технологическая карта ОС по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе "Измерим длину..Счёт до 5"
план-конспект занятия по математике (средняя группа) на тему

цель: создание условий для формирования умений и навыков измерять длину разным измерительным материалом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izmer_dlinu.docx18.31 КБ
Файл tehkart_izmerim_dlinu.docx25.03 КБ

Предварительный просмотр:


Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности в образовательной области «Познание»

Тема: «Сравнение по длине. Измерение длины.»

Программное содержание.

  1. Закрепить умение сравнивать длины предметов «на глаз» и с помощью непосредственного наложения, ввести речевую практику слова «длиннее», «короче».
  2. Формировать представление об измерении длины с помощью мерки.
  3. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги, устойчивое внимание, глазомер, моторику рук.

Оборудование:  3 шарфа- «удава» (шарфы, на одном конце завязаны узлы-«головы»), наглядная инструкция «измерение длины с помощью мерки»; раздаточный (по количеству детей): листы бумаги в клеточку, карандаши простые, цветные полоски картона длиной 15, 14 и 12 см, белые полоски длиной 20 см, полоски-мерки длиной 5 и 4 см.

Предварительная работа:

Чтение рассказа Г. Остера «Это я ползу», 

Просмотр мультфильма «38 попугаев», д/и «Найди отличия».

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня я пришла в сад очень рано и удивилась, когда на пороге меня поджидали гости. Они хотят с вами познакомиться, но боятся, что вы их испугаетесь… И чтобы проверить, так это или нет, гости придумали для вас задание: нарисовать их. Я вам в этом помогу.(воспитатель предлагает взять детям листы в клеточку, где нарисована красная точка, и карандаши для выполнения математического диктанта).

Математический диктант:

1 клетка вправо

2 клетки вверх

3 клетки вправо

2 клетки вниз

2 клетки вправо

1 клетка вниз

3тклетки влево

2 клетки вверх

1 клетка влево

2 клетки вниз

3 клетки влево

4 клетки вверх

1 клетка влево

1 клетка вверх

2 клетки вправо

4 клетки вниз

Воспитатель: кто же пришел к нам в гости сегодня? (Змея, удав) Это удавы, ребята. Не испугаетесь?(достает «удавов», сделанных из детских шарфов) Ребята, удавы целое утро спорили, кто же из них длиннее, но так и не смогли решить. Давайте им поможем. (предлагает детям сравнить «удавов» «на глаз» сначала по 2, затем всех трех, обращает внимание на то, что ответ должен быть полным: «красный удав длиннее белого», зеленый удав короче красного»

- Ребята, а как вы узнаете, кто из вас выше, кто ниже?( Встанем рядом, или спиной дуг к другу и определим, чья голова выше, а чья ниже)(Воспитатель предлагает половине группы встать попарно, другая половина детей определяет, сравнивает пары; потом ребята меняются)

Воспитатель: у вас на столах лежат три цветные полоски, кто знает, как сравнить их по длине (надо приложить одну к другой)

- Можно ли приложить так?

- Нет, надо приложить, чтоб один конец у них совпадал.

Воспитатель предлагает детям сравнить полоски самостоятельно, затем спрашивает о результатах 2-3 детей, и есть ли другие варианты ответов.

Воспитатель: Спасибо, вы очень помогли удавам: научили их сравнивать длину. И теперь они не будут ссорится.

Физкультминутка.

Мы похлопаем в ладоши 
Мы похлопаем в ладоши 
Дружно, веселее. 
Наши ножки постучали 
Дружно, веселее. 
По коленочкам ударим 
Тише, тише, тише. 
Наши ручки поднимайтесь 
Выше, выше, выше. 
Наши ручки закружились, 
Ниже опустились, 
Завертелись, завертелись 
И остановились. 
(Движения выполняем в соответствии с текстом.)

Воспитатель вызывает самого высокого и самого низкого ребенка, просит поочередно измерить шагами одно и то же расстояние (от удава до удава), дети хором считают шаги.

Воспитатель: Как же так получилось, что расстояние одно и то же, а количество шагов разное?(шаги были разные: большие и маленькие). У кого шагов получилось больше? У кого меньше?

