Технологическая карта 2 младшая группа познавательно - исследовательская деятельность 2024г
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Елистратова Наталья Анатольевна

Технологическая карта 2 младшая группа познавательно - исследовательская деятельность 2024г

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_zanyatiya.docx40.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 9 «Звездочка» г. Енисейска Красноярского края

Методическая тема:

Развитие исследовательского поведения в ходе элементарного экспериментирования.

                                                                                            Воспитатель второй младшей группы:

                                                                                      Елистратова Наталья Анатольевна

Енисейск, 2024 г.

Тема: Пирожки для медвежонка

Цель:  обогащение познавательных действий детей в ходе экспериментирования с песком с выходом на простейшие выводы.

Задачи:

Обучающие:

Создавать условия для экспериментирования, в процессе которого дети знакомятся со свойствами песка;

Задавать вопросы выясняющего характера по поводу осуществляемой детской деятельности.

Развивающие:

Поощрять стремление детей самостоятельно выбирать способ деятельности с предложенными материалами.

Побуждать детей делать простейшие выводы по поводу осуществляемой деятельности.

Воспитывающие:

Воспитывать навыки аккуратности в ходе работы с песком..

Предполагаемые результаты: дети осуществляют познавательные действия в ходе решения проблемно-игровой ситуации, делают простейшие выводы.

Оборудование и материалы: лотки с песком, таз с водой, формочки для песка, совочки, губки, пипетки, пульверизаторы, бутылочки, салфетки для рук, фартуки.

Цель детской деятельности (предполагаемая)

Сделать пирожки медвежонку.

Задачи детской деятельности (предполагаемые):

  1. Поиграть с песком;
  2. Сделать мокрый песок;
  3. Слепить пирожки.

Результат для ребенка:

Слепили пирожки для медвежонка.

Технологическая карта совместной деятельности детей и взрослого

Этап занятия

Задачи этапа

Методы, приемы, формы, возможные виды детской   деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Результаты

Психологический настрой

Создать атмосферу доброжелательности,

Игра на эмоциональный настрой, эмоциональный отклик педагога на действия детей

Создает атмосферу доброжелательности, играет с детьми

Присоединяются к педагогу, эмоционально откликаются на действия педагога.

Создана доброжелательная атмосфера для дальнейшей деятельности

Вводно-организационный

Мотивационно-побудительный

Организовать  внимание и интерес детей для дальнейшей  деятельности.

Создание  игровой, проблемной ситуации, «секретик», игра «Волшебный мешочек», выясняющие вопросы, приемы привлечения внимания, удержание паузы.

Педагог акцентирует внимание на появление в группе Медвежонка. Занимает позицию заинтересованного наблюдателя, внимательного слушателя;

побуждает к дальнейшим действиям, направленным на решение проблемно-игровой ситуации, поддерживая при этом детские инициативы.

Эмоционально реагируют на появление героя, включаются в игровую  ситуацию и обсуждение создавшейся проблемной ситуации, предлагают свои варианты места для дальнейшей деятельности.

Дети заинтересованы, мотивированы на предстоящую деятельность.

Актуализация

Практическая работа (исследовательская  деятельность)

Актуализировать имеющиеся представления о песке.

Создавать ситуации выбора способов деятельности с предложенными материалами.

Побуждать детей делать элементарные выводы.

.

Обращение к имеющемуся опыту детей, выясняющие вопросы, удержание паузы.

Обогащение среды разным оборудованием для экспериментирования, сравнение материалов (песок сухой и мокрый), поддержка инициативных действий и высказываний, похвала.

Практический метод: экспериментирование.

Акцентирует внимание детей на имеющееся оборудование в холе деятельности.

Побуждает детей к  экспериментированию с учетом решаемой проблемы, задавая вопросы, стимулирующие  суждения познавательного характера.

Обращает внимание на деятельность друг друга.

Дети включаются в экспериментальнуюдеятельность в соответствии со своим замыслом и возможной коррекцией, сопровождаемой вопросами педагога. Высказывают свои суждения по поводу изменений, случающихся с  песком, откликаясь на побудительные действия педагога.

Дети высказывают свои суждения относительно свойств песка, объясняют свои действия с учетом возрастных возможностей.

Делают пирожки и пирожные, используя предложенное оборудование.

.

Рефлексивно-корригирующий

Определение ближайшей перспективы

Побуждать проявлять эмоционально-ценностное отношение к результату своей деятельности.

 Выясняющие вопросы. Обыгрывание продукта деятельности.

Предлагает рассмотреть получившиеся пирожки,  пирожные, побуждая к проявлению эмоционально-ценностного отношения к проделанной работе.

Включаются в обыгрывание продуктов их деятельности, высказываясь по поводу того, как и что делали, с возможным выходом на свойства песка.

