Занятие по развитию речи в подготовительной группе "Лес, деревья"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

В ходе провдения данного занятия ребята закрепять полученные ранне знания о деревьях. о видах деревьев. Поиграют в различные дидактические игры. Научатся составлять описательный рассказ о деревьях с опорой на мнемотаблицу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi_derevya.doc559 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Детский сад № 28»

КОНСПЕКТ

занятия по развитию речи

в подготовительной группе

с использованием современных образовательных технологий и методов

ТЕМА «ТАКИЕ РАЗНЫЕ ДЕРЕВЬЯ»

Воспитатель: Новикова Ю.В.

Биробиджан, 2023

Группа: подготовительная логопедическая № 5

Продолжительность: 30 минут

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Цель: создание условий для развития речи детей посредством
мнемотаблицы и средств ИКТ.

Задачи:
Образовательные:

- уточнять, закреплять и расширять словарь по теме «Деревья»;

- закреплять знания о деревьях;

- формировать умение детей составлению описательного рассказа с опорой на мнемотаблицу, используя полученные ранее знания;

- обобщать знания о деревьях и листьях, умение распознавать лист определенного дерева;

- упражнять детей в словообразовании относительных прилагательных к

существительным;

- уточнять знания детей о пользе деревьев.

Развивающие:
- развивать речевую активность детей;

- развивать зрительное и слуховое восприятие;

- развивать общую моторику, координацию речи с движением;

- развивать память, творческое воображение, логическое мышление.

Воспитательные:

- воспитывать доброжелательность;

- воспитывать умение слушать собеседника;

- воспитывать активность, инициативность, самостоятельности.

Оборудование: листики различных деревьев, иллюстрации деревьев к листьям, мяч, мнемотаблица «Расскажи о дереве», интерактивная игра, листочки разных цветов (желтый, красный) для самооценки детьми.

1. Организационный момент

- Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с нашими

гостями (Здравствуйте)

- Ребята, посмотрите, какой беспорядок. Я открывала окно, чтобы
проветрить группу, и теперь… (Под ногами, больше около окна
рассыпаны листья: дубовые 2, березовые 2, кленовые 2, рябиновые 2, осиновые 2, тополиный)

- Что это?

- Как эти листья сюда попали? (Ветер принес в окно)

- Возьмите каждый по одному листочку (Дети собирают)

-Как вы думаете, что нужно сделать с этими листочками? (Вернуть деревьям)

-А где деревья растут? (В лесу)

- Я предлагаю вам отправиться в лес. Вы согласны?

2. Основная часть

- С помощью одинаковых листочков найдите себе пару.

Дети строятся за воспитателем парами и шагают по группе:

- Повторяйте за мной:

Ша-ша-ша - мы шагаем неспеша;

Шо-шо-шо – это очень хорошо;

Ши-ши-ши – эй последний, поспеши.

На доске прикреплены деревья: клен, каштан, рябина, дуб, осина, береза, тополь, сосна, ель.

-Вот мы и очутились в лесу.

- Вы должны найти дерево, с которого упал ваш листочек.

- Послушайте, как вам нужно будет выполнить задание. Этот листок упал с тополя. Это тополиный листок.

Дети по образцу воспитателя должны сказать, чей это листок и прикрепить на дерево.

Игра «С какого дерева листок»

- Этот листок упал с клена. Кленовый листок.

- Этот листок упал с рябины. Рябиновый листок.

- Этот листок упал с берёзы. Берёзовый листок.

- Этот листок упал с осины. Осиновый листок.

- Вот это листок с дуба. Дубовый листок.

- Какие деревья остались без листьев? (ель и сосна)

-Почему? (Потому что это хвойные деревья. У них нет листьев, а вместо них - иголки)

- Молодцы. Вы очень хорошо справились с заданием. А кто знает приметы осени?

- Если в сентябре листья на деревьях держатся крепко - зима будет поздней.
- Если листья с дуба опадают дружно - зима будет мягкая, не все сразу - суровая.
- В лесу много рябины - осень будет дождливая, мало - сухая.

- Поздний листопад - к суровой, долгой зиме.

- Богатый урожай желудей на дубах - на теплую зиму.

- Молодцы.

- Ребята, с глубокой древности поклонялись люди дереву. Много обычаев осталось с тех давних времен. Деревья сажали в память о великих событиях, в знак дружбы и мира между народами, в честь рождения ребенка: если рождался сын - сажали дуб, если дочь - сосну или березу. У каждого
народа были свои священные деревья, а вот дуб-богатырь прославляется в народных песнях и сказаниях у многих народов.

- Ребята, давайте проверим, насколько вы внимательны. Сейчас я буду произносить слова. Постарайтесь их запомнить и определить, какое из этих слов не имеет отношения к осени. Нужно будет назвать лишнее слово и почему вы думаете именно так.


