Картотека речевых игр и заданий на тему "Весна"
методическая разработка по развитию речи

Алиахмедова Мария Султанахмедовна

Картотека речевых игр и заданий по лексической теме «ВЕСНА»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_rechevyh_igr_i_zadaniy_po_leksicheskoy_teme.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека речевых игр и заданий по лексической теме «ВЕСНА»

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ВЕСНА. 

Обогащение и уточнение словаря:

Существительные: цветы, растения, первоцвет, подснежник, одуванчик, мать-и-мачеха, нарцисс, фиалка, незабудка, тюльпан, крокус, ландыш; цветок, бутон, лепесток, стебель, корень, лист, листья, букет, венок, запах, аромат, луг, поле, лес.

Глагольный словарь: растут, цветут, выращивают, высаживают, садят, поливают, ухаживают, рыхлят, пересаживают, полют, сеют, пахнут, срезают, любоваться, рвать, уничтожать, нюхать, рисовать, расцветать, распускаться.

Прилагательные: красивый, нежный, хрупкий, тонкий, душистый, алый, лиловый, белоснежный, золотистый, розовый, голубой, редкий, пушистый, гладкий.

Развитие общих речевых навыков.

Разговор с весной (прочитать по ролям)

- Ну, Весна, как дела?- У меня уборка.

- Для чего тебе метла?- Снег мести с пригорка.

- Для чего тебе ручьи?- Мусор смыть с дорожек!

- Для чего тебе лучи?- Для уборки тоже.

Все промою, просушу

 -Вас на праздник приглашу! О. Высотская

Лексика.

1. Рассмотрите картинки с изображением подснежника, мать-и-мачехи, одуванчика, ландыша, незабудки. Это первые весенние цветы. Одним словом их можно назвать первоцветами.

2. Дид/игра «Вопрос - ответ»

Что такое весна? (Время года.)

После какого времени года наступает весна?

Какое время года наступает после весны?

Назовите первый месяц весны.

Назовите второй месяц весны.

Назовите третий месяц весны.

Назовите месяцы весны по порядку.

Назовите весенние приметы.

Почему весной вся природа оживает?

3. Д/игра «Какой, какая?», Подобрать как можно больше признаков к существительному:

на согласование прилагательных с существительными

весна (какая?) — …        

Д/игра «Скажи - какой (какое, какая)?»

- Весной солнце (какое?) - яркое, тёплое, лучистое, ласковое...

Небо - синее, чистое, голубое, лазурное...

Снег - рыхлый, тёмный, грязный...

Ручей - быстрый, звонкий...

Трава - зелёная, нежная, мягкая...

4.«Поймай слово». Услышите слова – названия весенних цветов, хлопните в ладоши.

Солнце, подснежник, небо,  нарцисс, книга, астра, картина, тюльпан, космонавт, маргаритка, ландыш, окно, роза, линейка, медуница .

5. «Назови» Развитие слухового внимания и слуховой памяти. Прослушать стихотворение и назвать первоцветы, которые встречаются в стихотворении «Цветы»:

Колокольчик и левкой, георгин, шар золотой,

Василек, ромашка, астры, ландыш с запахом прекрасным,

Мак, тюльпан, табак душистый, одуванчик золотистый,

Роза, мальва и ирис, незабудка и нарцисс.

Хорошо запомни ты, как называются цветы.

6.Д/игра «Какой цветок подаришь маме?»

Я подарю маме подснежник.

Я подарю маме тюльпан (нарцисс, медуницу, одуванчик, мать-и-мачеху…)

7.Д/игра «Подбери родственные слова».

трава – травка, травушка, травяной, травянистый, травинка, травник…

8.Д/игра Подобрать предметы к признакам:

Весенний –день…, весенняя – гроза…,

Весеннее – солнышко…, весенние – дни… .

8.Д/игра Подобрать существительные к действиям:

(Кто? Что?): тает…, бегут…, распускаются…, появляются…, зеленеет…, прилетают…, цветут… .

