Викторина для детей старшего дошкольного возраста на тему: "На каждую загадку есть своя отгадка"
план-конспект занятия по развитию речи
Викторина: "На каждую загадку есть своя отгадка" проводился в рамках проекта "Мудрость предков". Направлен на закрепление представлений о загадке, как жанре устного народного творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Викторина для детей старшего дошкольного возраста:
«На каждую загадку есть своя отгадка!»
Задачи:
- совершенствовать звуковую сторону речи, улучшать дикцию;
-формировать выразительность речи;
-развивать слуховое внимание и память; мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию;
-продолжать учить детей разгадывать ребусы;
- воспитывать уважение к культурному наследию России (и Бурятии);
- формировать умение взаимодействовать со сверстниками в процессе соревнования.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, мультимедийная презентация, таблички с названиями команд «Умники» и «Знайки», конверты с разрезными картинками(облако и русская печь), картинки для ребусов (бочка, гриб, слоги печатные НИК, БА), две шкатулки – в одной яйцо, а в другой- иголочка с ниточкой, призовые жетоны «Звёздочки» , медальки для всех участников , призы — сладости.
I. Организационный момент
Под музыку «Облака-белогривые лошадки» (муз.В.Шаинского,сл.С.Козлова) дети заходят в муз.зал. В руках у них-карточки с изображением флага России и флага Бурятии.
Дети, сегодня к нам пришли гости. Поздороваемся с ними! Поднимите, пожалуйста, карточки с изображением флага России. Я попрошу вас пройти за первый стол. Теперь поднимите флаг Бурятии. Вас я попрошу сесть за второй стол.
II. Основная часть
Л о г о п е д: Дорогие ребята и уважаемые взрослые! Отгадайте загадку.
Гуляю по свету, жду ответа.
Найдешь ответ — меня и нет!
Это — загадка. Сегодня в нашей группе проводится конкурс «На каждую загадку есть своя отгадка». Знаете ли вы, что загадки появились еще в Древней Руси много столетий тому назад. В древнерусском языке слово «гадать» означало «думать, размышлять». Загадки помогали детям развивать ум, сообразительность, воображение, память.
Участвуют в конкурсе две команды: «Умники» и «Знайки».
Оценивать задания конкурса будет уважаемое жюри.
Логопед представляет членов жюри.
Всего в конкурсе 7 заданий. За каждый правильный ответ можно получить один или два призовых жетона — (в зависимости от оценки жюри).
В конце конкурса мы посчитаем, сколько звёздочек заработала каждая из команд.
Задание 1: «Загадки-добавлялки»
На экране появляется надпись: «Загадки-добавлялки».
Л о г о п е д. Начнем наш конкурс с разминки. Сначала для одной команды, потом для другой прозвучат загадки. Отгадки — это слова, подобранные в рифму. Если рифма будет подобрана правильно, на экране появится картинка-отгадка. Итак, начинаем. А ну, ребята, не зевай, слова в рифму подбирай!
Загадки для команды «Умники»
Кто один имеет рог?
Отгадайте!.. (Носорог.)
Верещунья, белобока,
А зовут ее … (сорока).
Разве можно было киске
Доверять стеречь … (сосиски).
Я ключом открыть не мог
На дверях большой … (замок).
Чтоб добыть себе медок,
Села пчелка на … (цветок).
Загадки для команды «Знайки»
Утром смотрит нам в оконце
И лучом щекочет … (солнце).
В деревянный свой дворец
Прилетел весной … (скворец).
Они висят не для красы —
Считают время нам … (часы).
Получилась чтоб прическа,
Честно трудится … (расческа).
Мы цветы поставим сразу
В эту голубую … (вазу).
Задание 2 «Нерифмовочки»
Л о г о п е д
Веселая компания, удвой свое внимание!!!
Раньше рифма помогала,
А теперь коварной стала.
Ты дружок, не торопись,
На крючок не попадись!
Давайте потренируемся и запомним, как нам не попасться на крючок рифмы в этих загадках. Внимание, команды будьте внимательны, первая загадка для всех: По лужайке скачет прытко,
От лисы бежит … (не улитка, а заяц).
Загадки для команды «Умники»
Днем деревни, города
Освещает нам ... (не звезда, а солнце).
Кто пасет коров, овец,
Ну, конечно, … (не продавец, а пастух).
Загадки для команды «Знайки»
Попросила мама Юлю
Ей чайку налить … (не в кастрюлю, а в чашку).
Мы — отличные художницы,
В краски мы макаем … (не ножницы, а кисточки).
Жюри (или логопед)объявляет результаты задания
Задание 3 «Загадки в конверте»
На столах – конверты с разрезными картинками. В одном конверте – облако, а в другом- русская печь.
Жюри оценивает задание.
Задание 4 «Бабушкины загадки»
На экране появляется надпись: «Бабушкины загадки».
