Технологическая карта 2024г.
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Светлана Николаевна Колесникова

Подготовительная группа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta2024g.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 9 «Звездочка» г. Енисейска Красноярского края

Методическая тема:

Использование технологии «Карты Проппа»

в обучении детей творческому рассказыванию.

        

                                                                                            Воспитатель подготовительной к школе группы:

                                                                       Колесникова Светлана Николаевна,

 

                                                                                   Енисейск, 2024  г.

                                                                                                                                                                                                                             Цель: обогащение опыта и совершенствование речевых умений детей в создании новых сюжетов сказок  со знакомыми героями с учетом определенной задачи: сказки для малышей.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

        Задачи:        

Образовательные:

1.  упражнять в придумывании новых сюжетных линий сказок с учетом имеющейся задачи;

2. поощрять и поддерживать согласованность действий детей для достижения совместного результата.                                                                                                                                                                                                               

Развивающие:

1. создать условия для  проявления детьми своего отношения к творческому речевому продукту сверстников  с позиции «редактора»;

2. побуждать и поддерживать творческие находки в развитии сюжетной линии обновленной сказки.

Воспитывающие:

  1. воспитывать желание помогать окружающим с учетом их потребностей;
  2. побуждать к выражению своего отношения к результату деятельности с учетом поставленной задачи.

 

Предполагаемые результаты: 

Дети в совместной деятельности придумали новые сюжетные линии сказок для малышей с учетом их потребностей,   с помощью воспитателя осуществили «редакторскую» деятельность.

Цель детской деятельности (предполагаемая)

Придумывание сказок для малышей с их любимыми героями.

Задачи детской деятельности (предполагаемые):

  1. Придумать новую интересную сказку со знакомыми героями.
  2. Представить свою сказку сверстникам.
  3. Нарисовать рисунки (иллюстрации) к своим сказкам.
  4. Подарить новые сказки малышам.

Результат для ребенка: мы придумали, мы рассказали,  нарисовали и создали книжки для малышей.

Технологическая карта совместной деятельности детей и взрослого

Этап занятия

Задачи этапа

Методы, приемы, формы, возможные виды детской   деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Результаты

Психологический настрой

Создать атмосферу доброжелательности,

Настроить детей на дальнейшую совместную деятельность.

Игра «Узнай меня»

(карточки с схемами-моделями сказочных героев)

Создает  атмосферу доброжелательности,

играет с детьми, настраивает детей на предстоящую деятельность.

Дети эмоционально включаются в предложенную игру.

Создана  благоприятная атмосфера на дельнейшее совместное взаимодействие.

Вводно-организационный

Мотивационно-побудительный Актуализация

Организовать  внимание и интерес детей для дальнейшей  деятельности.

Мотивировать детей на придумывание новых сказок.

Актуализировать представления детей о любимых сказках малышей.

Беседа, вопросы выясняющего характера.

Предварительная работа: посещение малышей, знакомство с их любимыми сказками, определение их нуждаемости в новых сказках.

Схемы-модели в виде «медалек».

Игровой прием: принятие на себя роли сказочников.

Социо-игровой прием: объединение в команды.

Организует внимание детей на значимые моменты для дальнейшей деятельности. Побуждает детей к совместной деятельности в командах по созданию новых сказок с учетом возникшей задачи.

Активно включаются в совместную деятельность, высказывают свои суждения, проявляют инициативу в решении задачи, объединяются в команды.

Дети мотивированы и настроены на предстоящую совместную деятельность, готовы к самостоятельному решению поставленной задачи.

Практическая работа (творческая речевая деятельность)

Поддерживать содержательное взаимодействие детей в командах по достижению результата.

Обращать внимание на значимость каждого участника команды в общем деле.

Побуждать и поддерживать возникновение новых интересных сюжетных линий при создании сказки.

Помогать в развитии сюжета, построении фраз при необходимости.

Организовать содержательное обсуждение готовых результатов творческой речевой деятельности.

Вопросы выясняющего и уточняющего характера.

Дидактическое пособие «книжка для карт Проппа», карты Проппа, книжки-стимулы с обложкой, но пустыми страницами.

Выполнение творческой речевой деятельности (сочинение сказок).

Элементы ТРИЗ-технологии.

Предлагает объединиться в команды и определить сюжет какой сказки дети будут «обновлять», поддерживая совместную работу в командах с опорой на правила, перенаправляя обращение за помощью к сверстникам.

Организует презентацию результатов творческой речевой деятельности команд и работу «редакторского совета».

