Речевое развитие детей от двух до пяти лет
консультация по развитию речи (младшая, средняя, старшая группа)

Ионова Ольга Юрьевна

Период жизни от двух до пяти лет является очень значимым для развития речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Развитие речи детей 2-5 лет19.55 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи детей третьего года жизни (2 – 3 года)

Ближе к двум годам начинается активное формирование речи. Этому способствует развитие внимания, восприятия, памяти и мышления, т.е. всего того, что является психологической основой речи.

В два года ребёнок достаточно понятно говорит и использует речь для общения, может послушать взрослого и ответить на поставленный вопрос. В основном понимает только то, что происходит здесь и сейчас.

Важным достижением является использование речи в процессе игры.

Словарный запас в два – два с половиной года составляет около 1000 слов, в три года около 1500 слов. Примерно половина слов - это имена существительные (предметы ближайшего окружения), также есть глаголы и имена прилагательные. Ближе к трём годам появляются обобщающие понятия (игрушки, обувь, одежда посуда …), местоимения, числительные, наречия. Упрощённые слова («би-би, ам-ам..») встречаются всё реже, но слова из 3-4 слогов могут укорачиваться, могут меняться местами слоги или звуки.

Грамматический строй речи ещё далёк от совершенства. Предложения, в основном, простые и короткие. Достаточно часто встречается неправильное употребление падежных окончаний существительных и прилагательных, форм глагола

Ближе к трём годам ребёнок уже может использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы.

Звукопроизношение. У двухлетнего ребёнка органы артикуляции уже достаточно развиты, но возможно смягчение согласных, замена шипящих на свистящие звуки; [л], [р], [р*] также заменяются на звуки, сходные по артикуляции.

Чтобы речевое развитие детей третьего года жизни не остановилось на месте, необходимо максимально использовать их способность к подражанию.

Развитие речи детей четвертого года жизни (3 - 4 года)

Речевое развитие дошкольников четвертого года жизни имеет свои особенности.

Младшие дошкольники в этом возрасте начинают рассуждать о том, что их окружает, делать простейшие умозаключения. Потребность узнать больше побуждает обращаться с вопросами, но из-за неустойчивого внимания они не всегда могут дослушать объяснение до конца (объясняем кратко).

К концу четвёртого года жизни словарный запас составляет до 2000 слов, среди которых появляются наречия, числительные, причастия. Дети активнее пользуются местоимениями, предлогами, союзами. Слова, которые отсутствуют в речи, могут заменяться фразой («такой колючий цветок» (о кактусе), обобщающим словом («дерево» (о любом дереве)), самостоятельно образованным словом («солилка» (солонка), «копатка» (лопатка)).

Одновременно с развитием лексики развивается и грамматический строй речи. Допустимыми являются ошибки при согласовании существительных среднего рода с прилагательными, при употреблении несклоняемых существительных («Мне купили пальту»), при образовании родительного падежа множественного числа (преобладают окончания -ов, -ев). Например: стол – «столов», ножка – «ножков».

При пересказе, рассказывании о событиях жизни возможны трудности из-за недостаточного количества слов в активном словаре. Иногда понять детей невозможно без дополнительных вопросов. Также нет характерного для монологической речи развёрнутого высказывания. Хорошая память позволяет запоминать и рассказывать небольшие стихотворения, почти дословно пересказывать знакомые сказки.

В этом возрасте дети ещё не всегда могут управлять своим голосовым аппаратом и регулировать высоту, громкость, темп речи.

На четвёртом году жизни значительно улучшается звуковая сторона речи. Этому способствует дальнейшее развитие артикуляционного аппарата и способности выполнять тонкие координированные движения. Постепенно уходит смягчение согласных звуков. Большинство детей начинают правильно произносить [ы], [э], [х], приближается к норме произношение свистящих, появляется [ц], у некоторых появляются звуки позднего онтогенеза [ш], [ж], [ч], [щ], [л], [р]. Нормой в этом возрасте считаются такие замены: [ш] - [с], [ж] - [з], [л] - [й], [р] - [й] или [л].

