Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие по сказке К.И.Чуковского «Айболит»»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Людмила Сергеевна Горячкина

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе

«Путешествие по сказке Корнея Ивановича Чуковского «Айболит»»

Цель: Совершенствовать речевую деятельность детей, закрепление знаний о  сказках К.И.Чуковского.

Задачи:
Образовательные: Закрепить в памяти детей знакомые сказки, учить узнавать их по фрагментам, иллюстрациям, предметам, загадкам и т.д. Расширять словарный запас. Учить детей использовать в речи вопросительную и повествовательную интонации.
Развивающие: Развивать умение составлять рассказ по картинкам, развивать мышление, память, воображение. Развивать глазомер, мелкую моторику, ориентировку в пространстве.

Воспитательные: Воспитывать интерес и любовь к сказкам, взаимопомощь, чувство доброты, нравственные качества.         

Словарная работа: слова антонимы, синонимы.

Интеграция образовательных областей: Речевое, социально-коммуникативное, физическое, познавательное, художественно-эстетическое.
Предварительная  работа: 
-  Чтение и рассказывание сказок К.И.Чуковского

- Беседа по сказкам разных жанров и направлений.
-  Рассматривание иллюстраций к сказкам

- Рисование героев сказок.
- Просмотр мультфильмов по теме сказок.
- Проведение дидактических игр: «Узнай героя сказки по картинкам», «Чей головной убор?», «Что сначала, что потом?»
- Заучивание загадок.

Оборудование и материалы: телевизор или ноутбук, видеозапись, аудиозапись, «ковер – самолет» (покрывало), картинки  цветов, камней, дорог, трех героев сказок, разрезные части трех картин, книги со сказками разного содержания,  иллюстрации к сказкам,  «сказочная хижина»,  мяч, белые листы бумаги, свеча, краски, кисточки, фланелеграф, нарисованные герои сказок, нарисованные предметы для героев.

 

Ход занятия

Воспитатель: Дети сегодня к нам на смс почту пришло необычное письмо с большой волшебной печатью, а чтобы ее открыть, нам нужно сказать друг другу теплые, ласковые слова.

Дети становятся в большой круг и по очереди говорят друг другу добрые ласковые слова.

Воспитатель: Ребята письмо можно уже открыть, волшебная печать исчезла. Дети размещаются  перед экраном телевизора и вместе с воспитателем читают письмо.

 Воспитатель: Оно от доктора Айболита, который попал в трудную ситуацию и никак не может с ней справиться без нашей помощи, в волшебной стране сказок ему нужно победить злого бармалея, который забрал к себе всех его друзей - животных.

Воспитатель: Дети давайте ему поможем. Но чтобы нам помочь доктору, нам нужно отправиться в волшебную страну сказок, мы полетим туда на летающем ковре - самолете.

Ребята садятся на ковер самолет и отправляются в страну сказок.

Звучит приятная легкая музыку

Воспитатель: Вот мы и прилетели в волшебную страну сказок, смотрите там красивая солнечная поляна. А что там лежит на красивых цветах? (много разных книг)

Воспитатель: Дети что это за книги? (сказки)

 Воспитатель: Сказки бывают разными: народными, авторскими и зарубежными. Они нам рассказывают о небывалом, чудесном, волшебном.
- Ребята, как вы думаете, почему сказки называют народными (потому что, их сочинил народ). Сказки передавались от одного человека к другому. Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству.

- А почему сказки называются зарубежными? (потому что их сочинили и написали зарубежные авторы)
- Почему сказки называют авторскими? (потому что, их сочинил и написал один человек – автор).

Сказки добрые. В каждой сказке всегда побеждает…(добро), а зло всегда…(наказывается). 

- А «Айболит» какая сказка? (авторская)

-А почему?

- Кто ее написал? (К.И.Чуковский).

Появляется Айболит.

