консультация для педагогов «Влияние методов и приемов стимулирования детей дошкольного возраста для достижения цели в организации образовательной деятельности».
методическая разработка по коррекционной педагогике

Кинарейка Ольга Анатольевна

Горький: «Если вам хочется похвалить кого-то – сделайте это немедленно, а если поругать – отложите до завтра, возможно вы сочтете, что этого делать не стоит».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Тополек»

http://www.dagorlenok.ru/upload/medialibrary/720/72065c3f2a7464486fb2e129de9f999f.JPG

Консультация для педагогов

Тема: «Влияние методов и приемов стимулирования детей дошкольного возраста для достижения цели в организации образовательной деятельности».

М. Горький: «Если вам хочется похвалить кого-то – сделайте это немедленно, а если поругать – отложите до завтра, возможно вы сочтете, что этого делать не стоит».

      Педагоги в своей практике применяют различные способы стимулирования. Многие из них воодушевленно отстаивают пользу бального оценивания и рейтинговой системы для мотивации детей. Да подобные методы используются в педагогике, но только не в дошкольной организации, и даже не в первом классе начальной школе. Почему? На этот вопрос довольно ясно ответила доктор педагогических наук, профессор, член корреспондент РАО        Н.Ф. Виноградова.

       Во-первых, дети дошкольного возраста еще не понимают значения отметки, как способа оценки их деятельности, поэтому часто воспринимают ее как отношение взрослого к себе, а не как результат своего труда.

       Во-вторых, уровень интеллектуального развития, психических процессов детей одной возрастной группы существенно различается (необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка).

        В-третьих, отрицательная отметка разрушает ситуацию успеха, снижает положительное отношение к какой-либо деятельности или формирует безразличие к ее результатам.

И наконец, метод бального оценивания совершенно не соответствует принципу возрастной адекватности педагогических воздействий.

         Таким образом, чтобы желание не уменьшилось, а наоборот, увеличилось, воспитателю нужно применять определенные методы и приемы воздействия.

Вы спросите, какие именно?

          На мотивацию дошкольника влияет множество психологических факторов. Рассмотрим наиболее применимые и важные по содержанию методы стимулирования поведения и деятельности, условно разделив на две группы:

     - методы словесно-эмоционального воздействия,                            - метод наглядно-практического воздействия.

Методы словесно-эмоционального воздействия:

- Метод разъяснения представляет собой эмоционально-словесное воздействие, ориентированное на данную конкретную группу или отдельную личность. В практике дошкольного воспитания разъяснение опирается на внушение, для которого характерно не критическое восприятие воспитанником педагогического воздействия. Не заметно проникая в психику, внушение действует на личность в целом, создавая установки и мотивы деятельности, используется для усиления воздействия других методов воспитания.

- Метод увещевания сочетает просьбу с разъяснением и внушением. Применяя увещевание как воспитательный метод, педагог проектирует в личности воспитанника положительное, вселяет в него веру в лучшее, в возможность достижения высоких результатов. Опора на положительное, похвала, обращение к чувству собственного достоинства, чести создают необходимые предпосылки для почти безотказного действия увещевания даже в очень сложных ситуациях.

- Метод упражнения – практический метод воспитания, суть которого состоит в многократном исполнении требуемых действий, доведение их до автоматизма. Воспитатель создает такие условия, в которых воспитанник должен действовать или совершать те или иные поступки в соответствии с нормами и правилами поведения. Желательный тип поведения можно сформировать только привлекая воспитанников к активной целенаправленной деятельности.

- Хороший результат дает метод поручений, с помощью которого воспитанников приучают к положительным поступкам, развивают у них необходимые качества. Поручения имеют разнообразный характер, например: накрыть или убрать стол, украсить к празднику игровую комнату, выучить стихотворение и т. п.

- Метод поощрения – положительная оценка действий воспитанников. Поощрение закрепляет полезные навыки и привычки. Действие поощрения основано на возбуждение позитивных эмоций, именно поэтому оно вселяет в воспитанников уверенность, создает хороший настрой, повышает чувство ответственности.

- Одобрение – простейший вид поощрения. Воспитатель может выразить свое одобрение по поводу поведения или работы  воспитанников жестом, мимикой, положительной оценкой, доверием в виде поручения выполнить что-либо, одобрением перед остальными воспитанниками, педагогами или родителями.

- Похвала – словесная положительная оценка взрослого, направленная прежде всего на действия и поступки ребенка. Педагоги должны правильно пользоваться этим методом, поскольку дети склонны относить оценку своих поступков или результатов своей деятельности к себе в целом. По словам Н.Ф. Виноградовой, оценивая детей, целесообразно избегать жестких формулировок. Вместо коротких словесных оценок типа «Молодец!», «Здорово!», «Плохо!» рекомендуется использовать развернутые: «Мне нравится, как ты это делаешь», «Подумай еще раз», «Ты старался, ну пожалуйста прояви терпение…», «Давай посоветуемся с другими», «Мне кажется, что здесь ты ошибся, или я не права?»