Акцентирует внимание детей на успешный творческий речевой опыт друг друга. Занимает позицию партнера, внимательного наблюдателя, заинтересованного слушателя, помощника.

Объединяются в  команды и определяют «свою сказку» с опорой на наглядность.  

Определяются с героями и сюжетной линией для реализации своих творческих речевых замыслов, обсуждая это в команде.

Договариваются друг с другом в силу своих возможностей и навыков совместной командной работы.

Помогают друг другу при необходимости. Презентуют результаты своей творческой речевой деятельности.

Принимают на себя роль «редакторов» во время презентации другими командами своих сказок

Дети договариваются друг с другом по поводу совместной работы.

Дети  используют имеющийся опыт использования карт Проппа для построении связного сюжета с учетом нового творческого замысла.

Дети командой представляют результаты   творческих речевых  замыслов (сказок).

Высказывают свое отношение к услышанным результатам других команд.

Рефлексивно-корригирующий

Определение ближайшей перспективы

Формировать элементарные навыки самооценки.

Обнаруживать успешность детей в среде сверстников.

Обсуждение совместной творческой работы.   Вопросы выясняющего характера с акцентом на соответствие реализованного с задуманным.

Побуждает детей к обмену мнениями по поводу придуманных и представленных сказок, выражению своего отношения к результату деятельности, как коллективной, так и групповой в целом. Побуждает к дальнейшим действиям по  созданию иллюстраций и возможному редактированию сюжетов придуманных сказок. Выступает в роли заинтересованного слушателя, наблюдателя.

Включаются в совместное обсуждение реализованной деятельности.

Высказывают свое отношение по поводу того,     получилось ли у них то, что они планировали, предлагают варианты дальнейших действий.                            

Дети готовы и способны осуществить само и взаимо оценку в соответствии с возрастом.

Сценарный план

Ход занятия в соответствии с этапами

Действия воспитателя и детей

Психологический настрой

Под музыку  дети собираются на ковре.

В: Мы вчера с вами вспоминали разные сказки, интересно можете ли вы угадать героев сказок по схематическим моделям, и в каких сказках они живут.

Вводно-организационный

Мотивационно-побудительный

Актуализация

В: Предлагает вспомнить, с какой просьбой к нам обратились малыши с их воспитателями, предполагая вывести их на сочинение сказок с героями любимых малышами сказок «Колобок», «Репка», «Теремок», «Волк и семеро козлят», о чем наши дети узнали при посещении младшей группы.

В: Напомните, пожалуйста, какие герои в этих сказках «живут».

В: Интересно, а кто придумывает новые сказки?

В: « Я  предлагаю вам сегодня выступить (побывать) в роли сказочников и придумать новые  сказки для наших  малышей с их любимыми героями. Давайте подумаем, какими они могут быть по характеру, какой сюжет должен быть, чтобы малышам было интересно и не страшно». (добрые сказки, добрые герои, новый интересный сюжет, потому что старые сказки они уже знают).                                                                                                                                                                                                 В: « А что нам помогает  в придумывании сказок? (предполагаю, что дети скажут «карты Проппа», т.к. мы с этим работаем второй год).  

Воспитатель организует  внимание детей на карточки с цветными геометрическими фигурами, имеющимися у каждого ребенка в виде медальки, которые ассоциируются с главными героями сказок.

Предлагаю объединиться в команды, побуждая объединение по этим «медалькам», т.к. в этом случае команда будет состоять из детей разного уровня сформированности  умений: в работе со схематическими изображениями,  в сочинительстве сказок, в способности договариваться,  и у них появляется возможность  «научаться» друг у друга.

Практическая работа

Дети объединяются в команды, педагог в этот момент акцентирует внимание на имеющихся «пустых» книжках с обложками, на которых изображены герои одной из сказок (озвучено выше). Выбор сказки осуществляется также по «медальке» с учетом цвета и возможной формы, относящейся к какому-либо герою.

После определения с командой и сказкой дети берут   дидактическое  пособие – «книжка»,  помогающее  им  придумать алгоритм и логику содержания сказки (детьми выкладываются поочередно карты Проппа  в файлы и затем они сочиняют сказки по заданному изначально ими самими алгоритму: у каждой команды может получиться свой, отличный от других алгоритм). В центре речевого развития имеются картинки со сказочными персонажами, на которые педагог акцент не делает, но предполагает, что дети могут использовать их  для сочинения сюжета сказки в случае необходимости.  В процессе деятельности воспитатель в ситуации «здесь и сейчас» задает вопросы выясняющего характера: Про кого ваша сказка? Как она будет называться?  Кто главный герой сказки?  Кто помощник главного героя? Какие новые герои могут появиться в вашей сказке? Как сделать, чтобы Лиса не съела Колобка? и т.п. При необходимости  воспитатель выступает в роли помощника, подсказав какое-либо слово, помогая придумать какую-либо фразу и т.п., которая настроит детей на дальнейшую логику сочинительства.