9. Д/игра «Четвертый лишний»

Подснежник, фиалка, крокус, роза.        Колокольчик, медуница, примула, ландыш.

Пролеска, астра, одуванчик, подснежник.        Фиалка, пролеска, пион, ландыш.

Мак, подснежник, медуница, крокус.

Что лишнее и почему?

Нарцисс, примула, апельсин, гиацинт.

Подснежник, верба, одуванчик, мать- и мачеха.

Какое слово не подходит?

Дуть, дунул, сдул, диванчик.

Цветок, цветик, расцветка, свисток, цветастый.

10.Загадки:

Нарядные сестрёнки весь день гостей встречают,        Прячет цветок

Мёдом угощают. (цветы)        Сладкий медок.

Первым вылез из земли на проталинке.        И в названье мед таится

Он мороза не боится, хоть и маленький. (Подснежник)         Узнаете? …(Медуница)

Беленькие горошки на зеленой ножке. (Ландыш)

Белым шариком пушистым        Холод. Все сады пусты.

Я красуюсь в поле чистом,        Ну какие тут цветы?

Дунул легкий ветерок –        Но у нас назло морозу

И остался стебелек. (Одуванчик)        В марте продают … (мимозу)

Есть один такой цветок –         Желтая, пушистая,

На него подуй слегка:        Нежная, душистая

Был цветоок – и нет цветка. (Одуванчик)        Боится мороза, зовётся … (Мимоза)

Золотые лепестки, хрупкий стебелёк.

Распустился у реки солнечный цветок.

Только тучка набежала, сжались лепесточки.

На зелёных стебельках – круглые комочки. (Мать-и – мачеха)

Вопросы на засыпку!

Чего больше - весенних или зимних месяцев?

Чего больше – весенних месяцев или весенних дней?

Чего больше – времён года или весенних месяцев?

Грамматический строй речи.

1. Д/игра «Назови ласково»

Цветок –        Подснежник –        Пролеска –

Фиалка –        Примула –        Медуница –

Приложение 3.1.2

2. Д/упр. «Один — много»

на употребление существительных в родительном падеже множественного числа.

Одна незабудка - много незабудок.        Один ландыш - много ...        Один нарцисс – много…

Один одуванчик - много ...        Одна мать-и-мачеха - много ...        Один тюльпан - много…

Один подснежник –много …         Одна перелеска – много…        Одна фиалка – много…

Одна медуница - много …         Одна пролеска - много…        Одна примула – много…

Одна ветреница – много …        Один крокус - - много…

3. Д/игра «Чего весной много?» (ребёнок отвечает полным предложением)

- Один ручеёк, а весной много (чего?) Весной много ручейков.

- Одна птица - а весной много птиц.

- Один подснежник - а весной много подснежников. 

- Одна проталина - а весной много проталин.

- Один скворец - а весной много скворцов.

- Одно дерево - много деревьев…

4. Д/упр. «Один — все»: Подснежник — подснежники, Нарцисс — нарциссы,

Слова: тюльпан, ландыш, медуница, примула, одуванчик, мать-и-мачеха, мимоза.

5. Д/упр. «Посчитай-ка» на согласование числительных с существительными

Одна медуница, две медуницы, …, пять медуниц…        Один одуванчик, 2 ..., 3 ..., ...

Один тюльпан, два тюльпана,…пять тюльпанов,…        Один ландыш, 2 ..., 3 ..., ...

Одна незабудка, 2 ..., 3 ..., ...        Одна мать-и-мачеха, 2 ..., 3 ..., ...

6.Д/игра «Скажи наоборот»

Ранние цветки –        Холодно –        Солнечно –

Расцвел цветок –        Большой цветок –        Мягкая земля –

7. Д/упр. "Чей лист, чей цветок".

8. Д/упр. «Какой запах?»

учимся образовывать прилагательные от существительных с помощью суффиксов.

Пахнет ландышами - запах (какой?) ландышевый.
Пахнет одуванчиками - запах (какой?) ...
Пахнет незабудками - запах (какой?) ...
Пахнет мать- мачехой - запах (какой?) ...

