МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Организация дидактических игр по развитию речи».
консультация по развитию речи (средняя группа)

Шагинян Анжела Графиковна

Мастер - класс для воспитателей по речевому развитию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_dlya_vospitateley_po_rechevomu_razvitiyu_mo.docx567.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида № 5 «Воробышек»

города Белореченска муниципального образования

Белореченский район

                                                                   

МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

 «Организация дидактических игр по развитию речи».

Подготовила и провела воспитатель

МБДОУ д/с №5 «Воробышек»

Шагинян Анжела Графиковна.

2022 г.

Цель: распространение педагогического опыта по применению дидактических игр, как средства развития речи в образовательном процессе.

Задачи:

- совершенствование работы педагогов по речевому развитию дошкольников;

- в игровой форме систематизировать теоретические знания педагогов по формированию речи у дошкольников через дидактическую игру и  упражнения;

- развитие у педагогов умения применять современные педагогические технологии, игровые методы и приёмы для формирования речи дошкольников.

Ожидаемый результат:

У дошкольников развивается творческое воображение, фантазия, память, внимание, речь, обогащается словарный запас.

Оборудование: мяч, клавесы, презентация.

Вступительное слово:

Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Шагинян Анжела Графиковна. Мне очень приятно видеть вас сегодня.

Представляю вам тему моего мастер-класса «Организация дидактических игр

 по развитию речи».

Начать его хотелось со слов Е. Щукиной.

«Прекрасна речь, когда она, как ручеек,

Бежит среди камней чиста, нетороплива,

И ты готов внимать ее поток и восклицать:

«О, как же ты красива!»»

Актуализация:

К сожалению, в современном мире всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

Для речевого развития детей используются следующие виды дидактических игр :

1. Игры с предметами – здесь используются игрушки, любые подручные предметы. Цель – научить ребенка связывать слово с определенным объектом, показать (и рассказать, какие функции он может выполнять. Для демонстрации используют кукол, вещи из домашнего обихода, собранные на улице листья, камешки. С предметами необходимо взаимодействовать малышу – определить, что перед ним находится, разложить объекты по величине, форме, цвету и т. д. ;

2. Настольные – проводятся с использованием специально отпечатанного материала, картинок, надписей, схем. Ребенок учится подбирать парные рисунки, запоминать спрятанные, узнает счет и абстрактные понятия (лото, детское домино);

3. В словесных играх – не использует других инструментов, кроме речи. Они строятся на диалоге между ребенком и взрослым, где для малыша одинаково важно слушать чужие слова и говорить самому.

Как думаете с помощью чего можно заинтересовать и побудить ребенка к речевой деятельности?

- Конечно же - это игра. Одним из средств развития речи дошкольников является дидактическая игра.

- Что такое дидактическая игра?

- Дидактическая игра – прекрасный способ учиться с удовольствием. Этот метод хорошо подходит для любого возраста, поскольку организационный процесс занятия позволяет усваивать информацию в занимательной форме, задействуя сразу несколько уровней восприятия. Особенно рекомендованы игры для развития речи дошкольникам, ведь именно в период до 7 лет идет формирование образного восприятия, внимательности, памяти, критического мышления.

 Сегодня хотелось не просто рассказать вам об играх, а дать практическую возможность опробовать дидактические игры на себе, которые можно использовать в развитии речи.

Василий Александрович Сухомлинский сказал, что «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев», а учёный Владимир Михайлович Бехтерев доказал, что «Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию»

Сейчас предлагаю вам поиграть в одну пальчиковую игру «Пять весёлых гномов» .

Лучше конечно встать и танцевать.

Под музыку мы будем выполнять ритмичные движения, но игра будет необычная, мы превратимся с вами в музыкантов, мы будем реперы.

Приготовьте пять пальцев левой руки, они будут наши помощники, а правой мы будем крутить музыкальные диски. Повторяйте за мной, танцуем не стесняемся, а в конце крикнем ВАУ. Договорились? Итак, приготовились.

№1 «Пять весёлых гномиков»

- Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук,

  развитие речи, творческих способностей, фантазии.

Пять весёлых гномиков играли в прятки,

Один из них упал головою вниз.

Гномы к телефону, голос отвечает:

Лучше попробуйте киндер-сюрприз

4 гномика, 3 гномика, 2 гномика…..

Один весёлый гномик играет в прятки,

Однако тоже падает головою вниз.

Голос в телефоне снова отвечает:

Лучше попробуйте киндер-сюрприз.

Никто теперь из гномиков не играет в прятки.

Никто теперь не падает головою вниз.

Но голос в телефоне снова отвечает:

Теперь достанется детям киндер-сюрприз. Вау!!!

№2 Игры с использованием музыкальных палочек –клавесов.

Игры с клавесами – это увлекательное и полезное занятие с детьми, развивающее внимание, память, мелкую моторику, речь, чувство ритма, координацию движений, ориентацию в пространстве, образное мышление, навык согласования движений с текстом стихотворения или песни, воображение.

Для начала клавесы можно заменить тем, что есть под рукой: незаострённые карандаши, толстые фломастеры, палочки от суши, счётные палочки.  С помощью клавесов мы будем отстукивать ритм под стишок, возьмите палочки в руки. Называется он «Дедушка – молчок».

