Технологическая карта ОС. Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе "Откуда берется звук?". Воспитатель Тарасенко Валентина Владимировна
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Шумский детский сад

Тема: «Откуда берется звук?»

Цель: Создать условия для знакомства детей с принципами образования и улавливания звука.

Задачи: Организовать деятельность детей по закреплению навыков словообразования, употребления притяжательных прилагательных, существительных в единственном и множественном числе.

Организовать экспериментальную деятельность детей по извлечению звуков из различных предметов

Организовать рефлексивную деятельность                                                                                

Методы и приемы: рецептивный, практический, поисковый.

Используемые технологии: коммуникативная, социо-игровая,  рефлексия

Материал и оборудование: интерактивная доска, воронки из бумаги, линейки металлические, гитара, расчёска, фишки для разделения на группы

Предварительная работа: беседа по теме, рассматривание иллюстраций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tarasenko_v.v_otkuda_beretsya_zvuk.docx21.3 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                       ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ

технология системно-деятельностного подхода автор: Петерсон Л.Г

Вид деятельности: познавательно-исследовательская  деятельность   в старшей группе Воспитатель Тарасенко Валентина Владимировна

Тема: «Откуда берется звук?»

Цель: Создать условия для знакомства детей с принципами образования и улавливания звука.

Задачи: Организовать деятельность детей по закреплению навыков словообразования, употребления притяжательных прилагательных, существительных в единственном и множественном числе.

Организовать экспериментальную деятельность детей по извлечению звуков из различных предметов

Организовать рефлексивную деятельность        

Методы и приемы: рецептивный, практический, поисковый.

Используемые технологии: коммуникативная, социо-игровая,  рефлексия

Материал и оборудование: интерактивная доска, воронки из бумаги, линейки металлические, гитара, расчёска, фишки для разделения на группы

Предварительная работа: беседа по теме, рассматривание иллюстраций.

Этапы ос

Деятельность педагога Прописывается текст (с прямой речью педагога) по сценарию ОС + действия педагога

Деятельность детей

Прописывается текст

 (с  возможной прямой речью детей) по сценарию ОС + действия детей. 

Ожидаемые результаты

Прописываются через ЦО (образовательные, развивающие, воспитательные)

1. Введение в ситуацию (мотивация, постановка проблемы)

Воспитатель .Готовясь к нашей встрече и собирая картинки , я обратила внимание, что у животных разные уши. Вот только не могу понять, влияет ли размер ушей у животных на их слух. Я предлагаю вам помочь мне  в этом разобраться. Сможете мне помочь?

 Ответы детей

 Установка целеполагания    

2. Актуализация (повтор, закрепление) знаний и умений о   слухе.

 - Слышали ли вы, как про кого-то говорят «У него ушки на макушке?»

  - Это выражение говорит нам о  том, кто прислушивается, чтобы лучше все услышать.

Ребята, у меня для вас есть интересный слайд с животными.

Воспитатель показывает изображения  зверей и спрашивает:

   - Кто изображен на картинках?

 - Чем похожи эти звери?

- У всех зверей «ушки на макушке», они насторожились, прислушались.

 - Как мы скажем об ушах зайца, чьи они? У зайца? У медведя? Услона ?

Сделать речевой акцент опросить каждого ребенка, нацеливая на четкое проговаривание слов.

  - Что вы можете сказать о размере ушей животных и человека?

 - Они разного размера. Каким словом мы назовем уши маленького размера?  

 - А уши большого размера?  

- Как вы думаете, зачем зверям нужны большие уши?

 В какой сказке девочка интересовалась размером ушей своей бабушки?

- Что ответил Красной Шапочке Волк?

 

Дети высказывают свои предположения.

Умение  устанавливать причинно-следственные связи

3. Затруднение в ситуации

Ребята, как вы думаете,  влияет ли размер уха на остроту слуха?

Ответы детей

Развитие  познавательной деятельности

4. «Открытие» нового знания (способа действия)

А как мы это можем проверить?..

Я вам предлагаю поиграть.

Воспитатель отходит подальше от детей и говорит тихим шепотом:

- Серое ухо, комочек пуха. Кто это?

- Вы не расслышали?

- Ребята представьте, что делает плохо слышащий человек, чтобы услышать что говорят?

- Конечно, прикладывает руку к уху, тем самым делает свое ухо больше. У хищных зверей уши больше, чем у человека, они хорошо улавливают звук 

  - Предлагаю вам  провести эксперимент.

