Консультация для воспитателей на тему:"Игровое пособие Воскобовича "Теремки". Обучение детей старшего дошкольного возраста чтению"
консультация (подготовительная группа)

Седова Татьяна Владимировна

«Теремки Воскобовича» – это самая популярная игра для обучения чтению. Благодаря данному пособию, дети быстро выучат буквы и звуки и научатся складывать их в слоги и слова!!!! 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 5 г. Пугачёва Саратовской области»

Консультация для воспитателей

Старших и подготовительных групп

Игра «Теремки Воскобовича». Обучение детей старшего дошкольного возраста чтению

Учитель-логопед МДОУ

«Детский сад №5» Седова Т.В.

2024 год.

ИГРОВОЕ ПОСОБИЕ

«ТЕРЕМКИ ВОСКОБОВИЧА»

Буквы, слоги и слова – это детская игра!

Давайте играть «читаючи», чтобы читать играючи!

«Теремки Воскобовича» – это самая популярная игра для обучения чтению. Выглядит она очень просто. Есть кубик, на гранях которого нарисованы буквы, обозначающие гласный звук (на пяти гранях – буква и ее образ, на шестой – подсказка, где какая буква находится), и есть теремок – квадратная коробочка с согласными и окошечками на гранях. Кубик вкладываем в теремок, согласный оказывается рядом с гласным – получается слог. Такое конструирование помогает детям понять принцип слияния звуков в слоге. Теремки с кубиками соединяются вместе и таким образом составляются слова. Всего в комплекте Воскобовича 12 деревянных теремков (2 белых, 2 голубых, 2 желтых, 2 лиловых, 2 коричневых), а также 12 картонных кубиков с гласными на гранях (2 синих, 2 зеленых, 6 двойных сине-зеленых, 2 знаковых).

Очень компактно.

Буквы на гранях не простые. У каждой свой образ. Например, гласные буквы представляет шут. В позе буквы А – Арлекин. Если шут представляет букву О, то его зовут Орлекин. А если У? – Урлекин. Ярлекин, Ырлекин, Юрлекин – сказочные персонажи, с которыми ребенку до поры до времени интересней, чем со знаком.

Персонажи, цвет кубиков, теремков, букв, высота граней у теремков, форма окошек, звездочки запрета, попугай Эник и многое другое – все это методические ноу-хау, которые помогают малышам быстрее освоиться с чтением.

  • Первый этап игры – знакомство со звуками и буквами.
  • Начните с согласных.

Постройте сказочный город, где в своих теремках живут буквы.

Вот стоит белый теремок.

Кто в теремочке живет?

Буква Б и буква П, буква В и буква Ф.

Ребенок произносит за взрослым звуки «б» (обратите внимание, не «бэ», а «б»), «п», «в», «ф», показывает соответствующие буквы на гранях. Отвечает на вопросы:

-«Как ты думаешь, какая здесь буква главная?» (на это указывает цвет теремка)

  • Далее поиграйте в игру: «Какие животные и птицы могут жить в этом Теремке?»

А какие же птицы и животные могут поселиться в этом теремке? ( их названия начинаются на Б, П, В, Ф Баран, попугай, ворона, филин и т. д. Точно так же обыгрываются другие теремки и выстраиваются в улицу.

  • Когда город готов, в него могут приехать веселые шуты – акробаты, веселящие всех своими песенками. Песенки они хранят в волшебных сундучках.

В синем – А, О, У, Э, Ы (гласные, показывающие твердость звука),

в зеленом – Я, Е, Ю, И, Е (гласные, показывающие мягкость согласного звука). Ребенок рассматривает сундучки. Называет буквы и поющих их шутов А – Арлекин, О – Орлекин и т. д.

  • Можно сделать своеобразную зарядку: пропеть песенку каждого шута и попробовать изобразить букву так, как это делает акробат на картинке.
  • 2 этап «Знакомство со слогами. Слияние букв»

К этому этапу переходят после того, как ребенок хорошо запомнил все звуки и буквы. Освоив звуки и буквы, можно приступать к слиянию их в слоги. Для этого ребенок сначала «конструирует» слоги - выкладывает сундучки в теремки. Разнообразить можно игрой:

Шуты решили научить жителей города своим песенкам. Для этого нужно вложить кубик в теремок. Что же произошло? Арлекин пришел в гости к обитателям Голубого теремка и с помощью своего кубика научил их петь: «га-а-а», «ка-а-а», «да-а-а», «та-а-а» (ребенок вкладывает кубик в теремок, поворачивает его и читает-пропевает получившиеся слоги). Так можно поиграть со всеми теремками, а затем заменить синий кубик на зеленый.

