Использование методики «Расскажи стихи руками» на занятиях по развитию речи»
консультация по развитию речи

ЯцуненкоГалина Ивановна

      Методика «Расскажи стихи руками» широко используется педагогами при работе с детьми, имеющими речевые недостатки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад на семинаре18.3 КБ

Предварительный просмотр:

                                  ГОСУДАРСТВЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ  

 «ЯСЛИ-САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 7

Доклад на семинаре:

«Использование методики «Расскажи стихи руками» на занятиях по развитию речи»

                                                                                        Подготовила:

Яцуненко Г. И.. – воспитатель

высшей квалификационной категории

 

                                                            2021г.

                                                             «Рука — это своего рода внешний мозг»

                                                                                                                  (И. Кант)

           Вся жизнь человека потребует точных координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а так  же выполнять множество разнообразных действий. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

      Методика «Расскажи стихи руками» широко используется педагогами при работе с детьми, имеющими речевые недостатки.

        В основе данной методики лежит закономерная связь речи, памяти и воображения (Выготский, Рубинштейн), координация слова с движением (А.В. Никитина), влияние мелкой и крупной моторики на речевое развитие (Е.А. Алябьева, В.В. Цвынтарный).
          Чтение простых стихотворений сопровождается движениями рук, пальцев. Взрослый читает стихи по одной строчке, а ребёнок воспроизводит эту строчку, сопровождая соответствующими выразительными движениями рук. Показывать можно не только строки, но и каждое слово. Этот вид деятельности – прекрасная возможность проявить совместное творчество, снять зажатость и неуверенность у ребёнка.

       Рассказывание стихов с помощью рук помогает детям быстрее запомнить текст, вызывает у детей живой интерес, развивает их эмоциональность, произвольное поведение и внимание, а так  же развивает крупную и мелкую моторику, воображение, образность. Детям нравится, когда они, стоя в кругу, видя друг друга, все вместе в унисон рассказывают стихотворение и синхронно выполняют движения.

            В начале работы над стихотворением это совместная деятельность воспитателя и детей, в конце это уже самостоятельная деятельность детей, которая становится фрагментом праздничного выступления перед родителями, орг. моментом или физкультминуткой на занятии. Такая коммуникация детей помогает сплотить детский коллектив, поднимает настроение. Некоторые дети, которые стесняются выступать самостоятельно, в группе детей становятся уверенными, у них уходит зажатость, которая часто связана с речевыми дефектами или личностными комплексами. У детей активно начинает развиваться речь, когда рассказывание стихов сопровождается движением пальцев рук, жестами, мимикой, позой. Так как двигательная функция руки оказывает большое стимулирующее значение на деятельность детского мозга.

        Используя в работе с детьми, имеющими речевые недостатки методику «Расскажи стихи руками» Алябьевой Е. А. можно решать одновременно множество задач, а именно:

 • активизировать у детей звукопроизношение;

 • расширять словарный запас;

 • закреплять лексико-грамматический материал изучаемой темы;

 • совершенствовать выразительность речи;

• развивать эмоциональную сферу детей;

 • формировать общение взрослого и ребёнка на удобной для ребёнка позиции в форме игры.

     Чтобы решать эти задачи нужно вести совместную деятельность с детьми систематически. К каждой лексической теме подбирается стихотворение, которое можно рассказать руками и выразить его содержание и настроение при помощи пластики пальцев рук, жестов, интонации. Совместная деятельность взрослого и детей способствует творческому развитию эмоционально – выразительной, фонетической, лексической стороны речи.

         Работа по дифференциации и автоматизации звуков строится с использованием стихотворных упражнений, которые позволяют воспитателю занимаясь с подгруппой, активизировать каждого ребенка, используя разнообразный речевой материал. Истории и сказки детям интересны по содержанию, поэтому они их внимательно слушают, быстрее запоминают, что улучшает процесс выделения слов с нужным звуком. Предложенные вопросы помогут взрослым направить внимание ребенка на нужное слово, произнести его. Выделенный ряд слов с определенным звуком в заданиях упрощает работу с данным материалом.

        Задача по обучению детей нахождению родственных слов педагогами решаются по-разному. Одни предлагают детям набор слов и картинок, из которых необходимо выбрать слова-родственники или слова, звучащие одинаково; другие используют небольшие отрывки прозы; третьи – стихотворные тексты. Выделив слова, дети не только называют их, но и раскрывают их значения, говорят, где встречаются такие слова, доказывают, что это слова-родственники.

