира, природы, вещей и человеческих отношений.

 

Список литературы

Книжка-малышка как средство развития читающих дошкольников / Е. Д. Бушмина, Н. И. Наумова // Вестник Пензенского государственного университета. - 2016. - № 3 (15). - С. 10-14.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_knizh.docx272.28 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 53

Проект

«Книжка-малышка»

Воспитатель:

Парфений Валентина Ефимовна


Паспорт проекта  «Книжка-малышка»

Вид: познавательный, игровой.

Продолжительность: краткосрочный

По содержанию: социально – педагогический

По характеру: детско – родительский, в рамках ДОУ

Итоговый продукт: изготовленные детьми и родителями книжек-малышек по познавательному и речевому развитию.

Ресурсное обеспечение:

-  Информационное (литература по теме, иллюстрации, плакаты, видеоматериалы).

Кадровое ( воспитатель, дети, родители).

Актуальность проекта

Книжки-малышки - это уникальные издания, предназначенные для детей, независимо от их навыков чтения. Они прекрасно иллюстрированы и разработаны совместными усилиями родителей и детей.

Чтение имеет огромное значение для развития души человека. Оно научит ребенка состраданию, милосердию, сопереживанию чужой боли и радости за успех других. Кроме того, чтение способствует развитию речи, делая ее точной, понятной, образной и красивой.

Для детей книга должна быть особенной. Она должна быть издана на качественной бумаге, захватывающей яркой и красочной, а также увлекательной. Для детей младшего дошкольного возраста книга должна быть еще и легкой, чтобы при ее чтении они получали приятные тактильные ощущения.

Первая книжка в жизни малыша может быть книгой с сенсорными "страницами". Кроме того, в библиотеке малыша должны быть маленькие книжки-малышки, которые легко удерживать в руках и рассматривать. Также привлекательными для ребенка являются книжки-вырубки, где обложки и страницы имеют форму какого-либо предмета или персонажа, а также книжки-панорамы, где с помощью движущихся фигурок оживает содержание книги. И не стоит забывать о книжках-игрушках с интегрированными в страницы фигурками животных и сказочных персонажей.

Книжка-малышка – это условное название, которое показывает скорее на адресата, чем размер этого изделия. Книжка-малышка может быть маленькой или большой, главное, чтобы ребенку было удобно держать ее в руках и хотелось рассматривать. По сути, это своеобразный гибрид книги и игрушки, развивающий и мышление, и память, и моторику движений малышей. Развивающие книжки могут быть не только разного размера, но и разного содержания, которое зависит от возраста и интересов конкретного ребенка, от желания родителей и т. д.

Сначала малыш просто тянется к заметному яркому предмету, трогает его, изучает и воспринимает как игрушку. Книжка ассоциируется с чем-то приятным и интересным, занимает важное место в картине мира. Разноцветные картинки и фигурки, познавательная информация, соотношение содержания и иллюстраций – все это крайне важно для развития воображения, памяти, пространственного восприятия и любознательности. Перелистывание страниц, особенно объемных и фактурных, прикосновения к иллюстрациям, выпуклым фигуркам повышает чувствительность. Самые маленькие дети воспринимают форму и расцветку, учатся понимать сюжет.

Таким образом, книжка-малышка действует на развитие детей благотворно и комплексно, а еще становится одной из любимых игрушек, потому что неповторима и сделана своими руками или руками любящих людей.

Работа над созданием книжки-малышки - это очень увлекательное занятие, немаловажно, что оно способствует:

- развитию творчества детей;

- повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета;

- развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;

- синхронизирует работу обеих рук;

- формирует усидчивость, умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.

Ценность чтения книжек-малышек и рассматривание рисунков вместе с детьми состоит в том, что в это время взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. Книжка-малышка помогает овладеть речью - ключом к познанию окружающего мира, природы, вещей, человеческих отношений.

Именно поэтому для работы с детьми раннего возраста я решила использовать проектный метод, так как считаю его наиболее эффективным в системе воспитания детей и работе с родителями.

Цель и задачи проекта

Цель проекта: познавательное и речевое развитие детей раннего возраста в процессе взаимодействия с родителями при изготовлении книжки-малышки и ее чтения.

         Задачи:

        - способствовать познавательному развитию детей;

- формировать речь,

- повышать сенсорную чувствительность, способствовать восприятию формы, фактуры, цвета;

- развивать воображение, пространственное мышление,

- развивать общую ручную умелость, мелкую моторику;

- воспитывать умение слушать и понимать речь взрослого;

- воспитывать навык аккуратного обращения с книгой.

Этапы реализации проекта

Этапы работы над проектом

Деятельность

Подготовительный

1.Выбор темы изучения в соответствии с интересами и возможностями, обсуждение с детьми и родителями.

2. Изучение методической литературы.

3. Подбор литературных произведений, иллюстраций, видеоматериалов.

Практический

Чтение художественной литературы , заучивание потешек, стихотворений с воспитанниками.