Айболит: Здравствуйте, ребята!  Я Айболит. Я очень рад, что вы пришли ко мне на помощь. Злой бармалей украл моих друзей - животных и чтобы их спасти, мне нужно выполнить все его задания. Поможете мне ребята. (Да поможем)

Айболит: Но задания находятся под одним из камней, эти камни лежат в конце каждой из трех дорог. А чтобы выбрать нужный камень нужно найти нужную дорогу. В начале каждой дороги лежит перевернутая  картинка, на каждой картинке нарисован герой из сказок К.И.Чуковского, нужно его отгадать по отрывкам строк из сказок..

Айболит предлагает детям отгадать сказки, по отрывкам строк, которые написаны на задней стороне каждой картинки и отгадав правильно сказку, перевернуть картинку и увидеть героя.

Первый отрывок строк:

Я хочу напиться чаю,

К самовару подбегаю,

Но пузатый от меня

Убежал, как от огня. («Мойдодыр»)

Второй:

Волки от испуга скушали друг друга.

Бедный крокодил жабу проглотил,

А слониха вся дрожа, так и села на ежа. («Тараканище»)

Третий:

А рядом прикорнула

Зубастая акула,

Зубастая акула

На солнышке лежит. («Айболит»)

 

Айболит: Все вы молодцы отгадали все сказки, так какую же мы выберем правильную дорогу? (третью)

Айболит: А почему третью? (потому что третий отрывок, а потом и картинка была про нашего главного героя)

Дети идут по третьей дороге и в конце дороги под камнем находят разрезные картинки.

Айболит: Теперь нам нужно составить из этих разрезных частей, целых три картины и узнать куда нам идти дальше.

Дети составляют из разных частей целых три картины по сюжетам сказки и рассказывают, что на них изображено:

Первая картина - как доктор Айболит лечил животных;

Вторая картина – как Айболит поехал на волке спасать больных животных;

Третья картина – как Айболит лечит животных на острове «Лимпопо».

Айболит: А теперь мы с вами отправимся в путь, который нам указала третья картина. Куда она нам указала путь? Как вы думаете? (на остров)

Айболит: Правильно дети  это путь на остров «Лимпопо». Но по дороге мы пойдем не просто так, а со словами.

 

С детьми проводится  физкультминутка.

 

Дети пришли вместе с героем на остров, а на острове стоит хижина «бармалея» с животными, которые спрятаны внутри, двери закрыты и на них записка, в которой написано следующее задание.

Айболит срывает и читает эту записку.

Айболит:  Чтобы открыть двери у хижины нужно выполнить следующее задание: «Подбери антонимы и синонимы».

Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами поиграем. Я называю слово, кидаю мяч любому из вас. Тот, кто ловит мяч добавляет к моему слову, подбирает слово – антоним: день-ночь, холодный - горячий, светлый - темный, белый-черный, радость-грусть, смех-плач, тихо-громко, сухой-мокрый. Слова - синонимы. Я буду называть: красивый - прекрасный, веселый – радостный, печальный-грустный, смеяться-хохотать, орать-кричать, огромный-громадный.

Дети становится в круг вместе с героем и начинают играть. Воспитатель по очереди кидает каждому ребенку мяч со словами.

Айболит:  Вот двери хижины открылись, там живет злой бармалей, но чтобы его победить нужно выполнить последнее задание.

Вам нужно правильно подобрать к героям сказок принадлежащие им предметы.

Дети  по – очереди выполняют задания на фланелеграфе.

Айболит по очереди приглашает детей к фланелеграфу и предлагает им выполнить задание. На фланелеграфе расположены герои сказок, в разных его уголках, дети должны взять у «кота» предметы -  картинки, и правильно рядом  их расположить  с нужным сказочным персонажем.

А потом рассказать.

Айболит: Почему ты выбрал именно этого героя?

-Где он расположен?

-Какие предметы ты к нему подобрал?

-Почему?

Расположение героев:

 - В правом верхнем углу  - Мойдодыр.

- В левом нижнем углу – Тараканище.

- В центре – Айболит.

- В правом нижнем – Муха-цокотуха

- В левом нижнем углу – Федора.

К умывальнику «Мойдодыр» нужно подобрать  - мыло, зубная паста, зубная щетка, полотенце, расческа.

К Федоре - тарелка, блюдце, кастрюля, ложка, вилка.

