ООД по образовательной области «Речевое развитие» в младшей группе «Овощи»
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Тюрина Татьяна Юрьевна

Технологическая карта ООД по образовательной области «Речевое развитие» в младшей группе «Овощи»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта НОД

Образовательная область

«речевое развитие», «социально-коммуникативное развитие»

Возраст детей, группа

3-4 лет, младшая группа.

Тип НОД

Открытие нового знания

Тема НОД

«Овощи»

Цель

1.Расширить знания детей об овощах, познакомить с новыми овощами.

2.Учить различать овощи по внешнему виду, называть их;

3.Развивать умение взаимодействовать друг с другом.

Материал

карточки «овощи-фрукты»,  подносы, красный и желтый круг.

Предполагаемый результат

Дети знают об овощах, умеют различать овощи по внешнему виду, называть их

Этапы

Деятельность воспитателя

Методы, приемы

Деятельность воспитанника

Предпосылки учебной деятельности

Контроль результатов деятельности

Этапные задачи: мотивировать детей на включение в деятельность, развивать речь.

I. Введение в ситуацию

Воспитатель собирает детей около себя.

- Есть ли у вас дача?

- Есть на вашей даче сад и огород?

- Какие фрукты (овощи) растут у вас на даче?

- Приходилось ли вам собирать урожай плодов – фруктов и овощей?

После ответов детей, воспитатель рассказывает, что Зайца уродился большой урожай овощей. Заяц просит детей помочь ему этот урожай убрать.

- Хотите помочь Зайцу убрать овощи?

- Сможете? Хотите помочь?

беседа

Впечатления из личного опыта

Дети фиксируют детскую цель помочь зайцу убрать овощи.  

Личностные,

коммуникативные

Ответы на вопросы:

Хотите помочь?

Сможете?

Этапные задачи: актуализировать знания детей об овощах.

II. Актуализация знаний

- Что растет на этой грядке? (Морковка.)

Воспитатель предлагает детям убрать с грядки морковки. Может случиться, что кто – то из детей сорвет две морковки, тогда кому – то морковка не достанется.

- Все смогли взять морковку?

- Что нужно сделать для того, чтобы морковка была у каждого?

Далее детям предоставляется самостоятельность.

- Что растет на этой грядке? (Картошка.)

Воспитатель предлагает детям убрать с грядки картошку.

Наглядный

Практический

словесный

Дети вместе с воспитателем подходят к столу - грядке, на котором лежат морковки, вырезанные из картона. Количество морковок равно количеству детей.

Ответы детей

(Надо поделиться.)

Дети складывают морковки на поднос.

Дети подходят к другому столу – грядке, на котором лежат изображения картошки.

(Картошка.)

Дети складывают картошку  на тот же поднос.

Если позволяет время, то можно подойти к еще одной «грядке» и убрать с нее репчатый лук.

Познавательные

Регулятивные

Наблюдение за процессом, соблюдение правил, ответы детей, выполнение заданий

Этапные задачи: 1) создать мотивационную ситуацию для формирования представлений о новых видах овощей;

2) сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины. формирования представлений о новых видах овощей.

III Затруднение в ситуации

Заяц удивляется и спрашивает у детей:

- Что выросло на моей грядке?

- Может быть, это сорняки и их нельзя есть?

Как правило, дети не дают ответа на этот вопрос.

- Смогли вы объяснить Зайцу, что растет на этой грядке?

- Почему не смогли?

- Что нужно сделать, если чего – то не знаешь, а хочешь узнать?

Словесный

Практический

Дети подходят к третьему столу – грядке, на одной стороне которого лежат вырезанные из картона изображения цветной капусты, на другой стороне – изображения фасоли. Количество изображений капусты равно количеству мальчиков, а количество изображений фасоли равно количеству девочек.

(Нет.)

(Потому что мы не знаем, что это такое.)

(Надо спросить у того, кто знает.)

познавательные

Смогли помочь?

Почему не смогли?

Что нужно сделать?

Этапные задачи: 1) сформировать представление о новых видах овощей;

2) сформировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия.

IVОткрытие нового знания или способа действий

Воспитатель рассказывает, что у Зайца есть друг – мудрый Еж, который знает все.

Воспитатель предлагает сфотографировать то, что выросло у зайца на огороде на телефон, отправить Ежу и спросить у него, что это такое.

- О чем вы хотите спросить у Ежа? Воспитатель помогает детям сформулировать вопрос, после чего дети «печатают» вопрос и отправляют Ежу.

Ответ приходит быстро. Воспитатель его зачитывает:

- То, что небольшого размера, длинное, темно – зеленого цвета, называется фасоль. Это очень полезный овощ. Из фасоли можно варить очень вкусный суп.

