Мастер-класс для педагогов «Использование дидактических игр в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка

Цель: Демонстрация опыта работы по речевому развитию дошкольников с использованием словесных и дидактических игр в образовательном процессе ДОУ.

 Задачи:

  1. Повысить профессиональный уровень педагогов по использованию игр для развития речи воспитанников.
  2. Сформировать мотивацию и познавательную потребность в реализации представленного опыта по речевому развитию детей.
  3. Осуществление индивидуального подхода по отношению к каждому участнику мастер - класса, обобщение позитивных результатов деятельности каждого педагога.

Планируемые результаты:

Участники активно и доброжелательно взаимодействуют друг  с  другом  при выборе дидактических игр по речевому развитию, с интересом участвуют в обсуждении представленного опыта.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2p.docx27.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

«Детский сад «Аленка»

Мастер-класс для педагогов

«Использование дидактических игр в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»

                                                              воспитатели: Зуева И.А., Пылаева Н.И.

Поселок Тюльган.

2021г.

Цель: Демонстрация опыта работы по речевому развитию дошкольников с использованием словесных и дидактических игр в образовательном процессе ДОУ.

 Задачи:

  1. Повысить профессиональный уровень педагогов по использованию игр для развития речи воспитанников.
  2. Сформировать мотивацию и познавательную потребность в реализации представленного опыта по речевому развитию детей.
  3. Осуществление индивидуального подхода по отношению к каждому участнику мастер - класса, обобщение позитивных результатов деятельности каждого педагога.

Планируемые результаты:

Участники активно и доброжелательно взаимодействуют друг  с  другом  при выборе дидактических игр по речевому развитию, с интересом участвуют в обсуждении представленного опыта.

Оборудование:

проектор, экран, ноутбук.

Ход мастер-класса

Прекрасна речь, когда она, как ручеек, Бежит среди  камней чиста, нетороплива,  И ты готов внимать ее поток и восклицать:

«О, как же ты красива!»

Е. Щукина.

Вступительное слово педагога: (Слайд 1)

Грамотная речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Речь формируется в деятельности. Игра является ведущим видом деятельности, через нее дети отражают полученные знания, впечатления. Игра – естественное состояние ребенка! Она способна полностью удовлетворить его потребности в жизнерадостных движениях. Игра – всегда инициатива, фантазия, эмоции. А. М. Горький писал: «Игра – путь к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».

В речевой игре от ребенка использует приобретенные ранее знания в новых связях, новых обстоятельствах. Играя, он самостоятельно решает разнообразные мыслительные задачи, описывает предметы, выделяет их характерные признаки, находит сходства и различия, отгадывает по описанию, группирует предметы по различным свойствам.

В соответствии с этим, мы подобрала игры, направленные на активизацию речевой деятельности. И хотим сегодня представить их Вам.

Организационный момент.

Для этого, уважаемые коллеги, мы предлагаем Вам поиграть.

Итак, начнем мы с вами с мимики, т. к. мимика тесно связана с артикуляцией, поэтому, стимулируя, ребенка изображать на лице различные эмоции, мы способствуем развитию у него не только мимической, но и артикуляционной моторики в частности развитию подвижности мышц губ и щек.

Игра «Эмоции». (Слайд 2)

Воспитателям раздаются изображения «лиц» с разными эмоциями. Каждый из них по очереди изображает разное выражение лица, все остальные должны догадаться и назвать эмоцию (радость, грусть, злость, испуг, удивление)

Игра с предметом «Звуковая эстафета» (Слайд 3)

Передавая друг другу мяч, называть слово, в котором звук (н) – твердый и стоит в середине слова.

 Слова: ванна, луна, банка, фонтан, сено, бант, кнут, окно.

Игра «Любопытный» (Слайд 4)

На любой вопрос нужно отвечать быстро, только словами, начинающими со звука (К)

  • Как вас зовут? (Карина, Катя, Ксюша, Кира, Клеопатра)
  • Кем вы работаете? (кондитер, кладовщик, консультант, корреспондент, каменщик)
  • Назовите ваше любимое блюдо? (каша, котлеты, кекс и т. д.)
  • Какой у вас любимый напиток? (кофе, какао, коктейль и т. д.)

Игра «Доскажи словечко». (Слайд 5)

 Задание: вспомните героев любимых сказок и отгадайте про них загадки.

