Конспект занятия по Нищевой Н. В. «Весенние работы на селе»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Куфтова Инна Андреевна

«Весенние работы на селе»

 

Коррекционно-образовательные цели. Активизация и актуализа­ция словаря по теме «Весенние сельскохозяйственные работы». Формирование целостного впечатления об изображенном на серии картинок. Совершенствование навыка составления рассказа по се­рии картинок. Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами). Совершенствование навыка слогового анализа. Со­вершенствование навыка составления и чтения предложений.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие фонематических представлений, связной речи, мышления, зрительного внимания и восприятия.

Коррекционно-воспитательиые цели. Формирование взаимопо­нимания, доброжелательности, самостоятельности, инициатив­ности, ответственности, навыков сотрудничества.

Оборудование. Пальчиковый бассейн с желудями, магнитная доска, серия картинок «Волшебное семечко»  (Серии картинок дм обучения дошкольников рассказыванию. Выпуск 2. — СПб. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.), слоговые схемы, массажный мяч среднего размера, сундучок с предметными кар­тинками.

Предварительная работа. Уход за всходами на приусадебном участке.

Ход занятия

1. Организационный момент. Упражнение «Подбери слово». [Совершенствование навыка слогового анализа слов. Объявление темы занятия.]

Логопед встречает детей, организует приветствие, приглаша­ет их к столу, на котором стоит пальчиковый бассейн. В бассейне среди желудей спрятаны слоговые схемы.

Логопед. Достаньте из бассейна каждый по одной слоговой схеме.

Дети выполняют задание и достают схемы.

image

Рис. 59

Логопед. Подберите к этим схемам слова — название орудий труда или инструментов, которыми пользуются люди на селе.

Дети подбирают слова (лей-ка, туг, ло-па-та, трак-тор). Ло­гопед оценивает их работу, убирает контейнер и схемы.

Логопед. Сегодня мы продолжим разговор о том, что делают люди весной на селе, составим рассказ по серии картинок, поиграем.

2. Упражнение с мячом «Назови ласково». [Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).]

Логопед достает массажный мячик.

Логопед. Давайте поиграем в игру «Назови ласково». Я качу мяч одному из вас и называю один из инструментов или орудие труда. Вы останавливаете мяч, называете этот инструмент ласково и возвращаете мяч мне. Лопата.

1-й ребенок. Лопатка.

Логопед. Грабли.

2-й ребенок. Грабельки.

Логопед. Ведро.

3-й ребенок. Ведерко.

Логопед. Кисть.

4-й ребенок. Кисточка. (И т. п.)

3. Игра «Волшебный сундучок». [Развитие и уточнение словаря глаголов.]

Логопед убирает мяч и ставит на стол сундучок.

Логопед. Сейчас вы по очереди будете доставать из сундучка картинки с изображениями орудий труда и рассказывать, что ими можно делать.

Дети выполняют задание.

1-й ребенок. Лопатой можно копать землю и делать грядки.

2-й ребенок. Граблями рыхлят землю.

3-й р е б е н о к. Из лейки поливают растения.

4-й ребенок. Кистью белят стволы деревьев.

Логопед. Молодцы. Правильно. Все это делают люди вес­ной на своих дачных участках.

4. Рассматривание серии картинок «Волшебное семечко» и бесе­да по ней. (Развитие зрительного внимания и восприятия, диало­гической речи.]

Логопед помещает на магнитную доску картинки вразбивку.

Логопед. Рассмотрите картинки и постарайтесь расставить их по порядку.

Дети выполняют задание.

Логопед. Вы правильно расставили картинки, а теперь да­вайте побеседуем о том, что на них нарисовано. Опишите первую картинку. Какое время года наступило? Куда приехала семья? Что они делают?

1 -й р е б е н о к. Наступила весна. На деревьях появились ма­ленькие листочки. Семья приехала на дачу. Папа копает землю и делает грядки. Мама высевает семена. А бабушка сидит на кры­лечке и дает девочке маленькое семечко.

