Мастер - класс для воспитателей : " Сторителлинг - как инновационная технология развития речи детей "
учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа)

Соловова Анна Петровна

 Мастер - класс для  воспитателей : "Сторителлинг - как  инновационная  технология  развития  речи  детей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл storitelling.docx30.9 КБ

Предварительный просмотр:

         

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад №10 «Кокольчик»

 муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан

 

                Мастер- класс   « Сторителлинг – как  

      инновационная  технология развития  речи  детей »                                  

                                 

 

Выполнила: Воспитатель

Соловова А.П

Февраль – 2024г.

«Сторителлинг - как инновационная   технология

                                  развития речи детей».

Цель консультации:

повышение профессионального умения педагогов в процессе активного ознакомления  с  технологией «сторителлинг».  

Задачи:

• Познакомить педагогов с технологией сторителлинг и использованием ее в работе с детьми дошкольного возраста;

• Обучить участников методам и приёмам обучения дошкольников сочинению историй в педагогическом процессе;

• Развивать интерес к оригинальным образовательным технологиям, инициативу, желание применять на практике данные технологии;

• Вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.

Материалы: бумага картинки для игры, наглядность для выступления

Ход выступления:

Упражнение «Подарок»

Цель: умение оказать поддержку, давать комплименты.

В преддверии наступления весны, майских праздников, я хочу сделать вам подарок, выберите открытку, которая перекликается с вашим личным ощущением Весны. Что для вас значит Весна?. А теперь подарите эту открытку человеку  из присутствующих здесь, которому, по вашему мнению необходим именно ваш подарок, озвучьте ассоциацию.

Рефлексия

Наш мозг прекрасно приспособлен связывать вещи между собой. Это самый естественный способ познания мира для нас.

Вот вы сейчас придумывали ассоциацию…

Мы общаемся при помощи слов, но думаем образами и картинками. Именно сторителлинг использует связь между изображениями, ассоциациями, образами  и словами, помогая нам придумывать интересные истории.

Все мы, педагоги, работающие с дошкольниками, так или иначе сторителлинг используем. Встречали ли вы раньше этот термин?. (ответы педагогов)..

Сторителлинг (англ. storytelling), или рассказывания историй, был изобретён и успешно опробован на личном опыте Дэвидом Армстронгом, главой международной компании Armstrong International. Разрабатывая свой метод, Дэвид Армстронг учел известный психологический фактор: истории более выразительны, увлекательны, интересны и легче ассоциируются с личным опытом, чем правила или директивы. Они лучше запоминаются, им придают больше значения и их влияние на поведение людей сильнее.

Сторителлинг - это формирование психологических взаимосвязей, целью которых выступает управление вниманием и чувствами слушателя, расстановка правильных и нужных акцентов. Это необходимо для того чтобы история осталась в памяти на долгое время.

   Сторителлинг – это повествование  мифов, сказок, притч, былин. Сами рассказы могут быть как о выдуманных (книжных, сказочных, мультипликационных), так и о реальных (детях группы, самом педагоге) героях. Они похожи на сказки, поскольку мораль в них скрыта.

Вы замечали, как внимательно дети слушают педагога, когда он рассказывает им сказку, и как быстро они начинают отвлекаться, если он читает ее в книге? Что привлекает их в первом случае? Дети больше любят и лучше запоминают импровизированные истории, чем заученные тексты. Чтобы научиться правильно и интересно рассказывать, эффективно использовать это умение в работе, предлагаю познакомиться с методом сторителлинга.

Сторителлинг – педагогическая техника, выстроенная в применении историй с конкретной структурой и интересным героем, которая направлена на разрешение педагогических вопросов воспитания, развития и обучения.

Целью сторителлинга является управление вниманием и чувствами слушателя, расставление правильных и нужных акцентов. Это необходимо для того, чтобы история осталась в памяти на долгое время. Происходит это через формирование психологических взаимосвязей, или ассоциаций.

Выделяют несколько видов педагогического сторителлинга: классический, активный, цифровой.

В классическом сторителлинге история рассказывается самим педагогом. Дети только слушают и воспринимают информацию. При его использовании педагог передает детям конкретную информацию, которая представлена в насыщенной форме запоминающейся истории.

В активном сторителлинге педагогом задается основа события, формируются ее проблемы, цели и задачи. Дети стремительно вовлекаются в процесс формирования и пересказа историй.