Воспитатель предлагает детям измерить белую полоску (20 см)разными мерками (5 и 4 см), для наглядности используя пошаговую инструкции с показом.

1-й шаг

2-й шаг

3-й шаг

4-й шаг

Воспитатель: Ребята, что вы заметили? (Чем больше мерка, тем меньше результат измерения, и наоборот)

Итог занятия:

-Что нового вы узнали сегодня на занятии? Что было самым интересным? Как можно измерить длину полоски? Предлагаю вам, ребята, самим изготовить дома мерку и измерить свою любимую игрушку, или папу с мамой. Желаю удачи!



Предварительный просмотр:

                                                  ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ

(техноглогия системно-деятельностного подхода, автор Петерсон Л.Г.)

Вид деятельности:   познавательно - исследовательская                                              группа средняя

Тема: Измерение  длины. Счёт до 5.

Цель: Создание  условий  для формирования навыков и умений измерять длину различным измерительным материалом.

Задачи:  

     - Организовать деятельность детей по закреплению умения считать в пределах 5.

     - Организовать деятельность по развитию умения ориентироваться на листе бумаги, логического мышления.

     - Организовать деятельность детей по  закреплению представлений о диких животных.

             - Организовать рефлексивную деятельность.

Методы и приемы: словесный, наглядный.

Материалы и оборудование: листы с домами, дорожками, условные мерки. Набор шишек, морковки, шариков.

Применяемые  технологии: познавательно – исследовательская,  коммуникативная, здоровьесберегающая .

Здоровьесберегающая  технология:  Физминутка « Мы погреемся…»

Мы погреемся немножко

И похлопаем в ладошки:

Хлоп – хлоп – хлоп!

Хлоп – хлоп – хлоп!

Ножки тоже мы погреем

И потопаем скорее:

Топ – топ – топ!

Топ – топ – топ!

По коленочкам ударим:

Тише, тише, тише.

Руки вверх мы поднимаем:

Выше, выше, выше.

Этапы

ОС

Деятельность педагога

Прописывается текст (с прямой речью педагога) по сценарию ОС + действия педагога.

Деятельность детей

Прописывается текст

 (с  возможной прямой речью детей) по сценарию ОС + действия детей.

Ожидаемые результаты

Прописываются через ЦО (образовательные, развивающие, воспитательные)

1. Введение в ситуацию (мотивация, постановка проблемы)

Раздаётся телефонный звонок.

Ребята,  мне позвонил  Сибирячок и попросил о помощи.  Он уезжает  в путешествие, в другие страны и просит помочь передать подарки животным (показываю корзинку с подарками  (шишки, грибы, шарики)  Прибайкалья.  Хотите помочь Сибирячку? А как мы сможем им помочь?

Проявляют любознательность

Проявляют интерес

2. Актуализация (повтор, закрепление) знаний и умений

 

А чтобы попасть в лес нам поможет снежная метель. Но сначала, что нужно сделать? (надеть тёплую одежду)  Давайте все соберёмся в кружок. (Звучит музыка  метели, я накрываю детей покрывалом.  Музыка заканчивается. Убираю покрывало, вокруг стоят ёлочки)

Ребята, вот мы с вами и оказались в лесу.

Какие животные живут в лесах Прибайкалья? (волк, лиса, медведь, заяц…)

Как называют этих животных? (дикими)?  (живут в лесу, сами добывают пищу, строят себе жилища). Арина сейчас расскажет ещё о диком животном. (Рассказ о рыси)

 Чем питается заяц? (корой деревьев). А белка? (грибами, орешками). Медведь? (зимой спит в берлоге) . Лиса? ( мышами, птичками). Где живут? (волк в логове, лиса в норе, заяц под кустом в снегу, белка в дупле).  Каким цветом у них шкурки? Какие звуки издают?

Посмотрите какие домики у зайчика, белки и лисы. ( показываю картинку) К каждому домику ведёт дорожка.

Показывают алгоритм одевания зимой.

Рассказывают о диких животных

Иметь представление о диких животных

3. Затруднение в ситуации

Ребята, дорожки одинаковые? Как мы можем узнать какая дорожка короче, а какая длиннее?  Чем можно измерить?    

