Картотека игр на речевое развитие в подготовительной группе.
картотека по развитию речи (подготовительная группа)

Петрова Екатерина Александровна

В картотеке представлены игры на  воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, обогащение словарного запаса, развитие связной речи.
Развивая  речь, у ребенка развивается   мышление, учится общаться   в социуме, чувствует себя  увереннее в общении со сверстниками и взрослыми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoneka_rechevyh_igr_na_sayt.docx23.37 КБ

Предварительный просмотр:

 

Картотека речевых игр для подготовительной к школе группы.

 

Игры на формирование грамматического строя речи.

Игра "Кто кого обгонит?" 

Цель: формирование умения правильно согласовывать слова в предложении в винительном падеже.

Для этой игры понадобятся картинки с изображением животных, транспорта, людей или насекомых. Всё зависит от Вашей фантазии.

Показываем ребёнку две картинки и задаём вопрос: "Кто кого обгонит?" Заяц и черепаха… (Заяц обгонит черепаху).

Гусеница и змея… (Змея обгонит гусеницу).

Поезд и самолёт… (Самолёт обгонит поезд).

Мотоцикл и велосипед… (Мотоцикл обгонит велосипед). Человек и машина… (Машина обгонит человека).

 

Игра "Мама потерялась" 

Цель: формирование умения правильно согласовывать слова в предложении в родительном падеже, развитие словаря, закрепление обобщающих понятий "Дикие животные" и "Домашние животные".

В этой игре нам понадобятся картинки с изображением диких и домашних животных и их детёнышей. Детёныши потерялись, а мамы их ищут и никак не могут найти. Надо обязательно помочь мамам найти своих малышей.

Пример: Корова ищет (телёнка). Вот телёнок.

Лошадь ищет (жеребёнка).

Свинья ищет (поросёнка).

Собака ищет (щенка).

Кошка ищет (котёнка).

Коза ищет (козлёнка).

Овца ищет (ягнёнка).

Лисица ищет (лисёнка).

Зайчиха ищет (зайчонка).

Волчица ищет (волчонка).

Игра "День рождения Мишутки" 

Цель: развитие умения правильно согласовывать существительные в дательном падеже.

Для этой игры нам понадобятся картинки с изображением рыбы, моркови, грибов, зерна, травы, белки, лисы, зайца, ежа, курицы, коровы и медведя.

Мишутка пригласил к себе на день рождения друзей. Гости ещё не пришли, но для них уже готово угощение. Попробуем угадать, кого же Мишутка ждёт в гости.

Пример:

Орехи - белке. Мишутка ждёт белку.

Рыба … - Мишутка ждёт…

Морковь … - Мишутка ждёт…

Грибы … - Мишутка ждёт…

Зерно … - Мишутка ждёт…

Трава … - Мишутка ждёт…

 

Игра «Из чего сделано».

Взрослый, бросая мяч говорит: «Сапоги из кожи», а ребенок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные»

 

Игра «Посчитай - ка» 

Цель: учить образовывать множественное число имени существительного.

Например: Счет до 5 со словом лиса.

Одна лиса, две лисы, три лисы, четыре лисы, пять лис. Можно посчитать зайцев, медведей, ежей и т.д

 

Игра на образование сложных слов. 

Цель: учить детей образовывать сложные слова из двух простых слов.

Ход игры: У курицы короткий хвост – она короткохвостая.  

У гусыни белая голова – она белоголовая.

У зайца длинные уши – он длинноухий. У цапли длинные ноги – она длинноногая.

 

Игра «Подумай и назови». 

Цель: упражнение детей в образовании прилагательных от существительных  

Образец ответа: Если на рубашке грязь, то рубашка грязная. При затруднении задается вопрос «какая?» («какой?»).  

Примерный речевой материал:  

Если на улице очень холодно, то день ...

Если на улице шум, то улица ...  

Если человеку сопутствует удача, то человек ...  

Если у человека талант, то человек ...  

Если весь день идет дождь, то день ...

Если корова приносит людям пользу, то корова ...  Если у человека есть здоровье, то человек ...

 

Игры для развития связной речи.

 

Игра «Найди картинке место» 

Цель: учить соблюдать последовательность хода действия. Формировать умение составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.

Материал: наборы серийных картинок для выкладывания. Ход игры

Перед ребенком выкладывают серию картинок, но одну картинку не помещают в ряд, а дают ребёнку с тем, чтобы он нашёл ей нужное место. После этого просят ребёнка составить рассказ по восстановленной серии картинок.

 

Игра «Составь два рассказа»

Цель: учить различать сюжеты разных рассказов.

Ход игры. Перед ребёнком кладут вперемешку два набора серийных картинок и просят выложить сразу две серии, а затем составить рассказы по каждой серии.

 

Игра «Что изменилось?» 

