Консультация для педагогов "Модель 4 К"
консультация по развитию речи (младшая группа)

Попутникова Мария Григорьевна

Развитие речи посредством модели «4К» определяется не только содержанием и формами работы, но и уровнем его речевого развития ребенка:

  1. использование речи как способа общения;
  2. пополнение активного словаря;
  3. становление связной речи;
  4. выстраивание грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  5. совершенствование речевого творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_model_4_k.docx20.69 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Модель “4К” как средство развития речи детей дошкольного возраста

        Значение речи в жизни людей огромно. Речь - это орудие мышления, показатель общего культурного уровня развития человека. Развитие речи в дошкольном возрасте - основа, фундамент для ребёнка. Уже не вызывает сомнений, что в период от рождения до 7 лет в малыше закладываются основы для дальнейшей жизни. На сегодняшний день  проблема развития речи достаточно актуальна.   

        Одной из основных задач Федеральной образовательной программы дошкольного образования является: воспитание общечеловеческих ценностей и патриотизма. Воспитание истинных патриотов, любящих и знающих родной язык, традиции, обычаи, историю своей родины, которые сохранят и бережно передадут накопленные знания будущим поколениям.

        Актуальность заданной темы состоит в том, что акценты современного общества сместились в сторону умения критически мыслить, способности к коммуникации, взаимодействию и творческого подхода во всем. Модель «4к» как средство развития речи детей дошкольного возраста помогает развивать коммуникативные навыки у дошкольников.

        Содержание модели «4 К» состоит из элементов, которые развивают креативность, коллборацию, коммуникацию, критическое мышление.

        Креативность – это навыки и умения  проявлять инновационные ожидаемые  результаты, принятие  адекватных ресурсов для реализации решения.

        Коллаборация –  решение через совместную деятельность, проявляемое в обучении, обмене знаний, достижении общих целей, в сфере деятельности двух и более людей над одним и более проектами, и достижение согласия. Умение устанавливать временные рамки.

        Коммуникация – умение широко обсуждать  идеи, концепции6 конструкции, правильно предъявлять запросы к выбору ресурсов и  средств, вместе их обсуждать, делиться мыслями об этих идеях. Проявлять эмпатию, гибкость, готовность в оказании помощи, умение искать и находить компромиссы для достижения общих целей, проявлять уважение к партнеру. Умение принимать на себя ответственность за свою работу в команде и ответственно относиться к общему результату, осмысливая взаимную связь. Уважать затраченные ресурсы (время, пространство, используемые материалы и дружеские контакты) для создания проекта.

        Критическое мышление - навыки вести дискуссию, при этом использовать разные варианты обоснования той или иной точки зрения, интегрируя ключевые мыслительные и речевые навыки в исследовательско - проектной деятельности. Обосновывать, синтезируя и анализируя имеющуюся информацию, связывать между собой информационные данные. Умение четко формулировать и задавать  вопросы, получать на них конкретные ответы. Умение принимать качественное решение.  

        Дети, овладевшие «навыками XXI века», смогут самостоятельно, развиваться и самообразовываться. ФОП ДО в образовательной области «Речевое развитие» представляет собой универсальное средство развития звуковой культуры речи, грамматического стоя речи.  Развитие речи посредством модели «4К» определяется не только содержанием и формами работы, но и уровнем его речевого развития ребенка:

  1. использование речи как способа общения;
  2. пополнение активного словаря;
  3. становление связной речи;
  4. выстраивание грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  5. совершенствование речевого творчества.

        Развитие речи, методология развития речи, обучение языку дошкольников изучалась представителями языкознания, психологии, педагогики, социологии (М.М. Алексеева, Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, О.С. Ушакова, Г.С. Швайко). Педагоги  отмечает, что  организация интереса и потребностей в восприятии книг можно  начинать со знакомства с книжным уголком, со  знакомства детей с детскими поэтами и писателями.  В данном случае содержание   модели «4К» содержит следующие:

        1. использование навыков критического мышления: решение проблем, рассуждение, анализ, интерпретация, обобщение информации;

        2. креативность. артистизм, любопытство, воображение, инновации, самовыражение. Данное направление мы можем наблюдать во время занятий, самостоятельной деятельности детей;

        3. коммуникация. приобретаются навыки качественного устного и письменного общения, умение говорить публично и внимательно слушать;

        4. коллаборация (групповая работа): метод, при котором выявляется лидерство, работа в команде, сотрудничество [5, с. 16].

        В настоящее время в образовательной деятельности основном используется метод критического мышления. Организационная часть предполагает наличия сюрпризного момента (метод ассоциации, показ рисунков, иллюстраций, картинок, игрушек.) Основная часть отвечает за погружение в тему занятие, можно применять методы «толстые и тонкие вопросы», «верные-неверные утверждения». Рефлексия означает завершение занятия применяются методы японское четверостишье «синквейн», шесть шляп Эдуарда де Боно, паровозик и т.д.

        Принятие  адекватных ресурсов для реализации решения дошкольники применяют на протяжении всей деятельности в дошкольной организации. На занятиях по развитию речи, художественной литературе можно развить у детей артистизм. Отличительной особенностью модели «4К» является методика с помощью, которой можно любое занятие можно выстроить в виде интеллектуальной игровой деятельности.   Например, применяя образы сказочных героев,  поведенческие сюжеты образов ежедневно во время пребывания ребенка в дошкольном учреждении, во время режимных моментов, на прогулке, в индивидуальной и самостоятельной деятельности дошкольников происходит процесс ознакомления с ресурсами  художественной литературой. Коммуникация представляет собой различные методы и приемы для развития полноценного восприятия произведения детьми: беседа дошкольников и воспитателя, повторное чтение произведения, выразительное чтение воспитателя, рассматривание рисунков, картин, объяснение незнакомых слов. Объяснение незнакомых слов, чтение художественных произведений, вопросы по содержанию произведений детям, пересказывание произведения, заучивание наизусть, выразительное чтение детьми, диалог по содержанию  произведения, прослушивание аудио-видео записей. Дошкольники обучаются отвечать на поставленные вопросы открытого и закрытого формата, овладевают навыками высказывать свое мнение.

        Впервые читая детям новое произведение, необходимо прочитать небольшой отрывок текста, а затем вместе иллюстрации и перейти к обсуждению услышанного и увиденного. Главное правило: нужно чтобы иллюстрация рассматривалась после слова, так как происходит процесс ассоциативного мышления, ребенок сначала представляет воображаемый образ на слух и затем видит картинку. 

        Коллаборативная работа. В учебном процессе дошкольного образования дети начинают делать первые шаги в парной или групповой работе. Главной задачей данного метода является умение договариваться о том, «что будут делать» и «как будут делать». Организовать коллаборативную работу можно используя алгоритм: действующий (д.) – проверяющий (п.). Например, ребята могут разбиться на пары с помощью приема «топни-хлопни», по карточкам, по разрезным картинкам, по счету 1,2… Затем «действующие» выполняют задания, «проверяющие» наблюдают за выполнение и указывают на недочеты. После ребята меняются местами. Коллаборативная работа развивает навыки  совместной деятельности детей и воспитателя, в ходе совместной  деятельности  дети приходят к поставленной цели обучения намного быстрее, и такая групповая работа помогает ребенку в процессе социализации.

        Исходя из вышеизложенного, можем прийти к выводу, что модель «4К» является средством коммуникации детей дошкольного возраста. Организованная учебная деятельности по принципу модели «4К» по развитию речи представляет собой занятие, которое учит детей мыслить, развивать навыки креативности, оценивать свои поступки и поступки других. 

        Воспитание и обучение по данной модели является актуальным на сегодняшний день, в нем используется ресурсы показа иллюстраций, для целостного восприятия ребенка. Рисунок, картинка – иллюстрация, изображенная в детском произведении или книге, может помочь нашему дошкольному читателю при знакомстве с новой темой занятия.

Таким образом, необходимо отметить, что планомерное и систематическое внедрение разнообразных методов и приемов, выступающих как средства развития речи определяет возможность эффективного и плодотворного развития речи дошкольников, а также способствует пополнению словарного запаса, выявляет коммуникативную культуру малыша, тем самым речь ребёнка становится более яркой, выразительной, с выражением и эмоциями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....