Недостаточный уровень развития фонематических процессов может привести к тому, что свистящие начнут заменяться шипящими звуками (санки неожиданно станут «шанками»). Обратите внимание на игры на развитие слухового восприятия.

Развитие речи детей пятого года жизни (4 - 5 лет)

Речевое развитие дошкольников четвертого года жизни не стоит на месте и при должном внимании к их речи на пятом году жизни дети начинают выделять более существенные качества и признаки предметов, объясняют простейшие связи. Словарный запас (до 3000 слов) позволяет строить развёрнутые высказывания. Значительно возрастает количество прилагательных, используемых в речи. Всё чаще используются наречия, местоимения, сложные предлоги (из-под, из-за).

Активная речевая деятельность, употребление сложных предложений нередко приводит к тому, что дети чаще начинают допускать грамматические ошибки. Типичными являются ошибки, когда неправильно изменяются глаголы («хочут»), не согласовываются слова во фразе («девочка читают», «пять ягоды»), нарушается порядок слов в предложении («Мама книгу читает интересную»). К концу пятого года жизни дети усваивают согласование слов в косвенных падежах.

Речевое развитие детей пятого года жизни характеризуется развитием монологической формы речи. Большинство по наводящим вопросам, картинкам или самостоятельно могут пересказать знакомую сказку или описать предмет, используя в своей речи предложения с однородными членами.

Достаточно развитое слуховое восприятие позволяет замечать использование взрослым средств интонационной выразительности и подражать ему. Меняя громкость, темп, тембр своего голоса, дети более точно выражают свои мысли, выразительно рассказывают литературные произведения.

Повышается интерес к звуковому оформлению слов. Дальнейшее развитие мышц артикуляционного аппарата значительно улучшает состояние звукопроизношения: уходит смягчение согласных звуков, появляются шипящие звуки, затем [л], [р], [р']. Могут оставаться трудности с дифференциацией (различением) звуков, похожих по произношению (свистящие – шипящие, [л] - [р]).

На пятом году жизни дети способны узнавать на слух заданный звук в ряду других звуков или в слове, подбирать слова с определённым звуком. Эти навыки важны для последующего обучения чтению.

Если вам кажется, что речь вашего ребенка не соответствует возрастной норме, то обратитесь за консультацией к специалисту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: " Особенности психо-физического и речевого развития детей пятого года жизни"

Ребенку 5-й год жизни. Это возраст дальнейшего развития его способностей. Вы замечаете, что малыш, занявшись чем-то интересным, меньше отвлекается от своего занятия, чем раньше. Его игры становя...

"Аппликация как эффективное средство ускоренного умственного, нравственного, речевого развития детей двух - трёх лет"

Разносторонее и гармоничное развитие детей двух - трёх лет в процессе  специально организованного обучения аппликативной деятельности....

"Аппликация - как эффективное средство ускоренного умственного, нравственного, речевого развития детей двух-трех лет"

"Аппликация - как эффективное средство ускоренного умственного, нравственного, речевого развития детей двух-трех лет"Консультация для родителей "Аппликация помогает ребёнку развиваться".Уважаемы...

Речевое развитие детей от двух до трех лет

Уровень сформированности речи детей от 2-3 лет...

Методическая разработка. Аппликация – как эффективное средство ускоренного умственного, нравственного, речевого развития детей двух-трех лет

Ранний возраст – период, когда становление всех органов и систем организма идёт очень быстрыми темпами. Поэтому очень важно своевременно заложить основы полноценного развития.В дошкольных учрежд...

Статья "Основные факторы и особенности речевого развития детей двух-трех лет".

В этой статье рассматриваются особенности речевого развития детей 2-3 лет. Описываются факторы, влияющие на речь малыша: игры со сверстниками, общение со взрослыми. Говорится о роли окружения, родител...

Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет До двух лет у большинства детей отсутствует фразовая речь, некоторые заменяют ее жестами или пользуются несколькими словами. Но после двух лет даже самые молчаливые малыши начинают гов

Консультация для родителейОсобенности речевого развитиядетей 2–3 летДо двух лет у большинства детей отсутствует фразовая речь, некоторые заменяют ее жестами или пользуются несколькими словами. Н...