Упражнение «Будь внимательным» (Развитие речевого слуха, памяти,
мышления)

В: - Дождь, листопад, метель, гриб.

Дети: - Лишнее слово метель. Метель бывает зимой.

В: - Дуть, опадать, собирать, загорать.

Дети: - Лишнее слово загорать. Люди загорают летом.

В: - Дождливый, пасмурный, морозный, золотой.

Дети: - Лишнее слово морозный. Морозные дни бывают зимой.

В: - Вы были очень внимательными.

- А сейчас давайте немного отдохнем.

Физминутка «Выросли деревья в поле»

Выросли деревья в поле.

Хорошо расти на воле! (Потягивания - руки в стороны)

Каждое старается,

К небу, к солнцу тянется. (Потягивания, руки вверх, встать на носочки)

Вот подул веселый ветер,

Закачались тут же ветки. (Дети машут руками)

Даже толстые стволы

Наклонились до земли. (Наклоны вперед)

Вправо-влево, взад-вперед -

Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)

Он их вертит, он их крутит.

Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)

Ветер стих. Взошла луна.

Наступила тишина. (Дети садятся)

- Ребята, а сейчас я предлагаю поиграть ещё в одну игру:

Игра «Сосчитай» (проводится с мячом)

Один осиновый лист - 2…. 5…

Один длинный корень - 2…. 5….

Одна маленькая ветка- 2…5….

Одно красивое дерево - 2…5…

Одна нежная почка - 2…5….

Одна стройная берёза - 2…. 5…

Один могучий дуб - 2…. 5….

Одна молодая осина - 2…. 5….

Один высокий клён - 2…. 5….

Один огромный тополь - 2…. 5….

- Молодцы, ребята! А почему в народе говорят: «Дерево ценят по плодам, а человека по делам»?

Потому что человек делает хорошие дела и его по этим делам его оценивают. Для того чтобы получить хорошие плоды с дерева, за ним нужно ухаживать.

- А какие плоды деревьев вы знаете? (Яблоки, ягоды, шишки д.р.).

- Замечательно! Плоды деревьев вы знаете. Ну а сейчас мы проверим, знаете ли вы какое значение имеют деревья в жизни человека и в природе?

Я называю, а вы отвечаете. Вы готовы?

• Шишки (птицам семена, орехи для людей);

• Ствол (для строительства дома, дрова для отопления);

• Дерево (очищает воздух).

- Молодцы! Присаживайтесь на стулья.

- Ребята, а теперь я предлагаю вам подробнее рассказать о каждом дереве, которое можно встретить в лесу и на городских улицах. Для этого мы будем использовать схему. Послушайте пример моего рассказа. Рассказывать я буду о дереве дуб.

- Это дерево дуб. Оно растет в лесу, иногда встречается в городе. Это высокое дерево с толстым стволом. Лиственное. Осенью на дереве появляются желуди, которыми питаются кабаны. Из дерева дуба можно делать крепкую мебель.

- Молодцы! Все хорошо справились с заданием и очень подробно рассказали о каждом дереве.

- А теперь, ребята, чтоб закрепить полученные сегодня знания, я предлагаю вам поиграть в игру.

(проводится интерактивная игра на ноутбуке)

3. Итог

- Сегодня мы с вами убедились, что мир деревьев - удивительный мир! В

лесу, среди деревьев, человек отдыхает от городского шума, слушает пение

птиц, шелест листвы, наслаждается красотой!

- Нам пора возвращаться в детский сад. На прощание давайте подарим лесу листочки. Если вам понравилось в лесу и выполнили все задания правильно, подарите желтый листочек, если встретились трудности, то красный.

- Постройтесь парами. Идите за мной и повторяйте.

- Ша-ша-ша - мы шагаем неспеша;

Шо-шо-шо - это очень хорошо;

Ши-ши-ши - эй последний, поспеши.

- Вот мы и в детском саду. Понравилось наше путешествие?

- Спасибо, вам ребята за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по развитию речи в подготовительной группы по теме "Деревья наших лесов"

Расширить представление детей о деревьях;  учить согласовывать прилагательные с сущуствительными....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Лес, деревья"

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Лес, деревья"...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Деревья"

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Деревья"...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной логопедической группе на тему: "Осень. Деревья Осенью"

Конспект поможет воспитателю логопедической группы в проведении занятия с детьми по развитию речи по теме "Осень. Деревья осенью"...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе "Путешествие к Дереву Мудрости"

Программное содержание Цель: Обогащать и активизировать речь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи Задачи: Образовательные • Упражнять в умении определять первый и последний звук в слов...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Волшебное дерево знаний»

Цель: Развитие коммуникативной  деятельности  детей старшего дошкольного возраста посредством  дидактических игр речевого содержания.              ...