ООД по аппликации «Книжки-малышки»

ООД по познавательному развитию «Фрукты» с сенсорной книжкой малышкой

ООД по развитию речи «Цветик-семицветик»;

ООД «Машины едут по городу» по ФЭМП с сенсорной книжкой малышкой

ООД по аппликации «Елочка, зажгись!» с сенсорной книжкой малышкой

ООД по развитию речи на тему: «Сказка «Колобок» в книжке-малышке».

С родителями:

Мастер-класс «Книжки – малышки своими руками».

Консультации для родителей.

«Книга рядом с вами».

Литературная гостиная «Читаем стихи вместе с мамой и папой».

Акция «Поменяемся местами: родители проводят  с воспитанниками дидактические игры по развитию речи».

Круглый стол для родителей «Роль чтения в вашей семье»

3   Заключительный

1. Анализ проведенной работы.

2. Обобщение материалов.

3.Выставка книжек – малышек, изготовленных детьми и родителями.

Результат реализации проекта:

У детей появился больший интерес к произведениям художественной литературы;

- повышение сенсорной чувствительности, развитие восприятия формы, фактуры, цвета;

- познавательное развитие детей;

- развитие речи,

- у детей развиваются тактильные ощущения;

- развитие мелкой моторики;

- развитие умения слушать и понимать речь взрослого.

Вывод

В ходе проекта «Книжка-малышка с детьми второй младшей группы были проведены:

ООД по аппликации «Книжки-малышки»

ООД по познавательному развитию «Фрукты» с сенсорной книжкой малышкой

ООД по развитию речи «Цветик-семицветик»;

ООД «Машины едут по городу» по ФЭМП с сенсорной книжкой малышкой

ООД по аппликации «Елочка, зажгись!» с сенсорной книжкой малышкой

ООД по развитию речи на тему: «Сказка «Колобок» в книжке-малышке».

Так в ходе ООД по аппликации «Книжки-малышки» мы познакомили детей с видами-книжек малышек и предложили им украсить свои книжки малышки. Дети наклеивали картинки в небольшие книжечки.

В ходе занятия по познавательному развитию «Фрукты» с использованием сенсорной книжки-малышки, дети познакомились с различными видами фруктов. Они смогли ощутить текстуру и форму фруктов, а также научились распознавать их по внешним признакам. Занятие стало интересным и познавательным опытом для малышей.

Занятие по развитию речи под названием «Цветик-семицветик» было нацелено на развитие речевых навыков детей. Через игровые и творческие задания, ребята осваивали новые слова, учились правильно произносить звуки, а также формировали навыки рассказа и речевого общения.

Еще одно занятие «Машины едут по городу» проходило с использованием сенсорной книжки-малышки. Дети изучали транспортные средства, их различные характеристики и функции. Они подбирали колеса к машинам с помощью сенсорной книжки.

Аппликация «Елочка, зажгись!» с использованием сенсорной книжки-малышки также была проведена в рамках проекта. Дети участвовали в создании новогодних украшений, украшая елочку в книжке-малышки разноцветными шарами. Занятие позволило малышам проявить свою творческую и художественную активность.

Занятие по развитию речи на тему «Сказка «Колобок» в книжке-малышке» закрепило навыки устного рассказа и расширило кругозор детей. Ребята приняли участие в интерактивной игре по сказке, учились выражать свои мысли и эмоции, а также развивали познавательную активность.

Все проведенные мероприятия в рамках проекта «Книжка-малышка с детьми второй младшей группы были насыщенными и познавательными. Они способствовали развитию творческого мышления, речи, моторики и сенсорных навыков детей.

Работа над созданием книжки-малышки - это очень увлекательное занятие, немаловажно, что оно способствует развитию творчества детей. Кроме того, она повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры и цвета. Также работа над созданием книжки-малышки развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость и мелкую моторику.

Это занятие помогает синхронизировать работу обеих рук и формирует усидчивость, умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.

Кроме того, есть и ценность чтения книжек-малышек и рассматривания рисунков вместе с детьми. В такое время взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. Книжка-малышка помогает овладеть речью - ключом к познанию окружающего мира, природы, вещей и человеческих отношений.

Список литературы

Книжка-малышка как средство развития читающих дошкольников / Е. Д. Бушмина, Н. И. Наумова // Вестник Пензенского государственного университета. - 2016. - № 3 (15). - С. 10-14.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Книжки-малышки»

Проект «Книжки-малышки»  ...

проект "Книжки - малышки"

Цель экологического образования – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего ж...

Детско-родительский проект "Книжка Малышка"

Книжка-малышка сделанная совмесно детьми и родителями позвалит поднять интерес к литературе и  повысить самооценку детей за свой труд...

Педагогический проект «Книжки-малышки»

Педагогический проект «Книжки-малышки» Вид проекта:  групповой, познавательно - творческий.Продолжительность проекта: среднесрочный (2 месяца)Участники проекта: дети средней груп...

Проект "Книжка-малышка о драконах"

Вашему вниманию представляю проект, призванный развить у ребенка интерес к чтению, сделать его более увлекательным.Данный проект был разработан благодаря моим воспитанникам, подсказавшим мне идею!...

Проект "Книжки-малышки"

Проект детско-родительский, способствует возникновению и поддержанию интереса к книгам у детей младшего возраста...

Проект "Книжка малышка своими руками"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15719427","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15719444","...