Технологическая карта образовательной ситуации. Познавательно - исследовательская деятельность "Фауна Байкала" в подготовительной группе. Воспитатель Шкилева Елена Валерьевна
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Шумский детский сад

Тема: «Фауна Байкала»

Цель: создать условия для закрепления знаний детей о малой родине, об озере Байкал, о его уникальной фауне.

Задачи:

1.      Организация деятельности детей по ознакомлению детей с малой родиной, особенностями ее природы, озером Байкал (животный и подводный мир)

2.      Организация деятельности по развитию любознательности и познавательной мотивации, через детское экспериментирование

3.      Организация деятельности по воспитанию осознанного отношения к объектам окружающего мира, бережное отношение к природе.

4.   Организация рефлексивной деятельности.

Методы: : словесный, практический, наглядный, игровой.

Материалы: фильм о Байкале,  картинки  рыб, разрезные картинки животных, обитающих на Байкале, приборы для исследований, дневники наблюдений.

Технологии: коммуникативная, социо-игровая, исследовательская, игровая

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkileva_e.v_fauna_baykala.docx25.65 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта образовательной ситуации

(технология системно-деятельного подхода, автор Петерсон Л.Г.).

Вид деятельности:        познавательно - исследовательская              Подготовительная группа    Воспитатель Шкилева Елена Валерьевна

Тема: «Фауна Байкала»

Цель: создать условия для закрепления знаний детей о малой родине, об озере Байкал, о его уникальной фауне.

Задачи: 

  1. Организация деятельности детей по ознакомлению детей с малой родиной, особенностями ее природы, озером Байкал (животный и подводный мир)
  2. Организация деятельности по развитию любознательности и познавательной мотивации, через детское экспериментирование
  3. Организация деятельности по воспитанию осознанного отношения к объектам окружающего мира, бережное отношение к природе.

4.   Организация рефлексивной деятельности.

Методы: : словесный, практический, наглядный, игровой.

Материалы: фильм о Байкале,  картинки  рыб, разрезные картинки животных, обитающих на Байкале, приборы для исследований, дневники наблюдений.

Технологии: коммуникативная, социо-игровая, исследовательская, игровая

Здоровьесберегающие технологии: игра – имитация «Байкал разбушевался».

Этапы

ОС

Деятельность педагога

Прописывается текст (с прямой речью педагога) по сценарию ОС + действия педагога.

Деятельность детей

Прописывается текст

 (с  возможной прямой речью детей) по сценарию ОС + действия детей. 

Ожидаемые результаты

Прописываются через ЦО (образовательные, развивающие, воспитательные)

1. Введение в ситуацию (мотивация, постановка проблемы)

Педагог вносит приглашение  на участию в создании  устного журнала  «Байкал – жемчужина Сибири» для конкурса

Мы хотим принять участие, но у нас с Ириной Николаевной мало информации о Байкале. Поможете создать нам устный журнал?

Заинтересованность детей.

Мотивация на деятельность.

2. Актуализация (повтор, закрепление) знаний и умений

Что нам для устного журнала будет нужно?

Как называется наш край? (Сибирь, живем в Иркутской области).
Ребята, а чем знаменита Сибирь? (Есть озеро Байкал).
Предложить найти Байкал на глобусе. На что похож Байкал на карте? (Байкал изображен в форме месяца).
Что вы знаете о Байкале?

Я вам предлагаю отправиться в путешествие за сбором нужной информации
Ну, что отправляемся, а отправимся мы на моторной лодке. Проходите, присаживайтесь. Заводим мотор.  
(Звук моторки)
Фильм:    Святое море, Священный Байкал так называли Байкал с незапамятных времен. Это самое глубокое и чистое озеро на планете, священный дар природы. Его еще называют Жемчужиной Сибири. В Байкал впадает 336 рек, а вытекает только 1  - это Ангара, а еще Ангару называю дочерью  Байкала. Как богат и разнообразен водный, растительный, животный  мир  Байкала.
А вот и первая остановка "дикий животный мир Байкала"
И вот вам задание соберите животное и назовите его.  Игра «Собери животное».

- Информация о животном мире для нашего журнала, на 1ю страницу собрана


(Включается шум Байкала )
Ребята, что-то Байкал разбушевался, поскорее беремся за руки.
Грозен стал Байкал. Ветер все сильнее, волны все выше, одна наталкивается на другую. 
(Звук чаек и волн) Игра – имитация
И вот опять выглянуло солнышко из-за туч. Ветер успокаивается, ветер все меньше, все  спокойнее, слышен лишь крик чаек да плеск волны. Бежит совсем не слышно хрустально чистая вода.