Логопед. Верно. Бабушка дала Кате семечко и сказала: «Это волшебное семечко. Посади его на край грядки и увидишь, что получится осенью». Что мы видим на второй картинке?

2-й ребенок. Девочка сажает семечко на край грядки.

Логопед. Посмотрите на третью картинку. Что изменилось в природе?

3-й ребенок. Стало больше зелени. Зацвели яблони. На краю грядки появился маленький росток. Девочка сидит и смот­рит на него. Она приготовила воду в леечке, чтобы полить рас­тение.

Логопед. Хорошо. Давайте опишем то, что нарисовано на четвертой картинке.

4-й ребенок. Наступило лето. В огороде зреют помидоры. На яблонях большие яблоки. А на растении у девочки появился большой желтый цветок. Девочка в желтом сарафанчике стоит рядом с растением и смотрит на цветок. В руке у нее грабельки. Она хочет рыхлить землю под растением.

Логопед. Хорошо. Опишите следующую картинку.

1-й р е б е н о к. Наступила осень. На деревьях желтеют лис­тья. Покраснели яблоки. Убрали помидоры. А у девочки вырос­ла большая тыква. Девочка с бабушкой смотрят на тыкву и улы­баются.

Логопед. Бабушка спрашивает Катю: «Ты догадалась, из какой сказки было волшебное семечко?» И что же мы видим на последней картинке?

2-й ребенок. Катя поняла, что семечко было из сказки «Золушка». Она представила, что бабушка стала волшебницей и превращает тыкву в карету, а она стала Золушкой и сейчас по­едет на бал.

Логопед. Чудесно! Вы очень хорошо рассказали о том, что увидели на картинках. А теперь давайте отдохнем.

5. Подвижная игра «Грядка» (повторение. См.: Занятие 1. Тема «Весенние сельскохозяйственные работы»). [Развитие общей мо­торики, координации речи с движением.]

Логопед приглашает детей выйти на ковер и предлагает им сде­лать знакомое упражнение, предупредив о том, что им следует го­ворить четко, выразительно, правильно произносить звуки.

6. Подготовка детей к составлению рассказа.

Логопед приглашает детей за стол и вновь обращает их внима­ние на картинки. Он дает детям одну минуту для подготовки к рас­сказу.

7. Рассказ по серии картинок. [Развитие связной речи.) Логопед предлагает детям составить рассказ по частям и напо­минает каждому ребенку, о чем он будет говорить.

1-й ребенок. Наступила весна. На деревьях появились ма­ленькие листочки. Катина семья приехала на дачу. Папа стал копать землю и делать грядки, мама — сеять семена. А бабушка дала Кате маленькое семечко и сказала: «Это волшебное семеч­ко. Посади его на край грядки и увидишь, что получится осе­нью».

2-й ребенок. Весна была в разгаре. Стало больше зелени. Зацвели яблони. На краю грядки появился маленький росток. Катя приготовила воду, чтобы полить растение.

3-й ребенок. Всю весну и все лето Катя ухаживала за своим растением. Она поливала его, рыхлила землю. И вот на нем появился большой желтый цветок. Катя не могла им налю­боваться!

4-й ребенок. Наступила осень. На деревьях пожелтели листья, покраснели яблоки. А у девочки выросла большая золо­тистая тыква. Девочка с бабушкой смотрят на тыкву и улыба­ются. Бабушка спрашивает Катю: «Ты догадалась, из какой сказ­ки было волшебное семечко?» Катя, конечно же, поняла, что семечко было из сказки «Золушка». Она представила, что ба­бушка стала волшебницей и превращает тыкву в карету, а она стала Золушкой и сейчас поедет на бал.

Логопед. Чудесно! Вы очень хорошо рассказали о том, что увидели на картинках.

8. Упражнение «Будь внимательным». [Развитие фонематиче­ских представлений.]

