Материал для педагогов ДОУ по ЗКР
картотека по развитию речи

Сластихина Ирина Юрьевна

Материал содержит мини комплексы: артикуляционных упражнений, упражнений для губ, щёк и нижней челюсти, развития речевого дыхания. Оформлен в виде мини-буклета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_sam_sebe_logoped.doc1022.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗ СЛОВЕЧКО, ДВА СЛОВЕЧКО…

КАК ЗОВУТ РЕБЯТ?

Комплекс артикуляционных упражнений.

Упражнение для губ, щек и нижней челюсти.

Птенчик. Широко открывать рот, удержать 3 – 5 сек. Закрыть рот повторить не менее 3 раза.

Трубочка. Губы вытянуть вперед (как У). Удерживать 3 -5 сек. Повторить не менее 3 раза.

Улыбка. Широко улыбнуться (челюсти сжать, видны верхние и нижние зубы). Удержать 3 -5 сек. Повторить не менее 3 раза.

Шарик. Рот закрыт, надуть щеки. Удержать 3-5 сек. Повторить не менее 3 раза.

Заборчик. Рот закрыт, зубы сжаты. Отвести губы в стороны, обнажив зубы. Удержать 3-5 сек. Повторить не менее 3 раза.

Упражнение для языка.

Лопатка Рот открыт, губы в улыбке. Широкий расслабленный язык положить на нижнею губу. Удержать 3 -5 сек. Повторить не менее 3 раза.

Полакаем как котенок. Рот открыт, губы в улыбке. Высовывать изо рта и втягивать обратно широкий язык. Выполнять 5 – 7 сек. не менее 3 раза.

Иголочка Рот открыт, губы в улыбке. Высунуть изо рота узкий и острый язык. Удержать 3-5 сек. Повторить не менее 3 раз.

Часики. Рот открыт, губы в улыбке. Высунуть изо рота узкий и острый язык, совершить им движения из одного угла рта к другому. Выполнить 5 – 10 движений.

Качели. Рот открыт, губы в улыбке. Высунуть изо рота узкий и острый язык, совершать им движения от носа к подбородку. Выполнить 5 – 10 движений.

Орешки. Рот открыт, кончиком языка оттопырить правую щеку затем левую. Держать по 3 сек.

Лошадка. Рот открыт, губы в улыбке. Присосать кончик языка к бугоркам за верхними зубами, затем со щелчком оторвать. Выполнять в медленном темпе, челюсть не двигается. Выполнить 5 – 10 движений.  

И НЕЗНАЙКАМИ ПОБЫТЬ

                                        ПЛЕЧИ ВВЕРХ И ОПУСТИТЬ.

                                        И ПЛЕЧАМИ ПОВРАЩАТЬ

                                        НУЖНО ПЛЕЧИКИ РАЗМЯТЬ.

                                        ВПЕРЁД-НАЗАД, ВПЕРЁД-НАЗАД

                                        И ВСЕ ДЕЛА ПОЙДУТ НА ЛАД.

УРОКИ ГРАМОТЫ

Нашим плечикам и шее с физкультурой веселее

Данные упражнения:

  • снимают напряжение мышц шеи и плеч;
  • вызывают прилив крови к речевым органам;
  • являются подготовкой к артикуляционной гимнастике.

ВВЕРХ И ВНИЗ, ВВЕРХ И ВНИЗ

                                      ЭТО, МАМА, НЕ КАПРИЗ!

ВПРАВО-ВЛЕВО, ВПРАВО-ВЛЕВО

                                         ПОСМОТРИ, КАК КОРОЛЕВА.

ПОКИВАТЬ ПО СТОРОНАМ

                                       НУЖНО НАМ, ТАК НУЖНО НАМ.

                                       ГОЛОВОЮ ПОКРУТИТЬ

                                       НЕ ЗАБЫТЬ, НЕ ЗАБЫТЬ.

Развитие речевого дыхания.

Речевое дыхание – основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Оно обеспечивает нормальное голосообразование, правильное условие звуков, способно изменить силу  их звучания, помогает верно, соблюдать паузу, сохранить правильность речи, менять громкость, использовать речевую мелодику.

Речевой выдох – необходимо условие для произнесения звуков. В зависимости от того, куда направлена воздушная струя, звуки будут звучать по–разному: М, Мь, Н, Нь – при прохождении воздуха через нос; Б, Бь, Д, Дь – при прохождении воздуха через рот.

Чтобы привести в колебание кончик языка при произнесении звуков Р, Рь,  нужно сильная воздушная струя.

