Рекомендации для родителей по развитию речи детей 4-5 лет
консультация

Батракова Евгения Сергеевна

Познакомить родителей с характерными особенностями развития речи детей 4 – 5 лет; нормами речевого развития детей данной возрастной группы; отклонениями в речевом развитии; методами развития речевых навыков; речевыми играми для детей данной возрастной категории.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_dlya_roditeley_po_razvitiyu_rechi_4-5_let.docx16.42 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей по развитию речи 4-5 лет

Средний дошкольный возраст - очень важный этап в речевом развитии вашего ребенка. В следующем году ему предстоит открыть для себя увлекательный мир звуков родной речи заново, но уже вполне осознанно! В старшей группе начнётся подготовка ребенка к новому этапу в его жизни-подготовка к школе, а от ее успешности будет зависеть очень многое, начиная от успеваемости и заканчивая успешной социализацией вашего малыша в новом, незнакомом коллективе. Ведь именно овладение чтением и письмом, которое так затруднительно при нарушениях в речевом развитии, -та основа, на которой строится весь процесс обучения. Вот почему так важно уже сейчас прислушаться к речи вашего малыша.

Принято выделять следующие стороны в ходе речевого развития:

•        словарный запас,

•        грамматический строй речи,

•        связная речь,

•        речевой слух.

Словарный запас. Обращайте особое внимание в играх с детьми на признаки предмета - то есть на то какой предмет (по форме, цвету, величине, какой он на вкус, на ощупь и пр.) и на то, как это свойство можно выразить словом.

Обратите внимание на названия детенышей животных (некоторые дети в 5 лет могут похвастаться умением называть только котёнка и цыплёнка, но ведь и у других зверушек есть детки) В совместном общении уделите внимание временам года, названиям профессий. Объясните кем работает мама и папа, как называются эти профессии. В 5 лет ребенок должен это знать.

Грамматический строй речи. Уделите особое внимание ошибкам детей, так называемым "аграмматизмам" при образовании множественного числа (игра "Один-много": это - дерево, а это - деревья; это -ухо, а это-уши) и при образовании Родительного падежа множественного числа (игра "Чего не стало?": были деревья - не стало деревьев, были платья-не стало платьев). Исправляйте ошибки детей уже сейчас, мягко предлагая ему правильный речевой образец, или не удивляйтесь в дальнейшем ошибкам, которые будет допускать ребенок в школе.

Связная речь. Потренируйтесь составлять небольшие рассказы по серии сюжетных картинок (достаточно взять 2-3 простые картинки), предложив перед этим ребенку подумать и разложить их в нужной последовательности слева направо.

Речевой слух. В 4-5 лет ребенок должен уметь выделять первый гласный звук в слове (многие дети справляются и с выделением согласного), находить в какой из картинок "спрятался" заданный звук. Обратите внимание, что о буквах речь пока не идет, первоначально дается представление о "звуке". Из звуков состоят слова, которые мы слышим и поэтому, как не странно, в этом возрасте звуки менее абстрактны чем буквы. Буква — это знак, обозначающий звук. Каждый звук можно услышать, а вот букву Ъ услышать трудно.

Конечно, правильная речь — это не самое важное в жизни. Но подумайте, если у ребенка беден словарный запас, речь изобилует аграмматизмами, предложения состоят из 2-3 слов, и он не умеет выделять из речевого потока отдельные звуки, легко ли ему будет заниматься и играть в следующем году, когда программа усложнится? Легко ли ему будет овладеть грамотой? Помните, что от владения этими умениями зависит насколько быстро и легко ваш ребенок в дальнейшем научится читать, а затем перейдёт к безошибочному письму.

Упражнения для развития связной речи.

Работа над связной речью предполагает обучение детей длительному речевому высказыванию и реализуется через ряд игровых упражнений. Детям легче воспринимать учебный материал через игру.

      Вот некоторые игры, которые направлены на обогащение и активизацию словаря, формирование грамматического строя речи.

 Игра «Почемучка»

 Цель: научить пользоваться союзом «потому что».

Дети спрашивают. Вы отвечаете на вопросы детей, использую союз «потому что».

Вы спрашиваете детей, требуя употребление данного союза.

Образцы вопросов: почему пришёл врач? Почему люди берут зонты? Почему улетают птицы? Почему нельзя зимой купаться? Почему надо быть внимательными на занятиях?