Л о г о п е д. Ребята, ваши бабушки и прабабушки тоже любили отгадывать загадки. Давайте попробуем и мы отгадать старинные загадки; отгадаете — на экране появятся картинки-отгадки.
Загадки для команды «Умники»
Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит.
(Самовар.)
Стоит копытце,
Полно водицы.
(Колодец.)
На сковородку — ручейком,
Со сковородки — солнышком.
(Блин.)
Маленько, кругленько,
А за хвост не поднять.
(Клубок.)
Загадки для команды «Знайки»
Стоит толстуха-деревянное брюхо,
Железный поясок.
(Бочка.)
На чужой спине едет,
А на своей груз везет.
(Седло.)
Маленькое, сдобное
Колесо съедобное.
(Бублик.)
В доску спрячется бедняжка —
Чуть видна его фуражка.
(Гвоздь.)
Жюри (или логопед) оценивает выполненное задание.
Задание 5 «Школьные загадки»
На экране появляется надпись: «Школьные загадки».
Л о г о п е д. Ребята, вы хорошо справились со старинными загадками, а теперь посмотрим, как вы умеете отгадывать современные. Совсем скоро вы попрощаетесь с детским садом и станете учениками, первоклассниками. Я предлагаю вам попробовать отгадать школьные загадки. После отгадывания картинки-отгадки появятся на экране.
Загадки для команды «Умники»
Стоит дом,
Кто в него войдет,
Тот ум приобретет.
(Школа.)
Если ему работу дашь —
Зря трудился карандаш.
(Ластик.)
Жмутся в узеньком домишке
Разноцветные детишки.
Только выпустишь на волю —
Где была пустота,
Там, глядишь, — красота!
(Цветные карандаши.)
Загадки для команды «Знайки»
Я люблю прямоту,
Я сама прямая.
Сделать ровную черту
Всем я помогаю.
(Линейка.)
Свою косичку без опаски
Она обмакивает в краски.
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничке.
(Кисточка.)
На странице букваря
Тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей.
(Буквы.)
Жюри (или логопед) подводит итоги задания.
Задание 6 «Загадки-ребусы»
Ребус для команды «Умники»: БА+БОЧКА (бабочка)
Ребус для команды «Знайки»: ГРИБ+НИКИ (грибники)
Задание 7 «Загадки из шкатулки»
На экране появляется надпись: «Загадки из шкатулки».
Л о г о п е д. Следующее задание — необычное. Отгадки — в моей шкатулке. Чтобы отгадать, что в ней находится, задавайте вопросы, на которые я буду отвечать только «Да» или «Нет». Вы можете спрашивать о форме, цвете, размере, назначении предмета. Сначала угадывает предмет одна команда, потом — другая. (В шкатулке — яйцо, затем иголочка с ниточкой)
Жюри оценивает задание.
III. Подведение итогов
На экране появляется надпись «Молодцы!»; музыкальное сопровождение — веселая мелодия.
Л о г о п е д. Конкурс «На каждую загадку есть своя отгадка» завершился. Я предоставляю слово жюри.
Подсчитывается количество призовых жетонов у обеих команд и объявляется команда-победительница.
А сейчас я хочу наградить команды «Умники» и «Знайки» сладкими призами.
Кто-бы не оказался победителем, все равно побеждает дружба и мы приглашаем команды на весёлый дружный танец «Барбарики»!!!
Список использованной и рекомендуемой литературы
Корж О.Н., Новикова Е.В. Использование загадок на занятиях в логопедической группе // Логопед. № 10. 2011.
Фрид М.Е. 1000 и одна загадка. М., 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/24/picture-493990-1414161299.jpg)
Проект по гражданско-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Наш город Бийск – Наукоград, расти и жить в нём каждый рад»
Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечест...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/14/picture-722845-1550145830.jpg)
Развлечение для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Правила дорожные знать каждому положено!»
Развлечение для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Правила дорожные знать каждому положено!» разработано с целью формирования у детей осознанного отношения к собл...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/05/picture-852327-1551781049.jpg)
Конспект квест игры для детей старшего дошкольного возраста на тему "Загадки Ивана Купалы"
Конспект квест игры на тему "Загадки Ивана Купалы" разработан для детей старшего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/25/picture-837019-1477388281.gif)
Интерактивная игра для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Стеклянная посуда» - «Почемучкины загадки»
Задачи: Образовательные:1. Формировать познавательные интересы и познавательные действия детей в различных видах деятельности с использованием ИКТ. 2. Систематизировать знания детей о свойствах стекля...
Викторинадля детей старшего дошкольного возраста "Знакомство с Шапокляк"
Данную методическую разработку могут использовать воспитатели как отдельными элементами, так и в целом.Работа может быть использована как для совместной деятельности с детьми, так и для самостоя...
Презентация к викторине для детей старшего дошкольного возраста на тему: "На каждую загадку есть своя отгадка"
Презентация содержит в себе слайды к викторине на тему: "На каждую загадку естьс своя отгадка"...