Мы уже говорили, что в истории должен быть интересный герой. Это может быть, кто или что хотите, хоть обычный карандаш, если вам нужно научить детей им пользоваться. Важно, чтобы у этого героя были чувства, чтобы ребёнок мог ему сопереживать, а также, чтобы герой не был оторван от ситуации, то есть он не существует сам по себе, а «живёт» в каком-то мире.

Ещё один вид – цифровой – это такой формат, в котором рассказывание истории дополняется/сопровождается визуальными компонентами (картинки, презентации, видео, скрайбинг, инфографика)

Метод сторителлинга даёт следующие возможности:

  • позволяет разнообразить образовательную деятельность с детьми;
  • заинтересовывает каждого ребёнка в происходящем действии;
  • учит воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию;
  • обогащает устную речь дошкольников;
  • облегчает процесс запоминания сюжета.

Сам приём не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время. Эффективен в процессе рассуждения, потому что импровизированные рассказы вызывают у детей большой интерес, развивают фантазию, логику.

В сторителлинге нужно рассказывать так, чтобы дети верили, что история интересна самому рассказчику. В этом случае важна харизматичность педагога. Хорошее повествование затрагивает чувства ребёнка, переносит его в созданный рассказчиком мир. Но главное не то, что рассказывает педагог, а как он это делает и что представляет собой как личность. Он должен обладать творческими способностями, навыками актёрского мастерства: уметь перевоплощаться, импровизировать, интонировать. Рассказать хорошую историю – это значит рассказать так, чтобы дети «увидели» действие, захотели поучаствовать в нём.

Историю нужно сделать «живучей». Для этого необходимо наполнить историю эмоциональным зарядом и передать его детям. Таким зарядом может быть юмор, неожиданность развязки, приём квипрокво, который часто используют в театральной педагогике, - когда одно лицо, вещь, понятие принимается за другое. Педагог должен уметь импровизировать, чутко реагировать на аудиторию.   История должна быть убедительной, правдивой. Даже если в ней будут фантастические и сказочные сюжеты и животные, общение зверей и людей. Педагог должен сам верить в правдоподобность развязки, иначе он не сможет убедить воспитанников.   Важно учитывать психологические и организационные моменты. Это даст возможность донести до ребёнка историю, которая будет мотивировать его к действию. Правильно рассказанная история воздействует на детей и их поступки.  История должна быть трансформирующей, т. е. запускать у детей процесс изменений. С помощью метода сторителлинга можно ненавязчиво, не морализируя, объяснить воспитанникам нормы поведения.

Американские специалисты Чип и Ден Хиз вывели несколько принципов хороших историй.

  • Простота.  Истории должны быть похожи на сказки или притчи, чтобы дети их лучше запоминали, поэтому следует выбросить всё лишнее, оставить только необходимое.
  • Неожиданность. Чтобы привлечь внимание детей, не нужно использовать шаблоны «плохой-хороший», «чёрное - белое». Например, сказка о синем и красном – «Улитка и кит». Ребёнок заинтересуется сюжетом, когда он что-то не знает, но хочет знать. А интерес мало возбудить – его надо удержать. Например, можно изложить историю, как некое детективное расследование или загадку.
  • Конкретность. Персонажи истории должны быть знакомы и понятны дошкольникам. Рассказывая историю, важно помнить о том, что дети могут не знать какие-то понятия и термины.
  • Реалистичность. Самая лучшая история не понравится и не запомнится, если дети в неё не поверят. Есть два  способа обеспечить достоверность истории:
  1. Внешний – сослаться на мнение других детей, педагогов, родителей. Бабушек, энциклопедии, Интернет;
  2. Внутренний – использовать дополнительные детали, т. е. историю нужно рассказывать так, как будто вы лично её пережили или были участником событий, знали её персонажей.

Эмоциональность. Интонирование рассказчика, отклик детей на то или иное событие создают особую атмосферу повествования.

Также хорошей можно назвать историю, если:

  • Её можно рассказывать детям одной группы несколько раз, по-разному её интерпретируя, оканчивая и дополняя новыми персонажами;
  • Дети могут самостоятельно её пересказать;
  • Ситуация и проблемы, которые поднимаются в истории, понятны детям;
  • Воспитанники задают вопросы по сюжету истории и хотят её обсудить с педагогом и другими детьми, предпринимают определённые действия для участия в игре, спектакле по ходу самой истории.

