Игры с прищепками для развития речи дошкольников
консультация по развитию речи

Князева Анна Александровна

На начальном этапе работы, мы знакомим детей с прищепками, и рассказываем о их предназначении в быту. Затем, показываем, как открыть и закрыть прищепку, предлагаем выполнить эти операции самостоятельно. Иногда, приходится выполнять какие-то действия вместе с ребенком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_s_prishchepkami.docx15.84 КБ

Предварительный просмотр:

Игры с прищепками

для развития речи дошкольников

На начальном этапе работы, мы знакомим детей с прищепками, и рассказываем о их предназначении в быту. Затем, показываем, как открыть и закрыть прищепку, предлагаем выполнить эти операции самостоятельно. Иногда, приходится выполнять какие-то действия вместе с ребенком.

При выполнении самомассажа, который оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц,  захватывается вся верхняя фаланга пальцев. Исходное положение для упражнений с прищепками: согнутая в локте рука стоит на столе. Прищепка удерживается указательным и большим пальцами параллельно столешнице [6, с. 4].  Детям предлагаем «дорисовать» прищепками крылья, иголки, хвосты, или ритмично открывая и закрывая прищепку проговаривать слова, например:

Хитрая плутовка, рыжая головка.
Ротик открывает, зайчиков пугает [6, с. 5].

Или можно выполнить такое упражнение:  поочерёдно «кусаем» прищепкой ногтевые фаланги от указательного к мизинцу и обратно на ударные слоги стиха. После первого двустишья – смена рук.

Кусается сильно котёнок-глупыш,
Он думает: это не палец, а мышь.
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться,
Скажу тебе: «Кыш!»

Игры с прищепками способствуют  активизации словарного запаса, поскольку все предметы, а также недостающие детали, ребёнок оречевляет. Например: Это зайчик. У зайчика не хватает ушек. Две белые прищепки могут быть «ушками» у силуэта зайчика (даем малышу силуэт зайки без ушек, а он прикрепляет пальчиками прищепки – ушки). Или игра «Кто чем питается?», «Кому что нужно для работы?», «Что растет в огороде, а что в саду?» и т.д.

Дети 5-7 лет могут с помощью прищепок составлять «Тематические цепочки» ряды слов. Например, составить ряд слов по теме «Транспорт» – автобус, трамвай, грузовик; «Посуда» – сковорода, стакан, блюдце, тарелка…и т.д. Дети прикрепляют прищепку к прищепке, называя предмет одной лексической темы.  Одна прищепка – это одно слово. Прищепки прикрепляются друг за другом за кончик одна к другой. Задача – составить как можно более длинный ряд из слов.

Подобные упражнения можно проводить по всем лексическим темам.

Прищепки могут помочь ребенку научиться определять цвета. Ведь среди огромного разнообразия прищепок можно предложить отыскать только красные,  только зеленые либо  только синие прищепки и т.д.

Довольно часто дошкольники испытывают затруднения при овладении пространственными представлениями. Некоторые дети (особенно леворукие) плохо ориентируются как в схеме собственного тела, так и на плоскости.

Все функции, обеспечивающие зрительно-пространственное различие предметов (поле, острота зрения, глазомер), интенсивно формируются именно в 5-7 лет. Поэтому целесообразно проводить коррекционную работу по развитию пространственных представлений именно в дошкольный период. Параллельно с работай по дифференциации правых и левых частей тела и развитию ориентировки в окружающем пространстве проводится уточнение понимания и употребления предложно-падежных конструкций, обозначающих пространственные отношения между предметами.

Когда ребенок освоится с выполнением простейших упражнений с прищепками, можно дать задание посложнее, которое требует сообразительности и ориентировки в пространстве. Например: упражнение «Снаружи – внутри». На прищепках изображения разных насекомых (птичек, зверушек) – в зависимости от темы занятия. Попросите ребенка прикрепить прищепки на край пластмассового стакана или ведерка так, чтобы все наши герои (например, насекомые) были снаружи (внутри) ведерка. Или игра «Клоун». Взрослый прикрепляет прищепки (на рукав, брюки, колпак, воротник, пояс, рубашку и т.д.).  Ребенок снимает прищепку и говорит, откуда он ее снял. (Я отцепил прищепку с рукава. Я снял прищепку с пояса.)