Высказывают предположения

Уметь выражать свои мысли

4. «Открытие» нового знания (способа действия)

Чтобы узнать длину дорожек, нужно их измерить.

Можно измерить длину шагами, ладошками, линейкой,  рулеткой, метром, меркой.

Ещё в давние времена  измеряли длину разными способами, потом     поняли, что необходимы одинаковые мерки. То чем измеряют называют меркой.

Ребята, предлагаю вам пройти к столам и выбрать измерительный материал. Какой хотите и измерьте длину дорожек. Подскажите, как начать измерение.

Показ педагога.

Правило измерения: начинать надо точно  от конца, уложить полоску - мерку прямо. Укладываем до тех пор, пока не будет измерена вся длина.

 

Вывод: дорожки разные по длине.

Измеряют  дорожки .

Проявляют интерес

Развить логическое мышление

5. Включение  нового знания в систему знаний и умений

Ребята к какому домику мы придём быстрее? ( к домику зайца, потому - что дорожка короче). А потом пройдём к домику белочки, к домику лисы.  Какая дорожка самая длинная? Какая дорожка самая короткая?

Что означает длиннее?  Это значит больше по длине.

Что означает короче? Это значит меньше по длине.

Физминутка «Мы погреемся…»

А теперь давайте раздадим подарки  нашим животным. Посмотрите, что лежит в корзинке?

( морковка, шишки, шарики). (Достаю морковку) Кому подарим морковку? (зайчику). Сколько морковок? (5). Покажите цифру 5. Кому подарим шишки? (белочке). Сколько шишек? (5). Покажите цифру 5. Кому подарим шарики? ( лисе). Сколько шариков? ( считают 5). Покажите цифру5. Давайте поставим подарки возле ёлочек.

Молодцы , а теперь пора отправляться в детский сад.

Давай те встанем все в кружок.  ( накрываю детей покрывалом, звучат звуки метели)

Вот мы с вами снова в детском саду. Давайте разденемся.

Отвечают на вопросы, проявляют смекалку.

Считают до 5.

 

Владеют счетом до 5

Развито логическое мышление

Развито умение анализировать

    6. Осмысление

(итог, рефлексия)

Итог. Ребята, скажите, где мы с вами были? Что делали ?

Ребята, кто считает, что сегодня справились с заданиями, возьмите один синий шарик и повесьте на ёлочку. А если считаете, что, что- -то не получилось, возьмите один белый шарик и тоже повесьте на ёлочку.

Оценивают свою работу.

Владеть устной речью, уметь выражать свои мысли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе «Вода Байкала».

Цель: Создать условия для формирования элементарных представлений об озере Байкал.Задачи: Организовать деятельность для расширения представлений о природе и богатстве родного края; стремится к восприя...

Технологическая карта ОС по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Как готовятся к зиме животные». Педагог Ивановская Светлана Степановна

Цель: Создать условия для  расширения представления детей о жизни животных осенью.Задачи:   - Организовать деятельность детей по расширению представлений о диких и домашних животных....

Технологическая карта ОС по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Животный мир Прибайкалья».Воспитатель Тарасенко Валентина Владимировна

ЦЕЛЬ: Создать условия  для расширения  и углубления представлений о нерпе как уникальном ластоногом млекопитающем, эндемике озера Байкал.Задачи: Организовать деятельность детей по развитию...

Технологическая карта образовательной ситуации. Познавательно - исследовательская деятельность "Фауна Байкала" в подготовительной группе. Воспитатель Шкилева Елена Валерьевна

Тема: «Фауна Байкала»Цель: создать условия для закрепления знаний детей о малой родине, об озере Байкал, о его уникальной фауне.Задачи:1.      Организация деятельности детей п...

Технологическая карта ОС по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Домашние животные"

Цель: создать условия для формирования представлений о жизни домашних животных....

Технологическая карта ОС по познавательно-исследовательской деятельности "Земля-наш дом"

Цель: создать условия для формирования представлений о планете Земля и жизни людей на планете, прививать интерес и уважение к людям разных стран и национальностей....