Структура техники сторителлинг

  1. Вступление - вызвать у слушателя интерес и увлечь его,
  1. должно зацепить их внимание и удерживать его.
  2. Развитие события. - Эта часть дает возможность основательнее
  3. проникнуть в проблему или конфликт, о котором рассказывается в всту 3. Кульминация -Когда напряжение доходит до апогея и обстановка
  4. начинает выглядеть нестерпимой, появляется разрешение поставленной
  5. проблемы. Тайна раскрыта. В конечном итоге находится решение, и этот ответ, как правило, совсем не тот, которого мы ожидали.
  1. Заключение - Должно быть краткое заключение, которое подытоживает рассказ одним предложением. Как в басне - мораль.

        

Наиболее  важные моменты при создании истории

  • Учитывать их возрастные особенности, в том числе интеллектуальный, эмоциональный, физический и духовный уровень развития.
  • В истории должен быть определенный персонаж или герой.
  • У каждого из них должны быть особенные черты характера, которые будут отображаться в изложенных событиях.
  • Основной персонаж непременно должен вызывать симпатию.
  • История должна вызывать чувства эмпатии представленным персонажам, представляя себя на его месте.

Метод сторителлинга применяют совместно с нетрадиционными приемами рисования, лепки, конструирования в ходе интерактивных игр с детьми.

Для младшего возраста больше подойдут такие средства сторителлинга, как кубики историй, с простым сюжетом и конверт – доска. Остановимся подробнее. Использование конверт-доски.

Конверт-доска (от англ. сonvert – преобразовывать) – плоскостное изображение с помощью пластилина и ДВП на определенную тему. Она может использоваться на познавательных занятиях, в изобразительной деятельности. Благодаря такой технологии в процессе совместной работы с детьми или при объяснении материала педагог может изменять содержание, дополнять изображение на доске различными элементами или удалять их с помощью стеки.

Следующее средство - кубики историй.

Развивающие фантазию и речь.  Кубик размером 3*3см на каждой из шести граней имеет предметную картинку, с которой нужно связать свой рассказ. Это редкий тип игры, где между игроками нет конкуренции – в кубиках историй нет побежденных или победителей, ведь все участники по очереди придумывают и рассказывают приключения какого-то героя, игрок может сам выбрать жанр сказку или  рассказ. Преимущество сторителлинга – увлечь воспитанника в процесс рассказывания легко и непринужденно. Рассказ, совмещенный с показом сюжетной картинки, помогает более выразительно построить свой монолог, помогает избавиться ребенку от так называемого «страха говорения».

                                                    Карта   истории

Story map    Как сделать Story map?

Нарисовать тропинку на длинных обоях и наклеить по бокам распечатки со сценами сказки или ее персонажами. Еще, я знаю, расставляют игрушки, получается вариант Story basket, но можно еще и подвигаться. Ребенок идет по тропинке и рассказывает, что видит. Разложить на полу, в произвольном порядке, картинки со сценами и персонажами. Ребенок должен найти нужную сценку и рассказать ее.

Следующее средство – использование  карт Проппа.

Один из часто применяемых методов – это использование карт Проппа. Владимир Яковлевич Пропп был русским учёным филологом-фольклористом, и основные его труды были посвящены структуре и происхождению волшебной сказки.

Так, в структуре он выделил набор постоянных элементов, или функций. Используя карты Проппа, можно научить детей видеть структуру сказки, что в дальнейшем облегчит усвоение материала и будет способствовать запоминанию. В последующем же на основании карт, ребёнок от воспроизведения переходит к творчеству, то есть к сочинению.

Работа с картами Проппа проходит в несколько этапов.

  1. На первом этапе знакомим детей с жанром литературного произведения – сказкой. Выявляем ее отличие от других жанров и вычленяем структуру сказки. Изготавливаем вместе с детьми сами карты. Таким образом, дети лучше запоминают функции сказки, т. к. при совместном обсуждении они сами решают, как их обозначить.
  2. На втором этапе играем с детьми в игры, которые помогут освоить

 «Волшебные имена» - перечисляем с детьми всех волшебных героев и стараемся понять, почему их так зовут. Почему Золушку назвали Золушкой, а Кощея Бессмертного именно Кощеем Бессмертным.

