Публикация мастер-класс для родителей
статья по развитию речи (старшая группа)

Наталья Анатольевна Скоробогатова

"Дидактические, словесные игры для развития речи детей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_master-klass_did._igry.docx22.23 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                 Скоробогатова

                                                                                                           Наталья Анатольевна

               

Мастер-класс для родителей

«Дидактические, словесные игры для развития речи детей»

                                                                                                                                                                                                  

Цель: укрепление связи семьи и детского сада в целях обеспечения единства в речевом развитии дошкольников, с использованием дидактических, словесных игр, в работе с детьми.

Задачи:

1. Показать важность работы по развитию связной речи у детей дошкольного возраста.

2.Поделиться с родителями методами использования дидактической, словесной игры в жизни ребёнка.

3. Способствовать желанию родителей применять полученные знания на практике в домашних условиях.

Участники: родители.

Форма проведения: мастер-класс.

Ход мастер-класса:

Рефлексия

Крикните громко и хором, друзья!

Деток вы любите?

Нет? Или Да?

Пришли на собрание,

Сил совсем нет,

Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет)

Я вас понимаю…

Как быть, господа?

Проблемы детей решать нужно нам? (да)

Дайте мне тогда ответ!

Помочь откажетесь мне? (Нет)

Последнее спрошу вас я:

Активными все будем? (да)

Тема нашего мастер-класса

«Дидактические, словесные игры для развития речи детей   старшего дошкольного возраста»

На сегодняшний день — образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста — явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:

-односложная, состоящая из простых предложений, речь; 

-бедность речи;

-несформированность грамматического строя речи;

-нарушение звукопроизношений;

-бедная диалогическая речь;

-трудности в построении монологов;

-отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;

-отсутствие навыков культуры речи;

-плохая дикция.

     Поэтому перед нами встала задача, как научить детей связно и последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. И поэтому сегодня мы с вами поговорим о речевом развитии. Тема называется «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста», основной упор в нашей работе мы уделили пересказу художественных произведений.

Так же ведется большая работа   по обогащению лексического словаря дошкольников.  И здесь нам на помощь приходят дидактические игры. Для речевого развития детей используют следующие виды дидактических игр:

 1. Игры с предметами (игрушки, реальные предметы, природный материал, предметы декоративно-прикладного искусства и т. д).

 2. Настольно-печатные (парные картинки, домино, лото).

 3. Словесные игры (без наглядного материала).

         Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые дидактические и словесные игры, которые мы используем в речевой работе с детьми. Остановимся на словесных играх. А также поиграем в некоторые из них.

          Словесные игры – это игры, построенные на словах и действиях играющих. В словесных играх дети углубляют свои знания и представления о предметах, открывают что-то новое. В таких играх дети должны сами находить признаки различия и сходства предметов, группировать их по различным свойствам, описывать предметы, узнавать предметы по описанию, выделять характерные признаки и т.д. Такие игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

          Для того, чтобы позаниматься с дошкольником вовсе необязательно усаживать его за стол и создавать атмосферу урока. Вам не понадобятся сложные пособия и методики.

          Чтобы занятия с детьми были не в тягость, а в радость предлагаю вам соединить развитие речи и игру. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся. И ребёнку интересно, и вы не потратите лишних нервов.

           Существует много игр, в которые можно играть с ребенком по дороге в детский сад, на прогулке, в транспорте. Не жалейте на занятия времени, оно потом во много раз окупится!

Итак, давайте посмотрим вокруг себя и начнём! Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, ваши привычные дела, поступки, настроение, игрушки и даже мультфильмы.

        Вы посмотрели перед собой и увидели, например, …яблоко. 

Прекрасно, считайте, что у вас в руках готовый методический материал для развития речи ребёнка, причём любого возраста. Для начала устройте соревнование

«Подбери словечко».

          Яблоко какое? - сладкое, сочное, круглое, большое, блестящее, спелое, душистое, жёлтое, тяжёлое, вымытое, и т. д. Выигрывает тот, кто называет последнее слово. Игра пройдёт интереснее, если вы пригласите других членов своей семьи, друзей вашего ребёнка, их родителей. Тот, кто придумал следующее слово – откусывает кусочек яблока.

           А пока оно ещё цело, его можно срисовать и заштриховать цветным карандашом. Это полезно для пальчиков. Готовая картинка пусть украсит стену в детской комнате.

Следующая игра будет называться «Вспомни сказку». 

В каких сказках упоминаются яблоки? – «Гуси-лебеди», «Белоснежка и семь гномов», «Молодильные яблочки» и др. А если ребёнок вспомнил и пересказал сказку, то тут уж за правильный ответ можно заслужить, и целое яблоко.