Перед началом говорения ребенок должен сделать достаточно глубокий вдох, добирая воздух на определенных речевых отрезках.

В работе по воспитанию дыхания используются упражнения:

1. «Лети, снежинка» Детям предлагается долго подуть на бумажную снежинку.

2. «Ветер» Ребенок долго гудит: У-У-У

3. «Погрей ладошки» предложить подуть на ладони.

4. «Комары и комарики», «Большие и маленькие жуки». Ребенок с различной громкостью протяжно произносит: З, Ж.

5. «Кто дольше споет песенку». Ребенок протяжно произносит: А, У, И. Особое внимание обращается на правильное произнесение на одном выходе нескольких звуков: «А - У», «У - И.»  

Упражнение выполняют 2 -5 минут (в зависимости от возраста). Также детям предлагается произносить на одном выдохе чистоговорки, потешки, фразы из 5-6 слов, короткие стихотворения.

Сроки усвоения звуков с 1 до 2 лет.

а, д, и, о, у, ы, б, п, к , г, й, ть, дь, нь, кь, гь, в, ф, сь, зь.

Характерно то, что звуки или смягчаются или оглушаются.

с 2 до 3 лет

т, д, н, пь, бь, мь, с, з, л,

Есть все звуки, кроме: ш, ж, ч, щ, ц, р, рь.

3-4 года

ч, щ, ц, (могут появиться и ближе к 5 – ти годам)

4 – 5 лет

Процесс становления звуков завершается, появляются р, рь.

5 -7 лет

Звуки речи усвоены полностью.

Мимические упражнения.

1.Поднимание и опускание бровей. При поднимании бровей глаза широко раскрываются, на лбу появляется горизонтальные морщины; при опускании – глаза почти закрываются и над переносицей образуются вертикальные и горизонтальные морщины.

2.Одновременное закрывание и открывание обоих глаз.

3.попеременое закрывание правого и левого глаза.

4. Одновременное, затем попеременное прищуривание глаз.

5. Одновременное поднимание обоих углов рта.

6.Поочередное поднимание левой и правой щеки. Вдох носом, выдох ртом.

7.Придать лицу выражения удивления, радости, горя, гнева.

Пальчиковая гимнастика

1,5 – 2 года.

  • Сжимание разжимание кулачков.
  • Показывание пальцев по одному.

2 – 3 года

  • позы «Коза»,  «Зайчик», «Корова».
  • Выполнение простых упражнений под легкую, короткую рифмовку.

    3 – 7 лет

Выполнение упражнений под длинные рифмованные фразы.

Фонематическое восприятие.

  • Интерес к неречевым звукам (машина, вода, бумага).
  • Узнавание неречевых звуков.
  • Различение одинаковых звуков по высоте, силе, тембру.
  • Различение слов близких по звуковому составу.
  • Дифференциация слогов
  • Дифференциация фонем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для педагогов

Шаблоны для презентаций...

Материал для педагогов-психологов ДОУ

Тексты консультаций для воспитателей...

Родительское собрание в группе 6-7 лет. Материал для педагогов и родителей.

-     «Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком» - Л.С. Выгодский- И чем больше мы с ...

Концепция «Педагогические условия эмоционально – нравственного развития личности ребенка в дошкольном образовательном учреждении», методический материал для педагогов ДОУ

        Актуальность  Развитие личности ребенка  требует проектирования особой системы образования. Прежде всего этот тезис имеет смысл применительно к дошкольному...

Материал для педагогов ДОУ и педагогов-психологов ДОУ по организации и проведению психогимнастики для малышей

Детские игры должны быть не просто познавательными и развивающими и именно психогимнастика предлагает такие игры, которые непременно помогут психике вашего ребенка. Попробуйте и вы не пожалеете....

Представлена разработка учебно-методического материала экологической направленности "Волшебница вода". Материал адресован педагогам дошкольных учреждений и используется для работы с детьми дошкольного возраста (с нарушениями зрения) вне занятий.

ПОНЕДЕЛЬНИКОсновные задачи: познавательные мотивы, интересы об окружающей среде, о значении воды в нашей жизни; самостоятельность мышления, умение делать выводы.УТРО Цель: поднять ...

Практический материал для педагогов по программе наставничества "Верёвочкины сказки" картотека, презентация материал для педагогов.

Наставничество в ДОО, Реализация программы тьютора - наставника. Он- лайн материал практического характера для внедрения в образовательную деятельность. Технология В.В. Воскобовича интеллектуальн...