Технологическая карта НОД
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Акимова Елена Александровна

Познавательное развитие, речевое развитие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта НОД

Образовательная область

«Речевое развитие», «Познавательное  развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Возраст детей, группа

5-6 лет

Тип НОД

Открытие нового знания

Тема НОД

«Составление коротких рассказов»

Цель

Формировать умение составлять самостоятельно короткие рассказы по скороговоркам.

Задачи

Упражнять в умении различать на слух звуки з и ж, находить слова с заданными звуками и выделять их из фраз; закреплять умение произносить звуки протяжно, четко, с различной силой голоса (громко, тихо); упражнять в четком, внятном произнесении слов и фраз с этими звуками с различной громкостью и в различном темпе; упражнять в определении местонахождения ударного слога в двухсложном слове  – («Речевое  развитие»)      

Закрепить знания о внешнем виде и повадках животных  – («Познавательное  развитие»)                                                                                                                              

Упражнять в изображении предметов на заданный звук самостоятельно; продолжать формировать умение выполнять движения под музыку – («Художественно-эстетическое развитие»)                                                                                                                                                                                                                                                            

Материал

игрушки, цветные карандаши, альбомные листы.

Предполагаемый результат

Дети умеют составлять самостоятельно короткие рассказы по скороговоркам.

Этапы

Деятельность воспитателя, логопеда

Методы, приемы

Деятельность воспитанника

Предпосылки учебной деятельности

Контроль результатов деятельности

Этапные задачи: Создать условия для возникновения у детей мотивации включения в игровую деятельность, сформировать и зафиксировать «детскую» цель – помочь продавцам расставить игрушки на полки.

I. Введение в ситуацию

Воспитатель собирает детей около себя и задает вопросы «Вы любите играть? Во что вы любите играть? Где продают игрушки?»

Предлагает детям отправиться в магазин игрушек, чтобы помочь продавцам расставить игрушки на полки

беседа

Дети отвечают на вопросы воспитателя, принимают  предложение отправиться в магазин игрушек.!

Дети фиксируют детскую цель помочь продавцам расставить игрушки на полки.  

Личностные,

Коммуникативные

Желание детей включится в деятельность.

Ответы на вопросы.

Этапные задачи: Актуализировать умение произносить звуки з и ж; умение выделять заданный звук в слове и находить место звука.

II. Актуализация знаний

Логопед  протяжно произносит звуки – з, ж. Просит детей повторить. Предлагает устроить соревнование, кто дольше потянет звук.

Игра «Расставь игрушки»

Воспитатель рассказывает детям, что продавцам нужно расставить игрушки на полки по заданному звуку.

Практический

словесный

Дети повторяют произнесение звуков –з, ж.

Двое детей соревнуются, кто дольше протянет звук (один ребенок – з; другой звук -  ж)

Дети помогают продавцам расставить игрушки (на 1 полку – со звуком з; на вторую полку -  со звуком ж). при расставлении игрушек дети называют слово, звук и место звука в слове.

Познавательные

Регулятивные

Личностные

Коммуникативные

выполнение инструкции логопеда.

Этапные задачи: создана мотивационная ситуация для  возвращения игрушек на полки

III Затруднение в ситуации

Д/игра «Кого не стало?»

Воспитатель предлагает детям закрыть глаза, убирает игрушку и просит детей назвать, кого не стало. (Делается две перестановки)

Воспитатель предлагает детям вернуть игрушки назад. Задает вопрос: «Как можно вернуть игрушки?» Предлагает детям выполнить задания, чтобы вернуть все на свои места.

Словесный

Практический

Дети внятно и четко произносят название животного, которого не стало.

Дети предлагают варианты возвращения игрушек

Познавательные

Регулятивные

Личностные

Коммуникативные

Ответы на вопросы

Этапные задачи: сформировать умение составлять короткие рассказы. Организовать активный отдых детей.

IVОткрытие нового знания или способа действий

Воспитатель предлагает послушать стихотворение. Задает вопросы: «О ком стихотворение? Какой звук чаще всего слышится в нем?»

На замок закрыли зайку,

Он сидит и ждет хозяйку.

Предлагает составить короткий рассказ о зайке. (Возвращается игрушка зайки)

Аналогичная работа проводится со стихотворением про жука.

Жук в коробочке лежит

И от холода дрожит

Игра «Зайки на лесной полянке»

Воспитатель предлагает детям представить, что они оказались на лесной полянке и под музыку изобразить зайчат на лесной полянке

словесный

Дети внимательно слушают стихотворение, находят звук, который слышится чаще всего в этом стихотворении, составляют короткий рассказ о зайке (по опорной схеме).

Аналогично дети проводят работу со стихотворением про жука

Дети изображают животных под музыку

Коммуникативные

Личностные  

Регулятивные

Познавательные

Ответы на вопросы.

составление коротких рассказов

Этапные задачи: закрепить умение произносить фразы с различной громкостью и в различном темпе, умение составлять короткие рассказы на заданную тему, умение рисовать предметы с заданным звуком, умение делить слова на слоги и ставить ударение.

V Введение новых знаний в систему знаний

Д/игра «Повтори по-разному»

Воспитатель рассказывает, что работники  магазина благодарят детей за помощь и предлагают поиграть со словами.

Логопед предлагает произнести чистоговорку тихо, потом громко

 За-за-за – приближается гроза.

Предлагает произнести медленно, потом быстро

Жа-жа-жа – залетели два чижа.

Предлагает произнести скороговорку медленно, чуть быстрее, совсем быстро

Волк на лужайке  - задрожали зайки

Упражнение «Составь рассказ»

Воспитатель предлагает детям составить короткий рассказ на тему «Волк на лужайке  - задрожали зайки».

Игра «Подарки»

Воспитатель предлагает помочь нарисовать подарки для отдела подарков. (Девочкам предметы со звуком з; мальчикам – со звуком ж).

Воспитатель рассказывает детям, что наступил вечер и пора закрывать магазин. Задает вопрос: «Что нужно для того, чтобы  закрыть магазин?» Предлагает разделить слово замок на слоги, назвать первый слог, второй и поставить ударение голосом. Задает вопросы: «А какое слово получится, если ударение упадет на первый слог? Что такое замок?»

Словесный

Дети произносят чистоговорки и скороговорки с различной  громкостью и в различном темпе.

2-3 ребенка составляют короткий рассказ на тему «Волк на лужайке – задрожали зайки»

Дети рисуют подарки с заданным звуком.

Дети делят слово замок на слоги, называют первый слог, второй и ставят ударение. Отвечают на вопросы воспитателя. Закрывают магазин на замок.

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

выполнение инструкции

Этапные задачи: провести рефлексию деятельности на занятии; фиксирование детьми достижения «детской» цели - смогли помочь продавцам расставить игрушки на полки, вернуть исчезнувшие игрушки на место.

VI Осмысление (итог)

 Воспитатель собирает детей около себя и задает вопросы: «Понравился  вам наш поход в магазин? Что больше всего понравилось? Что мы делали в магазине? Кому помогали?»

Воспитатель хвалит детей и говорит, что они смогли помочь продавцам расставить игрушки на полки, вернуть исчезнувшие игрушки на место, составить рассказы про животных и закрыть магазин на замок.

Словесный

Дети отвечают на вопросы воспитателя, делятся своими впечатлениями

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Ответы на вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по сенсорике "Разрезные картинки"

Технологическая карта по сенсорике "Разрезные картинки"...