К Мухе-цокотухе - самовар, варенье, баранки, чашка, мед.

К Тараканищу – воздушный шарик, метла, воробей.

К Айболиту - градусник, грелка, фонендоскоп, банки.

 

Айболит: Из каких сказок эти герои?

Айболит: Вот мы и победили  злого бармалея  и спасли всех животных. А за вашу помощь ребята,  я вам дарю волшебные рисунки с любимыми сказочными героями, но они пока пустые, потому что они находятся здесь в волшебной стране, но как только вы вернетесь обратно в свою группу, на них появятся ваши любимые герои с помощью красок.

Воспитатель: Айболит, тебе понравилось, как дети выполняли задания? Айболит: Да.

Айболит прощается с детьми и уходит. 

Воспитатель: А  теперь нам пора возвращаемся опять в нашу группу. Давайте мы удобно разместимся на нашем ковре-самолете и полетим обратно.

Дети садятся на ковер и под легкую приятную музыку возвращаются в группу.

Воспитатель: Ну что понравилось вам наше путешествие, а подарки от Айболита?

-Но на рисунках пока ничего не видно, потому что мы их не разукрасили. Давайте их раскрасим красками в разные цвета и у нас появятся рисунки с различными сказочными героями.

Дети берут краски и разукрашивают свои рисунки и на них появляются герои.

Воспитатель: Все ребята молодцы.

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи

в подготовительной группе

«Путешествие по сказке К.И.Чуковского

«Айболит»»

                                                                               Воспитатель

МБДОУ детский сад

№62 «Огонек»

                                                                                     Горячкина Л.С.

Г. Тамбов

  Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе

«Путешествие по сказке Корнея Ивановича Чуковского «Айболит»»

Цель: Совершенствовать речевую деятельность детей, закрепление знаний о  сказках К.И.Чуковского.

Задачи:
Образовательные: Закрепить в памяти детей знакомые сказки, учить узнавать их по фрагментам, иллюстрациям, предметам, загадкам и т.д. Расширять словарный запас. Учить детей использовать в речи вопросительную и повествовательную интонации.
Развивающие: Развивать умение составлять рассказ по картинкам, развивать мышление, память, воображение. Развивать глазомер, мелкую моторику, ориентировку в пространстве.

Воспитательные: Воспитывать интерес и любовь к сказкам, взаимопомощь, чувство доброты, нравственные качества.         

Словарная работа: слова антонимы, синонимы.

Интеграция образовательных областей: Речевое, социально-коммуникативное, физическое, познавательное, художественно-эстетическое.
Предварительная  работа: 
-  Чтение и рассказывание сказок К.И.Чуковского

- Беседа по сказкам разных жанров и направлений.
-  Рассматривание иллюстраций к сказкам

- Рисование героев сказок.
- Просмотр мультфильмов по теме сказок.
- Проведение дидактических игр: «Узнай героя сказки по картинкам», «Чей головной убор?», «Что сначала, что потом?»
- Заучивание загадок.

Оборудование и материалы: телевизор или ноутбук, видеозапись, аудиозапись, «ковер – самолет» (покрывало), картинки  цветов, камней, дорог, трех героев сказок, разрезные части трех картин, книги со сказками разного содержания,  иллюстрации к сказкам,  «сказочная хижина»,  мяч, белые листы бумаги, свеча, краски, кисточки, фланелеграф, нарисованные герои сказок, нарисованные предметы для героев.

Ход занятия

Воспитатель: Дети сегодня к нам на смс почту пришло необычное письмо с большой волшебной печатью, а чтобы ее открыть, нам нужно сказать друг другу теплые, ласковые слова.

Дети становятся в большой круг и по очереди говорят друг другу добрые ласковые слова.

Воспитатель: Ребята письмо можно уже открыть, волшебная печать исчезла. Дети размещаются  перед экраном телевизора и вместе с воспитателем читают письмо.

 Воспитатель: Оно от доктора Айболита, который попал в трудную ситуацию и никак не может с ней справиться без нашей помощи, в волшебной стране сказок ему нужно победить злого бармалея, который забрал к себе всех его друзей - животных.

