Конспект НОД в подготовительной к школе группе по развитию речи по теме: " Зимующие птицы"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Проскурина Инесса Анатольевна

Конспект занятия по развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimuyushchie_ptitsy.docx41.68 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  НОД в подготовительной группе по развитию речи

                                 по теме: «Зимующие птицы»

Цель:

 - Развивать связную речь через познавательную деятельность.

Образовательные задачи:

 - совершенствовать грамматический строй речи (образование и использование существительных в форме множественного числа родительного падежа, изменение существительных и прилагательных при помощи суффиксов, согласование их в роде и числе);

 - расширять, уточнять и активизировать словарь по теме;

 - закреплять умение отвечать на вопросы;

 - продолжать развивать интонационную выразительность речи;

 - упражнять в подборе родственных слов;

 - продолжать знакомить детей со словообразованием;

 - закреплять знание признаков зимы, представлений о зимующих птицах, обобщающего понятия "зимующие птицы".

 - формировать умение выражать свои эмоции.

Развивающие задачи:

 -развивать логическое мышление, память, воображение;

 - развивать речевой слух, зрительное восприятие и внимание;

 -развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь;

 - развивать умение устанавливать элементарные связи;

 - развивать воображение, подражательность.

Воспитательные задачи:

 - воспитывать бережное отношение к природе,

 -воспитывать формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности;

 - воспитывать доброе и заботливое отношение к птицам, проявлять заботу о них, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей – пожалеть, помочь.

Демонстрационный материал:

 -дерево с зимующими птицами, конверт с загадками, картинки зимующих птиц, презентация «Зимующие птицы».

Раздаточный материал: птицы из оранжевого картона на каждого ребенка.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Логопед:

-Какое прекрасное утро. Я улыбнулась вам, а вы улыбнитесь мне и друг другу. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения к чувствам друг друга на целый день. И давайте пожелаем, друг другу доброго утра (дети встают в круг и читают стихотворение).

Вместе с солнышком встаем,

Вместе с птицами поем.

С добрым утром, с новым днем!

Вот как весело живем.

Придумано кем-то просто и мудро –

При встрече здороваться:

«Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам

Доброе утро улыбчивым лицам

И каждый становится

Добрым, доверчивым

Доброе утро длится до вечера.

2. Основная часть .

Логопед:

-Ребята, когда я шла в детский сад ко мне подлетела сорока, передала

конверт и попросила, чтобы мы с вами помогли ей понять, что происходит

в лесу, животных совсем не видно, нет ласточек, скворцов, грачей. Неужели пришла в лес беда?

- Ребята, поможем сороке понять, в чем же дело?

 Логопед:

Вот опять пришла зима,

Снег укутал все дома.

 Есть у нас надежный друг,

Он протянет сотни рук.

Там шумят дубы и клены,

Бывает летом он зеленый,         

Всегда полон он чудес,

Как зовется друг наш? (Лес)

Логопед:

-Ребята, чтобы ответить на вопрос сороки нам надо отправиться в зимний лес…и выполнить задания.

Ритмическая разминка

По тропинке мы пойдем

Друг за дружкою гуськом,

Мы в сугробах утопаем,

Ноги выше поднимаем.          (ходьба с высоким подниманием коленей)

Осторожней все шагайте,

Только веток не ломайте.

Ветки хрупкие сейчас,

Просят: «Берегите нас!»

Дети подходят к ковру (наброшена голубая простыня), присаживаются.

Логопед:

Все снег да снег,

Все снег да сугробы

Весь лес и все поле в снегу....

Сквозь снег проступает лесная дорога,

Вот и птичьи следы на снегу.

-О чем это стихотворение, о каком времени года в нём говорится?  

Дети: о зиме.

3. Работа по формированию фонематического слуха.

 - Какой звук чаще всего встречается в этом стихотворении? (звук с) Произнесите его протяжно: С-с-с-с-с

-Придумайте слова связанные с зимой, которые начинаются со звука «С» (снег, сугроб, снежинка, снеговик, Снегурочка, смех, сказка, салазки, санки, снегокат, сосулька, снежок....)

- Ребята, смотрите, на лесной тропинке нам встретился снеговичок, и просит вас назвать признаки зимы.

 4. Игровое упражнение с игрушкой "Назови признаки зимы".

- Давайте, ребята, «подарим» снеговичку признаки зимы.