Обратите внимание малыша на исключения русского языка. Если слог трудно произносить или он совсем не существует, в окошечке теремка (в арке сверху) загорается огонек (появляется «звездочка запрета»). Например, если ребенок составит слог ШЫ, над буквой Ы в арке окна появится звездочка.

  • Третий этап. Слоговое чтение. Чтение простых слов

Когда ребенок научится слитно читать слоги, можно составлять и читать простые слова. Устройство теремков позволяет превратить этот процесс в серию увлекательнейших игр, семь из которых перечислены в инструкции к игре. Например, игра в «превращалки», где ДОМ легко превратится в ДЫМ, а ЛЁД в МЁД.

ИГРЫ С « ТЕРЕМКАМИ» В.ВОСКОБОВИЧА

«Паровоз»

  • Слияние гласных и согласных звуков. Чтение слогов. Составление слов из 3 звуков.

Выбираем «паровоз», например белый Теремок. Вкладываем в него синий сундучок, произносим слог БА-. Приставляем к паровозу «вагончик»- желтый Теремок и читаем получившееся слово БАК. Поворачиваем сундучок и читаем новые слова:

БАК-БОК-БУК-БЫК БОР-БУР ТАЗ-ТУЗ

Задание можно усложнить, если менять и сундучки и теремки

ЛАЗ-ЛАК-ЛУК-ЛУГ-ЛУБ-ЛОБ-ЛОВ-ЛЕВ-ЛЕС-ЛИС-ЛИК

«Перевертыши»

  • Слияние гласных и согласных звуков. Чтение слогов. Составление трех-четырех буквенных слов.

Находим лиловый и голубой Теремки, вкладываем в лиловый Теремок синий сундучок и читаем МАГ. Произносим считалку:

Теремок крутись, вертись, Новый слог покажись!»

Продолжаем составлять слова МАК-РАК-РЫК-РОГ-РОТ

ЛЕД-МЕД ЛИК-ЛЮК

МА-МА – РА-МА - РА-НА – ЛА-МА –

ДЫ-НЯ – ДЫ-РА

*БИНТ - ВИНТ – БАНТ – БОЛТ – БОРТ – ФОРТ

«Заменялки»

  • Чтение слов. Составление трех-четырех буквенных слов.

Составляем слово из двух слогов ЛУ-ША. Заменяем лиловый теремок на желтый, читаем новое слово СУ-ША.

«Переставлялки»

  • Чтение простых слов.

Составляем слово из двух слогов ЛИ-ПА. Переставляем лиловый и белый Теремки, затем, не переворачивая, меняем местами синий и зеленый сундучки. Читаем новое слово ПИ-ЛА.

ЛИ-СА - СИ-ЛА РУ-КА – КУ-РА, ДО-МА, МО-ДА

КА-БАН – БАН-КА СОС-НА – НА-СОС, ЛАС-КА – СКА-ЛА

«Цепочки»

  • Словесная игра . Составление цепочки слов.

ПОСУДАЧАСЫР МОЛОКОСАЖАБАНЯ

«Загадалки»

  • Словесная игра. Последовательное составление слов с заменой одного слога.

Ребенок разгадывает загадку и составляет слово из кубиков. Следующая загадка -

и заменяется один из Теремков.

Дает молоко… кто? (КО-РО-ВА)

Сверкает алмазом…… что? ( КО-РО-НА)

Скрипят во дворе… что? ( ВО-РО-ТА)

Кричит кар-кар-кар… кто? (ВО-РО-ТА)

Что нас окружает (ПРИ-РО-ДА)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: "Привитие любви к природе детей старшего дошкольного возраста"

Заложить основы экологического образования на понятном и доступном детям старшего дошкольного возраста-одна из задач воспитателей.Как научить детей правильно общаться с природой?Роль экскурсии дл...

Консультация для воспитателей на тему «Развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности»

консультация была проведена с целью расширить знания педагогов о познавательных способностях детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности...

Консультация для воспитателей на тему: "Воспитание особенностей экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей на тему: "Воспитание особенностей экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста"...

Мастер – класс для родителей по теме: «Игровые технологии в обучении детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения».

повышение активности родителей по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге посредством игровой деятельности....

Консультация для воспитателей по теме: «Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста».

Консультация для воспитателей по теме:«Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста».Говорить умеют все, но говорить правильно – единицы. Люди пользуются речью...

Консультация для воспитателей на тему «формирование экологической воспитанности у детей старшего дошкольного возраста»

В формировании экологической культуры ребёнка-дошкольника важную роль играет краеведческий подход, который предполагает комплексное изучение природы родного края и способствует более глубокому пониман...