Развитие речи "Дом, в котором я живу"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Дудник Светлана Владимировна

Речевое развитие ребенка - овладение родным языком и развитие язоковых способностей у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx20.23 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи

в старшей группе «Дом, в котором я живу»

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о своём доме; уточнить знания о своём месте жительства;

Задачи:

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

– создавать условия для формирования доброты, дружелюбия, доброжелательности.

Образовательная область «Познавательное развитие»

– закреплять знание домашнего адреса;

– знания о частях дома;

– назначение комнат в квартире;

– совершенствовать разные виды внимания, память, логическое мышление;

– расширять и обогащать знания детей о жилище человека;

Образовательная область «Речевое развитие»

– упражнять в образовании сложных прилагательных;

– пополнять активный словарь антонимами;

– совершенствовать умение детей отгадывать загадки;

– учить детей отвечать на вопросы с опорой на сюжетную картинку;

– развивать свободное общение со сверстниками и взрослыми;

– развивать речевой слух, темп речи, речевое дыхание, интонационную выразительность;

– продолжать расширять и активизировать словарный запас;

– использование детьми вербальных и невербальных средств общения.

Образовательная область «Художественно- эстетическое развитие»

– развивать способности эмоционально воспринимать музыку.

 

Образовательная область «Физическое развитие»

– формировать умение строиться в полукруг;

– ориентироваться в пространстве;

– развивать умение ходить свободно;

– сохранять координацию движений;

– развивать разнообразные виды движений (прыжки, приседание, ходьба, хлопки); – развивать мелкую моторику;

– формирование желания вести здоровый образ жизни;

Ход занятия: Ребята,

Встаньте рядышком друг с другом,

Словно месяц – полукругом!

Поприветствуем друг друга.

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живём в одном краю –

Всех мы вас приветствуем!

Воспитатель: – Ребята, сегодня мы с вами собрались, чтобы немного поиграть. Но игра эта, не простая, будем учиться играя.

Воспитатель: Послушайте стихотворение:

– Был, говорят, где-то случай такой,

Ехали люди с работы домой.

Только доехали, вдруг – чудеса:

Все позабыли свои адреса.

Ищут, волнуются, смотрят кругом,

Мечутся жители: “Где наш этаж?”

Всё перепуталось, всё заблудилось!

К счастью, такое, лишь в сказке случилось.

Я рассказала про это нарочно,

Где ты живешь?

Где построен твой дом?

И хорошо ли ты с домом знаком?

Воспитатель: – О чём эта история?

Дети: – О доме.

Воспитатель: — Сегодня мы поговорим о домах, какие они бывают, из чего состоят, из какого материала могут быть построены.

А вы знаете свой домашний адрес?

Поднимите руки, кто живёт по улице Кирова;  потопайте ногами, кто живёт по проспекту Металлургов; хлопните в ладоши, кто живёт по улице Дружбы и Ленина; попрыгайте, кто живёт по улице Грдины и Сеченова.

Воспитатель: – Какие бывают дома.

Дети: – Дома бывают разные.

Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру «Скажи наоборот»

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

Одноэтажный дом – многоэтажный дом

Большой дом – маленький дом

Старый дом – новый дом

Ветхий дом – крепкий дом

Высокий дом – низкий дом

Воспитатель: Да, дома действительно разные. Назовите из каких частей состоит дом.

Дети: – Окно, крыша, двери, стена.

Воспитатель: — Для чего в доме нужна дверь? Крыша?

Дети: – Крыша защищает от снега и дождя. Дверь, чтоб чужие люди не заходили.

Воспитатель:  Для чего нужны стены?

Дети:  Защищают от снега, холода, дождя.

Воспитатель:  Для чего в доме нужны окна?

Дети:  Окна нужны для того, чтобы в доме было светло

Воспитатель:  Предлагаю поиграть в игру.

Пальчиковая игра «Новый дом»

Тук-тук-тук, тук-тук-тук!

Молоток бери мой друг!

(Ударяют кулачком о кулачок, чередуя руки)

Мы построим новый дом,

Есть окошко в доме том.

(Большие пальцы складываются полочкой, остальные соединяются «крышей»)

Есть еще одно, повыше.

(Поднять вверх руки, не меняя положения пальцев)

Есть труба вверху на крыше.

(Поднимают вверх сжатый кулак с вытянутым вверх указательным пальцем)

Дом готов, зовем гостей:

Приходите поскорей!

(Приглашающий жест рукой)

 

Воспитатель: Давайте покажем «Для чего людям нужны дома?»