Дети проявляют свое эмоциональное отношение к осуществленной деятельности и продукту своего труда.

Ссылка на видео занятия: https://disk.yandex.ru/i/Djrod8t-s8Z81g 

Сценарный план мероприятия

Ход занятия в соответствии с этапами

Действия воспитателя и детей

1. Психологический настрой

Воспитатель, стуча в бубен, предлагает детям расположиться на ковре и поприветствовать друг друга:

Давайте тихо, скажем:здравствуй, друг.

     Теперь погромче: здравствуй, друг.

     А теперь громко:  здравствуй, друг.

     А сейчас тихо:  здравствуй, друг.

Улыбнитесь друг другу.

2.Вводно-организационный

3.Мотивационно-побудительный этап

Воспитатель:

- Ребята, сегодня к нам в гости пришел Медвежонок.

Медвежонок: Здравствуйте, ребята,(Медвежонок здоровается как в общем с детьми, так и возможно с каждым ребенком, если этого требует ситуация.Детиздороваются с Медвежонком, имея возможность потрогать его).

Медвежонок: Ребята, а я к вам пришел не с пустыми руками, а принес вот такой «волшебный» мешочек с секретиком. А что в нем лежит можно узнать, если потрогать руками. Попробуйте узнать, что же у меня там за секретик? (показ волшебного мешочка, возможность каждому ребенку по очереди или по двое потрогать содержимое и высказать свои предположения. Любые предположения детей не отвергаются, и когда все дети предложили свои варианты (возможно, песок,  сахар, соль),  Медвежонок показывает содержимое мешочка – это песок.

Медвежонок:  Я хотел слепить из этого песка пирожки, пирожные, печенье, чтобы угостить  своих друзей, но у меня ничего не получилось и я пришел к вам за помощью, помогите мне их слепить.(Дети окликаются на просьбу Медвежонка).

Воспитатель: Если мы уже готовы помочь Медвежонку, давайте решим, где мы будем лепить из песка и что нам нужно надеть, чтобы это делать? Почему? (Педагог направляет размышления детей по поводу места, которое затем легче привести в порядок после песка, аккуратности (а для этого необходимо надеть фартуки, чтобы не испачкаться). Дети самостоятельно или с помощью воспитателя надевают фартуки..

4. Актуализация

5. Практическая работа.

Воспитатель (приглашая детей к столу): Мы же с вами решили, что будем лепить из песка за столом.

Дети выбирают себе место, у каждого ребенка свой лоток с песком.

Воспитатель: Ребята, так что это у нас?(песок).Что же мы планировали сделать? (Пирожки для Медвежонка. Если дети не предлагают этот вариант педагог или Медвежонок напоминают.).

В процессе детской деятельности с сухим песком дети используют совочки, формочки, которые берут сами.  Если не используют, то педагог направляет на возможность их использования.

Воспитатель: Получается у вас слепить пирожки, пирожные? А как вы думаете, почему не получается? (Песок рассыпается, сыпется .При необходимости педагог направляет детские умозаключения)

- Что нужно сделать? Как вы думаете? (намочить)

-Что можно использовать, чтобы намочить песок? (пульверизатор, пипетка, губка, флакончики, ложка).

 - Ребята, вы намочили песок, а куда делась вода? (пропала, педагог может поправить «впиталась».)

Возможно, что дети без наводящих вопросов воспитателя начнут использовать воду для того, чтобы намочить песок для лепки. Педагог, наблюдая, за их деятельностью задает вопросы выясняющего характера: Почему ты решил налить воду? Сколько воды ты налил? Чем ты наливал? Чем быстрее наливать воду? Почему у тебя песок еще сухой, а у,,, уже мокрый? и т.п., инициируя высказывания детей познавательного характера, в том числе с выходом на элементарный вывод. Возможно, кто-то из детей нальет много воды и получится каша: Что нужно сделать, чтобы песок стал гуще, чтобы можно было лепить? и т.п.

В ходе детской деятельности воспитатель обращает внимание детей на действия друг друга, у кого, что получилось, выделяя моменты интересных познавательных поисков, действий, решений.

Воспитатель и Медвежонок в ходе деятельности задают вопросы для выяснения цели деятельности, а при необходимости,   если деятельность детей превращается в деятельность вне игровой задачи, напоминают о ней.

В ходе деятельности с песком воспитатель напоминает детям об аккуратности, использовании салфеток для вытирания рук, промокания лишней воды.

6. Рефлексивно-корригирующий (выводы, итоги, самооценка)

Воспитатель: Что мы с вами сегодня делали? Для кого?  Расскажите медвежонку, из какого песка вы сделали пирожки? А из какого песка не получалось сделать пирожки и пирожные? Почему? Как лепили пирожки? (руками, с помощью формочек).