3има какая,

*если снег - снежная

*если мороз - морозная

*если ветер - ветреная

*если вьюга- вьюжная

*если лёд- ледяная

*если стужа- студёная

*если как сказка – сказочная

*если холод- холодная

Логопед:

 - Ребята, наш друг снеговичок хочет с вами поиграть.

 - Вставайте полукругом.

5. Физминутка «Зима»

Раз — зима,          (хлопок, руки на пояс, топнуть правой ногой)

Два — зима,             (хлопок, руки на пояс, топнуть левой ногой)

Вьюги да метели-  (руки вверх, раскачивать)

Птицы улетели.     («крылья»)

(дети проходят на стульчики - пеньки)

6. Беседа по содержанию рассказа.

Логопед:

 - Ребята, мы с вами слушали рассказ Григория Яковлевича Снегирёва

«Как птицы и звери к зиме готовятся»

 - Скажите, пожалуйста, как дрозды-рябинники готовятся к зиме?

(Дрозды-рябинники собираются в стаи и откармливаются)

 - Где проводят зиму?

(в тёплых краях)

 - Кто раньше всех тронулся в путь? (Коростель)

 - Почему? (потому что он на юг то летит, то пешком идёт)

-Как готовилась сойка к зиме? (она зарывает жёлуди про запас, выбирает самые спелые)

 - Где зимуют журавли? (в тёплой Африке)

 - Когда улетают на юг гуси? (самые последние, когда первые снежинки закружились в воздухе)

Логопед:

- Ребята, сорока сказала, что птицы из леса пропали, и она осталась совсем одна. Куда же делись скворцы, ласточки, грачи? А все ли птицы улетели из леса? Может быть она ошибается? (ответы детей)

 - Мы совсем забыли про конверт. Что же в нём?

7. Загадывание загадок.

- Отгадайте загадки в игре «Угадай-ка» и подскажите, какие птицы зимуют в лесу.

В тёплый край не улетают,

На морозе распевают,

Эти птички-невелички

Называются …

(Синички)

Птичка-невеличка

Ножки имеет

А ходить не умеет.

Хочет сделать шажок —

Получается прыжок.

(Воробей)

Хоть я не молоток —

По дереву стучу:

В нём каждый уголок

Обследовать хочу.

Хожу я в шапке красной

И акробат прекрасный.

(Дятел)

Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

Вещунья белобока,

А зовут её ...(сорока)

Красногрудый, чернокрылый

Любит зёрнышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять.

(снегирь)

Окраской — сероватая,

Повадкой — вороватая.

Крикунья хрипловатая

Известная персона.

Кто она?

(Ворона)

У этой птички клюв кривой,

А гнёзда вьёт она зимой,

Из шишек семечки клюёт,

Кто это птичку назовёт?

(Клёст)

Посмотрите, к нам на ели

Прилетели и запели.

С хохолками прилетели

И запели как свирели.

(свиристель)

Угадайте, что за птица

Света яркого боится,

Клюв крючком,

Глаз пятачком?

Всю ночь летает –

Мышей добывает.

А станет светло –

Спать летит в дупло.

(Сова)

Логопед:

-Молодцы, ребята! Отгадали все загадки и вспомнили, какие птицы живут зимой в лесу.

8. Игра «Совушка- сова»

Пока мы по лесу гуляли, немного замёрзли. Давайте поиграем в игру «Совушка-сова». (В центре круга - водящий, дети идут по кругу,

в конце игры дети должны замереть на месте, водящий смотрит, кто шевелится, называет имя).

Совушка-сова,

Большая голова.

На пеньке сидит,

Головой вертит.

Глазками — хлоп-хлоп,

Лапками — топ-топ.

По лесу летала,

Мышек, птичек искала.

Логопед:

-Ой, ребята, посмотрите, в лесу столько разных жителей! Садитесь на свои места. Давайте посмотрим внимательно и скажем, кто это в нашем лесу живёт? (рассматривают изображения птиц на доске)

 - Посмотрите и скажите, кого вы здесь видите? (Птиц).

 - По каким признакам вы это определили?

Логопед:

 - О птицах нам сейчас расскажет 

 - Назовите этих птиц. (Снегирь, сорока, ворона, синица, воробей...).

 - Как вы догадались, что это снегирь? (Красная грудка).

 - Как определили, что это сорока? (Длинный хвост, белые бока).

 - Как определили, что это ворона? (Черная, большая).

 - Как определили, что это синица? (Желтая грудка).

 - Все эти птицы какие? (Зимующие).

 - Почему мы их так называем?

9.  Игра «Скажи правильно»

У дятла длинный клюв, поэтому его можно назвать… длинноклювый

У снегиря красная грудка, поэтому он … красногрудый

У сороки длинный хвост, поэтому она … длиннохвостая

У вороны черные крылья, поэтому она… чернокрылая

У синицы желтая грудкапоэтому она… желтогрудая

У сороки белые бока, поэтому она… белобокая

звонкий голос, поэтому она… звонкоголосая.

У птицы быстрые крылья, поэтому она… быстрокрылая

 У птицы громкий голос, поэтому она… громкоголосая.

Логопед:

Вы птицы, а я человек.

Я буду говорить о себе, а вы — о птице.

У меня голова. — И у меня голова.

У меня нос. — У меня клюв.

У меня руки – у меня крылья.

У меня дети – у меня птенцы.

10. Динамическая пауза «Снегири».

Вот на ветках, посмотри,   (опущенными руками показывают грудку)

В красных майках снегири

Распустили пёрышки          (хлопают себя по бокам)

Греются на солнышке

Головой вертят,

Улететь хотят

Улетели! Улетели!               (бегут по кругу взмахивая руками)

За метелью, за метелью.

Затем дети садятся на места.

Логопед:

- Ребята на нашей полянке выросло, волшебное дерево, на котором живут зимующие птицы.

 Давайте согреем зимующих птиц ласковыми словами.

11. Игра «Назови ласково»

птица – птичка,

синица – синичка,

снегирь – снегирек,

голубь – голубка,

сова – совушка,

воробей – воробышек. 

перо – пёрышко,

крыло – крылышко,

хвост – хвостик,

гнездо – гнёздышко

12. «Угадай, кого не стало»

Логопед:

 - Следующее задание на внимание «Угадай, кого не стало»

Дети закрывают глаза, а воспитатель убирает картинку, открыв глаза, дети должны назвать какой птицы не стало.

Логопед:

 (включает запись «Треск сороки»)

-Ой, ребята, сорока говорит вам

 «Большое спасибо, я теперь поняла почему так тихо в лесу. Ведь лес зимой спит, и перелётные птицы улетают в тёплые края, а зимующие постоянно ищут корм».

-Все задания мы с вами выполнили. Давайте возвращаться в детский сад.

Закрывайте глазки, поворачивайтесь вокруг себя

 - 1, 2, 3, 4, 5 вот мы в садике опять.

13. Итог занятия.

Логопед:

Ребята, о каких птицах мы сегодня говорили?

Дети: Мы сегодня говорили о зимующих птицах.

Ребята, а вы знаете, чем страшна птицам зима? (ответы детей)

-Ребята, зима страшна птицам не холодом, а голодом. Если птичка сыта, то ей тепло под её пухом и перьями. Зимой птицам очень тяжело найти корм под снегом. А что люди для этого делают? (ответы детей)

 - У нас тоже на участке есть кормушки.

Снегирь, и сорока, и клест, и синицы –

Зимуют у нас эти чудные птицы,

И чтоб они жили по – прежнему с нами

Мы будем кормить их, конечно же, сами.

Помните, ребята! Птицы наши друзья! Берегите их. Особенно зимой, когда им особенно тяжело.

 - Ребята, птицы услышали наши ласковые, добрые слова, как много мы знаем о них и радуют нас своим пением.

(звучит запись « Голоса птиц»)

14. Рефлексия:

 - Сегодня вы просто молодцы. Рассказали о том, как надо заботиться и помогать птицам. У меня такое прекрасное настроение. А у вас?

Когда у людей хорошее настроение его называют оранжевым, чтобы у вас это настроение сохранилось на целый день, я хочу вам подарить оранжевых птичек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое занятие в логопедической подготовительной к школе группе по развитию речи на тему «Времена года».

Занятие,  проводимое в подготовительной логопедической группе в конце учебного года по пройденному материалу, раскрывающие объем полученных навыков, знаний и умений по развитию речи....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи на тему: "Зимующие птицы. Сорока"

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром  и развитию речи  на тему: "Зимующие птицы. Сорока"...

Конспект НОД с детьми второй младшей группы по развитию речи на тему: «Зимующие птицы».

Конспект НОД в младшей группе по развитию речи на тему: "Зимующие птицы"...

Конспект НОД в подготовительной группе по развитию речи по теме: «Зимующие птицы»

Развитие связной  речи через познавательную деятельность....

ООД В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ НА ТЕМУ : «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

образовательные: закрепление умения детей делить слова на слоги;развивающие:развитие мышления детей на материале описательных загадок;развитие связной речи детей: умение составлять рассказ по опо...