Физминутка:

Если на улице дождик идет, (взмахи руками перед собой)

Если метелица злая метет, (взмахи руками из стороны в сторону)

В доме под крышей укроемся мы, («крыша» над головой)

Дождик и снег нам тогда не страшны! (на месте топают ногами)

 

Воспитатель:  Давайте разберёмся из каких материалов строят дома?

Дети:  Из кирпича, камня, стекла и т. д.

Дидактическая игра с мячом «Скажи какой?»

– Если дом построен из кирпича? Кирпичный.

– Если дом построен из панелей? Панельный.

– Если дом построен из блоков? Блочный

– Если дом построен из камня? Каменный

– Если дом построен из бетона? Бетонный

– Если дом построен из дерева? Деревянный

– Если дом построен из брёвен? Бревенчатый

– Если дом сделан из пластмассы? Пластмассовый

– Если дом сделан из пряников? Пряничный

– Если дом сделан из стекла? Стеклянный

– Если дом сделан из снега? Снежный

– Если дом сделан изо льда? Ледяной

(Воспитатель слушает ответы детей и поправляет их, если ошибаются)

Воспитатель:  Ребята, а внутри дома тоже есть части – разные комнаты, которые называются по-разному. Я  приготовили для вас загадки о комнатах, попробуйте отгадать их.

Эта комната встречает

Всех кто к нам приходит в дом. (Прихожая)

В этой комнате вся вместе

Собирается семья,

Иногда повеселиться,

Иногда и поиграть,

Посмотреть всем телевизор

Или книжки почитать. (Гостиная)

Сладкий сон –

Мне снится ночью

В этой комнате всегда.

А под утро

Лучик солнца

Меня будет иногда. (Спальня)

В этой комнате бывает

Чаще мама наша,

Иногда здесь убегает

Из кастрюли каша. (Кухня)

Чистим зубы, моем руки,

Вечером купаемся.

Каждым утром мы без скуки,

Просто умываемся. (Ванная комната)

Воспитатель:  Давайте покажем какие части есть в каждой комнате.

Артикуляционная гимнастика «Теремок»

Открываем ротик –дом,

Кто хозяин в доме том?

В нём хозяин ЯЗЫЧОК,

Он удобно в доме лёг.

В этом доме две стены.

Это ЩЁКИ нам видны.

Могут стены в дом втянуться,

А потом как шар раздуться.

Пол есть доме нашем.

Челюсть нижнюю покажем.

Это челюсть нижняя,

В домике подвижная.

Потолок вверху внутри,

Это нёбо. Посмотри.

Можно к нёбу прикасаться,

Постучать и там остаться.

Вход в дом двери запирают.

Двери разные бывают.

Двери – зубы. Осторожно.

Закрываются надежно.

Двери-губы гибкие.

Могут стать улыбкою.

Могут в трубочку собраться,

После снова улыбаться.

Язычок наш не скучает.

В доме сказки сочиняет.

Сказки эти он расскажет

И движения покажет.

Однажды на улице родился дом. И стал расти. Рос- рос и вырос. Сначала он был одноэтажным, потом двухэтажным, затем трехэтажным, четырёхэтажным… десятиэтажным! Теперь это не домик, а многоэтажный домище. Он вырос, потому что его построили строители.

Итог игры:

 Воспитатель:  О чем мы сегодня говорили, ребята? (Дети отвечают.)

Время бежит быстро. Скоро вы станете, взрослыми и каждый сам себе сможет построить дом.

Сейчас я предлагаю вам, как настоящим строителям, построить

дом своей мечты. (Звучит спокойная музыка, детям предлагаются   строительные наборы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗАНЯТИЕ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ "ГОРОД, В КОТОРОМ Я ЖИВУ"

Занятие направлено на расширение, уточнение и систематизацию представлений дошкольников о родном городе (прошлое и настоящее). Используемые слайдовые презентации к занятию наглядно знакомят с достопри...

Перспективный план по проектному направлению Программы развития «Край, в котором я живу».

Перспективное планирование по патриотическому направлению с 2мл.группы по подготовительную...

Конспект по познавательному развитию "Дом в котором я живу"

Конспект по познавательному развитию "Дом в котором я живу"...

проект "Край в котором я живу! Край который я люблю!"

Сформировать у детей старшего дошкольного возраста представления о родном крае, гордости и любви к родному городу, через ознакомление с историей своего края, жизнью народа, нравственными ценностями, т...

Конспект занятия по рисованию «Дом, в котором я живу» (вторая младшая группа) Рисование «Дом, в котором я живу» , 2 младшая группа

Конспект занятия по рисованию «Дом, в котором я живу»  (вторая младшая группа)Рисование «Дом, в котором я живу» ,2 младшая группаЦель: Расширять представления о домах.Зада...