«Использование нейропсихологических упражнений для развития речи детей старшего дошкольного возраста»
презентация к уроку по развитию речи (старшая группа)

Балашова Оксана Викторовна

 

Мастер-класс

«Использование нейропсихологических упражнений для развития речи детей старшего дошкольного возраста»

 

Цель проведения мастер-класса:

повышение уровня знаний воспитателей по использованию нейропсихологических упражнений, применение которых возможно в образовательном процессе ДОО, пропаганда и распространение нетрадиционных методов работы в развитии речи старших дошкольников.

Задачи:

1. Познакомить участников мастер-класса с использованием нейропсихологических упражнений, способствующих развитию речи старших дошкольников

2. Отработать совместно с участниками мастер-класса последовательность действий и приемов нейропсихологических упражнений по применению работы с детьми

3. Показать практические варианты нейропсихологических упражнений с детьми с нарушениями речи

Категория слушателей:

Воспитатели старших и подготовительных групп общеразвивающей и компенсирующей направленности для детей с ТНР.

Содержание мастер-класса

Нейропсихология — наука, которая изучает психические процессы: восприятие, внимание, пространственную ориентацию, речь, память, эмоциональное реагирование, моторику.

Использование нейропсихологических игр и упражнений способствует

- преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений:

интеллектуальных, речевых, двигательных, поведенческих расстройств;

- созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений,

- даёт возможность педагогам более качественно и творчески вести коррекционную работу.

 

1.    Артикуляционная гимнастика

О.В.: Приглашаю Вас на артикуляционную гимнастику. В гимнастике у нас будут задействованы артикуляционный аппарат и руки. Я буду показывать, а Вы повторяйте за мной.

«Улыбочка» - «Трубочка» (чередуем),

«Качели»,

«Часики»,

«Иголочка»,

«Моторчик».

2.    Самомассаж

Не циркач я, не артист – сам себе я массажист!
(О. И. Крупенчук)

Массаж лица и шеи:

РУЧКИ РАСТИРАЕМ И РАЗОГРЕВАЕМ (потирание ладоней),
И ЛИЦО ТЕПЛОМ СВОИМ УМЫВАЕМ

(разогретыми ладонями проводят по лицу сверху вниз),
ГРАБЕЛЬКИ СГРЕБАЮТ ВСЕ ПЛОХИЕ МЫСЛИ

(граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам),
УШКИ РАСТИРАЕМ ВВЕРХ И ВНИЗ МЫ БЫСТРО

(растирание ушных раковин по краю снизу вверх и сверху вниз),
ТЯНЕМ ИХ ЗА МОЧКИ
(оттягивание вниз за мочки),

ИХ ВПЕРЁД СГИБАЕМ (нагибание ушных раковин к щекам),
А ПОТОМ УХОДИМ ПАЛЬЦАМИ НА ЩЁЧКИ

(пальцы перебегают на щёки),
ЩЁЧКИ РАЗМИНАЕМ, ЧТОБЫ НАДУВАЛИСЬ

(указательный, средний и безымянный пальцы разминают щёки круговыми движениями),
ГУБКИ РАЗМИНАЕМ, ЧТОБЫ УЛЫБАЛИСЬ

(большой и указательный пальцы разминают сначала нижнюю, а потом верхнюю губу),
КАК УТЯТА К УТКЕ, КЛЮВИКИ ПОТЯНЕМ

(вытягивание обеих губ вперёд),
РАЗОМНЁМ ИХ МЯГКО, НЕ ЗАДЕВ НОГТЯМИ

(большие и указательные пальцы разминают обе губы),
УГОЛКАМИ ГУБ МЫ ЩЁЧКИ ПОДНИМАЕМ (средние пальцы рук находятся в уголках рта и по очереди поднимают то правый, то левый уголок рта),
А ПОТОМ ОТ НОСА МЫ К ГУБАМ СТЕКАЕМ (спиралевидные движения средних пальцев рук от крыльев носа к уголкам рта по носо-губным складкам) ,
ГУБКИ ПОЖУЁМ МЫ, ШАРИКИ НАДУЕМ
(покусывание нижней губы верхними зубами и наоборот; надувание щёк с похлопыванием по ним так, чтобы губы удерживали воздух),
И ГУБАМИ ВПРАВО-ВЛЕВО ПОТАНЦУЕМ
(указательные пальцы укладываются на губы параллельно друг другу, например, правый — на верхнюю губу, а левый — на нижнюю, и двигаются навстречу/врозь друг другу),
ПОД ГУБОЙ ЯЗЫК ЛЕЖИТ, КУЛАЧОК В ГУБУ СТУЧИТ

(язык -под верхней губой и поколачивание кулачком по верхней губе),
ПОД ДРУГОЙ ГУБОЙ ЛЕЖИТ, КУЛАЧОК ДРУГОЙ СТУЧИТ
(язык — под нижней губой и поколачивание по нижней губе),
ТЯНЕМ ПОДБОРОДОК И ЕГО ЩИПАЕМ
(разминание подбородка с оттягиванием его вниз: пощипывание нижней челюсти от подбородка к ушам),
А ПОТОМ ПО ШЕЙКЕ РУЧКАМИ СТЕКАЕМ

(поглаживание шеи всей ладонью от нижней челюсти к ключицам; середина шеи проходит между большим и остальными пальцами).