Игра: «Сравни и расскажи»

Цель: учить детей находить отличительные детали предмета, сравнивать два предмета.

Детям раздаются отдельные виды кукольной одежды, сшитой из разных по материалу и цвету тканей.

Вы просите сравнить две юбки (два фартука, двое брюк и т. д.) Сказать, чем они отличаются.

Образцы ответов: Эта юбка красная, сшита из шелка. А это синяя юбка, сшита из ситца, с голубым карманом.

Игра: «Четвёртый лишний»

Цель: учить классифицировать предмет по характерному признаку или назначению.

Дети определяют, какая картинка лишняя и почему.

Игра: «Один – много»

Цель: упражняться в составлении простых предложений. Закреплять знания о повадках диких животных, названия их детёнышей.

Игра: «Угощение Маши»

Цель: упражняться в составлении простых предложений, употреблении существительных в косвенных падежах.

Пришла Маша в лес и зовёт к себе зверей, предлагая им угощение. «Звери» должны сами себя назвать и рассказать, чем они питаются: медведь – медом и ягодами, ёж – ягодами, улитками и грибами и т.д.

Аналогичную игру можно проводить при знакомстве с темами: «Домашние животные», «Домашние птицы».

Игра: «Что забыл нарисовать художник?»

Цель: упражняться в употреблении существительных в Родительном падеже.

Детям раздаются фигуры животных, птиц, предметов, у которых не хватает отдельных частей (у орла – крыла, у петуха – клюва и т.д.) Дети должны назвать, чего не хватает.  

Игра «Правда – неправда»

Цель: Нахождение в тексте слов или фраз, не подходящих по смыслу, замена их подходящими.

Вы читаете стихотворение, дети говорят, что в нём правда, а что нет.

Тёплая зима сейчас,

Виноград созрел у нас.

Конь рогатый на лугу,

Летом прыгает в снегу.

А зимой среди ветвей

«Га – га – га, пел соловей.

Быстро дайте мне ответ –

Это правда или нет?

Игра «Кто больше?»

Цель: учить подбирать слова, близкие по значению к сказанным.

Примерные слова:

Лиса – лисонька, кумушка, лисичка-сестричка, лисица, Патрикеевна…

Малыш – малютка, карапуз, кроха, ребёнок…

Метель – метелица, вьюга, буран, пурга…

Влажный – мокрый, сырой…

Красивый – прекрасный, замечательный, хороший…

Игра с мячом «Скажи наоборот»

Цель: Нахождение слов, противоположных по значению. Взрослый кидает мяч и называет слово. Ребёнок называет антоним.

Примерные слова: чистый, широкий, здоровый, весёлый, медленный, мягкий, острый, злой, сладкий, горячий, храбрый, высокий, ласковый, летний, лёгкий, старый.

Игра «Что это?»

Цель: Нахождение обобщающего слова к заданному ряду слов.

Примерные слова: Кузов, кабина, колёса, руль, фары – машина.

Ствол, ветки, сучья, листья – дерево

Циферблат, стрелки, маятник, механизм – часы.

 Игра «Что лишнее?»

Цель: найти в ряду слово, не подходящее по смыслу, но созвучное с остальными.

Примерные слова:

Гусь, гусеница, гусиное.

Больной, большой, больница.

Баран, баранка, бараний.

Дождик, дождливый, дожидаться.

Море, морковь, моряк.

Выяснить, почему данное слово лишнее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей по развитию речи детей и приобщению к чтению

Памятки  для родителей по развитию речи  детей дошкольного возраста и приобщеню детей старшего дошкольного возраста к чтению....

Рекомендации для родителей по развитию речи детей раннего возраста.

Рекомендации для родителей по развитию речи детей раннего возраста....

Рекомендации для родителей по развитию речи детей 4-5 лет.

Рекомендации для родителей по развитию речи детей 4-5 лет...

Рекомендации для родителей по развитию речи детей младшего возраста

Рекомендации для родителей по развитию речи детей младшего возраста...

«Рекомендации для родителей по развитию речи детей младшего дошкольного возраста»

Данные рекомендации  направлены на профилактику и преодоление задержки речевого развития у детей младшего дошкольного возраста....

рекомендации для родителей по развитию речи детей 3-4 лет

"Веселая артикуляционная гимнастика"Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык ...

"Рекомендации для родителей по развитию речи детей дошкольного возраста"

В материале представлены советы для родителей по развитию речи дошкольников....