 Медвежонок: Спасибо, ребята, я теперь знаю, что пирожки можно делать из мокрого песка.

Воспитатель и Медвежонок обращают внимание детей на разнообразие форм пирожков и пирожных.

Самоанализ

Данное занятие на тему: «Пирожки для Медвежонка» проводилось с детьми младшего дошкольного возраста (3 года). Занятие познавательно-исследовательской направленности, с элементами экспериментирования с учетом возраста. Тема занятия выбрана с учетом интереса детей группы к экспериментальной деятельности и встроена в цикл таких занятий с объектами неживой природы: вода (снег, лед), камни, песок, с постепенным усложнением.  

Предварительная работа с детьми предусматривала:

- обогащение РППС  материалами для экспериментирования;

- игры с песком (последний раз проводилось более месяца назад, т.к. был длительный перерыв из-за болезни и стажировки).

Дети данного возраста по своей сути являются исследователями, поэтому начиная с I  младшей группы предлагаю им игры-исследования, обогащая их деятельность новыми способами познавательных действий, предлагая для этого разнообразный материал. Именно поэтому на этом занятии я предложила разнообразный материал для «переноса» воды и стремилась акцентировать внимание детей в ходе деятельности на то, какие материалы они используют и почему, задавая вопросы выясняющего характера, поддерживала варианты использования предметов, обращала на это внимание других детей, что провоцировало использование предметов по примеру сверстников. Но все же дети больше осуществляли пробы разных предметов, нежели сравнение, чем лучше наливать воду: не отражали в речи, какой предмет более эффективен для наливания воды с учетом проблемы: намочить песок, чтобы получилось слепить из него. В общем и целом в обогащении и поддержке проб-экспериментов и заключалась   цель и задачи занятия, но все же на зону ближайшего развития необходимо акцентировать на этом внимание.

На этапе психологического настроя детям было предложено трижды поздороваться, начиная с шепота до громкого звука, и обняться (наша традиция). Это позволяет настраиваться на единый темп дальнейшей работы и обеспечить доброжелательность по отношению друг к другу.

Появление в группе Медвежонка и его «сюрприз» в «волшебном мешочке» привлек внимание детей, каждый ребенок хотел узнать, что в нем находится. Дети предлагали разные варианты: сахар, один ребенок сказал «соль» (очень тихо, на видео не слышно), двое детей, предполагаю, хотели повторить слово «соль», т.к. у нас такое бывает, но видимо услышав искаженно, то сказали «фасоль», Максим первый предположил, что в мешочке песок. Все варианты были приняты, я не пыталась исправлять, а лишь поддерживала интерес. Оказалось, что это песок, поэтому я обратила внимание, что Максим оказался прав, но можно было отметить такое же мнение Веры.  

На этапе перехода к основной деятельности случилась небольшая нестыковка с постановкой «Медвежонком»  своей проблемы и решением мной задачи по формированию аккуратности. Я с помощью вопросов пыталась подвести детей к правилам работы с песком, но немного в этот момент отвлекла их от возникшего уже мотива и интереса к дальнейшей деятельности, который вновь возник, когда дети начали действовать с песком.

Дети сначала скорее играли с песком (пересыпали ложечкой), чем лепили из песка, возможно потому, что я их направила на игру (где мы будем играть с песком). Хотя я и предполагала, что дети будут именно играть с песком, т.к. это естественно для них, но все же необходимо было в речи зафиксировать дальнейшую деятельность, задачу (слепить пирожки, пирожные для Медвежонка). В ходе всей последующей деятельности  я старалась удерживать и направлять деятельность детей на достижение результата (пирожки, пирожные).

В начале экспериментальной деятельности, когда дети начали пересыпать песок, не обратила внимания на высказывания Арсения о том, что  при пересыпании песка «идет дым». Необходимо было акцентировать на этом внимание и подвести к тому, что это пыль, поэтому необходимо пересыпать аккуратно, т.к. вредно дышать пылью. Этим я бы усилила решение воспитывающей задачи по поводу формирования аккуратности в работе с песком.

Занимая позицию заинтересованного наблюдателя, внимательного слушателя, выясняющего  стремилась подвести детей к действиям, чтобы они предложили намочить песок, для того, чтобы можно было лепить из него. Уже хотела сама предложить такое действие на своем песке, который именно для этого подготовила. Но, увидев, что Миша взял пипетку, спровоцировала  вопросом «Миша, ты что придумал сделать?», что действительно «сработало».  Другие дети по примеру тоже начали деятельность по «намачиванию» песка, используя разные материалы, что я поддерживала, побуждала к дальнейшим действиям, направленным на решение проблемно-игровой ситуации, обращала внимание на действия друг друга, поддерживая при этом детские инициативы, задавала вопросы, стимулирующие  суждения познавательного характера и элементарные выводы.

