Конспект образовательной ситуации Л.Г.Петерсон. Пересказ сказки «Гуси-лебеди»
план-конспект занятия по развитию речи

Конспект образовательной ситуации Л.Г.Петерсон.

 

Пересказ сказки

«Гуси-лебеди»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pereskaz_skazki.docx51.69 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной ситуации Л.Г.Петерсон.

Пересказ сказки

«Гуси-лебеди» Образовательная область:

    речевое развитие

Возрастная группа: 6-7 лет

Образовательные задачи:

  • формировать умение составлять план пересказа русской народной сказки посредством выкладывания иллюстраций к сказке по порядку;
  • формировать опыт фиксации затруднения в деятельности, выявления его причины, опыт целеполагания и самостоятельного преодоления затруднения.

Развивающие задачи:

развивать умение совместно со сверстниками связно, последовательно и выразительно пересказывать художественное произведение по плану (опорным картинкам), интонационно передавая диалог действующих лиц;

  • развивать коммуникативные навыки: умение работать сообща, учитывать мнение партнеров.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать у детей стремление проявлять заботу о близких им людях, быть послушными.

Предварительная работа: ознакомление детей с русской народной сказкой «Гуси-лебеди»; беседа по содержанию, об идее произведения; характеристика героев, их поступков.

Материал: книга со сказкой «Гуси-лебеди», 2 комплекта карточек- иллюстраций к сказке.

Ход образовательной ситуации.

  1. Введение в ситуацию.
  1. Беседа с ребятами о детских телепередачах.

Дидактические        задачи:        мотивировать        детей        на включение в художественно-речевую деятельность.

Логопед собирает детей около себя.

  • Ребята, вы любите смотреть телевизор?
  • А какие детские телепередачи вы любите смотреть? Почему?
  • Нравится ли вам детская передача «В гостях у сказки»?
  • Бабушка-рассказушка из этой телепередачи просит нас о помощи. Она говорит, что к ней пришло много писем от детей с просьбой рассказать русскую народную сказку «Гуси-лебеди». Но она не помнит эту сказку и предлагает вам рассказать эту сказку для зрителей программы «В гостях у сказки». Вы же знаете эту сказку?
  • Хотите рассказать сказку по телевизору?
  • Сможете?
  1. Актуализация знаний.

2.1. Игровая образовательная ситуация «Вспомните сказку»

Дидактические задачи:

  1. актуализировать умение отвечать на вопросы по содержанию знакомого произведения, соотносить содержание эпизодов сказки с содержанием иллюстраций.

-        Ребята, а что нужно сделать, чтобы рассказать сказку телезрителям?

-        Это очень ответственное дело, потому что сказку будут слушать много телезрителей, поэтому её надо рассказать последовательно, выразительно, ничего не пропустить. Настоящие телеведущие, прежде чем выступать в передаче, очень много репетируют. Я тоже предлагаю вам вспомнить и прорепетировать сказку.

-        Вы хорошо помните эту сказку? Давайте проверим.

Воспитатель задаёт детям вопросы по содержанию с использованием иллюстраций к сказке.

-        Как называется сказка?

  • С чего начинается сказка? (Жили-были муж и жена, и были у них сын Ванюшка и дочка Машенька. Один раз родители поехали в город, а дочке велели следить за братцем. Девочка их не послушалась и оставила братца одного. Прилетели гуси-лебеди и унесли мальчика.)
  • Что сделала Маша? (Она пошла искать братца.)
  • Кто помог ей сначала? Покажите нужную карточку- иллюстрацию. (Маше помогла печка. Она попросила Машу подбросить в нее дров и показала ей дорогу.)
  • Кто помог ей потом? (Потом ей помогла яблоня. Она попросила стрясти яблочки с ее веточек и показала, куда бежать дальше.) Найдите нужную иллюстрацию.
  • Кто еще помог Маше? (Потом Маше помогла молочная речка- кисельные берега. Она попросила убрать камень и рассказала, куда дальше идти.) Покажите.
  • Куда пришла Маша и что там увидела? (Маша пришла в дремучий лес и увидела избушку на курьих ножках. В избушке сидела Баба Яга, а перед окошком сидел Ванюшка.) Покажите карточку- иллюстрацию.

-Что сделала девочка? (Девочка схватила братика и побежала домой.)

-Кто помчался в погоню за детьми? (За ними полетели гуси- лебеди.)

-Кто опять помогал Маше с Ванюшей и прятал их от гусей? (Маше опять помогали речка, яблонька и печка.)

-Удалось ли гусям отнять Ванюшку? (Гуси-лебеди улетели к Бабе Яге ни с чем Что значит ни с чем? (Значит без всего, с пустыми руками.)

-Чем закончилась сказка?(Дети прибежали        домой, а тут  и родители приехали, привезли им подарки.)

-Как вы понимаете выражение «пустилась Маша домой со всех ног»? (Побежала очень быстро.)

