Литературная гостинная "Странички блокадного Ленинграда"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Шишкина Виктория Юрьевна

Цель: Расширение представлений обучающихся старшего дошкольного возраста о подвиге жителей и детей блокадного города - героя Ленинграда.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Виды детской деятельности: общение с взрослыми, восприятие музыки, рассказов,стихов, просмотр слайдов презентации, фотографий и кинохроники военных лет, рассказывание стихотворений и содержание своих рисунков.

Задачи:

Формирование нравственно – патриотических чувств у дошкольников  любви и гордости за  историческое  и героическое прошлое Родины. Закрепление навыков грамматически правильной, связной речи. Развитие интонационной выразительности речи при чтении стихов.
Воспитание эмоциональной отзывчивости и благодарности к памяти  защитников и мирных жителей и детей блокадного Ленинграда, бережного отношения к хлебу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8  «Звёздочка»

Литературная гостиная

«Странички блокадного Ленинграда»,

посвящённая 80 – летию полного освобождения

города- героя Ленинграда от фашистской блокады

для детей с ТНР подготовительной к школе группы

                                                                          Составила  

                                           учитель - логопед Голубева А.Н.

                                                                           Провели:

                                                 воспитатели: Шишкина В.Ю.и Попкова Е.Л.

                                                 учитель – логопед Голубева А.Н.

                                                 музыкальные руководители:

                                                 Мочалова М.Н и Попова Н.Б.

                                                      г. Кулебаки, 2024 г.

Цель: Расширение представлений обучающихся старшего дошкольного возраста о подвиге жителей и детей блокадного города - героя Ленинграда.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Виды детской деятельности: общение с взрослыми, восприятие музыки, рассказов,стихов, просмотр слайдов презентации, фотографий и кинохроники военных лет, рассказывание стихотворений и содержание своих рисунков.

Задачи:

Формирование нравственно – патриотических чувств у дошкольников  любви и гордости за  историческое  и героическое прошлое Родины. Закрепление навыков грамматически правильной, связной речи. Развитие интонационной выразительности речи при чтении стихов.
Воспитание эмоциональной отзывчивости и благодарности к памяти  защитников и мирных жителей и детей блокадного Ленинграда, бережного отношения к хлебу.

Предварительная работа:

Чтение книг в группе:

      - «Лист фикуса». Автор блокадница В.Н.Семенцова,«Вот как это было» Юрий    Герман, «Кукла». Автор Г.Черкашин, «900 дней мужества». В.Воскобойников.

- Рассказы о юной ленинградке Тане Савичевой, презентации о блокаде Ленинграда, о мужестве и стойкости юных  ленинградцев, прослушивание песен военных лет.

- Посещение детьми подготовительной к школе группы городского музея истории и краеведения им. братьев Струве ( экспозиция «Памяти огненных лет», блокадный Ленинград.

Оборудование: интерактивная доска, презентация, компьютер, музыкальная колонка,ленточка Ленинградской Победы, предметы экспозиции мини-музея: чайник, чугун, кружка эмалированная, тарелка эмалированная, 125 грамм  хлеба, спичечный коробок, лампа керосиновая.

Пособия: презентация, рисунки детей,  музыкальные композиции.

                                 

Ход литературной гостиной.

 слайд

          27 января – памятная дата для нашего народа. В этот день в 1944 году был полностью освобождён город Ленинград в результате разгрома фашистских войск Красной Армией. В этом году город Санкт – Петербург и вся наша Родина отмечает 80 - летие со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады!

слайд 

Сейчас этот город называется Санкт-Петербург. Сегодня мы поговорим  о городе – герое Ленинград, о детях, живших в годы войны блокадном городе и о событиях, которые произошли 80 лет назад.

слайд

В этом прекрасном городе жила-была девочка. Звали ее Таня. Таня Савичева. День рождение у неё было 25 января. Жила девочка в городе Ленинграде, в доме, который и сейчас  стоит. Была у нее большая и дружная семья: мама, бабушка, братья, сестры и два дяди. Жила Танечка очень счастливо. Все ее любили и баловали, ведь она была самая младшая. В праздники семья собиралась за большим столом, всем было весело и радостно, братья  играли на музыкальных инструментах, Таня пела.И вдруг в один день все это счастье оборвалось.