В момент, когда Миша сказал, что у него разлепляется пирожок (было много воды), я пыталась его вывести на этот вывод, кто-то из детей сказал, что нужно взять губку. Можно было поддержать эту идею и отжатой губкой промокнуть лишнюю воду в  лотке, она бы наверняка впиталась. Я этот вариант при подготовке к занятию не предполагала, но можно взять его на вооружение на ЗБР.

Лишь один ребенок (Ева) продолжала действовать с сухим песком, т.к. она у нас «упертая» и пыталась сделать «пирожок» именно из сухого песка, но это ее право. Я пыталась направить ее на действия с водой, даже некоторые дети обратили внимание, что она лепит из сухого песка, но я поддержала это ее право. Познавательно-исследовательская деятельность предполагает тот самый метод «проб и ошибок» в поиске решения проблемы: сегодня она действовала так, в следующий раз возможно по-другому, но в итоге все же сделает выводы.  

В определенный момент Миша, который вначале с интересом действовал с песком, увлекся пульверизатором и начал разбрызгивать из него воду. Можно было обратить на это внимание и некое баловство направить в положительное русло: смочить воздух, потому что жарко и он сухой; чтобы не было пыли от сухого песка.

В какой-то момент я предложила поставить воду на стол, чтобы было удобнее переносить воду, но отвлеклась на что-то и не поставила. А так как некоторые дети «носили» воду губкой, то часть воды проливалась на пол.  Правильнее в рамках познавательно-исследовательской деятельности было бы обратить внимание на проблемную ситуацию и найти совместно с детьми вариант, как «переносить» воду губкой, чтобы не намочить пол. Во время следующего экспериментирования обязательно попробуем решить эту проблему, это опять же ЗБР.

Отметила для себя, что из-за длительного перерыва в экспериментальной деятельности у детей теряются навыки познавательных действий с уже знакомыми материалами: изначально предполагала, что они быстрее «выйдут» на то, что нужно намочить песок, т.к. подобные виды деятельности уже осуществлялись.

В конце занятия в ходе рефлексивно-корригирующего этапа обратили внимание на то, у кого получилось сделать пирожки, у Миши, оказывается, получилось пирожное; почему у некоторых детей не получилось их сделать; с помощью выясняющих вопросов старалась подвести детей к фиксации выводов в речи. Некоторые дети эти выводы пытались сделать с моей помощью, но пока не все «вышли» на выводы: из сухого песка не лепится, а из мокрого можно лепить. Не удержала момент по поводу вывода, чем быстрее переносить воду и намочить песок: задавала этот вопрос в процессе деятельности, но не вернулась к нему. Сложно было сделать вывод, почему песок намочили, а слепить не получилось (когда много налили воды и песок начал растекаться). В записи занятия он не вошел, а через минуту после выключения камеры Арсений сказал, что много налил воды, поэтому не получается лепить.

Принцип индивидуализации  пыталась удерживать с помощью таких приемов: поддержка инициативы ребенка в выборе материала;  поддержка результата и обращение внимания других детей на него; позиция внимательного слушателя, чтобы услышать высказывания детей, суждения по поводу изменений, случившихся с  песком; удержание паузы для того, чтобы дети имели возможность проявлять инициативу и самостоятельность, высказаться по поводу той или иной ситуации; заинтересованного наблюдателя, обращающего внимание на познавательные действия детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе «Вода Байкала».

Цель: Создать условия для формирования элементарных представлений об озере Байкал.Задачи: Организовать деятельность для расширения представлений о природе и богатстве родного края; стремится к восприя...

Технологическая карта ОС по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Как готовятся к зиме животные». Педагог Ивановская Светлана Степановна

Цель: Создать условия для  расширения представления детей о жизни животных осенью.Задачи:   - Организовать деятельность детей по расширению представлений о диких и домашних животных....

Технологическая карта ОС по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Животный мир Прибайкалья».Воспитатель Тарасенко Валентина Владимировна

ЦЕЛЬ: Создать условия  для расширения  и углубления представлений о нерпе как уникальном ластоногом млекопитающем, эндемике озера Байкал.Задачи: Организовать деятельность детей по развитию...

Технологическая карта образовательной ситуации. Познавательно - исследовательская деятельность "Фауна Байкала" в подготовительной группе. Воспитатель Шкилева Елена Валерьевна

Тема: «Фауна Байкала»Цель: создать условия для закрепления знаний детей о малой родине, об озере Байкал, о его уникальной фауне.Задачи:1.      Организация деятельности детей п...

Технологическая карта ОС по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Домашние животные"

Цель: создать условия для формирования представлений о жизни домашних животных....

технологическая карта ОС по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе "Измерим длину..Счёт до 5"

цель: создание условий для формирования умений и навыков измерять длину разным измерительным материалом...