Воспитатель: Дети давайте ему поможем. Но чтобы нам помочь доктору, нам нужно отправиться в волшебную страну сказок, мы полетим туда на летающем ковре - самолете.

Ребята садятся на ковер самолет и отправляются в страну сказок.

Звучит приятная легкая музыку

Воспитатель: Вот мы и прилетели в волшебную страну сказок, смотрите там красивая солнечная поляна. А что там лежит на красивых цветах? (много разных книг)

Воспитатель: Дети что это за книги? (сказки)

 Воспитатель: Сказки бывают разными: народными, авторскими и зарубежными. Они нам рассказывают о небывалом, чудесном, волшебном.
- Ребята, как вы думаете, почему сказки называют народными (потому что, их сочинил народ). Сказки передавались от одного человека к другому. Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству.

- А почему сказки называются зарубежными? (потому что их сочинили и написали зарубежные авторы)
- Почему сказки называют авторскими? (потому что, их сочинил и написал один человек – автор).

Сказки добрые. В каждой сказке всегда побеждает…(добро), а зло всегда…(наказывается). 

- А «Айболит» какая сказка? (авторская)

-А почему?

- Кто ее написал? (К.И.Чуковский).

Появляется Айболит.

Айболит: Здравствуйте, ребята!  Я Айболит. Я очень рад, что вы пришли ко мне на помощь. Злой бармалей украл моих друзей - животных и чтобы их спасти, мне нужно выполнить все его задания. Поможете мне ребята. (Да поможем)

Айболит: Но задания находятся под одним из камней, эти камни лежат в конце каждой из трех дорог. А чтобы выбрать нужный камень нужно найти нужную дорогу. В начале каждой дороги лежит перевернутая  картинка, на каждой картинке нарисован герой из сказок К.И.Чуковского, нужно его отгадать по отрывкам строк из сказок..

Айболит предлагает детям отгадать сказки, по отрывкам строк, которые написаны на задней стороне каждой картинки и отгадав правильно сказку, перевернуть картинку и увидеть героя.

Первый отрывок строк:

Я хочу напиться чаю,

К самовару подбегаю,

Но пузатый от меня

Убежал, как от огня. («Мойдодыр»)

Второй:

Волки от испуга скушали друг друга.

Бедный крокодил жабу проглотил,

А слониха вся дрожа, так и села на ежа. («Тараканище»)

Третий:

А рядом прикорнула

Зубастая акула,

Зубастая акула

На солнышке лежит. («Айболит»)

Айболит: Все вы молодцы отгадали все сказки, так какую же мы выберем правильную дорогу? (третью)

Айболит: А почему третью? (потому что третий отрывок, а потом и картинка была про нашего главного героя)

Дети идут по третьей дороге и в конце дороги под камнем находят разрезные картинки.

Айболит: Теперь нам нужно составить из этих разрезных частей, целых три картины и узнать куда нам идти дальше.

Дети составляют из разных частей целых три картины по сюжетам сказки и рассказывают, что на них изображено:

Первая картина - как доктор Айболит лечил животных;

Вторая картина – как Айболит поехал на волке спасать больных животных;

Третья картина – как Айболит лечит животных на острове «Лимпопо».

Айболит: А теперь мы с вами отправимся в путь, который нам указала третья картина. Куда она нам указала путь? Как вы думаете? (на остров)

Айболит: Правильно дети  это путь на остров «Лимпопо». Но по дороге мы пойдем не просто так, а со словами.

С детьми проводится  физкультминутка.

Дети пришли вместе с героем на остров, а на острове стоит хижина «бармалея» с животными, которые спрятаны внутри, двери закрыты и на них записка, в которой написано следующее задание.

Айболит срывает и читает эту записку.

Айболит:  Чтобы открыть двери у хижины нужно выполнить следующее задание: «Подбери антонимы и синонимы».

Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами поиграем. Я называю слово, кидаю мяч любому из вас. Тот, кто ловит мяч добавляет к моему слову, подбирает слово – антоним: день-ночь, холодный - горячий, светлый - темный, белый-черный, радость-грусть, смех-плач, тихо-громко, сухой-мокрый. Слова - синонимы. Я буду называть: красивый - прекрасный, веселый – радостный, печальный-грустный, смеяться-хохотать, орать-кричать, огромный-громадный.