  1. Затруднение в ситуации
  1. Игровая образовательная ситуация «Расскажите сказку без ошибок»

Дидактические задачи:

  1. под руководством логопеда формировать опыт фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания;
  2. создавать мотивационную ситуацию для поиска нового способа пересказа сказки.
  • Сможете последовательно, выразительно пересказать сказку и ничего не пропустить. Давайте попробуем. Дети пробуют составить коллективный пересказ. Возможны ошибки в пересказе: неточности, пропуски событий, заминки.
  • Смогли вы подготовиться к телепередаче?
  • Почему не смогли? (Потому что пока не знаем способа, который бы помог нам рассказать сказку последовательно и точно).
  • Значит, что нам надо сделать? (Придумать способ, который поможет нам рассказать сказку последовательно, без ошибок)

  1. Открытие нового знания.

4.1. Образовательная ситуация «Разложите картинки-иллюстрации по порядку»

Дидактические задачи:

  1. формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения;
  2. умение составлять план пересказа русской народной сказки посредством выкладывания иллюстраций к сказке по порядку.
  • Что делают взрослые, когда хотят запомнить всё, что им нужно сделать для достижения какой-то цели? (Записывают последовательность действий).
  • Что делают мамы, когда идут в магазин и хотят не забыть, что надо купить? (Составляют список покупки).
  • Другими словами, взрослые составляют план действий или покупок.

  • А что мы можем сделать, чтобы не забыть, что в сказке было сначала, что потом? (Составить план пересказа).
  • А как мы можем составить план, если ещё не умеем писать? (Составить схему или зарисовать эпизоды сказки, разложить рисунки по порядку, а потом рассказать по ним).
  • Это очень хорошая идея, но это долго, нам не хватит времени, чтобы нарисовать план.
  • Ой, ребята, у нас же есть иллюстрации к сказке «Гуси-лебеди». Может быть, они нам помогут? Как они могут нам помочь? (Можно разложить их по порядку, а потом рассказывать сказку по иллюстрациям).

-Хорошо, попробуйте разложить иллюстрации по порядку. (Дети, разделившись на 2 подгруппы, раскладывают иллюстрации по порядку).

  • Ребята, вы можете поменяться местами и проверить друг друга. Один комплект иллюстраций помещаем на магнитную доску.

1.        Включение нового знания в систему знаний детей.

Дидактические задачи: развивать умение совместно со сверстниками связно, последовательно и выразительно пересказывать художественное произведение по плану (опорным картинкам), интонационно передавая диалог действующих лиц.

План готов, нам пора в студию начинать запись телепередачи.

Предлагаю всем нам превратиться в лебедей и полететь в студию.

Физминутка. Подвижная игра «Лебеди летают»

Педагог приглашает детей на ковер и предлагает им сделать знакомое упражнение. Дети изображают, как лебеди летают. Они идут по кругу друг за другом, медленно и ритмично поднимают руки до уровня плеч и опускают их. На подъем рук делается глубокий вдох через нос. Опуская руки, дети делают выдох через рот.

-Вот мы и прилетели в студию. Превращаемся в детей. Внимание, приготовились. Включаю камеру.

Логопед представляет детей: «Здравствуйте, уважаемые девочки и мальчики! Сейчас вам дети подготовительной к школе группы детского сада «Родничок» расскажут русскую народную сказку

«Гуси-лебеди».

Коллективный пересказ сказки «Гуси-лебеди».

  1. Осмысление.

Дидактические задачи:        

рефлексия деятельности на ООД, создание ситуации успеха.

  • Ребята, где мы сегодня побывали?
  • Кому и чем вам удалось помочь?
  • Удалось        ли        нам        последовательно,        выразительно        рассказать сказку?
  • Почему нам это удалось? (Потому что мы научились составлять                план пересказа и пересказывать сказку по плану-картинкам).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по математике на основе принципа интеграции образовательных областей по сюжету русской народной сказки "Гуси-лебеди" (подготовительная группа)

Цель совместной деятельности взрослого и ребёнка: закрепить прямой и обратный счет в пределах 10,  представление о составе чисел 5-10, взаимосвязь целого и частей...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по образовательной области «Познавательное развитие» Путешествие в сказку «Гуси-лебеди»

Разработанный мной конспект НОД с детьми подготовительной группы по ФЭМП "Гуси-лебеди" соответствует возрастным особенностям детей и включает современные образовательные технологии: здоровье...

Конспект комплексной непосредственной образовательной деятельности по сюжету русской народной сказки «Гуси-Лебеди» в старшей группе.

Конспект комплексной непосредственной образовательной деятельности по сюжету русской народной сказки «Гуси-Лебеди» в старшей группе.Цель: закрепление и обобщение знаний познавательног...

Конспект непрерывной образовательной деятельности "Знакомство с русской народной сказкой "Гуси - лебеди"

Дети в игровой форме знакомятся с русской народной сказкой "Гуси -лебеди", узнают, как использывали гусей в быту....

План-конспект образовательной деятельности по теме «Путешествие по сказке «Гуси лебеди»»

План-конспект образовательной деятельности   по теме «Путешествие по сказке «Гуси лебеди»»приоритетная ОО «Познавательно-коммуникативная.»»интегриро...

Конспект образовательной ситуации Л.Г.Петерсон. Пересказ сказки «Гуси-лебеди»

Конспект образовательной ситуации Л.Г.Петерсон. Пересказ сказки «Гуси-лебеди» Образовательная область:    речевое развитиеВозрастная...