НЕТРАДИЦИОННЫЙ ПОДХОД К РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
консультация по развитию речи

Волошина Анастасия Александровна

Речь – это одна из основных функций человека. Именно способность связно говорить характерно влияет на качество жизни людей, их достижения. При помощи речи человек способен реализовывать свои актуальные потребности, быть полноценным членом социума, добиваться успеха в карьере и личной жизни. Вот почему воспитателям на базах современных ДОУ необходимо уделять особое внимание и достаточное количество времени именно развитию речевой сферы дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netraditsionnyy_podhod.docx18.72 КБ

Предварительный просмотр:

Выполнила воспитатель: Волошина А.А.

НЕТРАДИЦИОННЫЙ ПОДХОД К РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Речь – это одна из основных функций человека. Именно способность связно говорить характерно влияет на качество жизни людей, их достижения. При помощи речи человек способен реализовывать свои актуальные потребности, быть полноценным членом социума, добиваться успеха в карьере и личной жизни. Вот почему воспитателям на базах современных ДОУ необходимо уделять особое внимание и достаточное количество времени именно развитию речевой сферы дошкольников.

К сожалению, на сегодняшний день многие дети испытывают сложности различного рода, связанные с речевым развитием. У детей в целом позднее активизируется речь. Важно начинать занятия по развитию речи с раннего возраста, тогда будет возможность либо минимизировать речевые отставания, либо совсем их избежать.

Педагогу следует очень тщательно отбирать формы взаимодействия с детьми, игры, технологии, ориентируясь на актуальные потребности воспитанников раннего возраста, их особенности развития и интересы.

Практика работы с детьми раннего возраста показала, что одной из эффективных форм работы является различного вида самомассажи. Причём инвентарь для их проведения может быть абсолютно разный, главное, чтобы фактура предмета, с которым работает малыш, была необычной, активизировала сенсорную сферу, обогащала тактильный опыт ребёнка. Воздействуя на ладошки и пальчики воспитанников, мы развиваем мелкую моторику рук. Давно известен тот факт, что центр головного мозга, отвечающий за работу пальчиков, находится очень близко к центру, который обеспечивает развитие речи. Влияя на один из них, мы стимулируем на работу и другого. Из чего следует, что развитие мелкой моторики благоприятно воздействует на развитие речи детей, особенно раннего возраста.

Нетрадиционный инвентарь, который можно использовать для самомассажа: кисточки художественные разного размера и жёсткости (щетина, белка, синтетика и т.д.), зубные щётки, расчёски разной формы (круглые, массажные, гребни) с различными зубцами (металлическими, пластмассовыми), бигуди с щетинками, шишки, каштаны, массажные мячи, грецкие орехи, прищепки, шарики Су-джок.

Ниже расскажем подробнее, как организовать работу с каждым предметом.

Взяв кисточку в руки, педагог может научить ребёнка рисовать на ладошках различные формы, спиральки, точки. Необходимо научить малыша по очереди проглаживать все пальчики, при этом стимулировать ребёнка на работу следующей потешкой:

Один, два, три, четыре, пять

Вышла кисточка гулять,

Стала пальчики считать,

Сколько их? Их ровно пять.

Обычно ребята быстро вливаются в работу, с большим удовольствием щекотят пальчики кистями, сами не замечая, как проводят массаж и стимулируют центры головного мозга, отвечающие за речевую активность.

Зубными щётками работа проводится аналогично. Жесткие щетинки также эффективно воздействуют на ручки детей, обеспечивая дополнительную активность в деятельности по самомассажу. Чтобы работа проходила интереснее, можно приобрести щётки разных цветов и сделать данное задание многофункциональным, дополнительно изучая цвета. Конечно, необходимо упомянуть, как зубная щётка используется в гигиенических целях.

Работая с расческами, необходимо для начала аккуратно познакомить детей с её щетинками, рассказать об основной функции расчёски, а затем начать бережную работу по самомассажу. Круглую расчёску можно катать между двух ладошек. Гребнем и массажной расчёской аккуратно проводить по ладошкам и пальчикам. Для поднятия эмоционального фона рекомендуется использовать следующее стихотворение:

Я волшебная расчёска,

Я дружу с любой причёской,

Всё мне, братцы, по плечу,

Я украсить вас хочу.