С целью поддержания содержательной командной работы педагог  при необходимости обращает внимание на правила работы в команде, разработанные совместно с детьми; акцентирует внимание детей на  компетентностях каждого участника команды для достижения совместного результата,  побуждает определиться,  кто будет    рассказчиком   и т.п.

Воспитатель  ориентирует детей на то, что когда зазвучит тихо музыка, то пора завершать сочинение сказки, а когда громче, то собираемся на ковре для представления результатов своих коллективных работ (когда музыка зазвучит,  педагог при необходимости осуществляет речевое сопровождение данной задачи).  Возможно, что музыкальное сопровождение инициирует педагог, ориентируясь на временные рамки, а возможно на завершение работы одной из команд, которой предлагает подготовить все для своего рассказа пока другие команды завершают сочинение своих сказок  (принести магнитную доску, разместить на ней картинки, которые они использовали для сочинения сказок). В это время другие команды подходят на ковер.

В: «Ребята, давайте послушаем, какие сказки для малышей  у нас получились.  Мы предоставляем слово готовой команде, а нам стать редакторами, для того, чтобы решить, в каком варианте услышанная сказка будет предложена малышам: без изменений или нужно внести в нее какие-то поправки. А я запишу их на диктофон пока в первоначальном варианте, чтобы потом записать их в книги, если не будут предложены поправки» (рассказывание всех сказок, придуманных командами). Дети каждой команды поочередно рассказывают сказки с опорой на свои картинки и «книжки».  По ходу рассказывания при необходимости воспитатель задает вопросы выясняющего характера, может подсказать какое-либо слово, если детям необходима  помощь; записывает на диктофон придуманные сказки. Предлагает редакторам-сверстникам высказать свои предложения и отношение к услышанной сказке.

Рефлексивно-корригирующий (выводы, итоги, самооценка)

Рефлексия, определение ближайшей перспективы.

В: «Для  кого  мы с вами сочиняли сказки? Какие сказки мы уже, как редакторы, посчитали готовыми для малышей? А какие сказки необходимо отредактировать и вернуться к презентации на редакторском совете?   Какой команде нужна помощь в редактировании?  Кто может стать помощником? (предлагаю детям, которые предложили свою помощь или их выбрали сами команды стать мастерами в области сочинительства и помочь в редактировании сказок). 

Как вы думаете,  какие книжки малыши любят  рассматривать?  (инициируя переход на иллюстрации). Предлагает детям сделать иллюстрации к своим сказкам, а затем поместить их в книги,  тем командам, чья сказка не требует редактирования. В зависимости от ситуации и желания детей, они могут приступить к этой деятельности «здесь и сейчас» либо в другое удобное для них время в течение дня.

Ссылка на видео:  https://cloud.mail.ru/public/Z8cM/KXjzDARRg

Самоанализ

Данное открытое занятие на тему: «Сказки для малышей». Проводилось с детьми подготовительной к школе группы (всем детям, присутствующим на занятии, 6 лет). Занятие интегрированное:   интегрируются задачи разных образовательных областей (речевое развитие – придумывание и рассказывание сказок, социально-коммуникативное – взаимодействие в команде, с детьми младшего дошкольного возраста в качестве старших товарищей, волонтеров, и художественно-эстетическое развитие – создание иллюстраций к сказке).

Предварительная работа заключалась в общении с малышами и знакомстве с их любимыми сказками, совместного принятия решения о создании новых сказок с любимыми героями малышей по их просьбе, озвученной воспитателем младшей группы. Знакомство с профессией «редактор», роль которого дети принимали на себя второй раз, некоторые из детей впервые.