       В практике воспитания чаще всего употребляются вербальные виды оценки.

Можно выделить две функции педагогической оценки:

- ориентирующая,

- стимулирующая.

Оценку как стимул широко применяют все педагоги («Умница моя, у тебя получится хорошая работа», «я уверена ты это знаешь», «Ты вежливый, поэтому не забудешь поблагодарить!»).

Ориентирующая функция оценки используется на практике значительно реже, хотя педагогический эффект ее воздействия гораздо значительнее. В связи с этим рекомендуется чаще использовать именно такой способ оценивания, например: «Слава культурный мальчик, потому, что прикрывает рот во время кашля и при этом просит прощения», «Алина-умница, она вспомнила, что заштриховывать фон легче боковой поверхностью мелка», «Инна-заботливая девочка, не забыла, что прежде чем одеться самой, нужно помочь одеться малышу». Такие замечания помогают не только похвалить конкретного ребенка, но и помочь остальным ориентироваться в правильности своих поступков.

Главным условием формирования у детей способности к адекватной оценке своих действий, является единство в оценке окружающих. Если оценка противоречива, ребенок обычно выбирает ту, которая лестна для него или в данный момент чем-то ему выгодна.

         Соревнование – один из давнишних методов стимулирования, основанный на присущем детям стремлении к соперничеству. Утверждению себя среди окружающих- врожденная потребность человека, реализуемая им путем соревнования с другими людьми. Результаты соревновательной деятельности прочно на длительное время определяют и закрепляют статус личности в коллективе.

Стимулы в педагогическом процессе-специфические педагогические средства, способные выполнять побудительные функции по отношению к внутренним движущим силам развития ребенка.

Метод наглядно-практического воздействия

Кроме вербальных оценок воспитатели могу использовать в своей практике специальные наглядные пособия, выполненные в различных вариантах, для работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. В основу таких пособий положен метод соревнования.

  1. «Паспорт воспитанника» – представляет собой книжку (лист А-4, сложенный пополам). На первой странице имя и автопортрет. Последующие страницы озаглавлены по основным видам занятости ребенка в течение дня: «Питание», «Сон», «Игровая деятельность», «Самообслуживание». Анализируя в течение дня действия и стремления детей, воспитатель ставит в «паспорт» печати (используя смайлики, наклейки), причем не столько за результат, а за старания и прогресс. Ребенок собравший к примеру 10 печатей, имеет возможность достать сюрприз из «Волшебной коробочки».

Желание быть лучше имеется у каждого. Мотивация детей не наказанием, а поощрением дает более эффективные результаты. Как показывает опыт, результат не заставляет себя ждать.

  1. «Времена года» - метод стимулирования. Классифицируя по временам года приклеиваются пособия на шкафчики детей: осень - корзина для листочков, зимой – елочка (игрушки, шишки), весной - ваза для цветов, летом- ежик (яблочки). Дети стараются собрать как можно больше наград. После подведения итогов, дети видят кто приложил максимум усилий, а кому нужно постараться.

Данный прием помогает приучить дошкольников к самооценке, мотивирует на культурное поведение, общение со сверстниками, формирует привычку говорить правду. Соблюдать чистоту, поддерживать порядок в шкафчике, игровой зоне, выполнять полезную деятельность.

  1. «Оценочные карты» - на специальных картах схематически изображена последовательность действий и требования, предъявляемые к их качеству.

Например, в оценочной карте «Умывание» зафиксированы следующие действия: закатывание рукавов, открывание крана и регулирование напора воды, смачивание мыла водой, намыливание рук, их ополаскивание и отжимание, разворачивание полотенца и вытирание рук, содержание в порядке личных принадлежностей (расчески, зубной пасты), мытье рук после посещения туалета. Все изображения понятны дошкольникам.

Кроме того, в карте перечислены имена детей или индивидуальные эмблемы. Каждому в соответствующую графу проставляют значок –оценку, свидетельствующий об успехе или неуспехе в освоении им конкретных действий.

При использовании представленных приемов стимулирования должны учитываться возрастные особенности.

Так дети оценивают успех и неуспех своей деятельности, переживая их. Успех, удача являются хорошим стимулом для преодоления трудностей в дальнейшем.

Методы стимулирования дошкольников в зависимости от психологических факторов



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Тополек»

http://www.dagorlenok.ru/upload/medialibrary/720/72065c3f2a7464486fb2e129de9f999f.JPG

Консультация для педагогов

Тема: «Влияние методов и приемов стимулирования детей дошкольного возраста для достижения цели в организации образовательной деятельности».