«Кто на свете всех злее (милее, умнее)?» - выявление злых и коварных сказочных героев, описание их облика, характера, образа жизни. Также можно анализировать и положительных героев.

«Хороший-плохой» - в этой игре мы проводим сравнительный анализ положительных и отрицательных качеств любого героя. Например, Емеля, его отрицательные качества-он ленивый, положительные - добрый и отзывчивый.

«Что в дороге пригодится?» - вспоминаем с детьми различные волшебные вещи из разных сказок, как русских народных, так и карты.

зарубежных. (Скатерть-самобранка, волшебное кольцо, клубочек, волшебная палочка.)

«Волшебные или чудесные вещи» - в этой игре мы придумываем волшебную вещь для какого-либо героя. Она направлена на запоминание и освоение функций карт.

На третьем этапе читаем сказку и сопровождаем ее выкладыванием карт.

Для начала мы используем 5-8 карт, также стоит подбирать небольшие сказки, состоящие из 5 -8 функций и постепенно изготавливать и добавлять остальные карты.

На четвертом этапе мы предлагаем пересказать детям сказку, опираясь на карты Проппа.

На пятом этапе происходит самая интересная работа - дети сочиняют сказку сами, используя карты Проппа.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ЗНАКОМСТВА С КАРТАМИ ПРОППА. - Изготовление карт. Карты, используемые в начале работы, в младшем и среднем возрасте они должны быть выполнены в сюжетной манере и красочно. В дальнейшем, пользуются картами с довольно схематичным изображением каждой функции, смысл которой был бы понятен детям, или каждое изображение надо оговаривать.

Работа с картами Проппа  с педагогами

Возьмите себе, пожалуйста, по 1 карте. Предлагаю для удобства сейчас сделать 2 подгруппы. Так, у вас получилось определённое количество карт в подгруппе. Ознакомьтесь с ними. На картах указаны номера – это подсказка вам в очередности их использования. Также написано название карты и пример. Сейчас на основании этих карт предлагаю вам попробовать сочинить сказку в своей подгруппе. Общими для всех будут карты «Жили-были», «Счастливый конец», «Мораль».

[Cочинение сказок, представление результата, обратная связь: 8 минут]

Желательно направить ребенка на то, чтобы он принимал полное участие в придумывании (составлении) сказки, лишь иногда помогая и подсказывая ему каким образом можно «так и так…» построить развитие сказки.

Другим способом научить сочинительству, но уже историй, а не сказок служит методика составления рассказов по сюжетным картинкам. Сюжеты и количество изображений подбираются исходя из возраста и уровня развития детей. Этот способ сочинительства проще, чем по картам Проппа, так как персонажа и ситуацию не нужно придумывать, это уже сделал автор изображений. Но сочиняя таким образом, всё равно есть некая вариативность историй, ведь каждый ребёнок наделяет персонажа качествами, чувствами, переживаниями и по-своему интерпретирует изображения.

  • Сюжетные картинки
  • 1в. картинки могут быть пронумерованы
  • 2 в. могут быть и не пронумерованы
  • 3 в. работа в парах, где дети работают по очереди

В заключение небольшой совет. При работе с детьми лучше использовать диктофон, так как сказки собственного сочинения могут перетечь в проект «Моя книга», где дети могут выступать не только в качестве авторов, но и в качестве художников-иллюстраторов, оформителей, декораторов.

Используя технику сторителлинга, педагог:

- создает комфортную обстановку во время занятия;

-формирует эмоциональный настрой;

- снижает уровень тревожности;

- активизирует речемыслительную деятельность;

- помогает усваивать новый или обобщать пройденный материал;

- пользуется доверием и завоевывает авторитет воспитанника.

- позволяет разнообразить образовательную деятельность с детьми;

- заинтересовывает каждого ребёнка в происходящем действии;

- учит воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс «Игры для развития речи детей».

Мастер – класс «Игры для развития речи детей»....

Мастер – класс «Игры для развития речи детей» - фотоотчет

Мастер – класс «Игры для развития речи детей» - фотоотчет...

Презентация и конспект занятия мастер класса "Загадка как развитие речи детей старшего возраста"

"ЗАГАДКАКАК СРЕДСТВОРАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ  СТАРШЕГОДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"...