Разрабатывая конспект, я учитывала возможности детей своей группы в сочинении новых сказок и попыталась объединить их в команды так, чтобы в каждой команде сказка получилась, чтобы не случилось, что сказка не придумана, и обеспечить тем самым успешность команды в целом. А для этого необходимо было, чтобы в каждой команде оказался хотя бы один ребенок «умелый» в сочинительстве, как некий образец, ориентир и помощник для других детей в речевой творческой деятельности. Результатом этого стало то, что случились три сказки, но в двух командах это была в большей степени командная работа и обсуждение, хотя и тихое, а в третьей – команда не сложилась. Я не учла тот момент, что двое детей из этой «команды» длительно отсутствовали, а Гриша изъявил желание следить за временем и не смог удержать две задачи (я должна была это учесть, зная его). Что касается организации содержательной командной работы, то нами вместе с детьми разработаны правила работы в команде и они нарисованы детьми и расположены на шкафу в группе, но я не сделала акценты на эти правила и ориентир на совместный результат. Во время представления сказок также не сделала акцент на командности, зафиксировав в своей речи сказки Киры, Ярика и Кати с Семеном. Но все же, когда дети дальше, в течение дня, продолжили работу над своими сказками они удержали свои команды: создавали иллюстрации именно к своей сказке, делали поправки с учетом предложений других детей и с помощью тех, кто предложил свою помощь.

В ходе организации речевой деятельности с картами Проппа использую варианты, когда периодически убираю некоторые из карт, т.к. их много, а также имеющиеся карточки персонажей (каждый по одному), но сегодня решила выложить их все, получился слишком большой выбор. В некоторых командах много времени детьми было потрачено именно на это (сказка про Репку), а как будто не на содержание. Но как раз при перебирании карт у детей возникает сюжет и его развитие. Еще одним подтверждением этого на данном занятии стал момент в одной из команд (сказка про Волка и Козлят). У нас такое возникло впервые. Я заметила, что у детей возникла какая-то проблема и спросила. Оказалось, что для продолжения сюжета им не хватало еще одной карты одного и того же героя, чтобы поместить ее в книжку-помощницу. После того, как я спросила, что можно для этого сделать, Катя нарисовала недостающую карточку, и развитие сюжета продолжилось.

При подготовке к занятию попыталась простроить его логику от этапа психологического настроя до этапа рефлексии с позиции погружения детей в непосредственную творческую речевую деятельность в командах с учетом той деятельности, которая была запланирована совместно с детьми. При реализации «задумок» не все смогла удержать: акценты на командный результат, позицию помощника с учетом наличной ситуации (необходимо было больше уделить внимания команде по сказке «Репка») – в ней не хватило карточки одного персонажа, а я в нужный момент не направила, поэтому Ярослав представлял всю сказку, остановившись на одной из страниц, т.к. дальше не были выложены карточки. Но в то же время, я поняла, что для некоторых из детей, в частности Ярика, зоной актуального развития становится рассказывание сказки уже без опоры на книжку-помощницу и необходимо продумать дальнейший вариант действий в данном направлении.

Порадовала и приятно удивила позиция некоторых детей в роли редактора, хотя это всего их второй опыт в данном качестве.

Принцип индивидуализации  удерживала с помощью таких приемов: давала возможность высказаться каждому ребенку, кто изъявил такое желание (но поддержка чаще заключалась лишь как «молодец» и не в отношении каждого); право выбора карт, персонажей, сюжетной линии с учетом детских задумок; формат представления сказок – спросила у всех команд в ходе сочинения сказки, что им нужно для представления (часто дети используют магнитную доску), но они посчитали, что им ничего не нужно кроме книжки-помощницы, в которой они выстроили сюжет своей сказки.

А также под индивидуализацией я понимаю подбор видов деятельности, интересной детям группы, а наши дети с удовольствием занимаются речевым сочинительством, т.к. карты Проппа и карточки персонажей всегда «живут» в нашем речевом центре.

С учетом вышесказанного, считаю, что часть задач решены, в частности: упражнять в придумывании новых сюжетных линий сказок с учетом имеющейся задачи;  создать условия для  проявления детьми своего отношения к творческому речевому продукту сверстников  с позиции «редактора»; воспитывать желание помогать окружающим с учетом их потребностей (придумать сюжеты для малышей).

Решены частично: побуждать и поддерживать творческие находки в развитии сюжетной линии обновленной сказки; побуждать к выражению своего отношения к результату деятельности с учетом поставленной задачи.

Не решена задача: поощрять и поддерживать согласованность действий детей для достижения совместного результата в командах.

      Но в целом цель занятия в большей мере достигнута: состоялись именно творческие речевые находки новых сюжетов сказок со знакомыми героями для малышей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта 2 младшая группа познавательно - исследовательская деятельность 2024г

Технологическая карта 2 младшая группа познавательно - исследовательская деятельность 2024г...