Можно прикрепить к прищепкам предлоги-символы и, в зависимости от лексической темы и инструкции педагога (над березой, около пня и т.д.)  и располагать прищепки на соответствующих  картинках.

Дети с удовольствием выкладывают определенный сюжет (по инструкции педагога), по которому можно составить рассказ или пересказать текст. А в старшем дошкольном возрасте могут сами придумать определенный сюжет и составить по нему рассказ. Используя сказочных персонажей из прищепок,  можно превратить рассказывание сказки в игру-драматизацию. Такие задания развивают творческие способности у детей.

При работе над звукопроизношением мы часто используем упражнение «Укрась дерево листьями» или «Солнышко и тучка». Ребенок придумывает на заданный звук слово и «украшает» его листочком. Работая над дифференциацией аппозиционных звуков, педагог, предлагает ребенку «украшать» дерево (тучку и солнышко) прищепками двух цветов. При работе над автоматизацией звука  подбираем шаблоны животных, в названии которых, слышится этот звук. Например [Л]: Лось, воЛк, беЛка, козёЛ, Лошадь и т.д. Параллельно ведётся работа по лексической теме: «Дикие и домашние животные». Просим ребёнка,  назвать животное и сказать к какому виду оно относится. Или например: автоматизация звука [Р]: коРова, жиРаф, носоРог, баРан, бобёР. А когда будет идти работа над дифференциацией звуков [Л-Р], можно объединить две эти группы.

Можно предложить детям поиграть в игру «Чья цепочка длиннее?», «Где спрятался звук?», выполнить звуковой анализ слова с помощью прищепок.

Упражнения с прищепками вполне приемлемы в процессе автоматизации звуков в предложениях и тексте. Подобные упражнения помогают не только разнообразить работу, но и действительно ускоряет процесс автоматизации звука в спонтанной речи. Например, при проговаривании текста ребенок выполняет определенные манипуляции с прищепками. Данный процесс довольно сложный, но в тоже время увлекательный.

Тучки очень скучные,
Потому что тучные.
Когда плачут тучи,
Тучам чуть-чуть лучше.

Перед тем, как перейти к заучиванию текста, ребенок рассматривает картинку, «дорисовывает» сюжет, а затем, переходит к непосредственному проговариванию текста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речь ребенка. Игры и упражнения для развития речи дошкольников.

Проблема развития речи у детей особенно остро чувствуется учителями начальных классов. Неправильно произнося звуки, ученик пишет с ошибками, скудный словарный запас мешает в восприятии нового материал...

Игры с прищепками для развития ребенка дошкольника

этот материал полезин для родителей детей дошкольного возраста...

Игры с прищепками для развития речи и мелкой моторики

Ребенку предлагается прикрепить прищепки с мордочками животных на круг к тому виду пищи, которое ест это животное. Взрослый интересуется, как называется животное, чем оно питается. Причём, у одного жи...

Мастер-класс " Игры с прищепками для развития речи"

Развитие ручной и пальцевой моторики имеет огромное значение в развитии устной и в будущем письменной речи ребенка....

Презентация "Игры с прищепками в развитии речи, мелкой моторики и памяти".

Для развития речи детей, мелкой моторики, а так же памяти (при заучивании стихотворений) существуют игры с прищепками.Способствуют расширению и активизации словаря дошкольника....

Методическое объединение "Игра как приоритетное средство развитие речи дошкольников" Мастер-класс "Дидактические игры по развитию речи"

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету&raqu...

Мастер-класс для педагогов «Игры с прищепками для развития речи детей дошкольного возраста»

Чем можно позаниматься с детьми, чтобы развивать ручную умелость?Играм с цветными прищепками неоднократно уделялось внимание многих педагогов – практиков. Цвет, мелкая моторика,...