Мнемотехника как способ развития связной речи у детей.
презентация по развитию речи

Одним из главных и основополагающих условий всестороннего и полноценного развития детей на протяжении дошкольного возраста является грамотная, логически выстроенная красивая речь. Как правило, именно на протяжении дошкольного возраста складываются оптимальные и наиболее благоприятные условия для формирования полноценного лексикона.

 Для того, чтобы помочь малышам  усваивать новую информацию и развиваться, научиться логически излагать свои мысли, красочно и интересно рассказывать о себе и окружающем мире применяются специально созданные приемы и коммуникативные методики. И одним из таких приемов является использование мнемотаблиц в развитии речи детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotehnika_kak_sposob_razvitiya_svyaznoy_rechi_u_detey.pptx1006.37 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мнемотехника как способ развития связной речи у детей. Подготовила: Воспитатель МБДОУ № 23 « Кораблик » г. Симферополь Калужинская Н.И.

Слайд 2

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Основа мнемотехники заключается в том, что весь текст представляется в последовательных картинках. На основе визуальных символов дети запоминают информацию в необходимой последовательности и в результате могут ее повторить, опираясь на картинки, которые включают в себя предметы, свойства, явления и т.д. Цель обучения мнемотехнике - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи. «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучится, но свяжите двадцать таких же слов с картинками, и он их усвоит на лету». К. Д. Ушинский

Слайд 3

Начиная работу по технологии мнемотехника, воспитатель ставит перед собой следующие задачи: 1. способствовать развитию основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления; 2. способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот образы в абстрактные символы; 3. способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции; 4. способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей; 5. содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе; 6. способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их; 7. создать условия способствующие взаимодействию и сотрудничеству с родителями детей.

Слайд 4

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Как любая работа строится от простого к сложному. Начинают работу с простейших мнемоквадратов . Мнемоквадрат – понятное изображение, которое обозначает одно слово или словосочетание. Затем воспитатель усложняет задание, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2 - 3 предложения.

Слайд 5

Самая сложная структура – это мнемотаблицы . Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение. Первоначально таблицы составляют воспитатели, родители, потом к этому процессу можно подключить и ребенка. Таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком.

Слайд 6

Мнемотаблицы -схемы можно использовать: для ознакомления детей с окружающим миром; при заучивании стихов; при пересказах художественной литературы; при обучении составлению рассказов; при отгадывании и загадывании загадок; для обогащения словарного запаса; при обучении составу числа; при воспитании культурно-гигиенических навыков; при воспитании навыков самообслуживания; при ознакомлении с основами безопасности жизнедеятельности. Чтобы мнемотаблица , как наглядно-практическое средство познания, выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований: чётко отражать основные свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью; быть простой для восприятия и доступной для воспроизведения и действий с ней; соответствовать уровню развития детей.

Слайд 7

Основные правила развития при помощи мнемотаблиц : п ри применении мнемотехники для развития речевого аппарата у детей дошкольного возраста следует помнить, что большинство детей без предварительной подготовки чрезвычайно сложно воспринимают данную методику обучения; н а самых начальных этапах учебного процесса по развитию речи для дошкольников лучше всего использовать более понятные и простые для восприятия мнемоквадраты ; к артинки в черно-белых тонах вряд ли вызовут заинтересованность у маленьких детей, а поэтому необходимо использовать красочные изображения в ярких тонах; к оличество картинок в мнемодорожке не должно быть чрезмерным, так как это усложняет для ребенка восприятие любой информации. Максимально допустимое количество изображений в дорожке не должно превышать 8-9 картинок. таблицы не должны дублировать одну и ту же тематику – все они должны быть разными и относится к совершенно разнообразным сферам.

Слайд 8

Результаты обучения посредством мнемотаблиц . В преимущественном большинстве случаев обучение и развитие речи посредством мнемотаблиц у малышей дошкольного возраста проходит успешно: дети значительно расширяют свой кругозор и познания об окружающем мире, у них заметно развивается фантазия, они начинают активно придумывать свои собственные сюжеты и занимательные рассказы. у ребят появляется усиленный интерес к различным стишкам и получению новой информации об окружающем мире, расширяется лексикон, появляется готовность выступать перед слушателями. Мнемотехника связной речи дошкольников – это популярная и распространенная методика, действие которое направлено на улучшение процедуры запоминания материала, развитие ассоциативного мышления и красивой, грамотной связной речи.

Слайд 9

Список литературы: Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники Т.В. Большова / Спб.,2005 — 71с. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи /Воробьева В.К. – М., 2005 — 114с. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников / Ефименкова Л.Н. – М., 1985 — с.92 Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием // Глухов В.П. Дошкольное воспитание 2004г. № 6, с.6 Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми // Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008, с.16 Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М., 2007 — с.18 Кудрова Т.И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи // Кудрова Т.И. Логопед в детском саду 2007 № 4 с. 51-54. 8. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Омельченко Л.В. Логопед. 2008. №4. - с.102 -115 Полянская, Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста», 2009. Малетина , Н. «Моделирование в описательной речи детей с ОНР», 2004. Чохонелидзе , Н. «Учим стихи по картинкам», 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мнемотехника как способ развития связной речи у детей дошкольного возраста

В  развитии речи особое место занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развитие умений выразительно воспроизводить стихи и п...

Консультация для педагогов “Мнемотехника как способ развития связной речи у детей”

Консультация для педагогов“Мнемотехника как способ развития связной речи у детей”  «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестнымему пяти словам – он будет долго и  ...

Презентация "Мнемотехника как способ развития связной речи у детей"

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер, у детской памяти удивительное свойство – исключительная фотографичность.При об...

Консультация для педагогов:Мнемотехника как способ развития связной речи у детей

Мнемотехника как способ развития связной речи у детей...

" Мнемотехника как способ развития связной речи у детей "

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26696592","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Мнемотаблицы используются для решения следующих задач:1. Развитие связной речи:- обогащения...

Мнемотехника как способ развития связной речи у детей

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи. Цель обучения мнемотехнике - развитие памяти,...