 

3.Массаж кистей рук с использованием тренажёров Су-джок

     «Ежик» (с шариком)

Вот колючий ежик-крошка.

Поиграем с ним немножко.

(удерживать шарик на раскрытой ладони 5-10 сек)

Кулачок сейчас сожмем-

Будет в нем ежиный дом

(обхватить шарик пальцами, выполнить 3 сжатия)

Ежик двери открывает

(раскрыть кулак, удерживать шарик на раскрытой ладони 5-10 сек)

На прогулку выбегает

(левой рукой катаем мячик по каждому пальчику)

По лесной дорожке бегут четыре ножки

(нажимаем на шарик кончиками пальцев)

Спешил, бежал, споткнулся, в яму упал

(подбросить шарик и поймать его той же рукой)

 

«Поезд» (С колечком)

Чух-Чух-Чух, мчится поезд во весь дух.

(активно ратираем ладошки).

К остановке подъезжает, двери раз - и открывает.

(сжимаем и разжимаем ладошки)

Из вагона на перрон вышли:

(поочередно надеваем массажное кольцо на пальцы, начиная с большого и прокатываем по каждому пальчику вверх-вниз на левой, затем на правой руке)

Кот, тигренок, слон, мишка, Еж,

Зайчишка, львица, рыжехвостая лисица,

Следом белка-озорница.

Только пес сидеть остался.

Дальше ехать он собрался.

 

4.Кинезиологические упражнения

Предлагаю Вашему вниманию комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие.

«Мы играли в ладушки»,

«Кулак-ладошка»,

«Графомоторные доски»,

«Кинезиологические чистоговорки»,

«Веселые пальчики».

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАСТЕР-КЛАСС Балашова Оксана Викторовна Учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 117 «Улыбка» 2024 «Использование нейропсихологических упражнений для развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Слайд 2

Цель: П овышение уровня знаний воспитателей по использованию нейропсихологических упражнений, применение которых возможно в образовательном процессе ДОО, пропаганда и распространение нетрадиционных методов работы в развитии речи старших дошкольников . Задачи: Отработать совместно с участниками мастер-класса последовательность действий и приемов нейропсихологических упражнений по применению работы с детьми Познакомить участников мастер-класса с использованием нейропсихологических упражнений, способствующих развитию речи старших дошкольников Показать практические варианты нейропсихологических упражнений с детьми с нарушениями речи Цель и задачи мастер-класса

Слайд 3

Нейропсихологические упражнения Развивают речь Развивают мелкую моторику Развивают межполушарные связи Развивают мышление, память, внимание Нормализуют мышечный тонус мышц и эмоциональную сферу

Слайд 4

Нейроартикуляционная гимнастика Нейроартикуляционная гимнастика ‒ это сочетание движений артикуляционного аппарата с движениями рук, кистей или пальцев рук.

Слайд 5

Самомассаж

Слайд 6

Су-джок терапия Су - Джок терапия ‒ это воздействие на биоэнергетические точки с целью активизации защитных функций организма. Су-Джок позволяет нормализовать мышечный тонус, активизировать межполушарное взаимодействие, синхронизировать работу обоих полушарий мозга, стимулировать речевые области в коре головного мозга, повысить энергетический уровень ребенка, развить тактильную чувствительность.

Слайд 7

Кинезиологические упражнения

Слайд 8

Кинезиологические упражнения

Слайд 9

Зеркальное рисование

Слайд 10

Кинезиологические упражнения

Слайд 11

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр и упражнений для развития речи детей старшего дошкольного возраста

Картотека игр и упражнений для развития речи детей старшего дошкольного возраста...

«Использование дыхательной гимнастики в развитии речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Важной задачей, стоящей перед педагогами, является раннее выявление речевых нарушений и их своевременная коррекция. Для процесса развития связности речи используют различные методы, что направле...

Картотека игр и упражнений на развитие речи детей старшего дошкольного возраста

Речь - является основной формой взаимодействия человека с окружающим миром. Поэтому в дошкольном учреждении ей уделяется основное внимание. Специальные занятия в игровой форме способны своевременно пр...

Картотека игр и упражнений для развития речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР по лексической теме «Дом, в котором я живу».

Предлагаемый комплекс речевых игр и упражнений даст возможность родителям в домашних условиях способствовать расширению словарного запаса и грамматического строя речи детей с ТНР старшего дошкольного ...

Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи детей старшего дошкольного возраста

В данной картотеке представлены игры по звуковой культуре речи, игры на развитие словаря, игры на формирование грамматического строя речи, игры на развитие связной речи....

Картотека игр и упражнений по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР

Цель: воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи и развитие связной речи....