Технологическая карта образовательной ситуации по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе "Наша планета на карте и глобусе". Воспитатель Шкилева Елена Валерьевна
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Шумский детский сад

Цель: создать условия для формирования знаний о планете Земля.

Задачи:

1. Организация деятельности детей по знакомству с планетой Земля.

2. Организация деятельности по  знакомству с глобусом и картой.

3. Организация рефлексивной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkileva_e.v.docx23.07 КБ

Предварительный просмотр:

Шумский детский сад

Технологическая карта образовательной ситуации

Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе. Воспитатель Шкилева Елена Валерьевна

Тема: Наша планета на карте и глобусе.

Цель: создать условия для формирования знаний о планете Земля.

Задачи: 

1. Организация деятельности детей по знакомству с планетой Земля.

2. Организация деятельности по знакомству с глобусом и картой.

3. Организация рефлексивной деятельности.

Методы: : словесный, практический, наглядный, игровой.

Материалы: письмо, карта, глобус, полоски бумаги, стаканчики с водой, коктельные трубочки, яйцо, два стаканчика с водой , соль, звездочки и солнышки.

Здоровьесберегающие технологии: Физминутка «А над морем мы с тобой».

«Руки к солнцу поднимаю»

И вдыхаю, и вдыхаю.  Ну, а руки опускаю, Воздух тихо выдыхаю.

(поднимаем ручки через стороны вверх, делая вдох через нос. Через стороны опускают руки и тихо произносят на выдохе: «Ф – Ф — Ф»).

Форма образовательной деятельности : «Помощь инопланетянину».

Этапы

ОС

Деятельность педагога

Прописывается текст (с прямой речью педагога) по сценарию ОС + действия педагога.

Деятельность детей

Прописывается текст

 (с  возможной прямой речью детей) по сценарию ОС + действия детей. 

Ожидаемые результаты

Прописываются через ЦО (образовательные, развивающие, воспитательные)

1. Введение в ситуацию (мотивация, постановка проблемы)

Технология мотивации: Ребята, смотрите, нам пришло письмо из космоса. Давайте его прочитаем и узнаем от кого оно. «Здравствуйте, я прилетел с Марса, там холодно, нет воды и воздуха, жить совсем невозможно, поэтому я решил переселиться на другую планету. Я путешествую по Вселенной. Я был на Юпитере - там слишком холодно, а на Венере – жара и углекислый газ, а на Юпитере ветра ужасные, на Меркурии очень жарко. Путешествуя, я заметил вашу необычную голубую планету и решил увидеть ее изнутри, как она называется, что она из себя представляет? Инопланетянин Лоль».

Заинтересованность.

Мотивация на деятельность.

2. Актуализация (повтор, закрепление) знаний и умений

Технология личностно – ориентированная: - Ребята, давайте расскажем инопланетянину, как называется наша планета и какие условия существуют на ней для жизни.

Наша Земля – голубая планета, Воздухом свежим и солнцем одета.

Нет, вы поверьте, Земли голубей От синевы рек, озёр и морей.

Горы, равнины, леса и поля – Всё это наша планета Земля.

Ветры поют, с облаками играя, Ливни шумят… И от края до края

Вы не найдёте чудесней на свете Нашей прекрасной и доброй планеты!

Наша планета – это огромный–преогромный шар. Такой большой, что нужно много-много дней, даже месяцев, чтобы объехать его вокруг. Она круглая, как яблоко. Земля вертится вокруг Солнца, словно, самолетик вокруг башенки. Да ещё и сама вращается вокруг своей оси, крутится, как волчок, только медленно. Земля – спутник Солнца. Она намного меньше Солнца. Вместе с нашей планетой вокруг Солнца кружатся ещё восемь планет. Но только на нашей Земле есть жизнь.

Рассказывают о планете Земля.

Формировать представление о планете Земля, об условиях жизни на Земле.

3. Затруднение в ситуации (постановка проблемы)

Технология личностно – ориентированная: Ставит глобус на стол. А что же это такое?

Глобус – это крохотная модель земного шара. На нем нарисовано то, что есть на настоящей Земле: океаны и суша. Вы видите, что глобус вращается вокруг своей оси. (Вращает глобус.) Так же вращается Земля. Земля подставляет Солнцу то одну, то другую свою сторону. Вот и говорят: «День и ночь – сутки прочь!».

Давайте расскажем инопланетянину, что есть на нашей планете.

Есть ли на земле воздух? (Просит детей показать на глобусе воздушную оболочку Земли - атмосферу). Кому нужен воздух для дыхания? Какой он? Дети, давайте покажем инопланетянину, как мы дышим. Дети подходят к столу, на котором находятся полоски легкой бумаги, прозрачные стаканы с водой и коктейльные соломинки. Аккуратно возьмем за краешек полоску бумаги и поднесем свободной стороной поближе к носикам. Начинаем вдыхать и выдыхать. Полоска двигается. Почему? Мы вдыхаем и выдыхаем воздух, который двигает бумажную полоску?

Давайте проверим, попробуем увидеть этот воздух. Возьмем стакан с водой и выдохнем в воду через соломинку. В стакане появились пузырьки. Это выдыхаемый нами воздух. Воздух содержит много веществ, полезных для сердца, головного мозга и других органов человека. Какой же мы сделаем вывод?

Работа с глобусом.

Делают опыт с воздухом.

Делают разминку.

Формировать умение детей пользоваться глобусом при работе.

Через поисково-познавательную деятельность выявить и закрепить свойства воздуха.

Развивать умение правильно дышать.

4. «Открытие» нового знания (способа действия)

-Технология личностно – ориентированная:  Есть ли на Земле вода? Обратите внимание, что на глобусе много голубого цвета. Что это обозначает? Да у нас много рек, морей и океанов. А кому нужна вода?

Да на Земле нет ни одного организма, который смог бы прожить без воды. Воспитатель поясняет, что есть места, где мало воды (пустыня).  Как там живется?

- А теперь мы с вами поиграем в игру «Четыре стихии». Если я скажу слово «земля», все должны опустить руки вниз, если скажу слово «вода», то вытянуть руки вперёд, на слово «воздух» - поднять руки вверх, на слово «огонь» - произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибётся – считается проигравшим.

В каких местах есть пресная вода? А в каких местах нашей планеты много воды? Покажите на глобусе.

Она пригодна для питья? Да правильно, самое главное - она соленая. А пьем мы с вами простую воду. Вот сейчас вам покажу, чем соленая вода отличается от простой воды.

Опыт «Соленая - не соленая вода»

Две ёмкости: в одной обыкновенная вода, а в другой – морская, солёная. Но где, какая я мы не знаем. Мне известно то, что в солёной воде яйцо будет плавать, а в пресной опустится на дно. Давайте проверим. Ложкой опустите яйцо в ёмкость, только аккуратно, скорлупа у сырого яйца очень хрупкая (в одной емкости в пресной водой оно потонет, в соленой будет плавать).

Здоровьесберегающая технология: Физминутка «А над морем мы с тобой»

Над волнами чайки кружат, Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя, А над морем – мы с тобой! (дети машут руками)

Мы теперь плывем по морю И резвимся на просторе.

Веселее загребай И дельфинов догоняй. (дети делают плавательные движения руками)

- Итак, ребята. Воды на нашей планете Земля много, а вот суша занимает очень мало место и представлена более темными цветами желтыми и коричневыми. И представлена суша в виде материков. Их всего 6. Назовите мне их: Евразия, Австралия, Африка, Антарктида, Южная Америка и Северная Америка. (показывают на глобусе)

- Все эти материки покрыты почвой, травой, на них произрастают леса, в которых живут животные, насекомые и птицы. Тепло или холодно на нашей планете? В каких местах Земли особенно холодно? (Арктика и Антарктика).  Кто там живет? Как животные, растения и люди приспособились к холодной погоде? В каких местах очень жарко (пустыня). В каких местах не очень жарко и не очень холодно (степи, лесостепи, леса).

Делают опыт с водой.

Играют в игру «четыре стихии».

Делают разминку.

Формировать умение детей выполнять движения согласно тексту.

Через поисково-познавательную деятельность выявить и закрепить свойства  воды.

Развивать физические навыки детей.

5. Включение  нового знания в систему знаний и умений

Технология Игровая: А сейчас мы вспомним, что же мы должны делать, чтобы красота нашей планеты Земля не пропала. Поиграем в игру «Правила поведения в природе»

Я буду вам называть поступки, если они хорошие, вы говорите «Да». Если поступки неправильные, отвечайте «Нет».

Если я приду в лесок И сорву ромашку? (нет)

Если съем я пирожок И выброшу бумажку (нет)

Если хлебушка кусок На пеньке оставлю (да)

Если ветку подвяжу Колышек подставлю (да)

Если разведу костер А тушить не буду? (нет)

Если сильно насорю И убирать забуду? (нет)

Если мусор уберу Банку закопаю (да)

Я люблю свою природу Я ей помогаю (да)

Играют в игру «Да и нет».

Закрепить правила поведения в природе через игру.

Вызывать речевую активность у ребенка через игру.

6. Осмысление

(итог, рефлексия)

Технология рефлексии: -  Дорогой пришелец! Земля - единственная планета в Солнечной системе, где есть все условия для жизни. На планете Земля можно жить, потому что здесь не так жарко и не так холодно, есть воздух - можно дышать, есть пресная вода - можно пить, есть чем питаться. Оставайся с нами, и ты также полюбишь её, как и все мы, земляне».

Есть одна планета-сад В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят, Птиц скликая перелётных,

Лишь на ней одной цветут, Ландыши в траве зелёной,

И стрекозы только тут В речку смотрят удивлённо.

Береги свою планету – Ведь другой, похожей, нету!

Если вам понравилось помогать инопланетянину, то выберите солнышко и прикрепите его около Земли. Если вам не понравилось, то выберите звездочку и повесьте ее около земли.

Высказываются по поводу качества работы.

Подведение итогов, обобщение полученного опыта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию "Подснежники" в младшей группе. Педагог Шкилева Елена Валерьевна

Задачи:Художественно- эстетическое развитие: Развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы. Упражнять детей в умении рисовать ватными палочками. Совершенствовать...

Познавательно-исследовательская деятельность «Домашние животные» в старшей группе. Воспитатель Шкилева Елена Валерьевна

Познавательное развитие:  уточнить и расширить знания детей о домашних животных в соответствии с  временем года, их внешнем виде, повадках;Речевое развитие: расширить и активизировать ...

Познавательно-исследовательский проект "Хвойные деревья". Воспитатель Шкилева Елена Валерьевна

Экологическое воспитание — одно из основных направлений в системе образования. Решая задачи экологического воспитания, мы воздействуем на чувства детей, их сознание, взгляды и представления о природе,...

Паспорт проекта "С чего начинается Родина?". Авторы проекта - подготовительная группа. Воспитатель Шкилева Елена Валерьевна

Все мы живем в России, являемся её гражданами, поэтому детям необходимо знать историю своей страны, символы своей страны, национальности разных стран, народные костюмы разных стран....

Технологическая карта ОС по изобразительной деятельности в подготовительной группе "Создание дидактических пособий к теме «Дикие животные Прибайкалья».. Воспитатель Шкилева Елена Валерьевна

Цель: создать условия для создания дидактических пособий к теме «Дикие животные Прибайкалья».Задачи:Организация деятельности детей по закреплению и обобщению знаний о жизни животных в зимний период, о...

Технологическая карта ОС, познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе «Люди разных стран». воспитатель Шкилева Елена Валерьевна

Цель: Создать условия для  формирования  представления  у детей о людях  разных стран.Задачи: - Формировать умение детей находить отличительные черты  и сходства  людей р...

Технологическая карта образовательной ситуации. Познавательно - исследовательская деятельность "Фауна Байкала" в подготовительной группе. Воспитатель Шкилева Елена Валерьевна

Тема: «Фауна Байкала»Цель: создать условия для закрепления знаний детей о малой родине, об озере Байкал, о его уникальной фауне.Задачи:1.      Организация деятельности детей п...