                                                   «Дедушка – молчок»

1.     Чики – чики – чики – чок! (стучать поочерёдно правой – левой палочкой по полу)

2.     Кто ты, дедушка – молчок? (стучать палочкой о палочку)

3.     Может, ты Боровичок? (стучать шляпками палочек при их горизонтальном положении)

4.     Или ты лесовичок? (приставить палочки к голове)

5.     Только лес шуршит: шу-шу (перекатывать палочки в ладонях),

6.     Только лес шумит: ша-ша (стучать основаниями палочек при их вертикальном положении)

7.     Только лес поёт: ши-ши (стучать шляпками палочек при их горизонтальном положении)

8.     Спать пора вам, малыши. (перекатывать палочки в ладонями на полу).

№3 Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение.

Помимо игр я использую в своей работе,  кинезиологические упражнения, которые  с детьми провожу в игровой форме – в виде игротренингов, в которых движения рук сочетаются с речью.

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, активизирующие межполушарное воздействие, которые способствуют улучшению памяти и внимания, развитию моторики и соответственно речевой функции с развитием фонематического слуха, связной речи и лексико-грамматических представлений.

https://logoped-online.by/wp-content/uploads/2020/06/Kineziologiya5-1.jpg

  • «Дом – ежик – замок»

Дом красивый, дом высокий

Ёж себе построил в соснах

На дверях замок большой

Чтобы не вошёл чужой

https://logoped-online.by/wp-content/uploads/2020/06/Kineziologiya9-2.jpg 

  • «Зайчик»

-Прыгнул заинька с крылечка  

И в траве нашёл колечко!

А колечко не простое-

Блестит словно – золотое!

https://logoped-online.by/wp-content/uploads/2020/06/Kineziologiya14.jpg 

«Лезгинка»

-Лезгинку пальцы танцевали

И нисколько не устали.

https://logoped-online.by/wp-content/uploads/2020/06/Kineziologiya16.jpg

                   Ладонь-кулак

           - Хочешь? Тоже делай так:

           - То – ребро, а то кулак.

№4 Подскажи словечко»

 Цель: развитие мышления, быстроты реакции.

 Ход: педагог, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает: – Ворона каркает, а сорока? Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить: – Сорока стрекочет. Примеры вопросов:

– Сова летает, а кролик?

– Корова ест сено, а лиса?

– Крот роет норки, а сорока?

 – Петух кукарекает, а курица?

 – Лягушка квакает, а лошадь?

– У коровы телёнок, а у овцы? –

-У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?

№5 «Кто как передвигается?»

Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, воображения, ловкости.

Ход: педагог, бросая мяч, называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному. Педагог- заяц,  -дети (прыгает)(ласточка, ворона, мышь, змея, лошадь, кузнечик)

№6 Д/И «Скажи правильно»
Цель: улучшение лексики и грамматического строя речи.
 Задачи: 
-обучение согласованию слов;
-формирование умения выявлять причинно-следственные  связи;
-формирование связной речи, умения выстраивать диалог;
 -развитие любознательности, логического мышления;
- улучшение памяти, зрительной оценки, концентрации внимания;  

Ход: Вашему вниманию предоставляется картинка, ведущий описывает слайд, допуская ошибки. Вам будет нужно исправить сказанное и произнести правильное предложение.

Неправильные предложения для заполнения слайдов:

-мама готовит музыку и слушает суп;

-Маша заваривает оладьи и печет чай;

-Аня решает куклу и одевает задачу;

-друзья идут по песне и распевают тропинку;

-Коля пьет бублик и ест кисель;

Итог: Уважаемые коллеги, я   поделилась с вами тем, как можно использовать в своей работе совмещение разнообразных методов и приёмов для развития речи детей. Продемонстрированные приемы я активно применяю  в своей работе, что позволило  не раз убедиться в их результативном воздействии на речевое развитие детей.

Именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать — вот, что необходимо ребенку»

                                                                                                                                 Джанни Родари

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс для педагогов "Организация НОД по художественному-эстетическому развитию"

Мастер класс для педагогов на тему: "Организация НОД по художественному-эстетическому развитию" (изобразительная деятельность)....

Мастер-класс для педагогов «Организация сотрудничества с семьей с целью повышения уровня речевого развития детей»

Мастер- класс представляет собой систему организации сотрудничества педагогов с семьей с целью повышения уровня речевого развития детей. Этот опыт работы, на мой взгляд, может заинтересовать не только...

Мастер-класс на тему «Использование дидактических игр по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста »

Одним из базовых компонентов в обучении и воспитании детей является развитие связной речи....

Мастер – класс для педагогов «Роль дидактических игр в развитии речи дошкольников»

Мастер - класс может быть интересен для педагогов для повышения профессионального мастерства....

Презентация. Мастер - класс для родителей "Использование дидактических игр для развития речи детей в средней группе"

Речевое развитие - одна из важнейших задач дошкольного образования. Очень важно создать условия для того, чтобы ребенок мог охотно вступать в речевое общение с окружающими, задавать вопросы, отвечать ...

Мастер - класс для педагогов "Роль дидактических игр в развитии речи дошкольников"

Мастер - класс может быть интересен для педагогов для повышения профессионального мастерства...

Мастер-класс для педагогов «Использование дидактических игр в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»

Цель: Демонстрация опыта работы по речевому развитию дошкольников с использованием словесных и дидактических игр в образовательном процессе ДОУ. Задачи:Повысить профессиональный уровень педагогов...