9. Д/упр. «Чем пахнет в воздухе?»

на употребление существительных в творительном падеже единственного и множественного числа.

В воздухе пахнет ландышем, ландышами.

В воздухе пахнет одуванчиком, одуванчиками.

И так далее.

10. «Я начну, а ты продолжи».

Я посадил тюльпаны.

Ты …Он…Она…Мы…Вы…Они…

Я поливаю нарциссы.

Ты …Он…Она…Мы…Вы…Они…

Я любуюсь подснежниками.

Ты …Он…Она…Мы…Вы…Они…

Развитие фонематической стороны речи.

1. Задание «Телеграф». Деление слов на слоги. «Раздели словечко» (ребенок проговаривает слово по слогам на лексическую тему «Первоцветы» и на каждый слог хлопает в ладоши).

(В этом слове 1-2-3 слога, сколько слогов, столько и гласных звуков в этом слове)

цве-ты, нар-цисс, . под-снеж-ник, фи-ал-ка, тюль-пан, лан-дыш, ме-ду-ни-ца, при-му-ла, о-ду-ван-чик, мать-и-ма-че-ха, ми-мо-за, фи-ал-ка, цве-ток, бу-тон, ле-пе-сток, сте-бель, ко-рень, лист, бу-кет. ве-нок, за-пах, луг, лес.

2. Задание «Где живёт звук?» (начало, конец, середина) определять место заданного пройденного звука (выделены шрифтом) в словах по текущей лексической теме. Слова: цветы, первоцветподснежник, одуванчикфиалка, незабудка, тюльпан, ландышцветокбутон, лепестокстебель, корень, листбукетвенокзапах, лес.

3. Задание «Назови первоцвет на звук..:» [П] - … [М] -  [Н] - … [Ф’] - … [Т’] - … [К] - [Л] -

Ответы: подснежник, мать-и-мачеха, нарцисс, фиалка, тюльпан, крокус, ландыш.

4. Задание Игра «Эхо» — назови первый звук: Подснежник, нарцисс, тюльпан, ландыш, медуница, примула, одуванчик, мать-и-мачеха, мимоза, фиалка.

5. Задание «Поймай гласные звуки в этом слове» (добиваемся полного ответа).

Приложение 3.1.2

Напр.: ФИАЛКА ФИ-АЛ-КА, в этом слове 3 слога, значит 3 гласных звука: И - А - А.

6. Задание. «Спрячь слово в ладошках», «Поймай лепесток – звук», .«Назови гласные звуки в словах». Для этого нужно прохлопать название первоцвета по слогам и выделить гласные звуки из слов-названий первоцветов. Ребёнок, повторяя слова, на слух выделяет все гласные.

Например:         ЛИСТ –  И;         ЛАНДЫШ – А, Ы;        БУТОН – У, О;

7. Задание «Первый звук – последний звук» нужно назвать первоцвет, определить первый и последний звук в слове и разделить слово на слоги.

Это тюльпан. Первый звук в этом слове [Т’]. Последний звук [Н]. В слове ТЮЛЬ-ПАН-два слога.

Это нарцисс. Первый звук в этом слове [Н]. Последний звук [С]. В слове НАР-ЦИСС-два слога.

Это крокус. Первый звук в этом слове [К]. Последний звук [С]. В слове КРО-КУС - два слога.

8.Задание «Что за первоцвет я загадала?»

Первый звук [П], а последний [К] (Подснежник)

Первый звук [Л], а последний [Ш] (Ландыш)

Первый звук [Ф’], последний [А] (Фиалка)

9.Задание. Дидактическое упражнение «Составь слово по первым звукам».

Составь  названия первоцветов по первым звукам слов, которые я назову:

Ландыш: Л – лодка, А – арбуз, Н – ноты, Д – дом, Ы, Ш – шляпа

Тюльпан: Т – тополь, Ю – юла, Ль – лестница, П – полотенце, А – автомобиль, Н – нос

Примула: П — почтальон, Р – роза, И – игрушки, М – магазин, У – утка, Л – луна, А — абрикос

10. Задание. «Вспомни словечко».