Цель: развивать внимание, связную речь, умение описывать предмет.

Ход игры. На столе расположены предметы в определенной последовательности.

Посмотрите внимательно на предметы, запомните, как они расположены.

Потом, когда вы отвернетесь, я что-то изменю. Когда вы повернетесь обратно, вы должны внимательно посмотреть, как лежат предметы, и сказать мне что изменилось?

Усложнение: 

  • Описать предмет, которого не стало
  • Рассказать о месте, где он стоял – На какой звук начиналось название этого предмета
  • В названии каких еще предметов есть этот звук?

Игра «Почемучкины вопросы»

Цель: развивать у детей связную речь, мышление.

Ход игры

  1. Почему птицы улетают на юг?
  2. Почему наступает зима?
  3. Почему ночью темно?
  4. Почему зимой нельзя купаться в реке?
  5. Почему летом жарко?
  6. Почему медведь зимой спит?
  7. Почему заяц зимой белый?
  8. Почему дома нельзя играть с мячом?
  9. Почему из трубы идет дым?
  10. Почему в доме делают окна?
  11. 11. Почему листья на деревьях появляются весной?

 

Игра «Потому что…» 

Цель: развивать у детей связную речь, мышление.

Ход игры. Рассуждения и ответы на вопросы:

«Я мою руки потому, что…»

  • Почему ты идёшь спать? и т. д. Объясни.

Взрослый даёт задание ребёнку: «Я сейчас произнесу предложение, а ты ответишь на мой вопрос»

Собака идёт на кухню. Она выпивает молоко кошки. Кошка недовольна.

  • Объясни, почему кошка недовольна?

 

 

 

Игра «Если бы...» 

Цель: развивать у детей связную речь, воображение, высших форм мышления – синтез, прогнозирование, экспериментирование.

Ход игры. Взрослый предлагает детям пофантазировать на такие темы, как:

«Если бы я был волшебником, то ...»

«Если бы я стал невидимым ...»

«Если весна не наступит никогда ...»

 

Игра «Составь рассказ» 

Цель: учить составлять небольшие рассказы о людях разных профессий; Ход игры. Дети учатся составлять рассказы о профессиях.

Взрослый  дает образец: «Это доктор. Он лечит людей. Каждому больному он прописывает разные лекарства. Доктор смотрит горло, слушает, меряет температуру, делает уколы.

Следуя образцу, дети составляют по картинкам короткие рассказы о профессии продавца, парикмахера, летчика и т.д.

 

Игра «Нарисуй сказку» 

Цель: учить составлять рисуночный план к тесту, использовать его при рассказывании. Ход игры

Ребёнку читают текст сказки и предлагают ее записать с помощью рисунков.

Таким образом, ребёнок сам изготавливает серию последовательных картинок, по которым потом рассказывает сказку. Сказка должна быть

краткой. Конечно, можно ребёнку помочь, показать, как схематично

нарисовать человека, домик, дорогу; определить вместе с ним, какие эпизоды

сказки обязательно надо изобразить, т.е. выделить главные повороты сюжета.

 

Игра «А я бы…» 

Цель: развивать творческое воображение. Учить свободному рассказыванию. Ход игры

После прочтения ребёнку сказки предложите ему рассказать, что бы он сделал, если бы попал в данную сказку и стал бы одним из главных персонажей.

 

Игра «Закончи сам»

Цель: развивать у детей воображение, связную речь.

Ход игры

Педагог рассказывает детям начало сказки или рассказа, а детям дается задание продолжить или придумать концовку.

 

Игра «Придумай рекламу книге (платью и т.д.)» 

Цель: развивать умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику. Ход игры

Ребенок должен рассказать о предмете коротко, ясно, обращая внимание на характерные детали.

 

 

Игра «Опиши-угадай» 

Цель: формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем. Развивать монологическую форму речи. Ход игры

Ребенок должен описать внешний вид другого ребенка, а остальные дети должны назвать, о ком говорил их товарищ.

 

Игра «Опиши игрушку» 

Цель: развивать у детей умение строить предложения со словамипредметами, словами-признаками, словами-действиями.

Материал: игрушки животных.

Ход игры

Постепенно упражнения можно усложнять, добавляя новые признаки предметов и расширяя их.

Перед ребенком следует поставить несколько игрушек животных и описать их.

Лиса – это животное, которое живет в лесу. У лисы рыжая шерсть и длинный хвост. Она ест других мелких животных.

Заяц – это небольшое животное, которое прыгает. Он любит морковку. У зайца длинные уши и очень маленький хвостик.

 

Игра «Волшебный мешочек» («Черный ящик») 

Цель: развивать воображение, умение рассказывать о характерных свойствах описываемых предметов, их предназначении, материалах, из которых они сделаны, определять тематическую группу, к которой относятся предметы.