        В авторские стихи данной методики включены родственные слова, хорошо знакомые детям по значению. Содержание стихов доступно пониманию дошкольников. Небольшой объем дает возможность выделить и запомнить родственные слова. Кроме того, стихи способствуют ознакомлению детей с окружающим миром.

Снегурочка

Снегурочка в лесу жила,

Снежки готовила с утра,

Снежинок в хоровод звала,

И в гости снегирей ждала,

Чтобы в заснеженном лесу

Увидеть зореньки красу.

Под снегопадом танцевала,

Подснежник снегом укрывала,

Чтоб до весны он не замерз

И радость людям всем принес.

       Предложенные в этой методике стихотворные тексты помогают развивать диалогическую речь ребенка. Эту задачу можно решить путем драматизации их содержания. Особое внимание необходимо уделять интонационной выразительности, помогающей создать образ героя, который восклицает, огорчается, удивляется, радуется, обижается, сердится, упрямится и т. п. использование шапочек, масок, элементов костюмов сделает процесс заучивания более интересным.

Заяц и ежик

Обиделся заяц в лесу на ежа:

-Иголки твои, еж, острее ножа!

Колючий ты больно, как я погляжу.

Обиделся я и с тобой не дружу!

Колючки свои ежик вмиг опустил,

Сказал виновато:

-Ты, заяц, прости!

Колючки нужны мне для лютых врагов.

От них защищать и тебя я готов.

С друзьями я мягкий и добрый всегда

И их не обижу нигде, никогда!

          Речевой материал для этой методики подбирается специально. Такие стихи, специально сочинены для использования по методу «Расскажи стихи руками» и поэтому они изначально предполагают осуществление действий, доступных для детей. Показывать можно содержание не только строки, но и каждого слова, что может быть использовано в старших группах детского сада. Алгоритм действия по методике:

1. Стихотворение повторяется 2-3 раза с разучиванием движений рук и пальчиков;

2. Проговаривание текста воспитателем, сопровождаемое движениями детей;

3. Воспитатель показывает движения, а дети читают стихи.

     Предложенный вариант движений не является обязательным. Движения может самостоятельно придумывать педагог или делать это вместе с детьми. Для средней группы целесообразно использовать короткие стихи. Стихи о природе будут полезны для закрепления знания о ней. Их можно использовать в процессе естественно - научных наблюдений. В таких стихах содержится много глаголов. Это очень полезно для детей речевыми дефектами, у которых образование глагольных форм происходит с трудом. Некоторые стихи можно использовать в качестве занятий. 

      Применение методики «расскажи стихи руками» далёт положительные результаты в развитии воспитанников в образовательной области «речевое развитие»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективность использования инновационных технологий по методике "Расскажи стихи руками".

Дети очень любят повторять движения за воспитателем, на чём и основывается как раз принцип «Расскажи стихи руками». Предлагаемые стихотворные тексты заучиваются, затем чётко проговариваются детьми сов...

Упражнения по методике «Расскажи стихи руками»

   В современных условиях педагоги дошкольных учреждений имеют большую возможность широкого выбора методов по работе с детьми. Это позволяет более результативно решать коррекционные и...

Стихотворение "Трудолюбивая пчелка" ( по методике расскажи стихи руками)

Цель: Обобщение  знаний детей о насекомых, уметь показывать стихи руками....

Речевое развитие детей посредством использования методики «Расскажи стихи руками»

Используя данную методику можно с уверенностью сказать, что это уникальное средство для развития речи и мелкой моторики в их единстве и взаимосвязи....

Речевое развитие детей посредством использования методики «Расскажи стихи руками»

Игровая методика «Расскажи стихи руками» (Алябьевой Е. А). Используя данную методику можно с уверенностью сказать, что это уникальное средство для развития речи и мелкой моторики в их един...

Семинар по вопросам преемственности в работе детского сада и школы для воспитателей и учителей начальных классов Лицея №7. Мастер - класс на тему: «Нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии на занятиях по развитию речи детей 6-7 лет».

Цель: применение здоровьесберегающих технологий и нетрадиционных методик в коррекционном воспитательно-образовательном процессе.Задачи:обучить детей приёмам сохранения здоровья:восстановления сил...

Стихотворения для проведения занятий по методике «Расскажи стихи руками» для детей 5-6 лет

Стихотворения для проведения занятийпо методике«Расскажи стихи руками»  для детей 5-6 лет (составлен на основе Е.А.Алябьева«Нравственно-этические беседы и игры с дошкольник...