Логопед вновь приглашает детей занять места за столиком.

Логопед. Давайте еще раз посмотрим на картинки. Какие инструменты и орудия труда вы видите? Назовите инструмент, на­звание которого начинается со звука [г].

1-й ребенок. Грабли.

Логопед. В каком названии инструмента есть звук [т]?

2-й ребенок. Лопата.

Логопед. Ав каком слове есть звук (к)?

3-й ребенок. Лейка.

Логопед. Какие гласные звуки есть в слове грабли!

 4-й ребенок. [А], [и].

Логопед. Молодцы! Вы отлично выполнили такое трудное задание.

 

9. Отгадывание загадок. [Развитие мышления, связной речи.] Логопед убирает картинки.

Логопед. И напоследок отгадайте мои загадки.

За железным конем Ящик тащится с зерном. Сквозь дырявое дно Высыпается зерно. Что это?

Дети. Это сеялка. Логопед. Как вы догадались?

Дети. Сеялку прицепляют к трактору. Из нее высыпаются се­мена.

Логопед. Правильно. Слушайте следующую загадку.

На весенних на полях Бродит стадо черепах,

Но совсем не на ногах, А на собственных зубах. Что это?

Дети. Это трактора. Они похожи на черепах, а их гусеницы похожи на зубы.

Логопед. Отлично. Вы справились с последним моим зада­нием.

10. Окончание работы. [Оценка работы детей.] Логопед предлагает детям вспомнить, что они делали на заня­тии, а потом оценивает работу каждого ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesennie_raboty_na_sele_z2.docx27.75 КБ

Предварительный просмотр:

«Весенние работы на селе»

Коррекционно-образовательные цели. Активизация и актуализация словаря по теме «Весенние сельскохозяйственные работы». Формирование целостного впечатления об изображенном на серии картинок. Совершенствование навыка составления рассказа по серии картинок. Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами). Совершенствование навыка слогового анализа. Совершенствование навыка составления и чтения предложений.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие фонематических представлений, связной речи, мышления, зрительного внимания и восприятия.

Коррекционно-воспитательиые цели. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, навыков сотрудничества.

Оборудование. Пальчиковый бассейн с желудями, магнитная доска, серия картинок «Волшебное семечко»  (Серии картинок дм обучения дошкольников рассказыванию. Выпуск 2. — СПб. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.), слоговые схемы, массажный мяч среднего размера, сундучок с предметными картинками.

Предварительная работа. Уход за всходами на приусадебном участке.

Ход занятия

1. Организационный момент. Упражнение «Подбери слово». [Совершенствование навыка слогового анализа слов. Объявление темы занятия.]

Логопед встречает детей, организует приветствие, приглашает их к столу, на котором стоит пальчиковый бассейн. В бассейне среди желудей спрятаны слоговые схемы.

Логопед. Достаньте из бассейна каждый по одной слоговой схеме.

Дети выполняют задание и достают схемы.

Рис. 59

Логопед. Подберите к этим схемам слова — название орудий труда или инструментов, которыми пользуются люди на селе.

Дети подбирают слова (лей-ка, туг, ло-па-та, трак-тор). Логопед оценивает их работу, убирает контейнер и схемы.

Логопед. Сегодня мы продолжим разговор о том, что делают люди весной на селе, составим рассказ по серии картинок, поиграем.

2. Упражнение с мячом «Назови ласково». [Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).]

Логопед достает массажный мячик.

Логопед. Давайте поиграем в игру «Назови ласково». Я качу мяч одному из вас и называю один из инструментов или орудие труда. Вы останавливаете мяч, называете этот инструмент ласково и возвращаете мяч мне. Лопата.

1-й ребенок. Лопатка.

Логопед. Грабли.

2-й ребенок. Грабельки.

Логопед. Ведро.

3-й ребенок. Ведерко.

Логопед. Кисть.