А мы с вами отправляемся в подводный мир Байкала.  Присаживайтесь в подводную лодку, закрываем двери, начинаем погружение. Обратите внимание сколько рыбы вокруг.
(На столе лежат картинки рыб) отгадайте  загадки:

Начинается на "о", Ох, и любят же его!
Говорят, живет в Байкале. Вы случайно не слыхали. 
(Омуль)

Что за рыбка невеличка Меньше даже рукавички?
Бледно-розова, нежна, Студена вода нужна.
А на солнце рыбка тает, рыбьим жиром истекает.
Что за рыбка – иностранка. Это рыбка 
(Голомянка)

Рыба полосатая, Хищная, опасная,
Ловит маленьких мальков, Красный цвет у плавников! 
(Окунь)
Опасней всех она

Хитра, прожорлива, сильна Притом такая злюка Конечно это. (щука)
В снежном логове родятся. Простудиться не боятся,
подрастут, начнут нырять шубки белые менять
если очень повезет – лет полсотни проживет.
 (Нерпа)

2я страница устного журнала - подводный мир - готова

Рассказы детей о Байкале.

Просмотр фильма о Байкале.

Дети выполняют задание

Дети имитируют движения под шум волн

Дети отгадывают загадки о рыбах.

Закрепить и обобщить знания детей о Байкале, о Сибири, о природе Байкала, о малой родине.

Закрепить и обобщить знания детей о животных Байкала.

Закрепить и обобщить знания детей о рыбах Байкала.

3. Затруднение в ситуации (постановка проблемы)

Звук SOS. Ребята, что – то на берегу случилось. Поднимаемся на  поверхность. На экране картинка с заводом. 
Что же случилось?

Дети рассуждают, выдвигают свои предположения

Умение высказываться

4. «Открытие» нового знания (способа действия)

Дело в том, что на берегу Байкала расположен  целлюлозно-бумажный завод по изготовлению бумаги.  В настоящее время завод не работает,  его закрыли т.к. отходы, поступающие  в озеро,  очень  загрязняли воду, начали гибнуть рыбы, животные,  погибать растения.   Директор завода сообщил, что фильтры для очистки воды пришли в негодность, сломались. А вы знаете, что такое фильтры и для чего они нужны? Посмотрите,  какая вода стала в Байкале. 
Фильтры – это очистительные устройства. 
Чтобы вода  была чистой на заводе необходимо заменить   сломанные фильтры. 
Может нам удастся помочь?

- Тогда я предлагаю оформить третью страницу журнала информацией по охране оз.Байкал?

- Представим, что мы исследователи по очистке воды. Проходим в лабораторию по специальным карточкам двух цветов.

-Внимательно посмотрите, что лежит у вас на столах?  
Вам нужно очистить грязную воду используя имеющиеся у  вас предметы. Работать мы будем группами, результаты  заносить в исследовательские журналы.
Детям предлагается   самостоятельная работа

Вывод: грязная вода, проходя через фильтр, очищается.  Результаты нашей работы мы отправим директору завода. 


(Шум моря и крик чаек) Слышите крик чаек и шум воды – это Байкал говорит вам спасибо за помощь.

Делают опыты по очистке воды разными способами, рассуждают, делают выводы

Формировать умение у детей очищать воду разными способами и делать соответствующие выводы.

Развивать любознательность и познавательную мотивацию.

5. Включение  нового знания в систему знаний и умений

А мы продолжаем наше путешествие, проходите к лодке. Ребята, что-то я ничего не пойму, почему вокруг столько мусора? Байкал опять просит нас о помощи. Нужно очистить его от мусора.

Игра «Очистим Байкал».

Дети собирают мусор по разным пакетам. В один пакет собирают бутылки, в другой – бумагу, а в третий – банки.

Молодцы! Вы спасли Байкал от беды.

- и 3я страница нашего журнала заполнена.

А нам пора возвращаться. Присаживаемся в лодку, заводим мотор, отправляемся.

Нам нужно вспомнить какие страницы в нашем журнале получились?

Играют в игру «Очистим Байкал».

Воспитывать осознанное отношение к объектам окружающего мира, бережное отношение к природе.

6. Осмысление

(итог, рефлексия)

Технология рефлексивная:
Ребята, сейчас нам надо занести данные в таблицу о том, что мы выполнили в путешествии. Красный кружочек это самое сложное задание. Желтый кружочек – самое легкое.

Теперь мы сможем отправить всю информацию устного журнала на конкурс.

Высказываются по поводу качества своей работы, оценивают работу

Способны   оценить результаты образовательного процесса, с помощью знаков

Умение обобщать  полученную информацию