"Система работы по развитию мелкой моторики рук на занятиях от 1, 5 до 3 лет.
статья по развитию речи (младшая группа)

в статье описана система работы по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система работы по развитию мелкой моторики руки на

занятиях у детей от 1,5 до 3 лет

Понятие «мелкая моторика» обозначает точные двигательные способности рук.

Нормальное развитие речи ребенка очень тесно связано с развитием движений пальцев рук.

Поскольку с возрастом ребенку потребуется точная, координированная работа кистей и пальцев, например, чтобы рисовать или одеваться, то развитию навыков мелкой моторики необходимо уделять много внимания

Объяснять, для чего включаются упражнения на развитие мелкой моторики, наверно не стоит. Ни для кого сейчас не секрет, что применяя задания, связанные с развитием мелкой моторики руки, мы активно воздействуем на речевой центр мозга, а также развиваем мышление, память, воображение, восприятие и внимание, совершенствуем ловкость и точность движений, зрительно-моторную координацию и пространственную ориентацию.

На данный момент выпущено немало методических пособий для педагогов и родителей, в которых приведены упражнения с фасолью и горохом, пуговицами и монетами, шнурками, карандашиками, и т.д. Однако, педагогу, работающему в детском саду (особенно начинающему) непросто собрать весь интересный материал в одно целое для дальнейшей систематизации, а также увидеть методику реализации подобных заданий в практической деятельности. Зачастую задания на комплексных занятиях включаются хаотично, не соответствуя возрастным особенностям детей.

Особенно сложно придумать педагогам разнообразные задания с одним и тем же игровым материалом: с бусами для нанизывания, горохом, фасолью и т.д.. В итоге получается, что из занятия в занятие мы делаем одни и те же бусы для кукол, складываем горох в виде запасов в бутылочки, прикрепляем платочки на прищепках к верёвочкам… Подобное однообразие вызывает скуку у детей, способствует снижению игровой мотивации, и, как следствие, падает эффект самого развивающего упражнения.

Работа по развитию мелкой моторики рук должна начаться задолго до поступления ребёнка в школу.

Обычно ребёнок с развитой мелкой моторикой умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Работу по развитию мелкой моторики рук нужно вести с самого раннего возраста и регулярно:

• Уже в младенчестве можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

• В раннем и младшем дошкольном возрасте полезно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом

Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают.

Для начала надо определиться с теми материалами, которые мы будем иметь и использовать для развития мелкой моторики руки. Практика показала, что подобных материалов не надо иметь слишком много и все они являются однозначно доступными для любого детсада, а также совершенно недорогостоящими. Не стоит захламлять группу пособиями, которые редки в использовании и задают однобокость использования в ходе занятий. Лучше выберем:

  • деревянные и пластмассовые прищепки
  • маленькие круглые пуговицы без ножки основных цветов
  • пластмассовые или деревянные шарики и кубики с дырочкой для шнуровки
  • также основных цветов
  • пипетки
  • мозаику
  • рис, горох и фасоль
  • счётные палочки и спички
  • шнурки для обуви

Педагогам следует помнить, что возрастные особенности детей от 1, 5 года до 3-х лет требуют определённой схемы по обучению работе с мелкими предметами:

  1. Педагог знакомит детей с образцом уже выполненной работы.
  2. Затем педагог обязательно демонстрирует, как необходимо выполнить действие с предметами. Данный этап необходим не только детям, но и сопровождающим на занятия ребёнка взрослым, поскольку показывается образец выполнения задания и правильность захвата пальчиками предмета. Наглядный показ обязательно должен сопровождаться словесной инструкцией.
  3. Взрослый берёт пальчики ребёнка в свои руки и выполняет необходимое действие. Данный этап абсолютно необходим при работе с детьми от 1 года до 2-лет, а также в более старшем возрасте при знакомстве с новыми материалами, например, с пипеткой.
  4. Дети действуют самостоятельно согласно словесной инструкции педагога.

Специальные игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, должны быть интересны детям, поскольку только тогда они смогут эффективно выполнять предложенные педагогом задания.

Для повышения интереса и формирования положительной мотивации при выполнении подобных упражнений педагогу необходимо разыгрывать игровой сюжет с помощью мягких игрушек и кукол-перчаток.

Задания по развитию мелкой моторики не могут в этом возрасте выполняться сами по себе, они обязательно выполняются по заданию какого-то героя, присутствующего на занятии: нанизывая бусы только зелёного цвета мы собираем капусту для зайчика, отцепляя прищепки от линейки и складывая их в миску – заготавливаем травку для коровы….

Задания, связанные с развитием мелкой моторики руки, органично вписываются в структуру любого комплексного занятия, но, тем не менее, их надо выстраивать так, чтобы помимо своей основной функции – развитие мелкой моторики, они могли бы решать другие дидактические и развивающие задачи. Какие?

Например, заготавливая запасы для мышки, мы должны положить в баночку всего 10 горошин — формируем навык счёта в пределах десятка. Нанизывая бусы в определённой последовательности, изображённой на схеме – развитие кодирования, умственного действия анализа-синтеза, формирование умения находить закономерность. Отбираем листочки только большие и жёлтого цвета – формирование представления о размерах предметов и развитие цветовосприятия, формирование умения руководствоваться системой условий задачи.