Когда в руках несколько яблок, самое время их рассмотреть повнимательней и сравнить между собой. В этом поможет игра

«Сравни два яблока» - одно яблоко жёлтое, а другое - красное; одно сладкое, а другое - кислое; у одного коричневые семечки, а у второго – белые; одно большое, а второе маленькое и т. д. Можно сравнить два разных фрукта (яблоко и апельсин).

        Дети очень любят играть в игру «Узнай по описанию». Для этого можно использовать и оставшиеся фрукты. Например, овальный, твёрдый, полезный, жёлтый, кислый, … Что это? - Лимон. А если взрослый намеренно, с большим трудом будет отгадывать загадки ребёнка, то от этой игры для ребенка будет не только польза, но и огромное удовольствие.

«Приготовим сок»  

Из яблок - яблочный, из груш - грушевый, из слив - сливовый, из вишни - вишневый, из моркови – морковный, из лимона - лимонный, апельсина - апельсиновый и т.д. А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? Из апельсина.  И т.д.

Игра с родителями Дидактическая игра «Лесенка». 

В основу игры лег«Синквейн» в переводе с французского - пять строк. 

К основным правилам игры относятся следующие:

1 строчка (Кто? Что?) - существительное - одно ключевое слово,

2 строчка (Какой? Какая? Какое?) - два прилагательных, характеризующих первую строчку;

3 строчка (Что делает?) - три глагола, обозначающие действие,

4 строчка - четыре слова -  ключевая фраза, которая показывает отношение автора к теме;

5 строчка -  одно слово-резюме (существительное) или словосочетание - ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в первой строчке.

Пример:

1. Кто? - Иван - царевич

2. Какой он? – добрый, красивый

3. Что он делает в сказке? - стреляет, ищет, удивляется

4. Как ты относишься к герою – Мне нравится Иван - царевич

5. Синоним – Королевич

(Проводится игра «Составь синквейн» к слову зима)

 Рекомендация родителям:

- Родителям стоит запомнить три правила, действующие при организации игр:

Игра не должна строиться на принуждении.

Игра - творческий процесс, не надо «загонять» ребёнка в жёсткие рамки.

Старайтесь, чтобы игра имела развитие.

  Таким образом, очень важно использовать дидактические и словесные игры во всех видах деятельности, так как они дают положительный результат в развитии речи детей дошкольного возраста, а также являются одним из способов помочь дошкольнику быстрее освоиться в окружающем мире, подготовиться к следующему возрастному этапу – младшему школьному возрасту.

Наша встреча подошла к концу. Я хочу поблагодарить вас за работу.

Спасибо за внимание!

Памятка для родителей

 «Дидактические игры как средство развития речи у дошкольников»

Одним из основных направлений работы детского сада является - социализация личности ребёнка через игру.

Игра дошкольников:

- побуждает детей к общению друг с другом;

- способствует закреплению навыков пользования инициативной речью;

- способствует совершенствованию разговорной речи;

- способствует обогащению словаря;

- оказывает влияние на формирование грамматического строя языка.

          Использование дидактических игр способствует решению следующих задач:  

- побуждать детей к общению друг с другом и комментированию своих действий;

- способствовать закреплению навыков пользования инициативной речью;

- совершенствовать разговорную речь;

- обогащать словарь;

- формировать грамматический строй речи и т.д.

        Развитие речи ребёнка в дошкольном возрасте способствует в дальнейшем благополучному обучению в школе.

        Дидактические игры по развитию речи как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Дидактическая игра является широко распространенным методом словарной работы с детьми дошкольного возраста.

        Несомненно, дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи у детей еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях. Проведение дидактических игр не требует особых знаний в области педагогических наук и больших затрат в подготовке игры. Можно использовать в работе следующие виды игр:

         Игры – путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, обличают преодоление трудностей. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, поэтапное решение задач и т.д. (на занятиях)

         Игры – поручения по содержанию проще, а по продолжительности – короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. («Волшебная коробочка», «Весёлые пальчики»)

         Игры – предположения («что было бы, если…»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга. (по картотеке)

        Игры – загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.

           Игры – беседы. В основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредоточить внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. Познавательный материал для проведения этого вида игр должен даваться в оптимальном объеме, быть доступным и понятным, чтобы вызвать интерес детей.     Познавательный материал определяется лексической темой, содержанием игры. Игра в свою очередь, должна соответствовать умственным возможностям детей.