Я предлагаю провести его необычным способом…

У меня есть бумага, мы сейчас с вами попробуем сделать бумажные воронки и послушать, а как это сделать я вам покажу.

Детям предлагается самостоятельно сделать воронки

Дети проводят самостоятельный эксперимент с воронками, после чего делается вывод.

Развитие    исследовательских навыков детей.

5. Включение  нового знания в систему знаний и умений 

- Представьте, что воронка-это наше большое ухо.

 Чем больше ухо, тем лучше слышно. У каких  зверей самые большие уши? Для чего зверям нужны большие уши?

 -  Мы поговорили о том, как лучше слышать.

А сейчас я хочу узнать, знаете ли вы откуда берутся звуки?

 - Предлагаю вам новый эксперимент с предметами.

На одном столе, металлические линейки

На втором расчески.

На третьем столе звуковые инструменты

Воспитатель объясняет правила разделения на группы с помощью фишек

Для это предлагаю разделиться на группы экспериментатором

Социо-игровая технология…..

Дети подходят к столам, на котором лежат металлическая линейка, гитара, расчески.

Задание. При помощи действия с предметом извлечь звуки

Выводы лидеров группы

 - Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы линейка начала издавать звук?

Линейку одним концом прижимают к столу и дергают за свободный конец – раздается звук).

 - Что происходит с линейкой? Она дрожит.

- Как получить звук из расчески?

- Как получился звук?

- Зубчики расчески дрожат и издают звук

- Заставьте зазвучать гитару. Что вы для этого сделали?

 - Что происходит со струной, когда она звучит?

 - Какой вывод мы можем сделать, как появляется звук?

 - Если дрожит, значит звучит.

Дети делают самостоятельно выводы

Развитие экспериментальных навыков, связной речи

6. Осмысление

(итог, рефлексия

Молодцы, я думаю, что вам было интересно узнать для чего зверям большие уши и как появляется звук. А теперь я предлагаю вам разместить на лестнице, фишки согласно выполненным  заданиям, какое задание было самым трудным (отметить фишкой), какое наиболее легким, какое самое интересное ( отметить фишкой)

Дети поводят итог

Умение самостоятельно делать выводы

                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ИТОГОВОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ТЕМЕ НЕДЕЛИ «КРАЙ РОДНОЙ» в подготовительной группе. Воспитатель Тарасенко Валентина Владимировна.

«Сибирь мой край родной»Задачи: Формирование патриотических чувств, закрепление знаний о государственных символах страны, ознакомление с символами Иркутской области; воспитывать любовь к малой Р...

Технологическая карта образовательной ситуации по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Золотая Осень» Педагог Тарасенко Валентина Владимировна

Цель: создать условия для  закрепления представления детей о характерных признаках осени и осенних явленияхЗадачи: Организация деятельности детей для закрепления  умений устанавливать связь ...

Технологическая карта образовательной ситуации по познавательной деятельности в старшей группе. Тема: «Мой родной дом». Воспитатель Тарасенко Валентина Владимировна

Цель Создать условия для: формирование у детей чувства любви, патриотизма к  своему родному краюЗадачи:, организация деятельности детей по расширению  представления детей о   назва...

Технологическая карта по изобразительной деятельности в старшей группе "Кремль - Спасская башня". Воспитатель Тарасенко Валентина Владимировна

Цель: Создать условия для  расширения  представлений детей о Московском Кремле. Способствовать развитию патриотизмаЗАДАЧИ: Организовать деятельность детей  по развитию умений рисовать...

Технологическая карта ОС по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Животный мир Прибайкалья».Воспитатель Тарасенко Валентина Владимировна

ЦЕЛЬ: Создать условия  для расширения  и углубления представлений о нерпе как уникальном ластоногом млекопитающем, эндемике озера Байкал.Задачи: Организовать деятельность детей по развитию...

Технологическая карта ОС Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе «Спортивный инвентарь: лыжи, коньки». Воспитатель Тарасенко Валентина Владимировна

Цель: Создать условия для формирования представления  о  применении  и значении спортивного инвентаря  (лыжи и  коньки) в зимних  видах спорта.Задачи:- Организовать деяте...

Технологическая карта ОС, конструктивно-модельная деятельность в старшей группе "Мебель из бумаги". Воспитатель Тарасенко Валентина Владимировна

Цель: Создать условия для развития умений  детей работать с бумагой. Отгибать боковые стороны прямоугольника, полученного из квадрата к его центруЗадачи: Организовать деятельность детей по развит...