Напоследок хотелось бы отметить, что проведение игр с мелкими предметами требует особого внимания со стороны педагога и соблюдения правил разумной осторожности.

Маленькие дети могут очень быстро и незаметно проглотить мелкие предметы, расположить их «удобно» в собственном носу или ушах. Особенно это касается детей от 1 года до 2-х лет, хотя многие двух- и трёхлетки любят попробовать горох на вкус. Педагог не в силах уследить за всеми детьми, присутствующими на занятии. Поэтому , занятия нужно проводить только индивидуально! В целях безопасности также следует убрать миски с мелкими предметами сразу после выполнения задания в недосягаемое для детей место. Ни в коем случае нельзя оставлять мелкие предметы, расположенные в поле видимости детей, без присмотра

Игры на развитие мелкой моторики?

Нанизывание. Продемонстрируйте ребенку процесс нанизывания бусин (они должны быть достаточно крупными, в диаметре не менее 12 мм) на шнур, проволоку (концы шнура лучше обработать парафином или клеем). Также на веревочку ребенку можно предложить нанизывать маленькие сушки, деревянные колечки.

Шнуровка. Игры со шнуровками подготавливают малыша к освоению более сложных навыков – лепке, рисованию. Ребенок учится подобным образом концентрировать зрительное внимание, координировать свои движения, осваивать тонкие движения пальцев. Виды шнуровок: игрушки из дерева или текстиля (пуговицы, фрукты, мягкие игрушки) с толстым шнуром, который необходимо продеть в отверстия; жесткие игрушки-выпиловки со сквозными отверстиями и шнурками.

Расстегивание пуговиц и кнопок. Чтобы развить подобный моторный навык, лучше выбрать специальные игрушки с пуговицами, кнопками и навесными петельками (на предметах одежды это будет сделать сложнее). Малыш должен научиться расстёгивать и застегивать пуговицы различные по диаметру.

Возведение башни. Предложите малышу построить башню из нестандартных деталей (бочонков лото или костяшек домино, крышечек от бутылок и флаконов, стаканчиков из пластика).

Игры с предметами быта. В качестве тренажеров развития мелкой моторики прекрасно подойдут предметы домашнего обихода, вещи из «мира взрослых». Покажите, как поворачивать ручку и открывать дверь, нажимать на кнопку звонка или лифта, набирать номер на телефоне и т.д. Подобные занятия укрепят мышечную силу рук, разовьют координацию движений.


Пример задания с прищепками:

«Игра с прищепками «Колючие ежата»».

Педагог выдает детям контуры ежей, прищепки и рассказывает историю.

- Жили-были ежата. Как-то раз ежата пошли в лес и нашли грибы, только унести их домой не могут. Наши ёжики ещё совсем маленькие, и иголки у них еще не выросли.

- Давайте ежатам иголки сделаем, тогда они смогут наколоть грибочки и унести в гнездо.

Дети берут по одной прищепке и прикрепляют иголки на спинку ежа.

- Вот теперь ежата смогут много грибочков унести домой!

Вот пример задания на развитие мелкой моторики руки, где главным героем на занятии является медвежонок:

«Игра с мозаикой «Ягодки в корзинке»».

Цель: развитие мелкой моторики руки, развитие цветовосприятия, развитие внимания.

Материалы: на каждого ребёнка — планшет для мозаики, на котором прикреплено (заранее вырезанное педагогом из цветной бумаги) полукруглое изображение корзинки, фишки мозаики разных цветов (обязательно красные).

Педагог выдает детям фишки мозаики и планшеты, на которых уже закреплена корзинка и рассказывает историю про медвежонка.

- Однажды медведица отправила своего медвежонка в лес за малиной. Медвежонок взял корзинку и побежал в лес. Искал, искал он малину в лесу, наконец-то нашел. Смотрит, кусты малины высокие, а он маленький, не достать ему малины.

- Давайте, поможем медвежонку и наберем целую корзину ягод. Малину будем собирать только красную.

Дети берут по одной фишке и прикрепляют сверху «корзинки». Получается корзинка, наполненная ягодками «с горкой». Педагог следит, чтобы дети брали фишки красного цвета и прикрепляли их, не выходя за контуры.

- Полная корзина ягод получилась! Медведица обрадуется такому подарку и мишке варенье из нее сварит.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.(Из опыта работы).

Система работы по развитию мелкой моторики у детей младшего возраста(из опыта работы)...

Система работы по развитию мелкой моторики рук в раннем возрасте (по материалам формирующего эксперимента)

Формирующий эксперимент проводился в ГБДОУ № 53 Кировского района в первой младшей группе № 3. В эксперименте участвовало 10 детей группы в возрасте 2,6-3,4 лет, выбор детей обусловлен уровнем р...

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ...

Система работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Цель работы - продемонстрировать развитие мелкой моторики, координации рук и непосредственное влияние мелкой моторики на развитие ребенка (его речевых, предметно0практических навыков). В данной методи...

Система работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы)

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА . (Из опыта работы)  Условия возникновения опытаВопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неодн...

Система работы по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста. (нетрадиционные формы работы)

Система работы по развитию мелкой моторики руку детей младшего дошкольного возраста.(нетрадиционные формы работы)...