Консультация для педагогов ДОУ «Методы и приёмы обучения детей дошкольного возраста ЗКР».
консультация по развитию речи

Сластихина Ирина Юрьевна

Цель: создание оптимальных условий для непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры участников образовательного процесса.

Материал нацелен на оказание профессиональной помощи педагогам в решении многих задач звуковой культуры речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_-_po_zkr.docx24.32 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

 «Методы и приёмы обучения детей дошкольного возраста ЗКР»

Подготовила старший воспитатель

Сластихина Ирина Юрьевна I кв. кат.

Озёрск

2023

Цель: создание оптимальных условий для непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры участников образовательного процесса.

Ход:

Уважаемые педагоги для решения многих задач звуковой культуры речи ведущими являются фронтальные формы работы. В первую очередь к ним относятся НОД (занятия), которые проводятся еженедельно, где отводиться время на звуковую культуру речи.

Существующая в детских садах система занятий для младшей, а также средней группы позволяет воспитателям оказывать детям планомерную квалифицированную помощь в овладении всеми звуками родного языка (этот процесс должен заканчиваться к пяти годам).

Один раз в месяц можно проводить комплексное занятие, целиком посвященное звуковой культуре речи. Такие занятия особенно нужны в младшей, средней группе, где очень велик объём работы по звукопроизношению.

Большая часть времени на занятии по звуковой культуре речи отводится работе над произношением одного звука или группы родственных звуков (в подготовительной к школе группе - дифференцировке пар звуков, близких по акустическим признакам: з - ж, с - сь и др.). Остальное время уделяют воспитанию других качеств речи (двух-трёх).

Однако, большое значение имеют другие формы фронтальной работы, которые осуществляются вне занятий это дидактические, словесные игры, игры-драматизации, хороводы, праздники и развлечения, подвижные игры со словами.

В младших и средней группах эффективна речевая гимнастика (1-2 мин артикуляционных упражнений в конце утренней гимнастики, 2-3 раза в неделю).

Широко практикуется и работа с подгруппами детей в удобное для педагога время (дидактические игры, шутки-чистоговорки и др.). Таким образом, в календарном плане каждый день предусматривается работа по звуковой культуре речи.

Какие же методы типичны для воспитания звуковой культуры речи? Это дидактические игры («Чей домик?», «Оркестр»), подвижные или хороводные игры с текстом («Лошадки», «Каравай»). Очень полезны дидактические рассказы с включением учебных заданий детям (повторять слова с трудным звуком, менять высоту голоса п т. п.). В младших и средней группах они часто сопровождаются показом картинок на фланелеграфе или демонстрацией игрушек. На столе воспитателя можно с помощью игрушек устроить инсценировку, по ходу которой повторяется учебный материал (звукосочетания, чистоговорки-песенки).

Для формирования выразительности речи эффективны занятия по пересказу,

заучиванию стихотворений. Отдельные элементы интонации, речевой слух и дыхание отрабатываются методом упражнений: заучивание и повторение знакомых скороговорок, игровое упражнение «Подуем на пушинки» и др.

Пользуясь указанными методами, воспитатель применяет разнообразные приёмы, непосредственно влияющие на произносительную сторону речи детей.

Ведущим приёмом является образец правильного произношения, выполнения задания, который даёт педагог. Если педагог применяет образец на первоначальной ступени обучения, то зачастую он подкрепляет этот приём кратким или развернутым объяснением демонстрируемых качеств речи или движений рече-двигательного аппарата («Вы, дети, слышите, что я не просто говорю слово со звуком р, но специально выделяю этот звук, произношу его долго, протяжно: а-р-р-р-буз...»).

При формировании фонематического слуха, звуко - и словопроизношения рекомендуется специфичный прием - утрированное (с подчеркнутой дикцией) произношение или интонирование звука (ударного слога, искажаемой детьми части слова).

В младших группах часто используется образное называние звука или звукосочетания (ззз -песенка комара; туп-туп-туп - топает козленок).

Показ и объяснение артикуляции в этих группах часто включается в игровой сюжет («Сказка Веселого Язычка»). Активным приёмом являются хоровые и индивидуальные повторения. Именно они обеспечивают тренировку речедвигательного аппарата детей, так важную в формировании звуковой культуры речи. Особенно полезны негромкие проговаривания звуков (звукосочетаний) небольшими подгруппами, когда дети могут прислушаться к ответам товарищей.

Повышает качество ответов такой прием, как обоснование необходимости выполнить задание педагога. Оно даётся или в эмоционально-шутливой форме («Давайте поучим индюка петь веселую песенку!»). Также можно использовать приём - индивидуальная мотивировка задания, индивидуальное указание перед ответом ребёнка («Мне кажется, что колыбельная особенно хорошо получится у Сережи - он умеет быть ласковым, заботливым»).

В случае ошибочных ответов возможны такие активные приемы, основанные на имитации, как совместная (сопряженная) речь ребёнка и воспитателя, а также отраженная речь (незамедлительное повторение ребёнком речи-образца).

В процессе отработки и закрепления произносительных умений ребёнка ценен пример правильной речи его сверстников. Этот фактор надо использовать не только на занятиях, но и в свободно организуемых играх и упражнениях, к которым привлекаются как дети, не овладевшие каким-то умением, так и те, кто говорит правильно, чётко.

Традиционны такие приёмы, как оценка ответа или действия и исправление. Следует предостеречь педагогов от назойливого, слишком частого, использования исправлений и подсказов (звукопроизношения, темпа и т. д.), так как это нервирует ребёнка. На занятиях может употребляться и такой специфичный прием - образная физкультурная пауза, которая благодаря сочетанию движений детей с произнесением отрабатываемых звуков или звукосочетаний (игровая ситуация ) служит одновременно и отдыхом, и закреплением учебного материала (выйти из-за столов, походить, присесть и показать, как квохчут курочки).

Как уже упоминалось выше, в процессе работы над звуковой культурой речи уместны и наглядные приёмы - показ артикуляционных движений, демонстрация игрушки или картинки. В играх и упражнениях часто фигурирует дополнительное оборудование - «волшебная» палочка для подачи сигнала к началу или окончанию ответа, фишки и другой раздаточный материал, служащий для обозначения звуковой структуры слова.

Используемый источник:

1.Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду».

2.Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» редакция Н.Е. Вераксе, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Мозаика-Синтез Москва, 2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Лэпбук как современное средство обучения детей дошкольного возраста»

Лэпбук - это универсальное пособие, которое может быть использовано при реализации любой из образовательных областей, обеспечивая их интеграцию....

"Дидактические средства, методы и приёмы обучения детей дошкольного возраста элементам математики"

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе.Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения.К т...

«МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА РАССКАЗЫВАНИЮ»

Учить ребенка рассказывать - это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста.Обучая ребенка рассказыванию, т. е. самост...

Методы и приёмы обучения детей дошкольного возраста

Метод обучения - это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей, которые направлены на достижение дидактических задач. Каждый метод состоит из определенных при...

консультация для педагогов «Влияние методов и приемов стимулирования детей дошкольного возраста для достижения цели в организации образовательной деятельности».

Горький: «Если вам хочется похвалить кого-то – сделайте это немедленно, а если поругать – отложите до завтра, возможно вы сочтете, что этого делать не стоит»....

Методы и приёмы обучения детей дошкольного возраста продуктивным видам деятельности

Обучение детей среднего дошкольного возраста носит наглядно-действенный характер. Новые знания ребёнок усваивает на основе непосредственного восприятия, когда следит за действием педагога, слушает его...

Методы и приёмы обучения детей дошкольного возраста

Методы и приёмы обучения детей дошкольного возраста...