Назовите первоцветы со звуком «Р»: примула, нарцисс, маргаритка, ирис

(даётся индивидуально  детям, у которых идёт процесс автоматизации «Р»)

Назовите первоцветы со звуком «Л»: примула, ландыш, фиалка

(даётся индивидуально  детям, у которых идёт процесс автоматизации «Л»)

Назовите первоцветы со звуком «ЛЬ»: тюльпан

(даётся индивидуально  детям, у которых идёт процесс автоматизации «ЛЬ»)

Назовите первоцветы со звуком «Ц»: медуница, нарцисс

(даётся индивидуально  детям, у которых идёт процесс автоматизации «Ц»)

Назовите первоцветы со звуком «Ч»: мать-и-мачеха, одуванчик

(даётся индивидуально  детям, у которых идёт процесс автоматизации «Ч»)

Назовите первоцветы со звуком «С»: подснежник, нарцисс, ирис

(даётся индивидуально  детям, у которых идёт процесс автоматизации «С»)

Обучение грамоте.

1.Печатание слов по данной теме.

2.Игра «Дружные звуки». Составление слов по теме и их чтение.

Примула, нарцисс, ландыш, тюльпан, маргаритка…

Связная речь.

Ответить на вопросы по теме: «Весна».

Какие приметы весны ты знаешь?

Когда ты заметил первые приметы весны?

Какие это приметы?

Назови весенние месяцы.

Назови перелётных птиц. Расскажи о жизни птиц и зверей весной.

Выучить пословицу о весне.

Март с волой, апрель с травой, май с цветами.

Как ты думаешь, почему апрель в древности называли снегогон, водолей, цветень?

Выучить стихотворение «Весна» И. Токмакова

К нам весна шагает

Быстрыми шагами,

И сугробы тают

Под её ногами.

Чёрные проталины

На полях видны.

Верно, очень тёплые

Ноги у весны.

Составить описательный рассказ о каком-либо первоцвете по плану:

- Название. Как называется цветок?

- Где растёт?

- Строение. Какие части есть у цветка? Какого цвета его лепестки?

- Для чего нужен этот цветок? Какую пользу приносит?

План ответа: 

Этот цветок называется подснежник. Цветок белого цвета, с приятным нежным запахом. Подснежник невысокий. Появляется он ранней весной, когда только появляются ручьи и прилетают перелётные птицы. У него тоненький стебелёк, узенькие листочки и маленький из трёх лепестков цветок.

Растёт он в лесу.

Объясни словечко:

Проталина, подснежник, оттепель, капель, сосулька, первоцвет.

Развитие мелкой моторики.

Назови приметы весны. Раскрась картинку.

(См. Приложение Раскраски. Весна.)

Выложить из счётных палочек

Нарисовать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека речевых игр и заданий /II младшая группа/

Основная цель данных игр для младшего возраста – развитие речевой активности, умение соотносить действие со словом потешки, стиха, понимание значения слов, умение правильно их произносить....

Картотека речевых игр и заданий для родителей по лексическим темам «Профессии»

Дидактические игры и упражнения для выполнения дома с родителями...

Картотека речевых игр и заданий для родителей по лексическим темам «Инструменты»

Картотека речевых игр и заданий для родителейпо лексическим темам «Инструменты»...

Картотека речевых игр и заданий для родителей по лексической теме: «Профессии» (подготовительная группа)

Картотека  заданий для родителей и их детей  по лексической  теме:«Профессии»(подготовительная группа)...

Картотека речевых игр и заданий по лексической теме «ВЕСНА»

Дидактические игры и упражнения для выполнения дома с родителями...

Картотека речевых игр и заданий для родителей по лексическим темам «Инструменты» (подготовительная группа)

Подборка игр и заданий по лексической теме "Орудия труда. Инструменты"....