Воспитатель предлагает девочкам собрать фасоль. Собранная фасоль кладется на поднос.

Воспитатель читает сообщение Ежа дальше:

- То, что круглое, большое, как будто кудрявое, называется цветная капуста. Это тоже полезный овощ. Его тоже можно класть в суп.

Мальчики собирают цветную капусту и кладут на поднос.

Наглядный

Практический

словесный

Дети «берут в руки телефон, фотографируют овощи».

Дети выполняют задание.

Коммуникативные Личностные

Регулятивные

Познавательные

Наблюдение за процессом, соблюдение правил, ответы детей, выполнение заданий.

Этапные задачи: Часть 1закрепить знания детей об овощах в практической деятельности.

Часть 2

закрепить знания детей о фруктах,  их цвете и форме.

V Введение новых знаний в систему знаний

Часть 1

Воспитатель собирает детей около себя и рассказывает, что Заяц решил сварить суп и пригласить в гости друга – мудрого Ежа.

- Хотите вместе с Зайцем сварить суп?

Воспитатель обращает внимание на отдельный стол, на котором находятся все овощи, которые дети собрали на огороде. Кроме этого на столе имеются изображения яблок (по количеству мальчиков) и груш (по количеству девочек). Все карточки с изображением фруктов и овощей лежат вперемешку. На столах у детей для каждого ребенка приготовлен поднос.  Это как будто – кастрюля.

Воспитатель предлагает детям положить в кастрюлю сначала картошку.

Воспитатель проверяет выполнение задания у каждого ребенка, после чего дети кладут картошку в «кастрюлю».

Аналогично дети выбирают цветную капусту (лук, морковку, фасоль) и складывают их в «кастрюлю».

- Как одним словом назвать то, что вы положили в кастрюлю?

Часть 2

Воспитатель собирает детей около стола, на котором остались изображения яблок и груш.

- Как одним словом назвать то, что осталось на столе?

- Что можно приготовить из яблок и груш?

Воспитатель говорит, что Заяц просит девочек сварить яблочный, а мальчиков – грушевый компот.

Для организации обратной связи воспитатель задает детям вопрос:

- Что нужно выбрать мальчикам (девочкам) для грушевого (яблочного) компота?

Воспитатель кладет на стол красный и желтый круг – это как будто кастрюли и говорит, что яблочный компот Заяц просил сварить в красной кастрюле, а грушевый – в желтой.

Заяц благодарит детей.

Наглядный

Словесный

контроль

Дети отвечают на вопросы

Дети подходят к столу, выбирают изображение картошки.

Аналогично дети выбирают цветную капусту (лук, морковку, фасоль) и складывают их в «кастрюлю».

(Это овощи.)

Затем дети «включают плиту». Суп варится.

(Это фрукты.)

Выслушиваются все предложения детей, после чего решаем сварить компот.

Дети выбирают нужные фрукты и кладут в кастрюли нужного цвета.

Коммуникативные Личностные

Регулятивные

Наблюдение за процессом, соблюдение правил, ответы детей, выполнение заданий.

Взаимоконтроль

Этапные задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.

VI Осмысление (итог)

 Воспитатель собирает детей около себя.

- Где мы с вами сегодня побывали?

- Чем помогли Зайцу?

Воспитатель хвалит детей и говорит, что они смогли сварить суп, потому что узнали новые овощи.

Словесный

Ответы детей.

Коммуникативные Личностные

Познавательные

Регулятивные

Ответы детей на вопросы: Смогли помочь? Чем смогли?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая диагностика образовательной области Речевое развитие второй младшей группы

В данном материале представлены развернутые таблицы диагностического обследования детей второй младшей группы, сводная таблица результатов с диаграммой на начало года 2014-2015 уч.г. по ФГОС...

Консультация: «Работа с детьми по образовательной области «Речевое развитие» в младшей группе»

Данная консультация подготовлена в помощь педагогу при планировании работы по речевому развитию в младшей группе. В ней раскрываются основные формы и методы реализации образовательной области «Речевое...

Рабочая программа образовательной области "Речевое развитие" (2 младшая группа)

Данная рабочая программа составлена на основании примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Вас...

Конспект открытого занятия по образовательной области: « Речевое развитие» в младшей группе.

Цель:1. Продолжать знакомить детей с русским народным творчеством.2. Побуждать детей использовать в собственной речи отрывки из сказки.3. Продолжать обогащать словарь детей.4. Продолжать развивать зву...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в образовательной области «Речевое развитие» в младшей группе.

- формировать понятие имя признака – влажность и считывать схематичное изображение этого признака.- учить детей определять объект по признаку влажность у предметов окружающего мира: сухо, сыро, мокро,...