Игра «Цепочка слов»

Суть этой игры заключается в подборе слов - существительных и прилагательных – объединенных каким-либо признаком. То есть ребенок с вашей помощью составляет своеобразную цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью вопросов – переходов.

Например, исходное слово «кошка». Вы задаете вопрос:

-Кошка бывает какая? (пушистая, ласковая, разноцветная)

-Что еще бывает разноцветным? (радуга, платье, телевизор и т. д.)

-Каким еще может быть платье? (шелковым, новым, модным и т. д.)

-Что еще может быть модным? и т. д.

Игра «Эстафета»

    Играющие стоят в кругу. У ведущего палочка – эстафета. Он произносит какое-нибудь слово и передает эстафету рядом стоящему ребенку. Тот должен подобрать подходящее слово – действие и быстро передает палочку дальше. Когда эстафета вернется ведущему, он задает новое слово, но палочку передает в другом направлении.

Например:

кошка – мурлычет, охотится, играет, дремлет, мяукает, царапается

ветер — дует, воет, свистит, ревёт;

снег — падает, сыплется, ложится, тает, скрипит, искрится;

собака — лает, рычит, догоняет, встречает, обнюхивает, кусает, прыгает, вертится, ласкается, скулит;

мышь — скребётся, шуршит, грызёт, крадётся, прячется, забирается, пищит.

Игра «Измени слово»:

Дети должны так изменить слова, чтобы в них появился звук [ж]:

друг — дружок, пирог — пирожок, сапог — сапожок,

снег — снежок, рог — рожок, луг — лужок,

творог — творожок, флаг — флажок

«Говори наоборот»

Ведущий кидает мяч ребенку, называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и называет слово с противоположным значением:

веселый – грустный; быстрый – медленный; красивый – безобразный;

пустой – полный; худой – толстый; умный – глупый;

трудолюбивый – ленивый; тяжелый – легкий; трусливый – храбрый;

твердый – мягкий; светлый – темный; длинный – короткий.

 «Что из чего сделано?»

Сковорода из чугуна — чугунная,

ложка из дерева — деревянная,                 

нож из металла — металлический,

ведро из железа — железное,                      

ваза из хрусталя — хрустальная,

платье из шелка — шелковое          

коробка из картона — картонная,                              

шарф из шерсти — шерстяной,      

 булка из пшеницы — пшеничная,                              

 хлеб из ржи — ржаной,      

 варенье из вишни — вишневое,                                 

 дорога из песка — песчаная,          

 сумка из кожи — кожаная,                                   

 мяч из резины — резиновый,          

 шуба из меха — меховая,                                       

 крыша из соломы — соломенная,    

 шарик из пластилина — пластилиновый

«Расскажи про зайчика»

Материал: Картинка «Заяц».

На доске картинка «Заяц». Ведущий дает задание детям придумать слова, описывающие внешний вид зайца, его повадки, настроение, «характер».

Затем ведущий бросает мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч, говорит слово, отвечающее на вопрос «Какой заяц?» и бросает мяч обратно ведущему. В процессе игры педагог изменяет вопросы:

«Какой заяц?» (серый, белый, длинноухий, пугливый).

«Какая шубка у зайца?» (серая летом, белая зимой, пушистая, мягкая, гладкая).

«Какое у зайца может быть настроение?» (веселое, грустное, хорошее, плохое).

«Какие зайчата у зайца?» (быстрые, шустрые, веселые, маленькие, длинноухие).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер класс "Работа с родителями"

мастер класс для педагогов по работе с родителями "Безконфликтное поведение в семье"(с элементами тренинга) Цель: Освоение и последующее активное примениение тренингов в практической деятельности педа...

43 Публикация "Мастер-класс"

Публикация "Мастер-класс"...

Мастер-класс с участием родителей «Чудо-Хлеб» Подготовила и провела воспитатель ГБДОУ №1 Алиева Таибат Рамазановна. Цель: Создать условия для формирования умений работать с тестом используя знакомые приёмы лепки. Привлечь родителей к участию в вос

Мастер-класс с участием родителей «Чудо-Хлеб»Подготовила и провела воспитатель ГБДОУ №1 Алиева Таибат  Рамазановна.Цель: Создать условия для формирования умений работать с  тесто...

Публикация Мастер-класс для педагогов «Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста

laquo;Сказки злые и добрые могут помочь воспитать ум. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир, может одарить его воображение и ...

Публикация Мастер-класс «Игровые технологии в ДОУ»

laquo;Игра имеет в жизни ребёнка такое же значение, как у взрослого деятельность – работа, служба.Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому, воспитание ...