     Ребёнок

     Однажды летом на рассвете

Гитлер дал войскам приказ

И послал солдат немецких

Против русских, против нас.

Запись песни «Вставай, страна огромная!»

слайд

Фашистская армия так близко подошла к Ленинграду, что могли просматривать улицы и проспекты города. Но не только рассматривать, а и стрелять по ним. Ленинград – один из красивейших городов мира. Фашисты хотели не только захватить Ленинград, а полностью его уничтожить, стереть с лица земли вместе с его жителями. Осенью 1941 года они окружили город со всех сторон.

               Дети читают стихи

               Хотели враги Ленинград уничтожить

               Стереть этот город с Земли

               Но захватить и прорвать оборону

               Фашисты никак не смогли.

              Враги окружили наш город,

              В блокадном кольце Ленинград

              Над Лиговским, Невским проспектом

              Снаряды и пули летят.

              Рано зима в этот год наступила,

              Морозы пришли, холода,

              И в мирную жизнь ленинградцев

              Нежданно ворвалась беда

Слайд

       Посмотрите (карта, на что это похоже? (круг, кольцо) В блокаде оказалось много жителей этого города: дети, женщины, старики. Ребята, а вы понимаете кольцо блокады? (ответы детей) Подойдите ко мне, возьмитесь крепко за руки и плотно подойдите друг к другу. Блокада – это кольцо, из которого нельзя ни выйти не зайти. Осталась одна дорога, которая соединяла город со страной — по Ладожскому озеру.

Дети читают стихи.

Чтобы жизни спасти ленинградцев,

Зимой в 41 году

С хлебом шли в город машины

По Ладоге, прямо по льду.

 Бомбёжки, метели, заносы,

Уходят машины под лёд,

Но каждый шофёр твёрдо верит,

Что город любимый спасёт.

 

«Дорогой жизни» Ладогу назвали,

Надеждой на спасение людей,

Раненых, больных и истощённых

Везли полуторки из города по ней.

 «Дорогой жизни! Ладогу назвали,

Она спасеньем каждому была.

Свой город ленинградцы отстояли

И не пустили в Ленинград врага.

Наш город назывался Ленинградом
И шла тогда суровая война
Под вой сирены и разрыв снарядов
«Дорогой жизни» Ладога была.

 Она спасеньем ленинградцам стала
И помогла в войне нам победить
Чтоб снова время мирное настало
Чтоб нам с тобой под чистым небом жить.

 слайд 

    Потянулись страшные  900 дней и ночей. Каждую ночь гул самолетов, разрывы бомб.  Ленинград лишился всего — отопления, воды, электричества, но продолжал бороться. Город превратился в крепость.Ленинградцы не желали сдаваться врагу и боролись за свою свободу всеми силами. В городе работали заводы, танки отправлялись на фронт, по  радио передавали новости с фронта, дети ходили в школу, ухаживали  за раненными, ждали Новый год, читали книги и рисовали. Давайте рассмотрим Ваши рисунки, которые вы нарисовали дома с родителями. Расскажите, что нарисовали вы на своём рисунке?

    Кроме фашистов на осажденный город наступала зима — в этот год неожиданно суровая и морозная. Пытаясь хоть как-то согреться, люди затапливали в квартирах небольшие,  железные печки - буржуйки. В них вместо дров жгли оставшуюся деревянную мебель и даже книги — все, что могло гореть. Но тепла все равно не хватало. Стены комнат покрывались инеем.

слайд

        Но все-таки главным врагом Ленинграда был голод. В блокадном городе катастрофически не хватало хлеба. Каждому жителю Ленинграда выдавались специальные карточки. По ним можно было получить свою норму хлеба — небольшой (125 граммов) кусочек на целый день (показ). В декабре 41 года норму снизили – 100 грамм( спичечный коробок) для ребёнка. И все, больше ничего — только вода, за которой ходили на реку Неву. Набрав небольшой чайник воды. Сил не было, что бы донести больше.

слайд  

   Страна не забыла Ленинград. По Ладожскому озеру была проложена дорога, названная - дорогой жизни. По ней под огнем противника перевозили  продукты в город, а обратно эвакуировали  детей. Эту дорогу называли «дорогой жизни».