М. Горький: «Если вам хочется похвалить кого-то – сделайте это немедленно, а если поругать – отложите до завтра, возможно вы сочтете, что этого делать не стоит».

      Педагоги в своей практике применяют различные способы стимулирования. Многие из них воодушевленно отстаивают пользу бального оценивания и рейтинговой системы для мотивации детей. Да подобные методы используются в педагогике, но только не в дошкольной организации, и даже не в первом классе начальной школе. Почему? На этот вопрос довольно ясно ответила доктор педагогических наук, профессор, член корреспондент РАО        Н.Ф. Виноградова.

       Во-первых, дети дошкольного возраста еще не понимают значения отметки, как способа оценки их деятельности, поэтому часто воспринимают ее как отношение взрослого к себе, а не как результат своего труда.

       Во-вторых, уровень интеллектуального развития, психических процессов детей одной возрастной группы существенно различается (необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка).

        В-третьих, отрицательная отметка разрушает ситуацию успеха, снижает положительное отношение к какой-либо деятельности или формирует безразличие к ее результатам.

И наконец, метод бального оценивания совершенно не соответствует принципу возрастной адекватности педагогических воздействий.

         Таким образом, чтобы желание не уменьшилось, а наоборот, увеличилось, воспитателю нужно применять определенные методы и приемы воздействия.

Вы спросите, какие именно?

          На мотивацию дошкольника влияет множество психологических факторов. Рассмотрим наиболее применимые и важные по содержанию методы стимулирования поведения и деятельности, условно разделив на две группы:

     - методы словесно-эмоционального воздействия,                            - метод наглядно-практического воздействия.

Методы словесно-эмоционального воздействия:

- Метод разъяснения представляет собой эмоционально-словесное воздействие, ориентированное на данную конкретную группу или отдельную личность. В практике дошкольного воспитания разъяснение опирается на внушение, для которого характерно не критическое восприятие воспитанником педагогического воздействия. Не заметно проникая в психику, внушение действует на личность в целом, создавая установки и мотивы деятельности, используется для усиления воздействия других методов воспитания.

- Метод увещевания сочетает просьбу с разъяснением и внушением. Применяя увещевание как воспитательный метод, педагог проектирует в личности воспитанника положительное, вселяет в него веру в лучшее, в возможность достижения высоких результатов. Опора на положительное, похвала, обращение к чувству собственного достоинства, чести создают необходимые предпосылки для почти безотказного действия увещевания даже в очень сложных ситуациях.

- Метод упражнения – практический метод воспитания, суть которого состоит в многократном исполнении требуемых действий, доведение их до автоматизма. Воспитатель создает такие условия, в которых воспитанник должен действовать или совершать те или иные поступки в соответствии с нормами и правилами поведения. Желательный тип поведения можно сформировать только привлекая воспитанников к активной целенаправленной деятельности.

- Хороший результат дает метод поручений, с помощью которого воспитанников приучают к положительным поступкам, развивают у них необходимые качества. Поручения имеют разнообразный характер, например: накрыть или убрать стол, украсить к празднику игровую комнату, выучить стихотворение и т. п.

- Метод поощрения – положительная оценка действий воспитанников. Поощрение закрепляет полезные навыки и привычки. Действие поощрения основано на возбуждение позитивных эмоций, именно поэтому оно вселяет в воспитанников уверенность, создает хороший настрой, повышает чувство ответственности.

- Одобрение – простейший вид поощрения. Воспитатель может выразить свое одобрение по поводу поведения или работы  воспитанников жестом, мимикой, положительной оценкой, доверием в виде поручения выполнить что-либо, одобрением перед остальными воспитанниками, педагогами или родителями.

- Похвала – словесная положительная оценка взрослого, направленная прежде всего на действия и поступки ребенка. Педагоги должны правильно пользоваться этим методом, поскольку дети склонны относить оценку своих поступков или результатов своей деятельности к себе в целом. По словам Н.Ф. Виноградовой, оценивая детей, целесообразно избегать жестких формулировок. Вместо коротких словесных оценок типа «Молодец!», «Здорово!», «Плохо!» рекомендуется использовать развернутые: «Мне нравится, как ты это делаешь», «Подумай еще раз», «Ты старался, ну пожалуйста прояви терпение…», «Давай посоветуемся с другими», «Мне кажется, что здесь ты ошибся, или я не права?»

       В практике воспитания чаще всего употребляются вербальные виды оценки.

Можно выделить две функции педагогической оценки:

- ориентирующая,

- стимулирующая.

Оценку как стимул широко применяют все педагоги («Умница моя, у тебя получится хорошая работа», «я уверена ты это знаешь», «Ты вежливый, поэтому не забудешь поблагодарить!»).