Бигуди с щетинками используются в самомассаже по принципу круглой расчёски. Здесь ребёнок осторожно прокатывает предмет между ладошками в одну сторону до кончиков пальцев и в другую до основания ладошек.

Безусловно, очень хорошее воздействие на ладони и пальцы рук возникает в тот момент, когда ребёнок играет с каштанами, шишками, грецкими орехами и другими природными материалами круглой формы. Сделать работу целенаправленной можно при помощи данного стихотворения.

По столу круги катаю,

Из-под рук не выпускаю.

Взад-вперед его качу;

Вправо-влево — как хочу.

В момент проговаривания стихотворения дети катают природный материал ладошками рук вправо-влево, назад – вперед.

Для самомассажа можно организовать игры с прищепками, которые очень легко открываются и закрываются. Педагог рассказывает малышам, что прищепки – это маленькие крокодильчики. Они очень любят играть с детьми, цепляться за их пальчики. После чего нужно научить детей раскрывать «ротики крокодильчиков» и цеплять их на пальчики.

Работа с колючими массажными мячиками и шариками Су-джок проходит практически идентично. За исключением того, что в мячике Су-джок внутри есть массажное кольцо, которым можно массажировать пальчики со всех сторон, протягивая по пальцу. Для проведения массажа можно использовать следующее стихотворение:

Гладь мои ладошки, ёж!

Ты колючий, ну и что ж?

Я хочу тебя погладить,

Я хочу с тобой поладить.

В заключении хотелось бы подвести итог и отметить, что организация самомассажа с детьми раннего возраста – это очень действенный педагогический инструмент, позволяющей в игровой форме работать над развитием мелкой моторики детей, дополнительно стимулируя центр речевого развития. Данный нетрадиционный подход к развитию речи полностью доказал свою состоятельность на практике и может применяться на базах различных дошкольных учреждений.

Список использованных источников:

1. Борисенко М. Г. Развиваем речь малыша. Комплексная методика развития речи детей 2-3 лет. / М.Г. Борисенко. - М.: Литера, 2018.

2. Маврина Л. Развитие речи / Л. Маврина. - М.: Стрекоза, 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация системно – деятельностного подхода в практике комплексного тематического планирования познавательно – речевого развития детей раннего возраста (2-3 лет)

Реализация системно – деятельностного подхода в практике комплексного тематического планирования познавательно – речевого развития детей раннего возраста (2-3 лет).Данная методическая разработка имеет...

презентация: "Активизация речевого развития детей раннего возраста через нетрадиционные сенсорные материалы"

Развитие речи в процессе игр с нетрадиционными сеснорными материалыми. Приведены примеры игр....

«Реализация системно – деятельностного подхода в практике комплексного тематического планирования познавательно – речевого развития детей раннего возраста (2-3 лет)».

«Реализация системно – деятельностного подхода в практике комплексноготематического планирования познавательно – речевого развития детей раннего возраста (2-3 лет)». Современный мир выдвигает дос...

Рекомендации для родителей раннего возраста: «Речевое развитие детей раннего возраста»

В данном материале родителям детей раннего возраста даны рекомендации по речевому развитию детей и несколько правил, при соблюдении которых, у ребенка будет развиваться правильная речь....

Тема: ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

 Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием ...

Методическая разработка Активизация речевого развития детей раннего возраста при помощи игровой певческой деятельности. Сборник песен для детей раннего возраста.

Пение - важный вид деятельноти ребенка. Как же стимулировать самых маленьких открывать рот, воспроизводить звуки и наконец петь? Важно все: систематический подход, яркое, образное исполнение, наглядно...

Памятка для родителей "Как играть с детьми раннего возраста". Плакат - Развитие речи детей раннего возраста. Памятка для родителей "Речевое развитие детей раннего возраста (2 – го года жизни)"

Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной, способствовать познавательному и речевому развитию....