Ребенок: Дорога жизни узким коридором,
Протянута по Ладожскому льду.
Она спасала наш любимый город,
В том страшном и чудовищном аду.
слайд

     По дороге жизни эвакуировали и Танечку вместе с детским домом, где было 120детей. Вместе с другими детьми её привезли в Нижегородскую область, в посёлок Шатки. Дети были окружены заботой. Все  спасённые детей окрепли,  встали на ноги.  2 года врачи спасали жизнь юной ленинградки. Но Таня так и не поднялась с постели. В 1945 году в Ленинград   вернулась из эвакуации её сестра Нина и нашла записную книжку Тани. С фронта вернулся с тяжёлым ранением брат. Но Таня так и не узнала, что старшие сестра  брат живы.

слайд ( кадры военной кинохроники «дети блокадного Лениграда»

Стихотворение Ильи Малышева  «9 страничек. Страшные строчки» читает Милана Королёва

Девять страничек. Страшные строчки.
Нет запятых. Только черные точки.
«Умерли все». Что поделать? Блокада.
Голод уносит людей Ленинграда.

Жутко и тихо в промерзшей квартире.
Кажется, радости нет больше в мире.
Если бы хлебушка всем по кусочку,
Может, короче дневник был на строчку.

Маму и бабушку голод унес.
Нет больше силы. И нет больше слез.
Умерли дяди, сестренка и брат
Смертью голодной. Пустел Ленинград.

Пусто в квартире. В живых – только Таня.
В маленьком сердце – столько страданья.
«Умерли все». Никого больше нет.
Девочке Тане – одиннадцать лет.

Я расскажу вам, что было потом.
Эвакуация, хлеб и детдом,
Где после голода, всех испытаний
Выжили все. Умерла только Таня.

Девочки нет. Но остался дневник –
Детского сердца слезы и крик.
Дети мечтали о корочке хлеба,
Дети боялись военного неба.

Этот дневник на процессе Нюрнбергском
Был документом страшным и веским.
Плакали люди, строчки читая.
Плакали люди, фашизм проклиная.

Танин дневник – это боль Ленинграда.
Но прочитать его каждому надо.
Словно кричит за страницей страница:
«Вновь не должно это все повторится!»

слайд

Детям блокадного города Ленинграда, которые жили и боролись за город вместе со взрослыми, установлен  на 3 км блокадной «Дороги жизни» памятник «Цветок жизни». Рядом траурный курган «Дневник Тани Савичевой». Рядом памятники защитникам Ленинграда, которые стояли насмерть и не пропустили врага в город. Люди приносят цветы и молчат, думая о тех, кто совершил беспримерный подвиг в борьбе с фашистами, которые защитили родной город.

Дети читают стихи.

По Дороге Жизни – сглаженной, спрямленной,
Залитой асфальтом – мчит машин поток.
Слева, на кургане, к солнцу устремленный
Их встречает каменный Цветок.


Памятью нетленной о блокадных детях
На земле священной он навек взращен,
И к сердцам горячим всех детей на свете
Он призывом к Дружбе, к Миру обращен.


Тормозни, водитель! Задержитесь, люди!
Подойдите ближе, головы склоня
Вспомните о тех, кто взрослыми не будет,
Тех, кто детским сердцем город заслонял.

У Дороги Жизни шепчутся березы,
Седины лохматит дерзкий ветерок.
Не стыдитесь, люди, и не прячьте слезы,
Плачет вместе с вами каменный Цветок.

Он пророс сквозь камни, что сильней столетий,
Поднял выше леса белый лепесток
Всей земле Российской, всей земле планеты
Виден этот белый каменный Цветок.

слайд   

Минута молчания. Звук метронома.

       Внимание! Объявляется минута молчания в память о погибших в годы блокады города Ленинграда. Прошу всех встать!

слайд       

Ленинградцы выстояли. Наши солдаты делали всё возможное, чтобы   освободить город. И, наконец, наступил день великого ликования – 27 января 1944г. Ленинград был полностью освобожден от блокады. Подвиг, совершённый в годы блокады, навсегда останется в памяти народа. На месте, где было прорвано кольцо блокады, установлен памятник, который называется «Разорванное кольцо».