4-й ребенок. Кисточка. (И т. п.)

3. Игра «Волшебный сундучок». [Развитие и уточнение словаря глаголов.]

Логопед убирает мяч и ставит на стол сундучок.

Логопед. Сейчас вы по очереди будете доставать из сундучка картинки с изображениями орудий труда и рассказывать, что ими можно делать.

Дети выполняют задание.

1-й ребенок. Лопатой можно копать землю и делать грядки.

2-й ребенок. Граблями рыхлят землю.

3-й р е б е н о к. Из лейки поливают растения.

4-й ребенок. Кистью белят стволы деревьев.

Логопед. Молодцы. Правильно. Все это делают люди весной на своих дачных участках.

4. Рассматривание серии картинок «Волшебное семечко» и беседа по ней. (Развитие зрительного внимания и восприятия, диалогической речи.]

Логопед помещает на магнитную доску картинки вразбивку.

Логопед. Рассмотрите картинки и постарайтесь расставить их по порядку.

Дети выполняют задание.

Логопед. Вы правильно расставили картинки, а теперь давайте побеседуем о том, что на них нарисовано. Опишите первую картинку. Какое время года наступило? Куда приехала семья? Что они делают?

1 -й р е б е н о к. Наступила весна. На деревьях появились маленькие листочки. Семья приехала на дачу. Папа копает землю и делает грядки. Мама высевает семена. А бабушка сидит на крылечке и дает девочке маленькое семечко.

Логопед. Верно. Бабушка дала Кате семечко и сказала: «Это волшебное семечко. Посади его на край грядки и увидишь, что получится осенью». Что мы видим на второй картинке?

2-й ребенок. Девочка сажает семечко на край грядки.

Логопед. Посмотрите на третью картинку. Что изменилось в природе?

3-й ребенок. Стало больше зелени. Зацвели яблони. На краю грядки появился маленький росток. Девочка сидит и смотрит на него. Она приготовила воду в леечке, чтобы полить растение.

Логопед. Хорошо. Давайте опишем то, что нарисовано на четвертой картинке.

4-й ребенок. Наступило лето. В огороде зреют помидоры. На яблонях большие яблоки. А на растении у девочки появился большой желтый цветок. Девочка в желтом сарафанчике стоит рядом с растением и смотрит на цветок. В руке у нее грабельки. Она хочет рыхлить землю под растением.

Логопед. Хорошо. Опишите следующую картинку.

1-й р е б е н о к. Наступила осень. На деревьях желтеют листья. Покраснели яблоки. Убрали помидоры. А у девочки выросла большая тыква. Девочка с бабушкой смотрят на тыкву и улыбаются.

Логопед. Бабушка спрашивает Катю: «Ты догадалась, из какой сказки было волшебное семечко?» И что же мы видим на последней картинке?

2-й ребенок. Катя поняла, что семечко было из сказки «Золушка». Она представила, что бабушка стала волшебницей и превращает тыкву в карету, а она стала Золушкой и сейчас поедет на бал.

Логопед. Чудесно! Вы очень хорошо рассказали о том, что увидели на картинках. А теперь давайте отдохнем.

5. Подвижная игра «Грядка» (повторение. См.: Занятие 1. Тема «Весенние сельскохозяйственные работы»). [Развитие общей моторики, координации речи с движением.]

Логопед приглашает детей выйти на ковер и предлагает им сделать знакомое упражнение, предупредив о том, что им следует говорить четко, выразительно, правильно произносить звуки.

6. Подготовка детей к составлению рассказа.

Логопед приглашает детей за стол и вновь обращает их внимание на картинки. Он дает детям одну минуту для подготовки к рассказу.

7. Рассказ по серии картинок. [Развитие связной речи.) Логопед предлагает детям составить рассказ по частям и напоминает каждому ребенку, о чем он будет говорить.