Дети становится в круг вместе с героем и начинают играть. Воспитатель по очереди кидает каждому ребенку мяч со словами.

Айболит:  Вот двери хижины открылись, там живет злой бармалей, но чтобы его победить нужно выполнить последнее задание.

Вам нужно правильно подобрать к героям сказок принадлежащие им предметы.

Дети  по – очереди выполняют задания на фланелеграфе.

Айболит по очереди приглашает детей к фланелеграфу и предлагает им выполнить задание. На фланелеграфе расположены герои сказок, в разных его уголках, дети должны взять у «кота» предметы -  картинки, и правильно рядом  их расположить  с нужным сказочным персонажем.

А потом рассказать.

Айболит: Почему ты выбрал именно этого героя?

-Где он расположен?

-Какие предметы ты к нему подобрал?

-Почему?

Расположение героев:

 - В правом верхнем углу  - Мойдодыр.

- В левом нижнем углу – Тараканище.

- В центре – Айболит. 

- В правом нижнем – Муха-цокотуха

- В левом нижнем углу – Федора.

К умывальнику «Мойдодыр» нужно подобрать  - мыло, зубная паста, зубная щетка, полотенце, расческа.

К Федоре - тарелка, блюдце, кастрюля, ложка, вилка.

К Мухе-цокотухе - самовар, варенье, баранки, чашка, мед.

К Тараканищу – воздушный шарик, метла, воробей.

К Айболиту - градусник, грелка, фонендоскоп, банки.

Айболит: Из каких сказок эти герои?

Айболит: Вот мы и победили  злого бармалея  и спасли всех животных. А за вашу помощь ребята,  я вам дарю волшебные рисунки с любимыми сказочными героями, но они пока пустые, потому что они находятся здесь в волшебной стране, но как только вы вернетесь обратно в свою группу, на них появятся ваши любимые герои с помощью красок.

Воспитатель: Айболит, тебе понравилось, как дети выполняли задания? Айболит: Да.

Айболит прощается с детьми и уходит. 

Воспитатель: А  теперь нам пора возвращаемся опять в нашу группу. Давайте мы удобно разместимся на нашем ковре-самолете и полетим обратно.

Дети садятся на ковер и под легкую приятную музыку возвращаются в группу.

Воспитатель: Ну что понравилось вам наше путешествие, а подарки от Айболита?

-Но на рисунках пока ничего не видно, потому что мы их не разукрасили. Давайте их раскрасим красками в разные цвета и у нас появятся рисунки с различными сказочными героями.

Дети берут краски и разукрашивают свои рисунки и на них появляются герои.

Воспитатель: Все ребята молодцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Зимняя сказка

1. Развивать у детей воображение, умение формировать композицию рисунка, передавать колорит зимы.2. Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отнош...

Конспекты занятий по развитию речи (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА) Занятие № 1 Пересказ сказки «Лиса и козел»

Конспекты занятий по развитию речи (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА)Занятие № 1 Пересказ сказки «Лиса и козел»...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи младшая группа «Путешествие по сказкам»

Конспект интегрированного занятия по развитию речи младшая группа «Путешествие по сказкам»...

Конспект Занятия по развитию речи с использованием игровых приемов"Сказки К.И. Чуковского

Продолжать знакомить детей с творчеством К. И. Чуковского. Показать детям удивительный мир сказок, их мудрость и красоту. Вспомнить знакомые произведения автора. Способствовать воспитанию устойчивого ...

Конспект занятия по развитию речи (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА) Занятие на тему: «Пересказ сказки «Лиса и козел»

Конспект занятия по развитию речи (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА)Занятие на тему: «Пересказ сказки «Лиса и козел» Задачи. Связная речь: закрепить представления детей об особенностях к...

Конспект занятия по развитию речи на тему; Путешествие в Сказку « РЕПКА» 1 младшая группа

Конспект занятия по Развитию речи на тему: Путешествие в сказку "Репка"...