слайд

Дети читают стихи:

В холода, когда бушуют снегопады,
В Петербурге этот день особо чтут,-
Город празднует День снятия блокады,
И гремит в морозном воздухе салют.


Это залпы в честь свободы Ленинграда!
В честь бессмертия не выживших детей…
Беспощадная фашистская осада,
Продолжалась девятьсот голодных дней.


Замерзая, люди близких хоронили,
Пили воду из растопленного льда,
Из любимых книжек печь зимой топили,
И была дороже золота еда.


Ели маленький кусок ржаного хлеба,
По чуть-чуть… Никто ни крошки не ронял.
И бомбёжка вместо звёзд ночного неба,
И руины там, где дом вчера стоял…


Но блокаду чёрных месяцев прорвали!
И когда врага отбросили назад,
Был салют! Его снаряды возвещали:
-Выжил! Выстоял! Не сдался Ленинград!

Город музеев, чудесных дворцов
Город каналов, мостов, островов
Город чугунных оград на Неве
И нет прекрасней его на земле!

слайд

  За мужество и  героизм город Ленинград получил звание Город – герой.Не только в Ленинграде, но и в столице нашей Родине – Москве, в Александровском саду, у могилы Неизвестному солдату,  на аллее городов – героев стоит памятник городу – герою Ленинграду.

   Ребята, с те событий, прошло много лет. А люди помнят о войне, передают рассказы о тех страшных годах. Как вы думаете, почему?

    Мы должны сохранить память о героизме и стойкости героев Великой Отечественной войны, о мужестве  простых людей, вынесших на себе трудности блокадного Ленинграда.

               Звучит  «Песня о мире»

  1. Мы ещё малы, не знаем бед войны.

Но все мы как один, стоим за прочный мир.

Припев

Для того, чтоб нам играть, нужен мир!

Для того, чтоб подрастать, нужен мир!

Для того, чтоб в мир войти, нужен мир!

  1. Родина цветёт

И мир для нас хранит,

Мы скоро подрастём

И в руки мир возьмём.

Припев

Для того, чтоб нам играть, нужен мир!

Для того, чтоб подрастать, нужен мир!

Для того, чтоб в мир войти, нужен мир!

 слайд

Люди Ленинграда – вы герои!

Подвиг Ваш бесценен на века!

пусть не будет больше горя

Никогда! Никогда! Никогда!

Память о блокаде Ленинграда

С трепетом в сердце храним!

За мужество, силу, отвагу

Ленинградцам спасибо говорим!

 Ребята, в память о ленинградцах, которые защитили  город,  не отдали его врагам, у Вас на груди, рядом с сердцем,  ленточки Ленинградской Победы, символизирующие подвиг, мужество и патриотизм людей. защищавших город – герой Ленинград! Жители блокадного города победили врага и оставили нам, прекрасное наследие и прекрасный город! Оливковый цвет символизирует победу, а зеленый - цвет жизни.

Общее фото на память.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Блокадный Ленинград (вечер памяти посвященный 70-летнему юбилею со дня полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокады) февраль 2014года

Цель: Формировать у детей представление о будничных и праздничных дняхАктуальность проблемыПриобщение детей к истории нашей страныЗадачиРасширить представления детей о государственных праздникахПоддер...

Познавательный информационный подгрупповой проект для детей старшего дошкольного возраста, посвящённый 74 годовщине освобождения Ленинграда от вражеской блокады 1941-1944 гг. "Дети блокадного Ленинграда"

Одной из задач дошкольного воспитания является формирование патриотизма, которое имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ребёнка. На основе возвышающих чувств патр...

Литературный час «Голос блокадного Ленинграда»

Цель: Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.Задачи:- Познакомить ребят с понятием блокада;- Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе поэтич...

Литературная гостинная " Странички блокадного Ленинграда"

Цель: Расширение представлений обучающихся старшего дошкольного возраста о подвиге жителей и детей блокадного города - героя Ленинграда.Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие&raq...

"Блокадный Ленинград...Как выстоял город на Неве..."/литературный вечер.

Методическая разработка помогает познакомить детей с героическим подвигом жителей блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны....