Технологическая карта ОС по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Животный мир Прибайкалья».Воспитатель Тарасенко Валентина Владимировна
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Шумский детский сад

ЦЕЛЬ: Создать условия  для расширения  и углубления представлений о нерпе как уникальном ластоногом млекопитающем, эндемике озера Байкал.

Задачи: Организовать деятельность детей по развитию  любознательности, внимания, логического мышления, доказательной речи через дидактические игры

Организовать деятельность детей  по закреплению  знания детей о Байкале, как уникальном, богатейшем и самом большом пресноводном озере; закреплять представления детей о богатстве озера Байкал, его разнообразии

Организовать деятельность детей по воспитанию  чувства гордости и любви к родному краю, бережное отношение к природе через беседу.

Организовать рефлексивную деятельность детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tarasenko_v.v.docx27.05 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ

технология системно-деятельностного подхода (Петерсон Л.Г)      

по познавательно-исследовательской  деятельности в старшей группе

Воспитатель Шумского детского сада Тарасенко В.В

ТЕМА: «Животный мир Прибайкалья»

ЦЕЛЬ: Создать условия  для расширения  и углубления представлений о нерпе как уникальном ластоногом млекопитающем, эндемике озера Байкал.

Задачи: Организовать деятельность детей по развитию  любознательности, внимания, логического мышления, доказательной речи через дидактические игры

Организовать деятельность детей  по закреплению  знания детей о Байкале, как уникальном, богатейшем и самом большом пресноводном озере; закреплять представления детей о богатстве озера Байкал, его разнообразии

Организовать деятельность детей по воспитанию  чувства гордости и любви к родному краю, бережное отношение к природе через беседу.

Организовать рефлексивную деятельность детей

 Предварительная работа: рассматривание иллюстраций; чтение художественной и научно-познавательной литературы; просмотр презентации «Байкал»; беседы; дидактические игры;

Материал: Сундучок с конфетами, ключи, аудиозапись «Шум моря», детали напольного строительного материала – кирпичики (11 штук), , картинки с изображением рыб, игрушка – нерпа, мяч; карточки с заданиями; схема «Рыбы – звери»;

методы и приемы: рецептивный, словесный, поисковый.

Здоровьесберегающие технологии: Физкультминутка:

Вот мы к озеру спустились,  

Наклонились и умылись.  

Раз, два, три, четыре -  

Вот как славно освежились.  

А теперь поплыли дружно.  

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс,  

Одной, другой – это кроль.  

Вышли на берег крутой  

И отправились домой.  

ФОС « ПУТЕШЕСТВИЕ НА ОЗЕРО БАЙКАЛ»

Этапы

ОС

Деятельность педагога

Прописывается текст (с прямой речью педагога) по сценарию ОС + действия педагога.

Деятельность детей

Прописывается текст

 (с  возможной прямой речью детей) по сценарию ОС + действия детей. 

Ожидаемые результаты

Прописываются через ЦО (образовательные, развивающие, воспитательные)

1. Введение в ситуацию (мотивация, постановка проблемы)

Введение детей в игровую ситуацию: Воспитатель вносит в группу сундучок, закрытый на замок, обращает на него внимание детей. Воспитатель: Ребята, посмотрите, вам прислали подарок (потрясти сундучок). Кто хочет посмотреть, что же находится в сундучке? Подходите поближе, посмотрим.

              Как вы думаете, что это может быть? Но как же мы откроем сундучок? Посмотрите, здесь какое – то письмо зашифрованное.  Все понятно, чтобы получить этот подарок, узнать, что там  и кто его прислал, вы должны выполнить несколько заданий.  Если справитесь, получите ключ от сундучка и сможете его открыть.  Вы готовы?

Дети проявляют интерес, вовлекаются в занятие

   Эмоциональный настрой. Создание интереса к содержанию предстоящей деятельности

2. Актуализация (повтор, закрепления знаний о Байкале

Коммуникативная технология. Ну что ж, нам пора! А вот куда мы отправимся, вы попробуете отгадать, это будет первое задание. Садитесь удобнее на ковер,  закройте глаза и послушайте, что я вам расскажу об этом месте. Дети садятся на ковер, закрывают глаза, звучит аудиозапись «Шум моря».

 Воспитатель: Немало  сложено об этом месте  легенд, песен, сказаний. Ведь это пресноводное озеро одно из самых больших и глубоких на Земле. Самое древнее по происхождению и разнообразию животного мира.  Расположено оно в Сибири. Поэтому и называют его «жемчужиной Сибири». Так как вы думаете, куда мы с вами отправимся?

Воспитатель: Правильно, мы отправляемся на озеро Байкал. Но прежде, я хочу проверить, что вы знаете о Байкале?

Игровая технология. Поиграем в игру «Вопрос - ответ», я буду задавать вопросы, и давать вам варианты ответа, вы должны из них выбрать один правильный. За каждый правильный ответ вы будете получать  дощечки, из которых будете строить мост, и, перейдя по нему - получите ключ. Итак, мы начинаем.

1. Байкал – это море, озеро или река?

2. Вода в Байкале соленая, пресная или минеральная?

3. Сарма – это птица, гора или ветер?

6. Какая река вытекает из Байкала – Селенга, Баргузин или Ангара?

7. Какая рыба-великан живет в Байкале – щука, осетр или сом? щука

9. Байкал озеро по форме – круглое, овальное, в форме полумесяца?

10. Какая из байкальских рыб рождает живых мальков (бычок, омуль, голомянка)?голомянкаЗа выполненное задание дети получают ключ, но он не подходит к замку

Ответы детей

 

Ответы детей

Постановка и принятие образователь

ной задачи.

Обогащение активного словаря детей

3. Затруднение в ситуации

Раз этот ключ не подошел, значит, нужно выполнить другое задание?

Социо-игровая технология.

Игра «Рыбаки и охотники». Для этого задания нам нужно разделиться на группы, дети выбирают фишки разного цвета.

В конвертах – картинки с изображением рыб и животных.  Задача детей:  отыскать свой добычу Если дети затрудняются, то помогают друг другу.

Детям предлагается доказать свой выбор, воспитатель корректирует.  

Дети работают самостоятельно

Развитие логического мышления связной речи                

4. «Открытие» нового знания (способа действия)

Технология  коммуникативная.

Получают очередной ключ, но он опять не подходит. В  это время воспитатель как бы случайно замечает Воспитатель: Ребята, посмотрите, еще одна  рыба на попалась (вытягивают нерпу) Какая интересная рыба!

Воспитатель: Раз живет в воде, значит, рыба!  (выслушать предположения детей) . Я, ребята, права? (противоречие)

Технология проблемного обучения.

А вы докажите мне, что это не рыба. Чтобы это доказать, мы поиграем в игру «Ты катись веселый мячик»

Дидактическая игра «Ты катись, веселый мячик» На столе разложены карточки -  задания с вопросами. Дети сидят за столом по кругу, передают друг другу мяч со словами: «Ты катись, веселый мячик, быстро-быстро по рукам. У кого веселый мячик – тот сейчас расскажет нам …» С окончанием слов передача мяча прекращается. Тот, у кого в руках мяч – должен ответить на вопрос, выбрав себе карточку.  Правила игры: отвечает тот, у кого в руках мяч, остальные молчат и помогают в случае затруднения; если мяч второй раз оказывается в руках уже отвечавшего ребенка, мяч нужно передать следующему.

Вопросы – задания:

1. Как передвигается нерпа по суше и в воде? (На берегу нерпа передвигается с трудом, человек может догнать ее шагом, а вот в воде она быстрая и ловкая – прекрасно плавает и ныряет)

2. Как дышит нерпа? (Дышит нерпа воздухом, поэтому каждые 8 - 12 минут поднимается на поверхность, чтобы набрать воздуха в легкие)

3. Как дышит нерпа зимой? Ведь зимой Байкал покрыт льдом? (Зимой, когда Байкал покрыт льдом, нерпы, чтобы дышать и добывать корм устраивают во льду лунки – продухи)

4. Чем питается нерпа? (Питанием нерпе служит голомянка и байкальский бычок, хищное животное.)

5. Когда (в какое время года, месяц) рождаются у нерпы детеныши? (в середине марта)

6. Сколько рождается у нерпы детенышей? Чем она их кормит? (обычно один, редко – два; мама нерпа кормит их своим молоком (млекопитающее), а подрастая, белек учится сам плавать, нырять и ловить рыбу)

7. Как называют детенышей нерпы и почему? (Они имеют мех белого цвета, что позволяет им в первые недели жизни быть незаметными на снегу, и называют их «бельками»).

8. Как называется убежище нерпы? (логово)

9. Можно ли назвать нерпу «эндемиком» и почему? (Байкальская нерпа — единственный в мире вид тюленя, который живёт в пресной воде, она является эндемиком, т.е. обитает она только в Байкале)

Обобщить ответы детей, с помощью схемы доказать, что нерпа – млекопитающее животное, а не рыба.

Итог доказательства.

Дети получают еще один ключ, но он снова не подходит

Дети отвечают на вопросы, доказывают выбор ответа

Развитие исследовательских навыков, связной речи. Умение доказывать, обосновывать выбор своего ответа

5. Включение  нового знания в систему знаний и умений 

.Воспитатель: Если хотите открыть сундучок, придется продолжить. Но сначала давайте отдохнем (физминутка)

Ой, ребята мне кажется, я слышала какие-то жалобные звуки. Посмотрите, у нерпы слезы на глазах. Что же случилось? Холодный ветер Байкала превратил ее детенышей в камешки. Давайте поможем нерпе и теплом своих  рук, своей любовью к природе  поможем им  вернуться к своей маме.

Воспитатель:  А камни какого цвета можно превратить в бельков?

Воспитатель: Правильно, согреем теплом своего дыхания холодные белые камни, они станут мягкими, и мы сможем слепить маленьких бельков. А как можно слепить белька из целого куска? (с помощью вопросов определить последовательность и способы выполнения работы) Предложить детям использовать для глаз бусинки, горошины и щетину от щетки или леску для усиков. (выполнение работы детьми под музыкальное сопровождение, все работы размещают на одной «льдинке» - кусочке потолочной плитки)

Воспитатель: Вот вы и выполнили еще одно задание, получайте еще один ключик.

Дети отвечают на вопросы

Развитие речи детей, обогащение словаря.

6. Осмысление

(итог, рефлексия)

Как вы думаете, Байкал остался вами доволен?  Вы справились со всеми заданиями? Почему? Что было самым трудным? Что нового вы узнали за время нашего путешествия? А если бы вы по – настоящему оказались на Байкале, что вы хотели бы увидеть, где побывать? Отметьте эти места на карте Байкала цветными фишками, и ваше желание обязательно когда – нибудь осуществится.

Дети подводят итог, оценивают свою деятельность

Развития активного словаря детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности "Познавательно-исследовательская деятельность" в подготовительной группе «Эксперименты в тропиках». Педагоги: Тарасенко Валентина Владимировна, Кравец Галина Федоровна

Интегрированные задачи:Познавательное развитие: закреплять знания о свойствах объектов живой и неживой природы /песок, вода, воздух, бумага, апельсин.Художественное развитие: закреплять умение с...

Технологическая карта по изобразительной деятельности в старшей группе "Кремль - Спасская башня". Воспитатель Тарасенко Валентина Владимировна

Цель: Создать условия для  расширения  представлений детей о Московском Кремле. Способствовать развитию патриотизмаЗАДАЧИ: Организовать деятельность детей  по развитию умений рисовать...

Технологическая карта ОС Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе «Спортивный инвентарь: лыжи, коньки». Воспитатель Тарасенко Валентина Владимировна

Цель: Создать условия для формирования представления  о  применении  и значении спортивного инвентаря  (лыжи и  коньки) в зимних  видах спорта.Задачи:- Организовать деяте...

Технологическая карта ОС, конструктивно-модельная деятельность в старшей группе "Мебель из бумаги". Воспитатель Тарасенко Валентина Владимировна

Цель: Создать условия для развития умений  детей работать с бумагой. Отгибать боковые стороны прямоугольника, полученного из квадрата к его центруЗадачи: Организовать деятельность детей по развит...

Технологическая карта ОС. Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе "Откуда берется звук?". Воспитатель Тарасенко Валентина Владимировна

Тема: «Откуда берется звук?»Цель: Создать условия для знакомства детей с принципами образования и улавливания звука.Задачи: Организовать деятельность детей по закреплению навыков словообразования, упо...

Конспект итогового мероприятия в средней группе «Вместе дружная семья». Воспитатель Тарасенко Валентина Владимировна

Цель: создать условия для формирования представления детей о семье, о членах своей семьи.Задачи:Ø формировать представления детей о семье (ее членах, родственных отношениях, о том, что семья – это все...

Технологическая карта образовательной ситуации предметная деятельность в младшей группе "Животные осенью"

Тема: животные осенью.Цель: создать условия для формирования умения выделять и обозначать словом внешние признаки предмета, называть их.Задачи:1. Организация деятельности детей по умению выделять и на...