Материал: коробка с предметом.

Ход игры

В мешочек или коробку кладется предмет (можно картинку).

Дети постепенно определяют, что лежит в мешочке (ящике), задавая вопросы об определенных свойствах и признаках предметов: «Это игрушка? Она деревянная? Она пластмассовая? Ее можно катать? И т.д.».

 

 

 

Игра  «Чего на свете не бывает» 

Цель: учить находить и обсуждать ошибки, при рассматривании картинкинелепицы. Ход игры

Рассмотрев картинки-нелепицы, попросить ребёнка не просто перечислить неправильные места, но и доказать, почему данное изображение ошибочное. Тогда получится полное описание картины, да еще и с элементами рассуждения.

 

Игры на пополнение словарного запаса.

 

Игра «Наоборот». 

Цель – упражнение в подборе антонимов (слов – неприятелей).

Ход игры.  Взрослый  говорит, что к нам пришёл в гости ослик. Он очень хороший, но вот в чём вся беда: он очень любит всё делать наоборот. Мама – ослица с ним совсем замучилась. Стала она думать, как же сделать его менее упрямым. Думала, думала, и придумала игру, которую назвала «Наоборот».

Стали мама-ослица и ослик играть в эту игру и ослик стал не такой упрямый.

Почему? Да потому что всё его упрямство во время игры уходило и больше не возвращалось. Он и вас решил научить этой игре. Далее взрослый играет с детьми в игру «Наоборот»: кидает ребёнку мяч и называет слово, а ребёнок, поймавший мяч, должен сказать антоним этому слову (высокий – низкий) и бросить мяч взрослому.

 

Игра «Скажи иначе» 

Цель: учить детей подбирать синонимы.

Унылая пора - скучная, грустная, тоскливая, хмурая, печальная.

Небо серое - темное, холодное, пасмурное.

Деревья нагие - голые, обнаженные (без листвы).

Высохли цветы - завяли, зачахли.

Корм- пища, еда, продовольствие.

Долгий - продолжительный, длинный, длительный. И т.д.

 

 Игра «Наоборот» 

Цель: – упражнение в подборе антонимов (слов – неприятелей).

Ход: 

Нам с тобой пришёл черёд

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово «высоко», а ты ответишь … («низко»).  Скажу я слово «далеко», а ты ответишь … («близко»).

Скажу я слово «потолок», а ты ответишь («пол»).

Скажу я слово «потерял», а скажешь ты («нашёл»)!

Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты … («храбрец»). Теперь «начало» я скажу – ну, отвечай, … («конец»).

 

«Репортер» 

Ребёнку дают в руки игрушечный микрофон, и он отвечает на вопросы журналиста. В руках педагога тоже микрофон.

План вопросов:

Что это? (Головной убор …).

Из каких частей состоит?

Какого цвета?

В какое время года носят?

Кто одевает? (мужчины, женщины, дети).

 

 

Игра «Что бывает»? 

Цель – развитие умения соотносить слово – предмет со словом – признаком и правильно их согласовывать.

Эта игра похожа на предыдущую. Отличие состоит в том, что к слову – признаку подбирается как можно больше слов – предметов. -Зелёный – помидор, крокодил, цвет, фрукт, …

-красное – платье, яблоко, знамя, …

 

Игра "Подбери словечко" 

Цель: расширение словарного запаса, развитие умения согласовывать прилагательное с существительным.

В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу.

Про что можно сказать "свежий"… (воздух, огурец, хлеб, ветер);

"старый"… (дом, пень, человек, ботинок); "свежая"… (булочка, новость, газета, скатерть); "старая"(мебель, сказка, книга, бабушка); "свежее"… (молоко, мясо, варенье); "старое"(кресло, сиденье, окно).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Критерии и показатели для оценки динамики индивидуального развития детей по образовательной области « Речевое развитие» в подготовительной группе

Критерии и показатели для оценки динамики индивидуального развития детей по  образовательной области « Речевое развитие»в подготовительной группе...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство речевого развития дошкольников»

Конспект  организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство ...

Картотека игр по речевому развитию для подготовительной к школе группы

Речевые игры направлены на развитие связной речи, формирование звуковой культуры речи, фонематического слуха, грамматического строя речи, расширение активного словаря дошкольника. Упражнять в составле...

Картотека игр по речевому развитию в подготовительной группе.

Картотека игр по речевому развитию в подготовительной группе...

Обобщение опыта по теме самообразования в подготовительной группе "Речевое развитие детей подготовительной группы посредством дидактических игр"

Целью моего самообразования было повысить  профессиональную компетентность  по вопросу развития речевой системы у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС. Создать условия для развит...

25.09.2023г. "Картотека словесных игр по речевому развитию в подготовительной группе"

Картотека словесных игр по речевому развитию в подготовительной группе...