Ориентирующая функция оценки используется на практике значительно реже, хотя педагогический эффект ее воздействия гораздо значительнее. В связи с этим рекомендуется чаще использовать именно такой способ оценивания, например: «Слава культурный мальчик, потому, что прикрывает рот во время кашля и при этом просит прощения», «Алина-умница, она вспомнила, что заштриховывать фон легче боковой поверхностью мелка», «Инна-заботливая девочка, не забыла, что прежде чем одеться самой, нужно помочь одеться малышу». Такие замечания помогают не только похвалить конкретного ребенка, но и помочь остальным ориентироваться в правильности своих поступков.

Главным условием формирования у детей способности к адекватной оценке своих действий, является единство в оценке окружающих. Если оценка противоречива, ребенок обычно выбирает ту, которая лестна для него или в данный момент чем-то ему выгодна.

         Соревнование – один из давнишних методов стимулирования, основанный на присущем детям стремлении к соперничеству. Утверждению себя среди окружающих- врожденная потребность человека, реализуемая им путем соревнования с другими людьми. Результаты соревновательной деятельности прочно на длительное время определяют и закрепляют статус личности в коллективе.

Стимулы в педагогическом процессе-специфические педагогические средства, способные выполнять побудительные функции по отношению к внутренним движущим силам развития ребенка.

Метод наглядно-практического воздействия

Кроме вербальных оценок воспитатели могу использовать в своей практике специальные наглядные пособия, выполненные в различных вариантах, для работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. В основу таких пособий положен метод соревнования.

  1. «Паспорт воспитанника» – представляет собой книжку (лист А-4, сложенный пополам). На первой странице имя и автопортрет. Последующие страницы озаглавлены по основным видам занятости ребенка в течение дня: «Питание», «Сон», «Игровая деятельность», «Самообслуживание». Анализируя в течение дня действия и стремления детей, воспитатель ставит в «паспорт» печати (используя смайлики, наклейки), причем не столько за результат, а за старания и прогресс. Ребенок собравший к примеру 10 печатей, имеет возможность достать сюрприз из «Волшебной коробочки».

Желание быть лучше имеется у каждого. Мотивация детей не наказанием, а поощрением дает более эффективные результаты. Как показывает опыт, результат не заставляет себя ждать.

  1. «Времена года» - метод стимулирования. Классифицируя по временам года приклеиваются пособия на шкафчики детей: осень - корзина для листочков, зимой – елочка (игрушки, шишки), весной - ваза для цветов, летом- ежик (яблочки). Дети стараются собрать как можно больше наград. После подведения итогов, дети видят кто приложил максимум усилий, а кому нужно постараться.

Данный прием помогает приучить дошкольников к самооценке, мотивирует на культурное поведение, общение со сверстниками, формирует привычку говорить правду. Соблюдать чистоту, поддерживать порядок в шкафчике, игровой зоне, выполнять полезную деятельность.

  1. «Оценочные карты» - на специальных картах схематически изображена последовательность действий и требования, предъявляемые к их качеству.

Например, в оценочной карте «Умывание» зафиксированы следующие действия: закатывание рукавов, открывание крана и регулирование напора воды, смачивание мыла водой, намыливание рук, их ополаскивание и отжимание, разворачивание полотенца и вытирание рук, содержание в порядке личных принадлежностей (расчески, зубной пасты), мытье рук после посещения туалета. Все изображения понятны дошкольникам.

Кроме того, в карте перечислены имена детей или индивидуальные эмблемы. Каждому в соответствующую графу проставляют значок –оценку, свидетельствующий об успехе или неуспехе в освоении им конкретных действий.

При использовании представленных приемов стимулирования должны учитываться возрастные особенности.

Так дети оценивают успех и неуспех своей деятельности, переживая их. Успех, удача являются хорошим стимулом для преодоления трудностей в дальнейшем.

Методы стимулирования дошкольников в зависимости от психологических факторов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов. "Использование игровых технологий при ознакомлении детей дошкольного возраста с предметным миром в непосредственно образовательной деятельности".

Консультация для педагогов.Об использовании игровых техноологий при ознакомлении детей дошкольного возраста с предметным миром в непосредственной образовательной деятельности....

Консультация для педагогов «Влияние фольклора на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста»

Консультация составлена для педагогов на основе изученной литературы по теме  «Влияние фольклора на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста»...

Консультация для педагогов «Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста»

О влиянии загадок на развитие речи детей-дошкольников.Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Загадки способствуют формированию образности речи...

Консультация для педагогов "Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста"

Консультация для педагогов "Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста"...

Консультация для педагогов "Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста"

Консультация для педагогов "Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста"...

"Методы и приемы стимулирования детей дошкольного возраста", С.В.Хатькова, МБДОУ № 43

Представлены 2 группы методов стимулирования дошкольников...

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Дети дошкольного возраста с большим энтузиазмом и рвением отправляются в «путешествие по стране знаний», но увы, ряды желающих добраться до цели очень быстро редеют. Как сохранить интерес ...