  • Коли есть печка, не нужен диван, щукой командует в сказке…

 (не Иван, а Емеля)

  • Дернуть за веревочку –такой для входа код. Съел бабушку и внучку голодный серый… (не Кот, а Волк)
  • В Людоедах знает толк, съест, как мышь, любого… (не Волк, а Кот в сапогах)
  • Озорник, хвастун, крепыш, подлетел к окну… (не Малыш, а Карлсон)
  • Волка не пускают, Волка братья злят, крепкий дом построен у троих… (не козлят, а поросят)
  • Плетью бьет всех, кто шалит, мучит кукол… (не Айболит, а Карабас)
  • Стрела у Ивана упала в болото и в лапы попала она… (не бегемота, а Лягушки)
  • Лягушка со стрелою – печальная картина. Женой квакушка станет теперь для… (не Буратино, а для Ивана-царевича)
  • Из полена Карло вырезал фигурку, существо ожившее он назвал… (не Снегуркой, а Буратино)
  • У попа работник родом из крестьян, за щелчки работать нанялся… (не Иван, а Балда).

Я вам сейчас буду задавать вопросы, а вы должны ответить на него полным ответом, используя слова «потому что».

  • И так, начнем.

Игра «Почемучки». (Слайд 6)

  • Почему улетают птицы?
  • Почему зимой нельзя купаться?
  • Почему весной тает снег?
  • Почему летом не носят шубы?
  • Почему люди берут зонты?
  • Почему пришел врач?
  • Почему деревья мокрые?
  • Почему мяч катится?
  • Почему ребята не едят яблоки?

Данное упражнение направлено на формирование навыков связных речевых высказываний, развитие умения отвечать полным предложением на поставленный вопрос, учитывая установку воспитателя.

Немаловажную роль в развитии речи, также играет дидактическая игра.

Применение дидактических игр является одним  из наиболее продуктивных средств обучения Д.И. позволяет, во-первых, учить детей весело, радостно, без принуждения. Во-вторых,  помогает наряду с формированием и развитием фонематического восприятия организовать деятельность ребенка, обогащает его новыми знаниями, активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное, стимулирует речь. В-третьих, игру можно применять в различных вариантах, обновляя при этом речевой материал и включая в нее дидактический материал разного  характера.

Мы вам покажем несколько дидактических игр которые мы используем в своей практике. (поиграем в некоторые из них).

(Слайд 7-11)

А остановиться мы хотим на игре «Цветик-речецветик».

(Слайд 12-13)

Актуальность: Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников. В процессе игры интеллектуально пассивный ребенок способен выполнить объем учебной работы, какой ему совершенно недоступен на обычном занятии.

Цель: Развивать у детей восприятие цвета, память; наблюдательность, логическое мышление; умение сравнивать и анализировать; концентрировать внимание, связанную речь.

Дидактические задачи:   Развивать умственные способности, зрительное восприятие, сообразительность и находчивость.  Воспитывать настойчивость, терпение, стремление к успешному выполнению задания.

Данное пособие можно использовать при закреплении звуков.

А вам мы предлагаем изготовить игру «Цветик-речецветик» по русским народным сказкам.

Цветик состоит из лепестков и сердцевины. Из цветного картона разных цветов вырезать лепестки, из белого картона кружочки (сердцевину). Вырезать картинки с разнообразными предметами, наклеить их на лепестки.

Изготовление продукта «Цветик-речецветик».

В итоге хотелось бы отметить, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, а, следовательно, и его личность в целом.

Спасибо за внимание!        

(Слайд14)

Список использованных интернет-источников:

http://marpos.cap.ru/news/2018/12/05/su-dzhok-terapiya-v-detskom-sadu

https://www.maam.ru/detskijsad/rechevye-igry-dlja-detei-doshkolnogo-vozrasta-960678.html

https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2012/03/01/rechevye-igry


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей «Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»

Развитие речи и интеллекта тесно связанно с тем, насколько сформировано моторное развитие ребёнка. Развитие ловкости пальчиков нужно нам не только для того, чтобы правильно держать ложку и карандаш, н...

Презентация мастер-класса "Использование дидактической игры для развития у детей старшего дошкольного возраста интереса к родному городу"

Презентация мастер-класса "Использование дидактической игры для развития у детей старшего дошкольного возраста интереса к родному городу"...

МАСТЕР–КЛАСС «Использование технологии «Синквейн» для развития речи детей старшего дошкольного возраста».

Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день и является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к пр...

Мастер класс для педагогов использование технологии синквейн для развития речи детей старшего дошкольного возраста

Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике технологию синквейн для речевого развития детей старшего дошкольного возраста....

Мастер - класс для педагогов на тему: "Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста"

Практический материал для целевой аудитории: педагоги групп старшего дошкольного возраста....

Буклет для педагогов и родителей "Игры для развития речи детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии ТРИЗ". Авторы: Яценко Ольга Викторовна, воспитатель, Холмогорова Анна Игоревна, воспитатель

Буклет для педагогов и родителей "Игры для развития речи детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии ТРИЗ". Авторы: Яценко Ольга Викторовна, воспитатель, Холмогорова Анна...

Методические рекомендации “Использование дидактических игр в развитии речи детей старшего дошкольного возраста”

quot;Игра- это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»В.А. Сухомлинский.    Одним из основных направлений работы  детского сада является - социализация лично...