1-й ребенок. Наступила весна. На деревьях появились маленькие листочки. Катина семья приехала на дачу. Папа стал копать землю и делать грядки, мама — сеять семена. А бабушка дала Кате маленькое семечко и сказала: «Это волшебное семечко. Посади его на край грядки и увидишь, что получится осенью».

2-й ребенок. Весна была в разгаре. Стало больше зелени. Зацвели яблони. На краю грядки появился маленький росток. Катя приготовила воду, чтобы полить растение.

3-й ребенок. Всю весну и все лето Катя ухаживала за своим растением. Она поливала его, рыхлила землю. И вот на нем появился большой желтый цветок. Катя не могла им налюбоваться!

4-й ребенок. Наступила осень. На деревьях пожелтели листья, покраснели яблоки. А у девочки выросла большая золотистая тыква. Девочка с бабушкой смотрят на тыкву и улыбаются. Бабушка спрашивает Катю: «Ты догадалась, из какой сказки было волшебное семечко?» Катя, конечно же, поняла, что семечко было из сказки «Золушка». Она представила, что бабушка стала волшебницей и превращает тыкву в карету, а она стала Золушкой и сейчас поедет на бал.

Логопед. Чудесно! Вы очень хорошо рассказали о том, что увидели на картинках.

8. Упражнение «Будь внимательным». [Развитие фонематических представлений.]

Логопед вновь приглашает детей занять места за столиком.

Логопед. Давайте еще раз посмотрим на картинки. Какие инструменты и орудия труда вы видите? Назовите инструмент, название которого начинается со звука [г].

1-й ребенок. Грабли.

Логопед. В каком названии инструмента есть звук [т]?

2-й ребенок. Лопата.

Логопед. Ав каком слове есть звук (к)?

3-й ребенок. Лейка.

Логопед. Какие гласные звуки есть в слове грабли!

 4-й ребенок. [А], [и].

Логопед. Молодцы! Вы отлично выполнили такое трудное задание.

9. Отгадывание загадок. [Развитие мышления, связной речи.] Логопед убирает картинки.

Логопед. И напоследок отгадайте мои загадки.

За железным конем Ящик тащится с зерном. Сквозь дырявое дно Высыпается зерно. Что это?

Дети. Это сеялка. Логопед. Как вы догадались?

Дети. Сеялку прицепляют к трактору. Из нее высыпаются семена.

Логопед. Правильно. Слушайте следующую загадку.

На весенних на полях Бродит стадо черепах,

Но совсем не на ногах, А на собственных зубах. Что это?

Дети. Это трактора. Они похожи на черепах, а их гусеницы похожи на зубы.

Логопед. Отлично. Вы справились с последним моим заданием.

10. Окончание работы. [Оценка работы детей.] Логопед предлагает детям вспомнить, что они делали на занятии, а потом оценивает работу каждого ребенка.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно-тематическое планирование по теме "Весенние работы на селе" для подготовительной группы логопедического д/с

Календарно-тематическое планирование для подготовительной группы логопедического детского сада....

Конспект занятия по Нищевой Тема «Перелетные птицы. Водоплавающие птицы».

Игры и упражнения по теме"Перелётные птицы. Водоплавающие птицы"...

комплексно-тематическое планирование Лексическая тема: «весенние работы на селе» старшая группа

Программное содержание:Расширить познавательный интерес к сельскохозяйственным профессиям; Учить уважать и ценить каждую из профессий;Формировать уважение к труду взрослых разных профессий на селе....

Тема недели «Весенние работы на селе. Откуда хлеб пришёл?»

Тема недели «Весенние работы на селе. Откуда хлеб пришёл?»...

Весенние работы в селе. (рекомендации родителям по закреплению пройденной темы)

Игры и упражнения для активизации словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи и развития связной речи детй с ОНР....

Домашнее задание по лексической теме «Весенние работы на селе. Хлеб.»

Домашнее задание по лексической теме «Весенние работы на селе. Хлеб.»...